Петербург гоголя в поэме мертвые души

В царской России 30-х годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и обширный бюрократический чиновничий аппарат. Призванные стоять на страже законности и правопорядка представители административной власти думали только о собственном материальном благе, обворовывая казну, вымогая взятки, издеваясь над бесправными людьми. Таким образом, тема разоблачения чиновничьего мира была очень актуальной для русской литературы. К ней не раз обращался Гоголь в таких произведениях, как «Ревизор», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Она нашла выражение и в поэме «Мертвые души», где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, «первому хапуге в мире». Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже «мертвых душ», так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: «. зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает». Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, &#151 это густыми черными бровями.

Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем «бумажку», «которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою». Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть. Эту мысль подчеркивает гоголевское сравнение чиновника гражданской палаты с Вергилием. На первый взгляд, оно недопустимо. Но гаденький чиновник, как и римский поэт в «Божественной комедии», ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Значит, это сравнение усиливает впечатление от того зла, которым пропитана вся административная система царской России.

Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие &#151 это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под «тонкими» автор подразумевает среднюю прослойку, а «толстые» &#151 это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что «все они были гражданские чиновники». У них другие методы и средства, благодаря которым они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. В образе жизни чиновников, в их поступках и взглядах нет сколько-нибудь существенных различий. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Петербург гоголя в поэме мертвые души

У нас проблема. Публикация не найдена , но она была здесь ранее!

Причины: публикация перенесена в архив (скорее всего) ИЛИ она была удалена автором.

СОВЕТ: воспользуйтесь поиском и уточните ее наличие!
. или напишите в Отдел поддержки пользователей с проблемой. Должны помочь!

Презентация на тему: Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В. Г. Белинский Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году. Но вскоре после постановки «Ревизора», затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал в Германию. Потом он путешествует по Швейцарии и Франции, продолжая работу над «Мертвыми душами».

Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г. Во время приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он читал друзьям главы из первого тома «Мертвых душ», который был завершен в Риме в 1840 — 41.

Встреча с В.А.Жуковским в Риме В декабре 1838 года в Рим приехал В.А.Жуковский, сопровождавший наследника Александра II. Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим, рисовал с ним виды, читал ему главы «Мёртвых душ». Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. 22 января 1839 г.

При издании «Мертвых душ» Гоголь пожелал сам оформить титульный лист На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов.

Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит через всё творчество Гоголя Очень важно для Гоголя было и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной А.А. Иванова «Явление Христа народу». А. А. Иванов «Явление Христа народу»

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то …какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (из письма к В. А. Жуковскому от 12 ноября 1836 г.) Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики. Каждая глава как кольцо в цепи. «Если кольцо будет вырвано, то цепь разрывается…» Однако в противовес авторскому тяготению к логике в поэме обращает на себя внимание алогизм. Словарь: Алогизм – 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический приём.

Жанр и композиция: Поэма – лиро-эпический жанр большого объёма с развёрнутым сюжетом и широким развитием образа лирического героя. 2. Композиция – построение сюжета в динамической последовательности: Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Виды композиции: прямая, обратная.

Особенности композиции 1 глава Экспозиция («вступление») в поэму 2 – 6 главы Изображение жизни российских помещиков 7- 10 главы Изображение мира чиновников губернского города 11 глава Повествование о жизненной судьбе Чичикова

Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией произведения. Виды сюжета: хроникальный – определяет связь между эпизодами в определённой последовательности; концентрический – подразумевается наличие причинно-следственных связей, т. е. одно событие влечёт за собой другое; вставной сюжет – сюжет в сюжете. Внесюжетные элементы: вводные эпизоды – сюжеты, не связанные с основным действием; лирические отступления – форма раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемых событий; художественные предварения – изображение сцен, предваряющих основное действие; художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают действие.

Лирические отступления в поэме «Мёртвые души» Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Все лирические отступления так или иначе развивают тему России. Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси: от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах. ») до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка).

Основные темы «Мёртвых душ» Тема России Тема дороги «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься? . Русь! Куда ж несется ты? Дай ответ. Не дает ответа».

Тема России в «Мёртвых душах» Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздревых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.

Тема дороги в «Мёртвых душах» Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности. мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту. Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; но моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!»

Гоголь о роли писателя в России В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого волнуют вопросы о роли писателя в России. Интересно рассуждение автора о разных типах писателей: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы . Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами, но чего не зрят равнодушные очи. Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество».

Символичность образа дороги Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться. » Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора – России народной, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной.

О чём ещё размышлял Гоголь? о молодости и старости, о призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, о сохранении живой души, о свежести и полноте чувств, о скоротечности жизни, об изменении идеалов.

Наставление Гоголя: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. » Все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе герои. Они потеряли человеческое и не смогли его найти потом.

«Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир. » В. Набоков Памятник Гоголю в Риме работы Церетели. На белом постаменте надпись: «. О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде».

Пророчество Гоголя. Духовный сказ в поэме «Мёртвые души»

Рубрики

  • Авторы (12)
    • Авторы КОБ (4)
    • Геноцид России (4)
    • Старая вера (3)
  • Аудио (1,633)
    • Радио Русич (172)
    • Славянская музыка (89)
  • Видео (25,503)
  • Вселенская несправедливость (179)
  • Жизнеречение (55,297)
    • Аналитика (6,684)
    • Бэкграунд (457)
    • Разделы (50,651)
      • Вооруженные силы (5,156)
      • Здоровье (2,248)
      • История (14,629)
      • Мировоззрение (21,410)
      • Наука (3,356)
        • Новые технологии (1,233)
      • Образование (3,002)
      • Политика (23,002)
      • Психология (2,533)
      • Творчество (6,375)
      • Экономика (5,781)
    • Статьи и Обзоры (3,647)
  • Литература (643)
  • Наследие Славян (8,378)
    • Славяне (1,417)
      • Здрава (257)
      • Родителям и детям (462)
      • Сказки и былины (211)
    • Славянская Культура (3,812)
      • Славянские Веды (697)
      • Славянские традиции (2,274)
      • Славянский Календарь (95)
      • Славянский Язык (497)
    • События Настоящего (2,059)
    • События прошлого (1,152)
  • Самое самое (15,054)
    • Путь к пробуждению (93)
    • Самое горячее (14,252)
      • Самое невероятное (13,709)
        • Война миров (413)
        • Невероятное в мире (13,010)
    • Человек — это звучит гордо (112)
  • Свобода слова (10,085)
  • События (19,150)
    • Новости (1,381)
    • Новости Ближнего востока (565)
    • Новости Украины и Новороссии (12,325)
      • Актуально (7,185)
  • Новости партнёров (1,710)

Активные дискуссии

Мы в социальных сетях

Календарь

Декабрь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя Янв »
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Архивы

  • Февраль (1204)
  • Январь (1491)
  • Декабрь (1482)
  • Ноябрь (1303)
  • Октябрь (1036)
  • Сентябрь (1002)
  • Август (1036)
  • Июль (1006)
  • Июнь (978)
  • Май (1085)
  • Апрель (1250)
  • Март (1352)
  • Февраль (1199)
  • Январь (1123)
  • Декабрь (1085)
  • Ноябрь (1159)
  • Октябрь (1204)
  • Сентябрь (1151)
  • Август (1154)
  • Июль (1254)
  • Июнь (1270)
  • Май (1285)
  • Апрель (1266)
  • Март (1732)
  • Февраль (1297)
  • Январь (1181)
  • Декабрь (1383)
  • Ноябрь (1434)
  • Октябрь (1183)
  • Сентябрь (1297)
  • Август (1185)
  • Июль (1569)
  • Июнь (1432)
  • Май (1263)
  • Апрель (1345)
  • Март (1516)
  • Февраль (1079)
  • Январь (1004)
  • Декабрь (956)
  • Ноябрь (913)
  • Октябрь (898)
  • Сентябрь (824)
  • Август (851)
  • Июль (815)
  • Июнь (870)
  • Май (790)
  • Апрель (722)
  • Март (765)
  • Февраль (728)
  • Январь (802)
  • Декабрь (751)
  • Ноябрь (834)
  • Октябрь (830)
  • Сентябрь (615)
  • Август (558)
  • Июль (491)
  • Июнь (599)
  • Май (736)
  • Апрель (913)
  • Март (1460)
  • Февраль (1992)
  • Январь (2423)
  • Декабрь (2541)
  • Ноябрь (1438)
  • Октябрь (326)
  • Сентябрь (339)
  • Август (282)
  • Июль (286)
  • Июнь (302)
  • Май (321)
  • Апрель (323)
  • Март (391)
  • Февраль (339)
  • Январь (354)
  • Декабрь (380)
  • Ноябрь (374)
  • Октябрь (380)
  • Сентябрь (368)
  • Август (259)
  • Июль (181)
  • Июнь (215)
  • Май (220)
  • Апрель (247)
  • Март (375)
  • Февраль (393)
  • Январь (382)
  • Декабрь (424)
  • Ноябрь (403)
  • Октябрь (416)
  • Сентябрь (360)
  • Август (475)
  • Июль (457)
  • Июнь (411)
  • Май (489)
  • Апрель (577)
  • Март (404)
  • Февраль (438)
  • Январь (405)
  • Декабрь (522)
  • Ноябрь (500)
  • Октябрь (528)
  • Сентябрь (611)
  • Август (521)
  • Июль (510)
  • Июнь (465)
  • Май (544)
  • Апрель (419)
  • Март (439)
  • Февраль (325)
  • Январь (369)
  • Декабрь (369)
  • Ноябрь (292)
  • Октябрь (311)
  • Сентябрь (243)
  • Август (251)
  • Июль (277)
  • Июнь (301)
  • Май (242)
  • Апрель (205)
  • Март (245)
  • Февраль (202)
  • Январь (267)
  • Декабрь (118)
  • Ноябрь (39)
  • Октябрь (67)
  • Сентябрь (43)
  • Август (71)
  • Июль (71)
  • Июнь (75)
  • Май (77)
  • Апрель (40)
  • Март (255)

Если духовные основания подменяются химическими причинами, то следствия оказываются лишь артефактами. Прямой путь кончается тупиком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: