За книгами — М

«За книгами» Марина Цветаева

«Мама, милая, не мучь же!
Мы поедем или нет?»
Я большая, — мне семь лет,
Я упряма, — это лучше.

Удивительно упряма:
Скажут нет, а будет да.
Не поддамся никогда,
Это ясно знает мама.

«Поиграй, возьмись за дело,
Домик строй».- «А где картон?»
«Что за тон?»- «Совсем не тон!
Просто жить мне надоело!

Надоело… жить… на свете,
Все большие — палачи,
Давид Копперфильд»… — «Молчи!
Няня, шубу! Что за дети!»

Прямо в рот летят снежинки…
Огонечки фонарей…
«Ну, извозчик, поскорей!
Будут, мамочка, картинки?»

Сколько книг! Какая давка!
Сколько книг! Я все прочту!
В сердце радость, а во рту
Вкус соленого прилавка.

Анализ стихотворения Цветаевой «За книгами»

С раннего детства Цветаева была буквально одержима книгами. Как только будущая поэтесса научилась читать, она открыла для себя удивительный и большой мир. Первое время маленькая Марина с огромным энтузиазмом бралась за все подряд. Она читала книги, которые мама давала ей и которые запрещала, которые предназначались ее брату Андрею, которые стояли в закрытом шкафу сестры Леры. Сильнейшая тяга к литературе осталась в Цветаевой на всю жизнь. Неудивительно, что в ее творчестве появилась тема чтения.

«За книгами» — легкое шутливое стихотворение. В нем рассказывается о семилетней девочке, которую мама обещала отвезти в книжную лавку. Лирическая героиня сгорает от нетерпения. Ей хочется поскорее отправиться в магазин, чтобы набрать как можно больше новых книг. Возраст ребенка неслучаен. Цветаева придавала огромное значение первым семи годам своей жизни. В автобиографии, написанной в 1940 году, она отметила, что все узнала до семи лет, «последующие сорок — осознавала».

Для стихотворения «За книгами» важен образ матери. Цветаева рано ее потеряла. Тем не менее, Мария Александровна много успела дать дочери — привила любовь к поэзии, прозаической литературе, музыке. Поэтому в огромном количестве ранних стихотворений Цветаевой встречаются упоминания о матери. Для Марины Ивановны важно было точное описание быта, она тонко чувствовала поэзию в обыденных вещах. Естественно, мама, когда-то являвшаяся важнейшей частью жизни, впоследствии часто становится героиней воспоминаний, облаченных в стихотворную форму.

Интереснейший момент в произведении «За книгами», когда девочка на один из вопросов матери отвечает:
Надоело… жить… на свете,
Все большие — палачи…
Следом упоминается Дэвид Копперфильд — главный герой известного романа-воспитания «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» Чарльза Диккенса. Детство мальчика сложно назвать счастливым. Он перенес новый брак горячо любимой матушки, побои от отчима, беспросветную бедность. Поэтому появление его образа в контексте несчастного ребенка, обиженного бессердечными взрослыми людьми, вполне оправданно. В этом стихотворении упоминание смерти носит полушутливый оттенок. Как дети иногда думают: «Вот я умру, вы все поплачете». Здесь нет еще трагичности, обреченности, предчувствия страшного финала, которые встречаются в более поздней цветаевской лирике.

«Мой Пушкин» Марины Цветаевой

Тихонова Зоя Александровна, заведующая музеем Марины и Анастасии Цветаевых

Так назвала Цветаева одно из своих эссе. «Мой в данном случае не как притязание на единоличное владение и претензия на единственно верное толкование, а указательное местоимение: тот Пушкин, которого я знаю и люблю с ещё до-грамотного детства, с памятника на Тверском бульваре». Она не отнимала Пушкина у других, просто ей хотелось, чтобы они прочли его её глазами, глазами и сердцем ребёнка, т.е. первое прочтение без помощи и вмешательства взрослых.

«Мой Пушкин» — это воспоминание автора о своём детстве, повесть о девочке, которую водили гулять по Страстному бульвару к памятнику Пушкина, а ещё на стене одной из комнат её родного дома в Трёхпрудном висела картина «Дуэль Пушкина». С детских лет она рассматривала эту картину, рано узнала, что Пушкин был убит на этой дуэли пулей в живот, и уже тогда поняла, что поэт не тот, кто рифмует строки, а живой человек, который может испытывать боль, страдание, как любой другой… Вот поэтому ей всю жизнь было тесно в рамках прохладной почтительности.

«Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть выманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трёх лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и, — вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, — об этом животе поэта, который так часто не — сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе… Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта — убили…

С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта – и всех и выбрала поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти ни одевались и ни назывались».

С самого детства помнятся прогулки к «Памятник Пушкину». Так говорила няня и для маленькой Марины эти два слова слились в одно. «Памятник – Пушкина был – обиход, как рояль или за окном городовой Игнатьев… памятник- Пушкина был одна из двух… ежедневных неизбежных прогулок – на Патриаршие Пруды – или к Памятник-Пушкину. И я предпочитала – к Памятник Пушкину. Потому что мне нравилось, что уходим мы или приходим, а он всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы- всегда стоит».

В центре существования Цветаевой была поэзия и в ней непреходящая величина – Пушкин. Самое показательное для понимания Цветаевой – её свобода в отношении к Пушкину. Она острее других чувствовала непревзойдённость его гения и уникальность его личности. Восторг и восхищение его творчеством она выражала на равных, глаза в глаза, без намёка на подобострастие.

В юношеском стихотворении 1913 года «Встреча с Пушкиным», написанным в Крыму, она по девичьи, как с приятелем, беседует с Пушкиным:

…Мы рассмеялись бы и побежали
За руку вниз по горе…

Она взрослела и вместе с ней взрослело её отношение к Пушкину. Но чувство его дружеской, братской руки оставалось с ней, не исчезало, а лишь крепло с годами:

Вся его наука –
Мощь. Светло – гляжу:
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу.

Свою «Пушкиниану» Цветаева начала с простейшего – с судьбы поэта, с его семейной драмы, как она её понимала: недвусмысленно выражено неприятие жены Пушкина, осуждение её «пустоты». Неприятие Натальи Николаевны Гончаровой было вполне в духе Цветаевой, естественно для неё – человека и поэта, поэта-женщины в особенности.

В цветаевском неприятии главным было ощущение неодухотворённости жены Пушкина: «Было в ней одно: красавица. Только – красавица, просто – красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая как меч». Несоответствие «пустого места» тому, кто для неё был «всех живучей и живее», тем больнее ранило Цветаеву, что она жила в убеждении необходимости гению понимания, сочувствия. И брак Пушкина она трактует не как несчастную случайность, а как веление судьбы, рок. «Гончарова не причина, а повод смерти Пушкина». «Гончарову, не любившую, он взял уже с Дантесом в придачу, т.е. с собственной смертью».

Вот так всей силой своей любви к Пушкину Цветаева безжалостно расправляется с его женой. Пристрастное отношение Цветаевой к Гончаровой часто заявляло о себе наперекор реальным фактам. Наталья Николаевна не предала забвению имя Пушкина, взяв на себя заботу о сохранении его архива, который оставила старшему сыну поэта Александру. Именно благодаря ей братья Анненковы смогли отредактировать полное собрание сочинений Пушкина и подготовить к печати его биографию. Кроме того, Гончарова и её сын Александр устраивали по субботам дни поминовения поэта.

Цветаева позволяла себе превратное толкование фактической стороны жизни Пушкина и делала это осознанно, так как внимание её было приковано к пушкинским текстам, а не к реальным событиям его жизни. Есть ощущение, что Пушкин жил в Цветаевой, как бы сопровождая её всё более зрелые размышления о поэзии и литературе вообще, заменяя собою отсутствие равновеликих собеседников. Он возникал во всех её работах о поэзии, и каждый раз другой в подходе к разным вещам.

Перед «её Пушкиным» не надо было только благоговеть, его надо было читать, знать, любить, у которого надо было учиться. Свободный дух Пушкина жил в ней, сопутствовал в любую минуту жизни. Среди разочарований, потрясений работа, дети, Пушкин (именно в такой последовательности) – это то, что пребудет с ней до конца. И это даёт ей свободу понимать и толковать Пушкина. В стихах к Пушкину Цветаева рисует образ поэта – человека, живого, страстного, противоречивого, непредсказуемого:

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен…

Две ноги свои – погреться
Вытянувший, и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце
Африканский самовол –
Наших прадедов умора…

Последний – посмертный — бессмертный
Подарок России – Петра.

Это был Пушкин «глазами любящих».

В начале 30-х Марина Цветаева создает цикл из шести стихотворений – «Стихи к Пушкину». И перед нами встаёт образ пламенного бунтаря, свободолюбивого и неизменно истового. В этом цикле отразилось цветаевское раздражение современным литературоведением, которое выставляло Пушкина совсем не таким, каким его видела Цветаева. Для литературоведения того времени Александр Сергеевич был эталоном «золотой середины», гармонии, меры.

Цветаева всем своим существом восстает против проповедников «уравновешенности». Ведь это не только искажение пушкинского дара и личности поэта, но и своего рода самозащита Цветаевой, поэзия которой кипит, бурлит, пронизываемая молниями, переливается, выплёскивается через край, не укладывается ни в какое «чувство меры». И в строках великого поэта Цветаева находит не «урок меры», а урок отклика на стихию.

К прозе Цветаевой принадлежат две работы, связанные с именем классика: «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачёв», но в записных книжках и рабочих тетрадях есть множество упоминаний о поэте, как – будто он постоянно присутствовал в жизни и сознании Марины.

Для Цветаевой Пушкин олицетворял духовность как таковую. Он был Богом или мистическим воплощением Бога. И она сравнивает поэта с духовным эмигрантом, пленником земной жизни. Словом, цветаевское восприятие жизни Пушкина было предрешено мифологическим подтекстом, так как её собственная мифологическая модель корнями глубоко уходит в греческую мифологию:

… А там, в полях необозримых
Служа небесному царю –
Чугунный правнук Ибрагимов
Зажёг зарю…

Никто не любил Пушкина так, как Марина Цветаева. Не того Пушкина, которого постепенно «окаменевали» и «бронзовели», но того, который всегда оставался лучшим другом для неё. После революции пушкинское наследие приобрело статус общегосударственного. Цветаева остро ощутила политизацию имени и творчества Пушкина не только в России, но и со стороны эмиграции, и она старается отстоять пушкинское кредо политической независимости, как отстаивает своё. Анастасия Ивановна Цветаева в «Воспоминаниях» пишет: «Делом Марины было – оплакивание судьбы поэта, судьбы любимого, плач Ярославны о каждом князе Игоре на земле».

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

«Я тоже была, прохожий!» (Знакомство с биографией М.Цветаевой в 11-м классе)

Разделы: Литература

Слайд №1 Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».

Каждый из нас слышал этот замечательный романс, но не все знают, что слова написаны замечательным русским поэтом М.Цветаевой. Сегодня мы познакомимся с основными событиями её жизни и её стихами.

Слайд № 2 Цветаева говорила: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь». Стихотворение «Идёшь на меня похожий…»

Слайд № 3 Марина Цветаева родилась 26 сентября 1882г, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова Стихотворение «Красною кистью»

Слайд № 4 Отец, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы он отдал Музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков-копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады. Античный мир стал неотъемлемой частью духовного мира Марины Цветаевой. Мать, Мария Александровна, музыкант, свою жизнь посвятила детям и музыке. Человек мятежный и страстный, она растила своих детей «не только на сухом хлебе долга; она открыла им глаза на никогда не изменяющее человеку вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, дала им в руки лучшие в мире книги». Марина говорила: «После такой матери мне осталось одно – стать поэтом»

Слайд № 5 В 1910 году, будучи гимназисткой, тайком от родителей она выпустила первый поэтический сборник «вечерний альбом. Он стал историей её законченного детства, он интересен как предвестник будущей Марины Цветаевой. Стихотворение «Молитва» Первым , кто прочитал «Альбом» и сразу же на него отозвался, был М.Волошин. Он оценил главное – искренность. По его мнению, никому не удавалось писать о детстве из детства. «Это очень юная и неопытная книга, её нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет уместна. Невзрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому. «Вечерний альбом» — это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием»

Слайд № 6 Для юной гимназистки это была огромная радость и поддержка. В Волошине, «любимом и родном Максе», она нашла друга на всю жизнь. По приглашению Волошина, в 1911 году Марина вместе с сестрой уехала в Коктебель. Удивительное время, проведённое с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»

Слайд № 7 В один день с Мариной Цветаевой, но годом позже родился её муж Сергей Эфрон. Они встретились 5 мая 1911г на пустынном коктебельском пляже. Она собирала камешки, он стал помогать ей. Марина загадала, если он найдёт и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж. Он конечно же нашёл крупный розовый камень, который Цветаева хранила потом всю жизнь В дневнике Цветаевой есть запись: «Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Наша встреча – чудо!» Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо». Они обвенчались в январе 1912 года. Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и в Италию. Этот промежуток до начала первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья Стихотворение «Ждут нас пыльные дороги»

Слайд № 8 В октябре 1912 г у Марины и Сергея родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. « Я назвала её Ариадной вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно. Назвала от романтизма и от высокомерия, которые руководят всей моей жизнью». С самых первых дней жизни Али Марина начала узнавать в ней себя. Дочь стала центром её внимания и любви. Стихотворение «Ты будешь невинной, тонкой…»

Слайд № 9 1914 год началась первая мировая война. Сергей, студент 1 курса МГУ, отправляется в качестве брата милосердия на фронт с санитарным поездом, курсировавшим от Москвы до Белостока. 13 апреля 1917 года у М.Ц. родилась вторая дочь Ирина. Годы первой мировой войны и революции Ц. провела в России. Как и миллионы людей она жила среди голода и нищеты, холода и смерти. Связь с Сергеем Эфроном почти прекратилась. «Если вы живы, если мне суждено ещё раз с Вами увидеться, слушайте… Когда я Вам пишу, вы – есть, раз я Вам пишу. Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…»

Слайд № 10 «Мариночка, — знайте, что Ваше имя я крепко ношу в сердце. Моя последняя и большая просьба к Вам – живите. Целую Вас, Алю и Ириночку.» Это письмо Цветаева никогда не прочитала: не было оказии в Москву, и оно осталось в архиве Волошина. Несколько лет она не знала, что муж жив. Судьба мужа стала импульсом к созданию цикла стихов, посвящённого Белой армии «Лебединый стан» Песня «Генералам 12-го года»

Слайд № 11 Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё. Что можно было продать — продано, сжечь — сожжено. «Добрые люди — практичные добрые люди — убедили меня отдать девочек в образцовый детский приют в Кунцево. Я долго сопротивлялась, наконец сдалась. Увы, во главе образцового приюта стоял мерзавец, спекулировавший детскими продуктами. Приехав навестить девочек, я нашла Алю почти безнадежно больной (и брюшняк, и сыпняк, и «инфлюэнция», и еще что-то). А Ирина еще «дюжила». А пока я билась с Алей и ее выхаживала, спасала, Ирина умерла в приюте — умерла с голоду» Стихотворение «Две руки, легко опущенные»

Слайд № 12 При одной мысли о смерти Сергея, Марину охватывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая развязки.

Сижу без света, и без хлеба,
И без воды.
Затем и насылает беды
Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.
Сижу, — с утра ни корки черствой —
Мечту такую полюбя,
Что — может — всем своим покорством
— Мой Воин! — выкуплю тебя.

И.Эринбург весной 1921г одним из первых выехал за границу. Ему удалось узнать, сто Эфрон жив и находится в Праге. 1 июля 1921 года М. получила долгожданное письмо. «С сегодняшнего дня — жизнь», — записала она в дневнике. Ц. воспрянула духом, начала хлопотать о загранпаспорте. С июля 1921 по май 1922 М. написала более ста стихотворений, несколько поэм. 15 мая 1922 года Марина Цветаева уехала к мужу. Берлин, Прага, Париж — Россию Ц. не видела 17 лет.

Слайд № 13 1 февраля 1925 года у м. родился «вымечтанный сын» Георгий, МУР – так называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил»

Слайд № 14 В последние годы эмиграции Ц. пишет поэмы. Особое внимание занимает проза. Она пишет воспоминания о друзьях-современниках. Особо чувствовалась её тяга к истинно русскому. В 30-е гг она обращается к пушкинской теме: переводит стихи Пушкина на французский, посвящает Пушкину цикл стихов, в которых высочайшим образом оценивает его талант. Пишет очерки «Пушкин и Пугачёв», «Мой Пушкин», в которых с трепетом пишет о роли поэта в своей жизни. Жизнь за границей оказалась трагичной: нищета, одиночество, а главное, — тоска по родине. М. писала: Живу здесь, как под колпаком. Из русских знаю очень многих, но мало к кому тянет. А вообще, к людям очень тянет. И в Россию страшно как тянет. Как скоро мне можно будет вернуться? Так одинока, Как это пятилетие, я никогда не была», «некому прочесть, некого спросить, не с кем поделиться», «Мой читатель, несомненно, в России. Пишу не для здесь, а для там» Оторвавшись от России, не влившись в эмиграцию, Марина изнывает от тоски по родине. Стихотворение « Тоска по Родине! Давно» 1936-37гг Цветаева готовилась к отъезду на Родину Она вернулась потому, что мечтала обрести родину своему сыну.

Ни к городу и ни к селу —
Езжай, мой сын, в свою страну, —
В край — всем краям наоборот —
Куда назад идти — вперед.
Идти, особенно — тебе,
Руси не видывавшее
Дитя мое. Мое? Ее —
Дитя! То самое былье.
Которым порастает быль.
Землицу, стершуюся в пыль, —
Уже ль ребенку в колыбель
Нести в трясущихся горстях:
— «Русь — этот прах, чти этот прах!»
От неиспытанных утрат —
Иди — куда глаза глядят!
Всех стран — глаза, со всей земли —
Глаза, и синие твои
Глаза, в которые гляжусь:
В глаза, глядящие на Русь.
Да не поклонимся словам!
Русь — прадедам, Россия — нам,
Вам — просветители пещер —
Призывное — СССР, —
Не менее во тьме небес
Призывное, чем SOS.
Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, дом — вперед —
В свой край, в свой век, в свой час

Сначала уехала Ариадна, следом — Сергей Яковлевич. Летом 1939г Марина с сыном. Но Москва не приняла Цветаеву, стихи не печатали. Вскоре Мужа и дочь обвинили в измене родине и арестовали

Слайд № 15 Цветаеву не арестовали — ее казнили незамечанием, непечатаньем, нищетой.

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —
Не с теми, ливнями огней
В бездну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней,
С людскими косностями, —
Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Вашими вымахами ввысь
Как сердце выдышано.

Слайд № 16 Марина много тяжелее других восприняла объявление войны. Марину охватило то, что зовут паническим ужасом. Она рвалась прочь из Москвы, чтобы спасти сына от опасности зажигательных бомб, которые он тушил. Так они оказались в Елабуге. Неизвестность о судьбе Али и Сергея, Между нею и сыном встала полоса отчуждения. Встречи с читающей Россией не состоялось…

Захлёбываясь от тоски,
Иду одна без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких мои руки.

«Ничто не держит меня, не за что держаться». 31 августа 1941г Марина Цветаева покончила с собой.

Слайд №17 Цветаева ушла, но остались в вечности стихи. Стихотворение «Кто создан из камня…»

Holm.ru — прогрессивный портал об организациях России!

Полезная и самая актуальная информация о 1247368 компаниях и организациях в России для вас.

ВЛАДЕЛЬЦАМ И МЕНЕДЖЕРАМ ОРГАНИЗАЦИЙ Вы можете получить новых клиентов, звонки, дополнительный интерес к вашей компании, сформировать отличную репутацию, а также разместить ссылки на свои ресурсы (официальный сайт, страницы в социальных сетях) совершенно бесплатно, присоединяйтесь сегодня же к прогрессивному порталу Holm.ru! Дополнительный канал общения с вашими потенциальными клиентами ждёт вас, всего несколько кликов, и вы полноценный участник прогрессивного портала.

ВСЕМ И КАЖДОМУ Непредвзятые отзывы пользователей портала о ресторанах, гостиницах, магазинах и любых других организациях, позволят вам правильно сделать выбор в пользу того или иного поставщика товаров или услуг. На прогрессивном портале вы можете высказать благодарность любому работнику, специалисту, менеджеру, с которым вам было приятно иметь дело, или наоборот — написать претензию, жалобу, которая позволит владельцам бизнеса получить информацию напрямую от клиентов и улучшить свой сервис.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: