Петербургские повести

  • Ревизор[1836]174kОценка:4.61*1951 Драматургия Комментарии: 97 (25/08/2019)
  • Женитьба[1833]105kОценка:5.05*233 Драматургия Комментарии: 14 (08/07/2016)
    Совершенно невероятное событие в двух действиях.
  • Театральный разъезд[1842]75kОценка:5.86*13 Драматургия
    После представления новой комедии
  • Приложения к «Ревизору»[1846]135kОценка:4.91*29 Драматургия
    Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору
    Две сцены, выключенные как замедлявшие течение пьесы
    Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»
    Театральный разъезд после представления новой комедии
    Развязка «Ревизора»
  • Драматические отрывки и отдельные сцены[1838]204kОценка:7.41*9 Драматургия
    Игроки
    Утро делового человека
    Тяжба
    Лакейская
    Отрывок (Сцены из светской жизни)
    Владимир третьей степени
    Отрывки на неизвестных пьес
    Альфред
    Наброски плана драмы из украинской истории
  • Из ранних редакций[1833]39kДраматургия
    Сцены и отрывки из первой черновой редакции «Ревизора»
    Сцены и отрывки из второй редакции «Ревизора»
    Сцены из комедии «Женихи»
  • Жиро Д.Дядька в затруднительном положении[1807]103kДраматургия, Переводы, Юмор и сатира
    L’ajo nell’imbarazzo.
    Перевод с итальянского под редакцией Н. В. Гоголя.

    Николай Васильевич Гоголь
    1809-1852

    «Петербургские повести».

    Пребывание в Петербурге раздвинуло горизонты опыта Гоголя, расширило его знания «подлой современности», «безмозглого класса», правящего родиной. Глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью Гоголя на берегах Невы, в значительной мере сказались в так называемых «Петербургских повестях», созданных в 1831—1841 годах (в печати стали появляться с 1835 года).

    Все «Петербургские повести» связаны общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя (разночинца , «маленького » человека), целостностью ведущего идейного пафоса (развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы). Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов, отражавшую концентрированно социальные противоречия, свойственные всей тогдашней нашей стране.

    При главенстве сатирического принципа изображения Гоголь особенно часто обращается в этих повестях к фантастике и излюбленному им приему крайнего контраста. Он был убежден, что «истинный эффект заключен в резкой противоположности». Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму.

    В «Невском проспекте», опубликованном во второй части сборника «Арабески » (1835 ), Гоголь отразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарев ) и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью подавляющего большинства, торжество эгоистичности, продажности, «кипящей меркантильности» (Пирогов ) столичного города. В повести «Нос », впервые напечатанной в «Современнике » (1836 , т. 3), рисуется чудовищная власть чиномании и чинопочитания. Углубляя показ нелепости человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение, Гоголь искусно использует фантастику. Абсурдность действительности определяет и абсурдность формы ее художественного воплощения.

    В повести «Портрет » Гоголь, откликаясь на широкий круг проблем, связанных с искусством, более глубоко изложил свои суждения о его сущности и назначении. Начальная редакция этого программного произведения вошла в первую часть «Арабесок » (1835 ). Осуждая натурализм и ложную идеализацию, писатель считал предметом искусства лишь прекрасное, высшим выраженаем которого является божественное, христианское. В этом ограничении тематики искусства сказалось влияние на писателя реакционно-романтических теорий. В критической литературе указывалось на переклички этого произведения с повестями о художниках не только Гофмана, но и Бальзака ( «Неведомый шедевр»), Ваккенродера и Тика ( «Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного»).

    Во второй редакции «Портрета », напечатанной в «Современнике » (1842 ) и являющейся апологией реализма, объектом искусства прокламируется уже вся действительность, ее прекрасное и безобразное, высокое и низкое. Справедливо утверждая высокий идеал искусства, Гоголь в то же время пытается сблизить его с религией. Поддаваясь воздействию реакционно-идеалистической эстетики, впадая в заблуждение, писатель выдвигает перед искусством задачу успокоения и примирения. Так в противоречивом мировоззрении автора «Портрета » прорывались зачатки религиозно-мистических суждений. Но в обеих редакциях «Портрета » раскрывается губительная, развращающая власть денег.

    В повести «Записки сумасшедшего», вошедшей во вторую часть «Арабесок » (1835 ), писатель отобразил пошлость стремлений чиновно-бюрократического сословия, ограниченных чинами, орденами, карьерой, и трагическую судьбу «маленького » человека, ощущающего явную несправедливость окружающих его обстоятельств, страдающего от социальной ущемленности и неполноценности.

    «Петербургские повести» обнаруживают явную эволюцию от социально-бытовой сатиры ( «Невский проспект») к гротесковой социально-политической памфлетности ( «Записки сумасшедшего», «Нос »), от органического взаимодействия романтизма и реализма при преобладающей роли второго ( «Невский проспект») к все более последовательному реализму ( «Шинель »). Здесь фантастика искусно подчинена изображению жизненной правды. Повесть «Шинель », начатая в 1839 году и законченная весной 1841 года, впервые появилась в 1842 году в 3-м томе сочинений писателя. Ее тема—положение «маленького » человека, а идея — духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества. Повесть «Шинель » продолжает тему «маленького » человека, намеченную в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» Пушкиным. Но в сравнении с Пушкиным Гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. Башмачкин, герой повести, переписчик, ревностный труженик, умевший быть довольным своим жалким жребием, терпит обиды и унижения от холодно-деспотических «значительных лиц», олицетворяющих бюрократическую государственность, от глумящихся над ним молодых чиновников, от уличных грабителей, снявших с него новую шинель. И Гоголь смело ринулся в защиту его попранных прав, оскорбленного человеческого достоинства. Воссоздавая трагедию «маленького » человека, писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам Башмачкина, что он их брат. Но сказанным не ограничивается идейный смысл повести. В ней автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.

    Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду. Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость, растоптанная в действительности, торжествует в мечтах писателя.

    Гоголь наметил в фантастическом завершении главы реальную мотивировку. Значительное лицо, смертельно напугавшее Акакия Акакиевича, ехало по неосвещенной улице после выпитого на вечере у приятеля шампанского, и ему, в страхе, вор мог показаться кем угодно, даже и мертвецом.

    В повести «Шинель » Гоголь с подлинно артистическим искусством воссоздает контраст между бесчеловечной средой, вызывающей негодование, и ее жертвой, возбуждающей сострадание. Для изображения среды, в особенности ее более или менее важных персон, олицетворяющих бездушие правительственного механизма, используются средства сатиры: в виде уничтожающего каламбура, едкой шутки и т.д.

    В критической литературе справедливо указывалось, что элементы комической обрисовки Башмачкина не следует прямо адресовать Гоголю, они связаны с образом рассказчика, не тождественного автору. Гоголь при изображении Акакия Акакиевича, наряду с сочувственно-добродушным юмором применял и драматические, а иногда даже и трагические краски. Вспомним обращение героя к молодым чиновникам не смеяться над ним ( «и в этих проникающих словах звенели другие слова: „я брат твой“), его переживания после отказа Петровича починить шинель ( „Вышед на улицу, Акакий Акакиевич был как во сне“) и после похищения шубы ( „Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке“), после окрика значительного лица ( „Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся“).

    Подчеркивая социальную типичность Башмачкина, писатель придает ему свойства всеобщности: „Итак, в одном департаменте служил один чиновник“.

    Герцен вспоминает в „Былом и думах“, как граф С. Г. Строганов, попечитель Московского учебного округа, обращаясь к журналисту Е. Ф. Коршу, сказал: „Какая страшная повесть Гоголева „Шинель“, ведь это привидение на мосту тащит поосто с каждого из нас шинель с плеч“.

    Тема „маленького“, бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести „Шинель“, сделали ее этапным произведением русской литературы. Она стала знаменем, программой, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных, несчастных жертвах самодержавно-бюрократического режима, взывающих о помощи, и прокладывала путь последовательно-демократической литературе. Эту великую заслугу Гоголя отметили и Белинский, и Чернышевский.

    Нос (Гоголь)

    Нос — Содержание
    автор Николай Васильевич Гоголь (1809—1852)
    Глава I →
    Из сборника « Петербургские повести ». Дата создания: между 1832 и 1834, опубл.: 1835 [1] .

    См. также [ править ]

    Примечания [ править ]

    1. ↑ Повесть «Нос» была написана между 1832 и 1834 годами и предназначалась для журнала «Московский наблюдатель». Однако в 1835 году она была отвергнута редакцией как произведение «грязное». Впервые напечатана в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835. Опубликовано также в журнале «Современник», 1836, том III, с. 54—90.
    Петербургские повести
    Увеличить Автор: Николай Гоголь
    Оригинальное название: Петербургские повести
    Метки: Повесть , Мистика , Классика , Реализм , Сборник
    Язык оригинала: Русский
    Год: 1832-1842
    Входит в основной список: Да
    Скачать:
    doc fb2 pdf
    Читать: Читать Николай Гоголь «Петербургские повести» >>>
    Авторские права: Все права на все книги на этом сайте безусловно принадлежат их правообладателям. Если публикация книги на сайте нарушает чьи-либо авторские права, об этом и она будет немедленно убрана из публичного доступа

    «Петербургский повести» Гоголя — центральные тексты русской литературы. Странные, призрачные пейзажи Петербурга, обычная реальность расползается, пуская в себя подполье. «Нос» — история расколотости человека, шутовского, бесовского двойничества, фантасмогоричности жизни. «Шинель» — развоплощение человека, его уход в небытие. «Портрет» — образцовая история о художнике и дьяволе. «Записки сумасшедшего» — сползание из обыденности в безумие. Странные вещи открывает в человеке Гоголь: убивающую скуку и пошлость, ведущие к бесовщине и ничто.

    К Петербургским повестям причисляют следующие творения Гоголя:

    Невский проспект
    Нос
    Портрет
    Шинель
    Записки сумасшедшего

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: