СОДЕРЖАНИЕ
Обобщение знаний о жанре литературы — басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно — рабочим картам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_basen_ezopa_i_krylova.docx | 27.41 КБ |
informacionno-rabochie_karty.docx | 12.89 КБ |
reklamnyy_prospekt_uroka.doc | 96.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku_sravnitelnyy_analiz_basen_ezopa_i_krylova.pptx | 167.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс (система Л. В. Занкова)
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова.
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;
учить детей наблюдать, сравнивать
развивать творческие способности уч-ся;
обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
воспитывать высокие моральные качества;
Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение 3 класс», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для уч-ся, рисунки и творческие работы учеников
- Проверка готовности детей к уроку.
- Подготовка уч-ся к работе по теме урока.
— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.
— У вас на столах лежат информационно-рабочие карты .
Найдите I блок – тест. Приступаем к его выполнению.
I вариант находит сведения, относящиеся к Эзопу,
II вариант – к И. А. Крылову
(Слайды теста – презентация)
а) в 13- 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э .
а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
— Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб. )
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
— Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
— да, ребята, оба эти человека были великими баснописцами (слово басн о писец выносится на доску)
— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие) ≈ 10 ‘ -12 ‘
-Поможет нам в этом план сравнения басен в ваших информационно-рабочих картах.
Прочитайте II блок.
План сравнения басен:
- Название басни.
- Время написания.
- Форма написания (стихотворная, прозаическая)
- Композиция ( сюжет, мораль)
- Характеры героев.
— Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басне Эзопа «Волк и ягнёнок».
-Давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок»)
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» в исполнении по ролям. (Чтение басни детьми по ролям)
— Приступим к исследованию. (на слайде)
- — Сопоставьте название басен. (название одинаковое)
- — А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)
- — Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
- — Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?
— Где в басне Эзопа находится мораль? ( в конце басни ),
а у Крылова? ( в начале басни )
— Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? ( сильный всегда прав )
— Ребята, я вам сейчас покажу рисунок художника Рачова. Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова? (Крылова. Потому что у Крылова животные больше похожи на человека)
— Да, герои басен Эзопа больше близки животному миру. Но и в одной и в другой басне есть аллегория (иносказание) ( слово аллегория выносится на доску)
- Близки животному миру. Близки миру людей.
— За пороками животных мы видим человеческие пороки. Обратимся к III блоку ваших информационно-рабочих карт .
— Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны обоими баснописцами в образе волка. (работа в информационных картах)
(расчётливость, властолюбие, высокомерие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость)
— Посмотрите, в ваших картах остались неподчеркнутые слова. Прочитайте их. (расчётливость, льстивость, хитрость)
— Давайте вспомним, какое животное в РНС наделено такими чертами характера? (лиса)
-Посмотрим такова ли лисица в изображении Эзопа и Крылова.
— Читаем басню Эзопа «Ворон и лисица» .(чтение басни Эзопа)
— А теперь послушаем басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в лицах. (исполнение басни по ролям)
— Продолжим нашу исследовательскую работу.
- — Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
- -Время написания? ( разное: 6 век до н. э. , 18 век)
- — Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
- — Где в басне Эзопа находится мораль? ( в конце басни ).
А в басне Крылова? ( в начале басни )
— Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).
- А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев ).
- Итог урока.
— Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?
— Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
— Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните зелёным карандашом в IV блоке информационно – рабочих карт слова, обозначающие положительные черты характера человека.
(жадность, воспитанность , глупость, доброта, справедливость, отзывчивость , лень, вежливость, правдивость, трусость)
— Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.
— Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)
— Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
— К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню? (Да)
— К сегодняшнему уроку я предложила Кончиц Ксении попробовать себя в роли баснописца. Давайте послушаем, что у неё получилось.
— Чему же учит басня Ксении?
— Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова? Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим?
— Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
— С каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
VI. Домашнее задание: подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и Крылова.
Предварительный просмотр:
Информационно – рабочая карта
ученика 3а класса ______________________________
План сравнения басен:
- Название басни.
- Время написания.
- Форма написания (стихотворная, прозаическая)
- Композиция ( сюжет, мораль)
- Характеры героев.
Расчётливость, властолюбие, высокомерие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость
Жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость
Предварительный просмотр:
Дата: 20 октября 2011 года
Место проведения: МОУ СОШ № 39 г. Брянска
Класс: 3 а (обучение по УМК «Развивающая система Л. В. Занкова»)
Учитель: Маркина Елена Ивановна
Предмет: литературное чтение
Тип урока : урок — исследование
Тема: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
- обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;
- учить детей исследовать, наблюдать, сравнивать
- развивать творческие способности уч-ся;
- обогащать словарный запас учеников,
- учить бережно обращаться со словом;
- воспитывать высокие моральные качества
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядный, аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, тестирование, информационно-коммуникационная
1.Повышение интереса к предмету.
2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
3. Осознание необходимости высоких моральных качеств в общении с другими.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Жил: а) в 13 – 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э.
2. Родился: а) В Москве б) Во Фригии в) В Астрахани
3. В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
4. Внешний вид: а) Брюхо вспученное, голова, как котёл, губы толстые, на спине горб б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
I вариант 1в 2б 3а 4а Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котел, губы толстые, на спине горб.
II вариант 1б 2а 3в 4б И. А. Крылов жил в 18 – 19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузный, с большими бакенбардами.
Басня – это короткий ___________, героями которого являются __ ________________ , а подразумеваются _ _____________ _, их ___________________________. В баснях высмеиваются __________________ людей: ____________________________________ _________________________________________ В начале или конце басни содержится нравоучение — рассказ животные люди поступки, поведение недостатки злоба, грубость, жестокость, зависть, жадность, лень и др. мораль
Название одинаковое «Волк и ягнёнок» Эзоп И. А. Крылов Название одинаковое «Волк и ягнёнок» Написана в VI веке до н. э. Написана в 18 веке Форма изложения прозаическая Форма изложения поэтическая Мораль в конце басни Мораль в начале басни Герои близки животному миру. Прием аллегории. Герои близки миру людей. Прием аллегории.
Название одинаковое «Ворон и лисица» Эзоп И. А. Крылов Название одинаковое «Ворона и лисица» Написана в VI веке до н. э. Написана в 18 веке Форма изложения прозаическая Форма изложения поэтическая Мораль в конце басни Мораль в начале басни Детали сюжета не совпадают. Аллегория в изображении героев. Детали сюжета не совпадают. Аллегория в изображении героев.
Домашнее задание: Подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и И. А. Крылова. Спасибо за урок.
Анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне»
Разделы: Литература
- Усвоение новых понятий: аллегория;
- Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора, фразеологизм, эпитет;
- Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопрос-понятие, вопрос-суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;
- Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки.
- Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.
Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.
Оборудование: проектор, комплект карточек 1–6, раздаточный материал.
Этапы урока | Баллы, время | |||||||||||
I. | Организационный момент.
– Выбор арбитра и архивариуса. – Объявление темы урока, заявка на оценку Приложение 3 (слайд 1,2) |
2 мин | ||||||||||
II. | Анализ темы урока. | |||||||||||
2.1. | Беседа по теме урока (слайд 3)
– Крылов говорил: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку. – Дома вы познакомились с произведением И.А.Крылова «Волк на псарне». Домашним заданием было определить жанр произведения, доказать жанровую принадлежность этого произведения, а также составить 4 вопроса-суждения (вы можете воспользоваться ими во время урока). |
1–2 мин | ||||||||||
– Какие произведения И.А.Крылова вы прочитали ранее? (слайд 4) | – «Свинья под дубом», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок» и т.д. | |||||||||||
– К какому жанру относятся эти произведения? | – Басня. | |||||||||||
III. | Работа по теме урока. | 5 мин | ||||||||||
3.1. | – Сформулируйте вопрос-понятие, характеризующий жанровую принадлежность этих произведений (слайд 5) | 2 балла | – Что такое басня?
– Басня-это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных. |
|||||||||
3.2. | – Сформулируйте вопрос-суждение, связанный с темой нашего урока. Попробуйте ответить на вопрос-суждение в форме умозаключения (слайд 6) | 1-3 балла | – Как доказать, что это произведение Крылова является басней?
– Поскольку произведение лиро-эпического жанра, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных, является басней, А в произведении Крылова «Волк на псарне» преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных, Следовательно, произведение Крылова «Волк на псарне» является басней. |
|||||||||
IV.
4.1. |
Индивидуальный труд.
– Выполните задание №1: выпишите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям. 8 б. |
|
||||||||||
4.2. | – Выполните задание №2: подведите понятия басни под 4 философские категории: «общее-особенное-единичное », «причина-следствие», «возможность-действительность», «содержание-форма». Можно приводить цитаты из текста басни. | 4 мин
8 б. |
Общее-особенное-единичное
(басня-басня И.А.Крылова– басня И.А.Крылова «Волк на псарне»), причина-следствие («волчью вашу я давно натуру знаю»-« иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой»), возможность-действительность («Волк, думая залезть в овчарню»– «попал на псарню»), содержание-форма (идея автора показать достойный отпор хитрости и вероломству в форме басни). |
|||||||||
V. | – Простая кооперация. Обсудите в группах результаты индивидуального труда и подготовьте выступление (слайд 7) | 3 мин | 1 группа – пары противоположных понятий. 2 группа – выявить противоречия к противоположностям. 3 группа – философская категория «общее-особенное-единичное» 4 группа – философская категория «причина-следствие». 5 группа – философская категория «возможность-действительность». 6 группа – философская категория «содержание-форма». |
|||||||||
VI. | – Сложная кооперация (выступления от групп).
– Какие есть возражения, дополнения? |
7 мин
3–5 баллов |
||||||||||
– Сформулируйте для выступающих групп вопросы-суждения. | 1 группе – Как доказать, что понятия «друг-враг» являются противоположностями? 2 группе – Каким образом данное противоречие разрешается в басне? 3 группе – Каким образом понятие «басня» отличается от понятия «басня Крылова»? 4 группе – Почему Ловчий предложил именно такое решение? 5 группе – В каком случае возможность попасть в овчарню могла быть реализована Волком в действительности? 6 группе – Как доказать, что идея автора стала основой содержания в басне Крылова «Волк на псарне»? |
|||||||||||
Самооценка. | ||||||||||||
VII. | Выведение понятия «аллегория». | |||||||||||
7.1. | – Давайте попытаемся вывести содержание этого понятия.
– Что будет являться родовым признаком? На доске прикреплена карточка: «Аллегория». После ответов учащихся учитель прикрепляет «троп». Далее открывает видовые признаки «заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству». |
3 мин
Правильная версия – 3 балла |
– Художественный прием, изобразительно-выразительные средства языка, троп. | |||||||||
– Итак, что понимается под аллегорией? (слайд ![]() |
– Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству. | |||||||||||
7.2. | – Прочитайте в справочном материале историю создания басни «Волк на псарне» и сформулируйте вопрос-суждение (слайд 9) | 5 мин
1 балл |
– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов.
Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов. – Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории? |
|||||||||
3 балла | – Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории,
А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории. |
|||||||||||
VIII. | – Сформулируйте главную мысль – противоречие басни. | 6 мин
Версия – 1–2 балла |
||||||||||
(слайд 10) | Правильная версия – 3 балла | Правильная версия:
– Волк показал себя хитрым и вероломным противником, однако Ловчий, будучи мудрым и опытным охотником, одержал победу в этом противоборстве. |
||||||||||
– Почему к теме нашего урока подходит именно это изречение Крылова: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
(слайд 11) |
1 балл | – Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни. | ||||||||||
IX. | Домашнее задание (слайд 12):
1. Сравните понятие «басня» с понятием «сказка», используя карточку №3 (сравнение). План анализа басниВойти через uID
|