Петербург в творчестве А

Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос» и, наконец, «Шинель», казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава «натуральной школы» в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах «Евгений Онегин». В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала «в вихре света», состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, «упивались» «дыханьем ночи благосклонной»:
Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, «барабаном пробужденный»:
Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и «вольности святой». Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: «вольность», «гражданин», «томленье жизнью», «охлажденный ум», буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо («защитник вольности и прав»), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с «Клеопатрой Невы» Ниной Вороненою:
Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы.
Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно «ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть». Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец «прекрасного человека» с точки зрения света:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел —
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.
Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести «Медный всадник», написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для «маленького человека».
В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы «Медный всадник»? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве «общего над частным», при очевидном сочувствии автора к «страданию этого частного».
Пушкин поет гимн столице Российского государства:
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный.
Город вознесся «пышно, горделиво» «из тьмы лесов и топи блат» и стал сердцем могучего государства:
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

56125 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Петербург в творчестве А. С. Пушкина

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Образ «северной» столицы в произведениях Пушкина

В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни — лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка — дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как «град Петров» и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах. Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время — столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией (во главе с Бенкендорфом, попортившим немало крови поэту; чего стоит объемная переписка только по поводу цензуры его произведений), оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина. С одной стороны, известное всем со школьной скамьи:

  • Люблю тебя, Петра творенье,
  • Люблю твой строгий, стройный вид,
  • Невы державное теченье,
  • Береговой ее гранит,
  • Твоих оград узор чугунный,
  • Твоих задумчивых ночей
  • Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
  • Когда я в комнате моей
  • Пишу, читаю без лампады,
  • И ясны спящие громады
  • Пустынных улиц, и светла
  • Адмиралтейская игла,
  • И, не пуская тьму ночную
  • На золотые небеса,
  • Одна заря сменить другую
  • Спешит, дав ночи полчаса».
  • (из «Медного всадника»)
  • С другой — «свинский Петербург» и
  • Город пышный, город бедный,
  • Дух неволи, стройный вид,
  • Свод небес зелено-бледный,
  • Скука, холод и гранит.

То есть можно говорить о Петербурге величественном и низком, Петербурге юности А.С.Пушкина и восприятии его же в зрелые годы. Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение — Царкосельский лицей. (Есть сведения, что Пушкин на втором году жизни увидел Петербург, но прожила семья Пушкиных в Петербурге всего около года. Об этом Пушкин пишет в письме к жене: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку». (1801 г.) Он приехал вместе со стихотворцем Василием Львовичем Пушкиным (дядей поэта) и приятельницей В.Л.Пушкина Анной Николаевной Ворожейкиной. Жили они, в считавшейся одной из лучших в Петербурге, гостинице Демута. Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву!

После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Испытания (экзамены) проходили в доме самого министра народного просвещения графа Разумовсвкого. Вскоре после экзамена Иван Пущин, живший на Мойке в доме своего деда, направился к Пушкину, «как к ближайшему соседу». «С той поры, — вспоминал он, — установилась и постепенно росла наша дружба. » Он же вспоминал о том, что Пушкин знал гораздо больше других детей, «многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил». Случилось так, что, приехав в Петербург в июле 1811 года, Александр Пушкин жил недалеко от дома Пущиных. Спустя четверть века поэт снова оказался на Мойке — в доме Волконских. И этот, соседний с пущинским, дом стал его последним жилищем.

Осенью 1811 года (19 октября) началась учеба в лицее и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом. «Безбожно молодого человека держать взаперти. » — жаловался Пушкин в письме к Вяземскому за год до выпуска из лицея. Наконец, наступил долгожданный июнь 1817 года. Окончив Лицей, Пушкин переезжает в Петербург (в квартиру родителей на Фонтанке у Калинина моста) и начинает самостоятельную жизнь взрослого человека. От ощущения свободы и независимости у него кружится голова, он не знает, куда броситься, с чего начать; ему теперь доступно всё — и театры, которые он непрестанно посещает, и балы, и «Арзамас». Заветное в начале XIX века слово «театр» рождает у Пушкина желание воспеть это славное детище русской культуры в романе «Евгений Онегин» и ключом к «онегинскому» Петербургу является театр: «Волшебный край! там в стары годы,

  • Сатиры смелый властелин,
  • Блистал Фонвизин, друг свободы,
  • И переимчивый Княжнин;
  • Там Озеров невольны дани
  • Народных слез, рукоплесканий
  • С младовой Семеновой делил,
  • Там наш Катенин воскресил
  • Корнеля гений величавый;
  • Там вывел колкий Шаховской
  • Своих комедий шумный рай.

Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа, — это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, исполненный красоты и добра, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной (1812 года) поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к ее спасению от абсолютной монархии, пути к парламентаризму. Пушкин знакомится с членами тайных антиправительственных организаций — с Рылеевым, Каховским, Якушкиным, поэтом-партизаном Денисом Давыдовым. Именно в этот период Пушкин создал поэму «Руслан и Людмила» и по прочтении ее в доме у Жуковского получил портрет его со знаменитой, триумфальной надписью: «Победителю — ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Пушкин стал певцом декабристов, певцом свободы. Ода «Вольность», эпиграммы на графа Аракчеева и министра просвещения князя Голицина по словам Лажечникова «. наскоро, на лоскутках бумаги, карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть. И все — разом, катастрофически мгновенно — рухнуло 14 декабря. Декабристский город был повержен, Петербург завоевал император Николай I, сделав его твердыней самодержавия и оплотом своего правления. Пушкин за оду «Вольность» был выслан из Петербурга еще 6 мая 1820 года.

Вернулся после ссылки ровно через семь лет — в мае 1827 года уже в Петербург императорский. Всё изменилось. Пушкин в 1829 году констатировал: в новом Петербурге истреблена духовность. Устами одного из героев повести, начатой в это время Пушкин утверждал: в 1818 году «строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы не снимая шпаг — нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами. Теперь это все переменилось, — французская кадриль заменила Адама Смита. ». Пушкин возвращается знаменитым поэтом и поселяется в гостинице Демута — это жилище стало прибежищем поэта в Петербурге, пока он не завел своего семейного очага. Вот тогда-то и появились строчки:

  • Город пышный, город бедный,
  • Дух неволи, стройный вид,
  • Свод небес зелено-бледный,
  • Скука, холод и гранит».

Вскоре после свадьбы Пушкин решил переехать на постоянное местожительство из Москвы в Петербург. Лето и осень 1831 года он проводит под Петербургом в Царском Селе. Это было счастливое время для Пушкина и его жены. Он работал, гулял с женой около озера. Но в конце июня в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры. Царское Село оказалось окружено карантинами, туда доходили лишь смутные слухи о народных холерных бунтах. Умирает Дельвиг. Болезнь скручивает его в 3 дня. В середине июля, спасаясь от эпидемии, в Царское Село прибыл Николай I со своей свитой; покой и тишина были нарушены.

Это не могло не огорчать Пушкина. Красота Натальи Николаевны поразила императрицу, которая выразила желание постоянно видеть Пушкиных при дворе. Летом 1831 года завязался тот роковой узел, который смогла разрубить только трагическая гибель поэта. Утешением для поэта было то, что вместе с двором в Царское Село приехал Жуковский. Жуковский, Гоголь, Пушкин собирались почти каждый вечер. Возникло даже нечто вроде соревнования в создании русских сказок между Жуковским и Пушкиным. Написана шутливая поэма «Домик в Коломне», где описаны любимые Пушкиным с детства бедные окраины Петербурга; дописано письмо Онегина к Татьяне, проза, стихи. Лето было плодотворным.

В ночь на 1 февраля 1837 г. официальный Петербург простился с Пушкиным, подтвердив его слова о том, что «. здесь город чопорный, унылый, здесь речи — лед, сердца — гранит. ». 30 января в газете «Литературные прибавления к Русскому инвалиду» В.Ф.Одоевский писал: «Солнце нашей поэзии закатилось. ».

Последнюю дань любви великому поэту выразили десятки тысяч петербуржцев, приходивших проститься с ним к квартире на Мойке. Один из этих неизвестных почитателей сказал: «Видите ли, Пушкин ошибался, когда думал, что потерял свою народность: она вся тут, но он ее искал не там, где сердца ему отвечали».

Реферат на тему: Лицей Пушкина

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Полностью восстановлены мемориальные помещения третьего и четвертого этажей, где в основном проходила жизнь воспитанников: Большой зал. Газетная комната, Галерея с лицейской библиотекой, учебный класс, физический кабинет, комнаты лицеистов (комната № 14 -А.С. Пушкина), певческий класс и другие помещения, В одном из них представлены материалы, которыерассказывают о преподавании рисования в Лицее, в том числе — ученические рисунки, из которых два принадлежат Александру Пушкину. Мемориальный музей-Лицей — один из филиалов Всероссийского музея А.С.Пушкина. Экспозиция музея посвящена истории этого знаменитого учебного заведения. Лицей был основан императором Александром I как привилегированное учебное заведение для детей дворян. Его открытие состоялось 19 октября 1811 года. В числе первых воспитанников Лицея был и А.С.Пушкин. В лицейский период он осознал свое поэтическое призвание, нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству. Лицей расположен в городе Пушкине — бывшем Царском Селе. В начале XIX века часть Екатерининского дворца — флигель великих княжон, дочерей Павла I, — был реконструирован и приспособлен к нуждам нового учебного заведения. Построен как флигель Екатерининского дворца в 1789 1791 годах архитекторами Дж.Кваренги и П.В.Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича. Строгие классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Новая, со скругленными углами постройка соединена с церковным флигелем переходом, опирающимся на три изящно прорисованные арки. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор В.Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором — столовая с буфетом, Малый конференц- зал и канцелярия. На третьем — Большой зал, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А.С.Пушкин. На 4 этаже, с окном на Церковный корпус, была его комната, имевшая номер 14. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди которых были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин, В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России князь А.М.Горчаков. Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели Б.Ф.Малиновский, Е.А.Энгельгардт. В лицее Пушкин и его однокурсники слушали Д.И.Будри (родного брата Ж.П. Марата — вождя Великой французской революции), встречались с Г.Р.Державиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, Н.М.Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями.

Через несколько дней увидал я Пушкина в театре: он первый подал мне руку, улыбаясь. Тут я поздравил его с успехом «Руслана и Людмилы», на что он отвечал мне: «О! это первые грехи моей молодости!» — Сделайте одолжение, вводите нас чаще такими грехами в искушение, отвечал я ему. По выходе в свет моего «Новика» и «Ледяного дома», когда Пушкин был в апогее своей славы, спешил я послать к нему оба романа<412>, в знак моего уважения к его высокому таланту. Приятель мой, которому я поручал передать ему «Новика», писал ко мне по этому случаю 19 сентября 1832 года: «Благодарю вас за случай, который вы мне доставили, увидеть Пушкина. Он оставил самые приятные следы в моей памяти. С любопытством смотрел я на эту небольшую, худенькую фигуру и не верил, как он мог быть забиякой. На лице Пушкина написано, что у него тайного ничего нет. Разговаривая с ним, замечаешь, что у него есть тайна — его прелестный ум и знания. Ни блесток, ни жеманства в этом князе русских поэтов. Поговоря с ним, только скажешь: «Он умный человек. Такая скромность ему прилична»

Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина

Образ Петербурга в творчестве
Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный.

Восхищение городом, перед которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.

Такое же торжественное ясно описанный Образ Петербурга можно встретить и в творчестве Гоголя, Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным. Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы больше, чем полету на черте. Героя поражают здания в четыре этажа, широкие улицы, количество экипажей и знати. Образ Петербург — это образ города аристократов, и кузнец, попав туда, восклицает: «Сколько здесь панства!» Дворянство изображено автором в традициях парадного портрета восемнадцатого века, в частности Екатерина II предстает читателю доброй феей, чей подарок приносит Вакуле счастье. Образ Петербурга в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — город антастический, город нарядный и торжественный, дарящий радость.

Однако такое описание северной столицы редко в творчестве Гоголя. В большинстве своих произведений писатель, будучи одним из основателей «натуральной школы», целью которой было выявление и высмеивание пороков общества и государства, рисует Образ Петербурга, как города социальных контрастов. В его повести «Шинель» он изображает его городом-монстром, уничтожающим «маленького человека» (позже эта тема будет продолжена Ф. М. Достоевским в образах Макара Девушкина и семьи Мармеладовых). Образ Петербурга представлен в произведении как бы с двух сторон: с одной — «вечным титулярным советником» Акакием Акакиевичем Башмачкиным, ничтожеством, раздавленным и растоптанным средой человеком, а с другой — «значительным лицом», то есть высокопоставленным чиновником, героем, не имеющим даже имени, так как он является не личностью, а лишь собирательным образом, впитавшим в себя все характерные черты столичного «высокого» чиновничества. Акакий Акакиевич изображен писателем как личность, не способная в своей жизни ни на что, кроме переписывания бумаг, не имеющий никакой мечты или цели, совершенно затравленный и забитый. Но с необходимостью шитья новой шинели в его обыденное существование врывается радость, герой даже позволяет себе смелые мысли, например, «не положить ли ему и вправду куницу на воротник». Но счастье Башмачка превращается в самое большое в его жизни горе: шинель украдена, и герой решает добиться приема у «значительного лица», олицетворяющего силу и власть Петербурга. Чиновнику же не только просто не интересен «маленький человек», а он даже раздражает его тем, что отнимает у него время. Для этого чиновника Акакий Акакиевич — никто, и поэтому «значительное лицо» не обращает никакого внимания на лицо незначительное, а тем более на его страдания. Петербург в повести оказывается губителем жизни «маленького человека», безжалостным чудовищем, олицетворением жестокие нравы Питербурского правительства.

Эта же тема затрагивается в середине поэмы Пушкина «Медный всадник», то есть в непосредственно «петербургской повести». Прекрасный град Петров:

Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы, таких, как Радищев, но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Пушкина и Гоголя.
Образ Петербурга в произведениях Пушкина — это прежде всего полный торжества, город про пораде, изображение всего государства, его мощи и силы. Так, в поэме «Медный всадник» автор изображает Образ Петербурга Как самое величественное творение Петра. Поэт с чувством патриотической гордости рисует невиданные красоты северной столицы:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия».

Лучшее деяние Петра превращается сначала в Петроград:

Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом, —

А затем и в Петрополь:

И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен.

Такие изменения в отношении к городу со стороны автора происходят оттого, что он из красавицы столицы превратился просто в символ государства, ломающего жизнь «маленькому человеку», Евгению. Герой не может противостоять самодержавному сторю, и самодержавие уничтожает ого, как назойливое и бесполезное насекомое. Образ Петербурга в поэме вступает в социальный конфликт как действующее лицо, однако этот конфликт не является для Пушкина самым главным в раскрытии образа города, так как для автора Образ Петербурга — это прежде всего исторический город, играющий важную роль в развитии России.

В произведениях же Гоголя основное место занимает не описание красоты или исторического значения столицы, а изображение его нравов и быта. Писатель старался затронуть все слои общества и представить все типы характеров, существующих в городе, и именно поэтому город так или иначе присутствует практически во всех его произведениях. Так, например, в комедии «Ревизор» автор рисует портрет молодого петербургского чиновника, лентяя и повесу, который не умеет и не хочет делать ничего, кроме как «срывать цветы удовольствий» и врать о своем социальном положении. Однако наиболее полно и ярко Гоголь раскрывает образ Петербурга В своей гениальной поэме «Мертвые души».

Пушкин же в своих произведениях показал губительность столицы не только для «маленького человека», но и для аристократов. Так, з своем романе в стихах «Евгений Онегин» поэт рисует Образ Петербурга при помощи описания порядков его «света». В пушкинском городе можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть». Столица портит и развращает людей, ее среда опасна для души дворянина, в частности, продуктом этой среды и воплощением Петербурга является Швабрин, герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин низкий и подлый человек, для него ничего не существую такие понятия, как «честь», «светское», «долг», воспитание сделало его таким,
И в творчестве Пушкина, ив творчестве Гоголя изображение Образа Петербурга Играет важную роль. Оба классика описали этот город двояко: и как торжественную и красивую столицу России, и как город социальных конфликтов, но если в творчестве Пушкина Образ Петербурга был прежде всего историческим городом, то в произведениях Гоголя он чаще представал как город-монстр, город-убийца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector