ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД ПУШКИНА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИРИКУ

Петербург Пушкина отличается от Петербурга Гоголя. У него он светский, театральный. Он сам так писал о своей жизни в столице: «Жизнь моя в Петербурге ни то ни сё. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде…» Но это было в 1833г.,но и 20-х годах Пушкин вёл бурную светскую жизнь. Он увлекался драматическим и балетным театром, был , по его признанию, «почётным гражданином кулис». «Первое выступление Пушкина как критика связано с театром. В незаконченной статье начала 1820 года «Мои замечания о русском театре» Пушкин, давая высокую оценку современной ему русской сцены, требует от актёра глубокого понимания роли, чувства живого и верного, естественности в игре».

Ещё в лицейские годы сложилось политическое мировоззрение поэта. На него повлиял и дух свободы, бродивший в то время в обществе. В Петербурге поэт сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодёжи. Его гнетёт ничем не ограниченная власть монарха.

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

— восклицает молодой горячий поэт в оде с символическим названием «Вольность». Но в то же время, Пушкин никогда не выступал против «короны», против царской власти как таковой, он всегда считал, что страной должен править просвещённый, мудрый монарх. Именно такой монарх поймёт, что нужно и должно отменить рабство, и тогда сам народ будет его опорой, верным защитником, хранителем трона и империи:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

В петербургский период лирика Пушкина особенно характерна свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, и оде «Вольность» содержатся прямые политические намёки на события недавнего прошлого, в частности – убийство Павла 1, организованное с ведома его сына Александра1. Петербург в оде изображён «мрачно» и «зловеще»:

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец…

…Молчит неверный часовой,

Опущен молча мост подъёмный,

Врата отверсты в тьме ночной

Рукой предательства наёмной…

В то же самое время ода вольность проникнута и новым, романтическим пафосом, ведь Пушкин, не смотря на свои политические идеи и настроения , был ещё и романтиком, влюбчивым молодым человеком, о чём свидетельствует его любовная лирика. Совсем не случайно , творчество Пушкина петербургского периода венчается выходом летом 1820г. поэмы «Руслан и Людмила».

Связь русского фольклора со славянской мифологией.
Изустные предания – драгоценный источник; пополняющий вакуум исторического изучения русской мифологии. Сочинения, изображения идолов, священные в древности сосуды, храмы, обычаи, сохранившиеся до наших дней в народном фольклоре, — это пам .

Эстетические взгляды Мольера
В предисловии к комедии «Тартюф» Мольер писал: «Театр обладает великой исправительной силой». «Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмеяние». «Комедия не что иное, как остроумная поэма, обличающая человеческие недос .

«1984» Оруэлла
Это выражение настроения и ещё это предупреждение. Настроение, которое оно выражает, очень близко к отчаянию за будущее человека, а предупреждение заключается в том, что, если курс движения истории не изменится, то люди по всему миру поте .

Романтические и реалистические мотивы лирики А. С. Пушкина

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Начало XIX века стало одним из важнейших этапов в истории русской литературы. Именно в этот период на смену классицизму пришли такие направления, как сентиментализм и романтизм, а в произведениях некоторых писателей начали появляться черты реализма. А. С. Пушкин, росший в близкой к политическим кругам семье, воспитывавшийся самыми просвещёнными и начитанными людьми России, не мог не испытать влияние господствовавших в то время литературных течений.

Уже в лицейских стихотворениях среди эпикурейских мотивов встречаются романтические черты, которые роднят раннюю лирику Пушкина с творчеством В. А. Жуковского. Так, оба поэта суетному свету противопоставляли «покой уединенья», где человек может предаваться общению с друзьями и творчеству («Городок»). В духе созерцательного романтизма Жуковского были написаны и многие пейзажи. Так, первые строфы стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» похожи на элегию «Вечер» («почили дол и рощи», «ручей, бегущий в сень дубравы» и т. д.), а «Деревня», написанная уже в Петербурге, напоминает во многом «сельское кладбище». В обоих стихотворениях воспевается уход к природе, нарисован идиллический пейзаж («пустынный уголок», «мирный шум дубров», «светлые ручьи», «мельницы крилаты», «следы довольства и труда»). Но вторая часть «Деревни» резко отличается от элегии Жуковского. В годы пребывания Пушкина в столице была распространена декабристская поэзия, и под её влиянием параллельно с пассивным романтизмом в лирике петербургского периода зарождаются черты романтизма активного. Впервые они встречаются в стихотворении «Вольность»: герой, разочаровавшийся в действительности, противостоит общественной норме. Но полностью романтической оду назвать нельзя — в ней нет безысходности. Для достижения идеала Пушкин прелагает продуманную программу, никак не связанную с романтическими принципами. Напротив, абсолютная свобода предстает как закон, основа же счастья народов — «с вольностью святой Законов мощных сочетанье».

Нет революционности и в «Послании к Чаадаеву», хотя черты активного романтизма можно найти и в этом стихотворении: поняв обманчивость «любви, надежды, тихой славы», лирический герой высшей истиной, идеалом признает гражданскую свободу.

Намного радикальнее пушкинская лирика южной ссылки, ибо созерцательный романтизм полностью уступит место активному. Поэт призывает «кровавой чаше причаститься» («В. Л. Давыдову»), воспевает «карающий кинжал», поскольку именно его, а не «меч Закона» считает «свободы тайным стражем». Меняется и отношение

Пушкина к Наполеону: если в «Вольности» поэт называл его «самовластительным злодеем», то в стихотворении «Наполеон» полководец предстает «великим человеком». Видя его ошибки («тебя пленяло самовластье», «поздно русских разгадал»), Пушкин тем не менее понимает, что Наполеон

Высокий жребий указал

И миру вечную свободу

Из мрака ссылки завещал.

Для поэта император — истинно романтическая фигура, недаром в связи с образом Наполеона возникают характерные для романтизма мотивы изгнанничества, узничества и одиночества, впервые встретившиеся ещё в элегии «Погасло дневное светило. ». Созданное в начале южной ссылки (1820) стихотворение, имеющее много общего с поэзией Байрона, стало одним из ярчайших образцов пушкинской романтической лирики. Герой элегии — человек, томящийся действительностью и стремящийся к идеалу. В поисках его он покидает «брега несчастные туманной родины» (так появляется мотив странничества и изгнанничества), которым противопоставлены некие «пределы дальние», «земли полуденной волшебные края». Всё стихотворение построено на антитезе — этим Пушкин подчёркивает романтическое двое-мирие — контраст между реальностью и идеалом. Разрыв этот трагичен, ибо идеал — свобода — недостижим. Важно отметить, что под свободой Пушкин подразумевает не столько политическую, сколько абсолютную духовную независимость, поэтому если в петербургский период романтические мотивы встречались в основном в гражданской лирике, то во время южной ссылки романтизм охватывает более широкий круг тем. Говоря о свободе от каких бы то ни было привязанностей, Пушкин отвергает и дружбу, и любовь:

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Реферат на тему: Петербург Пушкина и Гоголя

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

А им с Данилевским пришлось довольствоваться убогой квартиркой на Гороховой улице. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нём, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, т.е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали». В гоголевских «Петербургских повестях», созданных в 1831 – 1841гг., в значительной мере сказались эти первые, глубоко отрицательные, впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью писателя в Петербурге. Ему удалось довольно глубоко проникнуть во внутреннюю жизнь города, в секреты и тайны, таящиеся в его «душе», постичь скрытую от глаз простого обывателя «фантастику» Петербурга. Для Гоголя это прекрасный и одновременно страшный, опасный, таинственный, гибельный город, существующий в двух мирах – реальном и нереальном. Все повести связаны общностью проблематики – это и власть чинов, денежных и материальных ценностей, также единством основного героя – разночинца и «маленького» человека; целостностью ведущего пафоса – это развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы, пагубно влияющей на моральное и душевное здоровье горожан. Всё это правдиво воссоздаёт обобщённую картину Петербурга тех лет, концентрированно отражавшую социальные противоречия, свойственные всей России. В повести «Невский проспект» Гоголь изобразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарёв) и пошлой действительностью, противоречие между безумной роскошью, богатством и глупым расточительством меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, «кипящей меркантильности» (Пирогов) столичного города. В повести «Нос» Гоголь рисует чудовищную власть чиномании и чинопочитания. Углубляя показ нелепости человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрокротической субординации, когда личность как таковая теряет всякое значение, писатель искусно использует фантастику как усилительный приём для негативного восприятия поставленных проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем. Фантастика, органически вплетённая писателем в реальную жизнь, приобретает особый смысл, усиливает степень разоблачения общественных пороков. Петербург Гоголя – это «городские лачуги, в которых ютится беднота, департаментские канцелярии, мастерские художников». 3. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД ПУШКИНА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИРИКУ Петербург Пушкина отличается от Петербурга Гоголя. У него он светский, театральный. Он сам так писал о своей жизни в столице: «Жизнь моя в Петербурге ни то ни сё. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде » Но это было в 1833г.,но и 20-х годах Пушкин вёл бурную светскую жизнь. Он увлекался драматическим и балетным театром, был , по его признанию, «почётным гражданином кулис». «Первое выступление Пушкина как критика связано с театром. В незаконченной статье начала 1820 года «Мои замечания о русском театре» Пушкин, давая высокую оценку современной ему русской сцены, требует от актёра глубокого понимания роли, чувства живого и верного, естественности в игре».

Литературный Ленинград охотней шел в театральный отдел к Адриану Пиотровскому, чем в литературный отдел к Илье Садофьеву. Но Пиотровский в конце 20-х годов ушел из «Ленинградской правды» (когда она потускнела после разгрома зиновьевской оппозиции в 1925-1927 гг.) в «Ленфильм», где стал руководителем репертуарно-сценарного отдела. Его роль в развитии ленинградского кино в 30-40 гг. огромна, но до сих пор еще не изучена исследователями. Он погиб в 1938 году. Во главе литературного отдела «Ленинградской правды» стоял поэт Илья Садофьев, не понимавший и I не признававший лирики, если она не сопровождалась ударами молота, хотя бы словесными. Он принципиально резал все лирические стихи о чувствах, о старом Петербурге Пушкина и Гоголя. В обычной жизни он был немножко надутым, но все же добрым парнем. По просьбе киевского поэта Николая Ушакова, с которым я учился в Киевском Университете, я привез несколько стихотворений Ушакова и передал Садофьеву для напечатания в «Ленинградской правде» или каком-нибудь журнале. Садофьев забраковал их все

А.С. Пушкин

Периоды жизни и творчества А.С. Пушкина. Обучение в лицее и лучшие друзья Александра Сергеевича. Особенности лирики петербургского периода. Его приключения в Кишиневе. Знакомство с Натальей Гончаровой. Нумерологическая версия трагической судьбы Пушкина.

Подобные документы

Сведения о семье А.С. Пушкина, основные периоды его жизни и творческой деятельности. Участие поэта в литературном кружке «Арзамас», его лицейские друзья. Особенности лирики Александра Сергеевича, исполнение предсказанных ему событий и последняя дуэль.

презентация, добавлен 28.10.2012

История женитьбы Пушкина на Наталье Гончаровой. Первая встреча Дантеса с Пушкиным и его ухаживания за Натальей. Вызов на дуэль Пушкина Дантесом и переговорный процесс между ними. Смертельное ранение Пушкина на дуэли, его похороны, горе близких людей.

реферат, добавлен 27.08.2009

Детские годы, воспитание и семья Александра Сергееевича Пушкина. Жизнь в Михайловском. Учеба в Царкосельском лицее. Знакомство и женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой. Встреча с Дантесом. Дуэль на Черной речке в Петербурге. Ранение и смерть поэта.

презентация, добавлен 18.03.2013

Описание жизни А. Пушкина — величайшего русского поэта, драматурга и прозаика. Его успехи и неудачи в домашнем образовании, лицейские годы. Ссылка молодого поэта за свободолюбивые стихи. Помолвка Пушкина с Наталией Гончаровой. Последние годы жизни поэта.

презентация, добавлен 13.11.2013

Детство А.С. Пушкина, его семья. Успехи и неудачи в домашнем образовании. Годы, проведенные в лицее. Стихи, написанные в Михайловском. Известность и слава, великолепные образцы романтической и политической лирики. Возвращение из ссылки, роковая дуэль.

презентация, добавлен 16.07.2012

Основные периоды в жизни А.С. Пушкина, имеющие свои характерные черты. Ранний и поздний периоды в лицейском творчестве. Южная и Михайловская ссылки. Лирика михайловского периода. Венчание Пушкина с Наталией Гончаровой. Дуэль между Дантесом и Пушкиным.

презентация, добавлен 05.11.2013

Темы лирики А.С. Пушкина. Женщина как хранительница домашнего очага, символ материнства. Знакомство Пушкина с Воронцовой. Роль Натальи Гончаровой в жизни поэта. Романтический образ талисмана в стихотворении поэта «Храни меня, мой талисман» (1825).

курсовая работа, добавлен 05.04.2015

Открытие Императорского Царкосельского лицея. Поступление Александра Сергеевича Пушкина в лицей. Начало Отечественной войны. Страсть лицеистов к русской литературе. Первые публикации в журнале «Вестник Европы». Развитие поэтического дара Пушкина.

презентация, добавлен 20.12.2014

Презентация по биографии А.С. Пушкина. Символичность дня и места рождения поэта. Нрав отца, характер матери — внучки Ганнибала, генеалогическое древо и гебр семьи. Основные поэмы, роман в стихах, проза. Обучение в Царскосельском Лицее. Исповедь и кончина.

доклад, добавлен 02.11.2009

Наталья Гончарова как злой гений великого поэта. Невероятная страница в биографии Пушкина. Брак Пушкина с Гончаровой. Предложение поэта Анне Олениной, дочери президента Академии художеств. Встреча Пушкина с Натали. Николай I — поклонник Натали Пушкиной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: