Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Обобщение знаний о жанре литературы — басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно — рабочим картам.

Скачать:

Вложение Размер
sravnitelnyy_analiz_basen_ezopa_i_krylova.docx 27.41 КБ
informacionno-rabochie_karty.docx 12.89 КБ
reklamnyy_prospekt_uroka.doc 96.5 КБ
prezentaciya_k_uroku_sravnitelnyy_analiz_basen_ezopa_i_krylova.pptx 167.91 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс (система Л. В. Занкова)

Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова.
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе

обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;

учить детей наблюдать, сравнивать

развивать творческие способности уч-ся;

обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;

воспитывать высокие моральные качества;

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение 3 класс», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для уч-ся, рисунки и творческие работы учеников

  1. Проверка готовности детей к уроку.
  2. Подготовка уч-ся к работе по теме урока.

— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»

— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.

— У вас на столах лежат информационно-рабочие карты .

Найдите I блок – тест. Приступаем к его выполнению.

I вариант находит сведения, относящиеся к Эзопу,

II вариант – к И. А. Крылову

(Слайды теста – презентация)

а) в 13- 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э .

а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани

а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

— Давайте проверим вашу работу:

I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб. )

II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)

— Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?

— да, ребята, оба эти человека были великими баснописцами (слово басн о писец выносится на доску)

— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)

— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.

— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие) ≈ 10 ‘ -12 ‘

-Поможет нам в этом план сравнения басен в ваших информационно-рабочих картах.

Прочитайте II блок.

План сравнения басен:

  1. Название басни.
  2. Время написания.
  3. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
  4. Композиция ( сюжет, мораль)
  5. Характеры героев.

— Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басне Эзопа «Волк и ягнёнок».

-Давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок»)

-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» в исполнении по ролям. (Чтение басни детьми по ролям)

— Приступим к исследованию. (на слайде)

  1. — Сопоставьте название басен. (название одинаковое)
  2. — А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)
  3. — Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
  4. — Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?

— Где в басне Эзопа находится мораль? ( в конце басни ),

а у Крылова? ( в начале басни )

— Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? ( сильный всегда прав )

— Ребята, я вам сейчас покажу рисунок художника Рачова. Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова? (Крылова. Потому что у Крылова животные больше похожи на человека)

— Да, герои басен Эзопа больше близки животному миру. Но и в одной и в другой басне есть аллегория (иносказание) ( слово аллегория выносится на доску)

  1. Близки животному миру. Близки миру людей.

— За пороками животных мы видим человеческие пороки. Обратимся к III блоку ваших информационно-рабочих карт .

— Подчеркните красным карандашом слова, обозначающие людские пороки, которые высмеяны обоими баснописцами в образе волка. (работа в информационных картах)

(расчётливость, властолюбие, высокомерие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость)

— Посмотрите, в ваших картах остались неподчеркнутые слова. Прочитайте их. (расчётливость, льстивость, хитрость)

— Давайте вспомним, какое животное в РНС наделено такими чертами характера? (лиса)

-Посмотрим такова ли лисица в изображении Эзопа и Крылова.

— Читаем басню Эзопа «Ворон и лисица» .(чтение басни Эзопа)

— А теперь послушаем басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в лицах. (исполнение басни по ролям)

— Продолжим нашу исследовательскую работу.

  1. — Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
  2. -Время написания? ( разное: 6 век до н. э. , 18 век)
  3. — Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
  4. — Где в басне Эзопа находится мораль? ( в конце басни ).

А в басне Крылова? ( в начале басни )

— Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).

  1. А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев ).
  1. Итог урока.

— Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?

— Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.

— Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните зелёным карандашом в IV блоке информационно – рабочих карт слова, обозначающие положительные черты характера человека.

(жадность, воспитанность , глупость, доброта, справедливость, отзывчивость , лень, вежливость, правдивость, трусость)

— Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

— Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)

— Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)

— К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню? (Да)

— К сегодняшнему уроку я предложила Кончиц Ксении попробовать себя в роли баснописца. Давайте послушаем, что у неё получилось.

— Чему же учит басня Ксении?

— Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова? Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим?

— Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.

— С каким настроением, ребята, вы покидаете урок?

VI. Домашнее задание: подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и Крылова.

Предварительный просмотр:

Информационно – рабочая карта

ученика 3а класса ______________________________

План сравнения басен:

  1. Название басни.
  2. Время написания.
  3. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
  4. Композиция ( сюжет, мораль)
  5. Характеры героев.

Расчётливость, властолюбие, высокомерие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость

Жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость

Предварительный просмотр:

Дата: 20 октября 2011 года

Место проведения: МОУ СОШ № 39 г. Брянска

Класс: 3 а (обучение по УМК «Развивающая система Л. В. Занкова»)

Учитель: Маркина Елена Ивановна

Предмет: литературное чтение

Тип урока : урок — исследование

Тема: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

  • обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;
  • учить детей исследовать, наблюдать, сравнивать
  • развивать творческие способности уч-ся;
  • обогащать словарный запас учеников,
  • учить бережно обращаться со словом;
  • воспитывать высокие моральные качества

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядный, аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, тестирование, информационно-коммуникационная

1.Повышение интереса к предмету.

2. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.

3. Осознание необходимости высоких моральных качеств в общении с другими.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1. Жил: а) в 13 – 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э.

2. Родился: а) В Москве б) Во Фригии в) В Астрахани

3. В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

4. Внешний вид: а) Брюхо вспученное, голова, как котёл, губы толстые, на спине горб б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

I вариант 1в 2б 3а 4а Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котел, губы толстые, на спине горб.

II вариант 1б 2а 3в 4б И. А. Крылов жил в 18 – 19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузный, с большими бакенбардами.

Басня – это короткий ___________, героями которого являются __ ________________ , а подразумеваются _ _____________ _, их ___________________________. В баснях высмеиваются __________________ людей: ____________________________________ _________________________________________ В начале или конце басни содержится нравоучение — рассказ животные люди поступки, поведение недостатки злоба, грубость, жестокость, зависть, жадность, лень и др. мораль

Название одинаковое «Волк и ягнёнок» Эзоп И. А. Крылов Название одинаковое «Волк и ягнёнок» Написана в VI веке до н. э. Написана в 18 веке Форма изложения прозаическая Форма изложения поэтическая Мораль в конце басни Мораль в начале басни Герои близки животному миру. Прием аллегории. Герои близки миру людей. Прием аллегории.

Название одинаковое «Ворон и лисица» Эзоп И. А. Крылов Название одинаковое «Ворона и лисица» Написана в VI веке до н. э. Написана в 18 веке Форма изложения прозаическая Форма изложения поэтическая Мораль в конце басни Мораль в начале басни Детали сюжета не совпадают. Аллегория в изображении героев. Детали сюжета не совпадают. Аллегория в изображении героев.

Домашнее задание: Подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и И. А. Крылова. Спасибо за урок.

Анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне»

Разделы: Литература

  • Усвоение новых понятий: аллегория;
  • Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора, фразеологизм, эпитет;
  • Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопрос-понятие, вопрос-суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;
  • Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки.
  • Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

Оборудование: проектор, комплект карточек 1–6, раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этапы урока Баллы, время
I. Организационный момент.

– Выбор арбитра и архивариуса.

– Объявление темы урока, заявка на оценку Приложение 3 (слайд 1,2)

2 мин
II. Анализ темы урока.
2.1. Беседа по теме урока (слайд 3)

– Крылов говорил: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

– Дома вы познакомились с произведением И.А.Крылова «Волк на псарне». Домашним заданием было определить жанр произведения, доказать жанровую принадлежность этого произведения, а также составить 4 вопроса-суждения (вы можете воспользоваться ими во время урока).

1–2 мин
– Какие произведения И.А.Крылова вы прочитали ранее? (слайд 4) – «Свинья под дубом», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок» и т.д.
– К какому жанру относятся эти произведения? – Басня.
III. Работа по теме урока. 5 мин
3.1. – Сформулируйте вопрос-понятие, характеризующий жанровую принадлежность этих произведений (слайд 5) 2 балла – Что такое басня?

– Басня-это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных.

3.2. – Сформулируйте вопрос-суждение, связанный с темой нашего урока. Попробуйте ответить на вопрос-суждение в форме умозаключения (слайд 6) 1-3 балла – Как доказать, что это произведение Крылова является басней?

– Поскольку произведение лиро-эпического жанра, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных, является басней,

А в произведении Крылова «Волк на псарне» преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных,

Следовательно, произведение Крылова «Волк на псарне» является басней.

IV.

4.1.

Индивидуальный труд.

– Выполните задание №1: выпишите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям.

8 б.

Пары противоположностей Противоречия
Ловчий-Волк Чем лицемернее был Волк, тем меньше верил ему Ловчий.
Друг-Враг Известно, что Волк вероломен и хитер, а хотел прикинуться другом.
Мир-Война Волк предложил перемирие Ловчему, хотя на самом деле этого не хотел.
Добро-Зло Добро победило, несмотря на хитрость и вероломство злого Волка.
4.2. – Выполните задание №2: подведите понятия басни под 4 философские категории: «общее-особенное-единичное », «причина-следствие», «возможность-действительность», «содержание-форма». Можно приводить цитаты из текста басни. 4 мин

8 б.

Общее-особенное-единичное

(басня-басня И.А.Крылова– басня И.А.Крылова «Волк на псарне»),

причина-следствие («волчью вашу я давно натуру знаю»-« иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой»),

возможность-действительность («Волк, думая залезть в овчарню»– «попал на псарню»),

содержание-форма (идея автора показать достойный отпор хитрости и вероломству в форме басни).

V. – Простая кооперация. Обсудите в группах результаты индивидуального труда и подготовьте выступление (слайд 7) 3 мин 1 группа – пары противоположных понятий.
2 группа – выявить противоречия к противоположностям.
3 группа – философская категория «общее-особенное-единичное»
4 группа – философская категория «причина-следствие».
5 группа – философская категория «возможность-действительность».
6 группа – философская категория «содержание-форма».
VI. – Сложная кооперация (выступления от групп).

– Какие есть возражения, дополнения?

7 мин

3–5 баллов

– Сформулируйте для выступающих групп вопросы-суждения. 1 группе – Как доказать, что понятия «друг-враг» являются противоположностями?
2 группе – Каким образом данное противоречие разрешается в басне?
3 группе – Каким образом понятие «басня» отличается от понятия «басня Крылова»?
4 группе – Почему Ловчий предложил именно такое решение?
5 группе – В каком случае возможность попасть в овчарню могла быть реализована Волком в действительности?
6 группе – Как доказать, что идея автора стала основой содержания в басне Крылова «Волк на псарне»?
Самооценка.
VII. Выведение понятия «аллегория».
7.1. – Давайте попытаемся вывести содержание этого понятия.

– Что будет являться родовым признаком?

На доске прикреплена карточка: «Аллегория». После ответов учащихся учитель прикрепляет «троп». Далее открывает видовые признаки «заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству».

3 мин

Правильная версия – 3 балла

– Художественный прием, изобразительно-выразительные средства языка, троп.
– Итак, что понимается под аллегорией? (слайд 8) – Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству.
7.2. – Прочитайте в справочном материале историю создания басни «Волк на псарне» и сформулируйте вопрос-суждение (слайд 9) 5 мин

1 балл

– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это Наполеон, а Ловчий – это Кутузов.

Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов.

– Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории?

3 балла – Поскольку произведения, заключающие в себе иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов, считаются построенными на основе аллегории,

А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов),

Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории.

VIII. – Сформулируйте главную мысль – противоречие басни. 6 мин

Версия – 1–2 балла

(слайд 10) Правильная версия – 3 балла Правильная версия:

– Волк показал себя хитрым и вероломным противником, однако Ловчий, будучи мудрым и опытным охотником, одержал победу в этом противоборстве.

– Почему к теме нашего урока подходит именно это изречение Крылова: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»

(слайд 11)

1 балл – Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.
IX. Домашнее задание (слайд 12):

1. Сравните понятие «басня» с понятием «сказка», используя карточку №3 (сравнение).

План анализа басни

Войти через uID

В объяснительной записке к программе по чтению и начальному литературному образованию для 1–4-х классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых есть раздел, посвященный элементам литературоведческого анализа и эстетического переживания прочитанного. В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса. Перечень литературных произведений, которые входят в серию книг для чтения младших школьников, подготовленных Бунеевыми, в основном совпадает с теми, которые изучаются на уроках литературы в колледже «Русский центр», хотя произведения А.П. Чехова и А.И. Куприна читаются детьми уже во 2-м классе и в гораздо большем объеме, нежели это предусмотрено программой Бунеевых. Что же обеспечивает нам возможность читать и понимать такие произведения, как рассказы «Каштанка», «Мальчики», «Белолобый» А.П. Чехова и «Ю-ю», «Сапсан», «Барбос и Жулька» А.И. Куприна уже во 2-м классе? Формирование этого интереса возможно только при самостоятельной работе учащихся с текстом под руководством учителя.

Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, мной разработан план, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.

Обычно я задаю на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Мне кажется, что этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

Но, конечно, работа на уроках литературы не ограничивается прозаическими произведениями. Глубокое эстетическое переживание при чтении лирических произведений – один из путей к развитию творческих возможностей самого ребенка.

Работа по постижению поэтического замысла автора хорошо и подробно описана в книге В.Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем». Безусловно, учить ребенка творчеству необходимо. Мне кажется, что проанализировать лирические произведения дети смогут самостоятельно и творчески, если их этому научить. И в этой работе опорой выступает план, алгоритм. По-моему, в представленном плане удалось избежать ненужной дидактичности, которая убивает дух поэзии, а с другой стороны, позволяет ребенку выступить «соавтором» любого читаемого стихотворения, пережить настроение автора, «присвоить» себе его достижения и находки.

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 – письменно.)

В каких ситуациях применяются данные опоры? Во-первых, на протяжении довольно долгого периода в 1-м классе, когда ребята устно отвечают на перечисленные вопросы или в некоторых случаях ведут записи в тетради по литературе под руководством учителя. Во вторых, во 2-м и 3-м классах, когда круг чтения сильно расширяется, и они уже самостоятельно пользуются этими опорами для того, чтобы проанализировать выбранные ими рассказ или сказку.

Но, пожалуй, самым убедительным аргументом в пользу этого универсального подхода является творческая деятельность учащихся. Ведь умение самостоятельно написать аннотацию к прочитанной книге, описать полюбившегося героя, написать сочинение-размышление на ту или иную тему, самостоятельно найти и отметить художественные достоинства стихотворения, басни, способность сочинить по заданному алгоритму подобие мифа или мюнхгаузеновской байки – вот реальные доказательства того, что метод, предложенный мной, имеет право на обсуждение. В качестве проверки я провожу еще и контрольные работы по литературе, которые также являются средством проверки сформированности правильного типа читательской деятельности.

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?
3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим второклассникам

1. Успенский Э. Вера и Анфиса.
2. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
3. Александрова Т.И. Кузька (сказка).
4. Волков А.И. Волшебник Изумрудного города.
5. «По дорогам сказки» – сказки писателей разных стран. Пересказ Т.Габбе и А.Любарской.
6. Чуковский К. Доктор Айболит.
7. Родари Дж. Приключения Чиполлино. Сказки по телефону.
8. Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино.
9. Маршак С.Я. Сказки. Песни. Загадки.
10. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей.

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим третьеклассникам

1. Харрис Д.Г. Сказки дядюшки Римуса.
2. Акимушкин И.И. Когда крокодилы летали.
3. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне и другие повести.
4. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса по Швеции.
5. Каверин В. Сказки города Немухина.
6. Медведев М. Баранкин, будь человеком!
7. Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
8. Нессбит Э. Сказки по книге «Золотой дракон».
9. Успенский Э. Вниз по волшебной реке.
10. Алексин А. В стране вечных каникул.
11. Олеша Ю. Три толстяка.
12. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.
13. Льюис К. Лев, колдунья и платяной шкаф.

Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:

1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Количество дней, которое ушло на прочтение этой книги.
4. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
5. Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
6. Чему научила тебя эта книга?

Список книг, рекомендуемых для прочтения будущим четвероклассникам

1. Осеева В. Динка.
2. Толкиен Дж. Р. Хоббит, или Туда и обратно.
3. Трэверс П. Мэри Поппинс.
4. Бернет Ф. Маленький лорд Фаунтлерой. Маленькая принцесса, или Приключения Сары Крю.
5. Чарская Л. Записки гимназистки. Княжна Джаваха.
6. Свифт Д. Путешествия Лемюэля Гулливера.
7. Чуковский К. Серебряный герб.
8. Льюис К. Конь и его мальчик. Принц Каспиан.
9. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.
10. Прокофьева С.Л. Ученик волшебника.
11. Фарджон Э. Сказки.
12. Куприн А.И. Белый пудель.
13. Акимушкин И.И. Чудеса природы.

Отзыв о прочитанной книге должен быть составлен по следующей форме:

1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Вступление, в котором кратко описываются время и место действия книги. Перечисляются главные герои с кратким пояснением, кто они.
4. Краткий пересказ основных событий (сюжет) с выделением самого захватывающего момента книги.
5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?

План-конспект урока басня «Свинья под Дубом»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Басня «Свинья под Дубом»

МКОУ СОШ № 56 г. Артемовского Свердловской области

6. Тема и номер урока в теме

Крылова «Свинья под Дубом»

Учебник-хрестоматия для 5 класса/ автор-составитель .8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2009.

8. Цель урока: обучение анализу художественного произведения на примере басни «Свинья под Дубом» .

— обучающие: помочь обучающимся увидеть мастерство на примере

басни «Свинья под Дубом»;

продолжить обучать навыкам анализа художественного произведения;

познакомить с новым литературоведческим понятием «аллегория»;

— развивающие: развивать умение видеть иносказание в басне;

развивать умение сравнивать, сопоставлять;

развивать творческое мышление, воображение;

развивать речь учащихся;

развивать навык выразительного чтения.

— воспитательные: воспитывать чувство вкуса к художественному слову при анализе

научить определять человеческие достоинства и недостатки;

воспитывать чувство благодарности и негативное отношение к

10. Тип урока: Изучение нового материала

11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

12. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, ПК для

учащихся и учителя.

13. Структура и ход урока

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

1. Он баснописец и поэт народный — вот в чем его великость.

2. История твердит – вот человек каков, а должен быть каким – вещает басня.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
26.05.2012, 12:20