Петербург Достоевского

«Преступление и наказание» порой называют «петербургским романом». Достоевский, как и герой романа, любил тот самый град горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, в произведениях которых град предстает перед нами душным, грязным, не приспособленным для здоровой, нормальной жизни всех его обитателей. Петербург Раскольникова и Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели» существуют рядом, никак не пересекаясь с Петербургом Татьяны Лариной и Евгения Онегина, Элен Курагиной и Анны Карениной. Пушкин и Толстой дали нам панораму жизни высшего света, который ничего общего не имеет с миром и жизнью «маленьких людей». Петербург Пушкина и Толстого — зимний, с хрустящим снегом, Адмиралтейской иглой, поздним рассветом. Петербург Достоевского и Некрасова — летний, когда* «природе подвластна, зацветает в каналах вода». Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, многие персонажи его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых заболеванием, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования первостепенных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе «Преступление и наказание», хотя час действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, повсюду известка, леса, кирпичик, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,— все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши».

Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим. Оттого-то ему больше по сердцу нищая Сенная площадь. В этой части Петербурга он чувствует себя своим и находит в ней своеобразную красоту. «Я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, ещё лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают. «

Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке у Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно покаяться. Эти уличные сцены создают фон, на котором развертывается трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это — доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи.

Страшной, призрачной представляется нам жизнь, протекающая в этих петербургских трущобах. Картины реальной жизни — убийство старухи-процентщицы, появление «человека из-под земли», называющего Раскольникова «убивцем», «страшные, отчаянные вопли с улицы» — похожи на кошмарные грезы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность:

Под жестокой рукой человека,

Чуть жива, безобразно тоща,

Непосильную ношу влача.

Эта картинка с натуры, нарисованная Некрасовым в цикле «О погоде» за несколько лет до выхода в свет «Преступления и наказания», повторяется в ещё более страшном варианте во сне Раскольникова. Образ избитой до смерти тощей клячонки становится у Достоевского символом безграничного страдания. Появляющийся в начале романа, он предвосхищает последующие трагические события и образы. Смертью заезженной клячи умирает Катерина Ивановна Мармеладова, и последние слова ее звучат так: «Довольно. Пора. Прощай, горемыка. Уездили клячу. Надорвала-а-сь!»

На фоне повседневных больших и маленьких драм, разыгрывающихся в недрах капиталистического города, Достоевский детально изображает историю двух семейств — Раскольниковых и Мармеладовых. Мы видим крайнюю степень отчаяния, страдания и падения человека.

Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова.

Проблема, над которой бился герой Достоевского (как освободить человека от страданий), оказалась, в сущности, нерешенной. Но на пути к ее решению писатель, исследуя трагические противоречия реальности, совершает великие открытия.

Читая роман, мы думаем о том, что ложные теории, сознание своей исключительности, презрение к человеческому «муравейнику» — все рассеивается перед величием истинной любви к лю дям. Мы ощущаем непобедимую силу этого чувства, и Евангелие, о котором пишется на последней странице, не может заслонить от нас главного: мужества человека, сумевшего преодолеть невыносимые нравственные пытки, и животворной силы женской любящей души.

События

Выставка Татьяны Нешумовой «На крыльях не своих…»

6 — 27 марта 2020

Вечер Татьяны Нешумовой

Александр Солженицын. Столетие в России и мире

13 февраля в 18.00

Выставка «Природа… В ней есть душа…»

12 февраля — 8 марта 2020

Выставка Ирины Зайчиковой «Мой балет»

11 февраля — 1 марта 2020

День памяти Ф.М.Достоевского

Выставка Татьяны Барановой «Взгляд на мир»

14 января — 4 февраля 2020

Рождественские истории в доме Достоевского

3, 4, 5, 6, 8, 11 и 12 января 2020 в 11.30 и 13.30

Выставка Дмитрия Ивашинцова «Нечетная полоса»

17 декабря 2019 — 10 января 2020

Лекция Андрея Дьяченко «Эдгар По и художники»

15 декабря в 16.30

В своей многообразной деятельности музей пользуется помощью и поддержкой как частных лиц (ученых, коллекционеров, меценатов), так и общественных организаций, которые составляют круг Друзей Музея Достоевского. Музей сотрудничает с Международным Обществом Достоевского . В работе по формированию музейных коллекций и в осуществлении экспозиционных, выставочных, издательских, театральных проектов особенно должна быть отмечена бескорыстная помощь дарителей и спонсоров, без которых в современных условиях полноценная музейная деятельность практически невозможна.

В «черном кабинете» Музея Достоевского играют камерные театры Петербурга, других городов и стран, проходят конференции, встречи. поэтические вечера, концерты .

Петербург Достоевского

Большую часть своей жизни Достоевский провел в Петербурге, среди колодцев домов, давящих на человека своими грязно-серыми стенами. Этот город занимает важное место в его произведениях. Образ Петербурга постоянно присутствует в творчестве русских писателей. О Петербурге писали А. С. Пушкин («Медный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.

Петербург, по убеждению Ф.М. Достоевского накладывает свой отпечаток на характер человека. В своем

Петербург способен сводить с ума своих обитателей. Всюду убогая обстановка трущоб. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров — он обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. И везде теснота, духовных ютиться в убогих квартирках, то еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе.

Петербург – холодный, мертвенный город, равнодушно взирает на горе и страдания людей, а великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность. И эти же детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Если считать зеленый цвет цветом зарождающейся жизни, возникающей гармонии, то в романе мы находим и зеленый цвет, но это цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала…» Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.

Герои Достоевского не имеют возможности жить в этом жестоком мире по законам Христианской морали. Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам действующее лицо, соучастник страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей. Именно поэтому, изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленными людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Петербург Достоевского

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя «маленького человека». Протест против социальной несправедливости, против унижения человека и вера в его высокое призвание отличают знаменитый роман Достоевского .

События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского &#151 это город, в котором невозможно жить человеку. Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья. Жутко становится оттого, что герои живут то в «гробу», как Раскольников (так Достоевский называет жилье, который тот снимает), то в уродливом «сарае», как Соня, то в «прохладном углу», где обитает Мармеладов. Свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов проводит хоть и в отдельном номере, но «душном и тесном».

Петербург Достоевского &#151 этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга &#151 атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков. удавиться тоже хотела, с веревки сняли», &#151 и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности. Молоденькая Соня Мармеладова, не имея возможности заработать честным трудом, переступает нравственные законы, идет на панель. Её мать, у которой муж инвалид и два малолетних племянника на руках, согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого развратника. Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь горожан.

«Петербургские углы» описаны Достоевским с почти натуралистической точностью. Писатель заставляет нас заглянуть в один из «углов» столицы, семью Мармеладовых, &#151 и ему открывается человеческая бездна. Вот перед нами глава семейства. Смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой. Это просто шут, своим «ораторством» потешающий кабацких завсегдатаев. Но этот «забавник» &#151 человек подлинно трагической судьбы.

Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: «Некуда идти человеку, а ведь это надобно». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно &#151 погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою виновность: «А разве сердце у меня не болит, что я пресмыкаюсь втуне?»

Можно ли жалеть человека, укравшего последний грош у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.

Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряженная парой лошадей. Бросившись им под ноги, это человек сам нашел исход своей жизни.

Рядом с Семеном Захаровичем нарисована его жена &#151 Катерина Ивановна. Она, дворянка, попала на социальное дно из верхних этажей жизни, поэтому ей есть с чем сравнивать свою новую жизнь. Воспоминания о прошлом становятся для нее единственной отрадой. В них она укрывается от ужасов настоящего. После смерти своего первого мужа Катерина Ивановна осталась с детьми в отчаянном положении. Именно тогда вдовец Мармеладов женился на ней. Она пошла замуж «плача и рыдая, и руки ломая». Таким образом, налицо жизненный тупик обоих героев.

Таков мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «погибших и погибающих». Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговоренных к смерти.

Достоевский в романе «Преступление и наказание» дает страшные сцены из жизни городской бедноты. Описание кабаков «желтого» Петербурга сменяются описанием городских улиц, рассказом об убогом существовании семьи Раскольникова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Петербург Достоевского

Надевайте обувь на не скользкой подошве и отправляйтесь гулять по местам, связанным с гениальным русским классиком. В списке ниже — всего десять мест, пройдя по которым можно узнать много нового и о писателе, и о любимом городе:

1. Инженерный Михайловский замок
Здесь гений учился с 16 января 1838 года по август 1841 года. На втором этаже, в нише, есть окно, где юный Достоевский читал книги или размышлял.
Адрес: Садовая улица, дом 2

2. Серапинская гостиница
Именно здесь поселился Достоевский в мае 1837 года, когда 16-летним подростком впервые приехал в Петербург. Хоть и пожил он здесь всего несколько дней, но это было самое первое знакомство писателя с главным городом его жизни, произошедшее, вдобавок ко всему, ещё и в белые ночи.
Адрес: Московский пр., 22

3. Дом почт-директора Пряничникова
В этом доме был написан роман «Бедные люди». Квартира Достоевских находилась на втором этаже, а окна выходили на Графский переулок.
Адрес: Владимирский пр., 11

4. Дом Кохендерфера
Здесь Достоевский жил в сентябре и октябре 1846 года и писал повесть «Господин Прохарчин». В это же время Достоевский познакомился с Александром Ивановичем Герценом, это произошло 5 октября 1846 года.
Адрес: Казанская улица, дом 2

5. Доходный дом Солошича
В этом доме в 1840-х годах Фёдор Михайлович Достоевский жил не один. Здесь снимали сразу несколько комнат у домовладельца Солошича несколько молодых людей. Кроме Достоевского в эту своеобразную коммуну-артель входили Дмитрий Григорович, Аполлон Майков, а также братья Николай и Андрей Бекетовы. Напомню, что Андрей Николаевич Бекетов — дедушка Александра Блока.
Адрес: Большой проспект В.О., дом 4

6. Доходный дом купца К. Б. Котомина
В 19 веке здесь находилась кондитерская Вольфа и Беранже, о чем до сих пор свидетельствуют две вывески на доме: одна со стороны Невского проспекта, другая — со стороны набережной реки Мойки. Здесь любил бывать Фёдор Михайлович Достоевский и здесь, весной 1846 года, произошла роковая встреча в его жизни, с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским. Как мы помним, именно это знакомство привело писателя сначала на эшафот, а потом и на каторгу.
Адрес: Невский проспект, дом 18

7. Вознесенский проспект, дом 8
В доме № 8 по Вознесенскому проспекту Фёдор Достоевский жил с 1847 года по 23 апреля 1849 года, когда был арестован. Он снимал комнату в квартире Бреммера на третьем этаже. Здесь были написаны рассказы и повести «Слабое сердце», «Честный вор», «Ёлка и свадьба», «Чужая жена и муж под кроватью», «Белые ночи».
Адрес: Вознесенский пр., дом 8

8. 3-я рота Измайловского полка, дом 5
На этой улице Фёдор Михайлович Достоевский жил с марта 1860 года по сентябрь 1861 года. Это было его возвращение в Петербург после многих лет отсутствия сначала на каторге, потом в ссылке. К этому периоду жизни величайшего писателя относятся «Записки из Мёртвого дома» и роман «Униженные и оскорблённые».
Современный адрес: 3-я Красноармейская улица, дом 5

9. Малая Мещанская улица, дом 1 (дом А.А. Астафьевой)
Квартира № 4 была пристанищем писателя с сентября 1861 года по август 1863 года. Он находится прямо на углу Малой Мещанской улицы и Екатерининского канала (сейчас это Казначейская улица и канал Грибоедова). Здесь были закончены «Записки из Мертвого дома».
Современный адрес: 3-я Красноармейская улица, дом 5

10. Дом купца А. П. Струбинского
Гений жил в этом доме с сентября 1875 года по 1878 год. Здесь был закончен роман «Подросток». Здание, построенное в 1863 году, находится на углу Греческого проспекта и 5-й Рождественской улицы (ныне — 5-я Советская улица).
Современный адрес: Греческий проспект, дом 6

Экскурсия «Петербург Достоевского»

Экскурсия “Петербург Достоевского” откроет перед вами город, который станет антиподом фееричности богемной жизни дворянского сословия. За 28-летний период жизни в Петербурге писатель сменил более 20 квартир, в каждой из которых он проживал не более трёх лет. Его герои переезжали вместе с ним, и снимали очень похожие недорогие квартиры. Мы пройдемся по знаковым местам, которые и сейчас хранят память о русском писателе.

Маршрут экскурсии предусматривает осмотр дома на Лиговском проспекте, которая знаменита написанием романа “Подросток”, а также дома по улице Пржевальского, где Достоевский прожил 1864 – 1867 годы. А кульминацией экскурсии станет посещение Кузнечного переулка, в котором находится мемориальный музей-квартира писателя, и здесь вы узнаете, почему Достоевский вернулся в этот дом, нарушив своё правило не снимать квартиру в одном доме дважды.

Старая Русса

  1. Музеи
  2. Старая Русса

Небольшой старинный провинциальный город Старая Русса Новгородской губернии оставил свой след в биографии и творчестве Ф.М. Достоевского. Старая Русса живописно расположена на реке Полисти, в центре города происходит слияние ее с Перерытицей и Порусьей. Город издавна славился своими минеральными источниками, привлекавшими многообразное общество из Москвы и Петербурга. Это место было выбрано семьей Достоевских для летнего отдыха с детьми.

20 апреля 1872 г. Достоевский писал своей сестре В.М. Ивановой: «Так как вопрос о даче для нас слишком важен, мы по совету Владиславлевых и поручили им. нанять дачу в Старой Руссе. Владиславлевы хвалят место, хвалят воды, дешевизну и комфорт. Правда место озерное и сыренько, это известно, но что делать. Наверно наймем в Старой Руссе, тем более, что уж очень много удобств — дешевизна, скорость и простота переезда и, наконец, дом с мебелью, с кухонной дае посудой, воксал с газетами и журналами и проч. и проч.» Впервые Достоевские приехали в Старую Руссу 18 мая 1872 г. — Любе было неполных 3 года, а Феде еще не исполнился год. Город с буйной зеленью садов, колокольным звоном многих церквей производил отрадное впечатление. Начиная с этого времени, семья стала приезжать в Руссу каждое лето.

Первое лето Достоевские жили в доме настоятеля церкви св. Георгия, о. Иоанна Румянцева, ставшего духовником писателя. «Батюшка Румянцев есть мой давний и истинный друг», — напишет впоследствии в одном из писем Достоевский.

В доме о. Иоанна в это лето Достоевский работал над завершением романа «Бесы». Некоторые старорусские впечатления и реалии вошли в этот роман.

Несмотря на то, что первое лето оказалось не очень удачным (болели Люба и Анна Григорьевна, лето выдалось холодное), на следующий год Достоевские вновь решили снять дачу в Старой Руссе. На этот раз поселились в деревянном двухэтажном доме на набережной Перерытицы, принадлежавшем отставному подполковнику А.К. Гриббе.

Жизнь в Руссе так полюбилась Достоевским, что они решили провести здесь даже зиму 1874/75 гг. (правда, для зимней жизни перебрались в другой, более теплый дом, поближе к центру города). Здесь, в уединении, Федор Михайлович напряженно работал над романом «Подросток», в котором эпизод из жизни провинциального города Афимьевска и образ купца Скотобойникова связаны со Старой Руссой.

В мае 1876 г. Достоевский приобрел дом на берегу Перерытицы у наследников умершего к тому времени А.К. Гриббе. Впервые у писателя, всю жизнь кочевавшего по квартирам и не имевшего никакой собственности, появился свой дом. Здесь жили уже трое детей Достоевских, так как 10 августа 1875 г., в Старой Руссе, у них родился сын Алексей.

Анна Григорьевна вспоминала впоследствии: «Благодаря этой покупке, у нас, по словам мужа, «образовалось свое гнездо», куда мы с радостью ехали раннею весною и откуда так не хотелось нам уезжать позднею осенью. Федор Михайлович считал нашу старорусскую дачу местом своего физического и нравственного отдохновения; помню, чтение любимых и интересных книг всегда откладывал до приезда в Руссу, где желаемое им уединение сравнительно редко нарушалось праздными посетителями. Дача г. Гриббе была не городской дом, а скорее представляла собой помещичью усадьбу, с большим тенистым садом, огородом, сараями, погребом и пр. Особенно ценил в ней Федор Михайлович отличную русскую баню, находившуюся в саду. Мужу нравился и наш тенистый сад и большой мощеный двор, по которому он совершал. прогулки в дождливые дни, когда весь город утопал в грязи. Но особенно нравились нам обоим небольшие, но удобно расположенные комнаты дачи, с их старинною, тяжелою, красного дерева мебелью и обстановкой, в которых нам так тепло и уютно жилось».

В Старой Руссе Достоевский много и интенсивно работал. Здесь была написана значительная часть последнего романа — «Братья Карамазовы». Провинциальный маленький городок Скотопригоньевск, в котором происходит действие романа, во многом напоминает Старую Руссу, а для жителей этого города узнаваемы были и некоторые персонажи и ситуации романа. Старая Русса — навсегда стала городом «Братьев Карамазовых».

Для Достоевского Россия — это не только Петербург, Москва, но, может быть, в первую очередь провинция, уездное захолустье, маленькие города вроде Старой Руссы. Не случайно действие романа, задуманного как большое художественное обощение о жизни и судьбах поколений прошлой, настоящей и будущей России, Достоевский решил развернуть на фоне такого провинциального города, жизнь которого он хорошо знал по Старой Руссе.

Лето 1880 г., проведенное в Руссе, было чрезвычайно насыщено творческой работой. В мае именно здесь, за две недели была написана Пушкинская речь. 22 мая Достоевский выехал из Старой Руссы в Москву, чтобы участвовать в торжествах, посвященных открытию памятника Пушкину на Тверском (Страстном) бульваре. Открытие состоялось 6 июня, а 8 июня Достоевский произнес свою речь на торжественном заседании в Обществе любителей российской словесности. Успех был огромный. Публика увидела в Достоевском духовного учителя, пророка. В Старую Руссу он вернулся в зените славы и общественного признания.

В тиши старорусского дома его ждала работа: «. буквально измученный, воротился в Старую Руссу. Здесь тотчас же засел за «Карамазовых», написал три листа, отослал и затем тотчас же, не отдохнув, написал один № «Дневника писателя» (в который войдет моя речь), чтоб издать его отдельно как единственный № в этом году».

Напряженная работа сменялась кратким отдыхом, занятиями с детьми. В августе Федор Михайлович пишет жене, уехавшей ненадолго по делам в Петербург: «. Мы с Федей на извощике. отправились в Городской сад, что на Красном берегу, рядом с Дворцовым садом. Там было много народу, спускали шар и пели военные песельники».

Старорусское житье 1880-го года затянулось. 6 октября семья уехала в Петербург. Лето было исключительно плодотворным. Но оно стало последним в жизни писателя. 28 января 1881 г. Ф.М. Достоевский скончался.

После смерти Достоевского Анна Григорьевна продолжала приезжать в Старую Руссу, бережно сохраняя память об их совместной жизни в этом доме. Последний раз она жила здесь в 1914 г. Дом пережил события революции и войн и сохранился до наших дней. В 1931 г. на нем была установлена мемориальная доска, а в 1969 г. была открыта экспозиция, ставшая основой музея. Создателем экспозиции был Г.И. Смирнов, энтузиаст, ставший первым директором Музея.

Мемориальный Дом-музей Ф.М. Достоевского был открыт 4 мая 1981 г. На втором этаже дома, в шести комнатах, где жила семья писателя, восстановлена окружавшая их обстановка. В мемориальной экспозиции использованы подлинные вещи писателя и членов его семьи, документы, прижизненные издания произведений Достоевского, мебель его эпохи. На первом этаже дома располагаются служебные помещения, в нижней гостиной организуются выставки, проходят ежегодные научные чтения, устраиваются литературные и музыкальные вечера. В школах Старой Руссы дети изучают творчество своего великого земляка по особой, расширенной программе. Гости Старой Руссы могут познакомиться с местами, нашедшими отражение в романе «Братья Карамазовы».

Работники Дома-музея — люди преданные, занимающиеся этой деятельностью многие годы — рассказывают о прототипах героев его произведений, то есть о реальных людях, живших в своё время в нашем городе, портреты которых и использовал в своих романах писатель. До сих пор в нашем городе существует дом, в котором жили герои «Братьев Карамазовых» — именно его и описывал Федор Михайлович в этом произведении.

Не только реальные люди и реальные здания, но и сама природа нашего города находила своё отражение в романах писателя.

Ежегодно в мае в Старой Руссе в Доме-музее проходят международные литературные чтения. На них съезжаются не только со всех концов нашей страны, но и из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и из–за океана. Это многочисленные по количеству участников собрания, на которых люди делятся своими впечатлениями то прочитанного, читают вслух сочинения писателя, высказывают свои мнения и точки зрения, обсуждают их, то есть, собираются люди, которым нравятся произведения Достоевского.

Основные экскурсии по экспозиции:

Старорусский период жизни и творчества Ф.М. Достоевского (по экспозиции дома писателя)

Литературные места романа «Братья Карамазовы» (пешеходная экскурсия по памятным местам, связанным со старорусской жизнью Достоевского)

Старая Русса — город Достоевского (экскурсия по городу)

Прошлое и настоящее Старой Руссы (обзорная экскурсия по городу)

Обитель, где живет Надежда (автобусная экскурсия в пригородный монастырь, послуживший прообразом монастыря в романе «Братья Карамазовы»

Интерактивная экскурсия «В гостях у Достоевских» (для взрослых и детей)

См. также: Иллюстрированный путеводитель «Великий Достоевский в Старой Руссе»

Адрес: 175200, Новгородская область, г. Старая Русса, наб. Достоевского, д. 42/2

Петербург Достоевского

Прошло уже два года, как с лёгкой руки Комитета по культуре в Санкт-Петербурге начали отмечать День Достоевского. Так и в этом году 7 июля состоялось третье по счёту мероприятие, посвящённое горячо любимому многими Фёдору Михайловичу.

Устроители настаивают на том, что День Д. (назовём его так) должен именно «отмечаться», а не праздноваться. Собственно, поэтому в первую субботу июля по традиции кузнечный переулок волшебным образом превращается в самую настоящую улицу девятнадцатого века со всеми положенными атрибутами, как то вывески, торговцы, разносчики и пр. А милые и ооочень осведомленные девушки, абсолютно безвозместно, водят вас по известным местам, рассказывая неизвестные (возможно) факты о Достоевском в Петербурге или точнее о Петербурге Достоевского.

Для настоящего поклонника творчества писателя, особенно иногороднего, посещение подобной экскурсии может превратиться в невероятно увлекательную прогулку. Надо сказать, что с именем Достоевского в нашем городе связано немало мест. И хотя он никогда не любил этот город, а поначалу, как сам признавался, и вовсе боялся, он прожил здесь 28 лет. У него никогда не было своей квартиры, он всегда их снимал. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых, даже подвалы и чердаки сдавались. За время жизни в городе он сменил 20 адресов. Обычно его жильё находилось на пересечении улиц.

Слава Достоевского началась белой майской ночью 1845 года, когда восторженные Некрасов и Григорович прибежали к нему, прочитав первую повесть писателя «Бедные люди». Жил тогда Достоевский на Владимирском проспекте,11, бедствовал и уповал лишь на успех своего произведения. Тогда, как писал Достоевский, либо он пристроит своё произведение, либо в Неву. Это уже потом, стоя на Семеновском плацу (ныне Пионерская площадь) под прицелом, приговорённый к несостоявшейся смертной казни, писатель осознаёт всё своё стремление к жизни. Позже он использует этот жизненный опыт в монологе героя романа «Идиот»: «имея в запасе целую вечность, каждую минуту в век бы превратил, ничего не потерял».

С домом на Владимирском связана ещё и удивительная история читательской преданности. В советское время из-за трудности восстановления дома — он дал серьёзную трещину, решено было его снести. Так вот представьте: ленинградская зима, десятки людей несли круглосуточную оборону дома, не позволяя его разрушить, считая личным делом сохранить место, где Достоевский стал писателем. В итоге нашелся инженер, который придумал способ сохранить историческое здание. Спасибо ему. Последний адрес писателя — Кузнечный переулок 5/2, сейчас здесь музей-квартира Достоевского. Тут он работал над повестью «Двойник» и своим последним произведением «Братья Карамазовы».

Мы все не раз слышали о том, что Санкт-Петербург — город историй, легенд, мифов, загадок. Всё здесь несёт какую-то память. Монументы деятелям, места народных волнений, дворцы, музеи, музеи-квартиры, наконец, в которых великие творцы создавали свои шедевры и. места, где жили их вымышленные персонажи.

Этим-то и примечательна Сенная площадь и её окрестности, в которых Достоевский расселил персонажей своего нетленного произведения «Преступление и наказание». А собственно, проживая, на Малой Мещанской (ныне Казначейской) улице в районе Сенной он написал роман «Преступление и Наказание», повествование которого начинается в «первых числах июля», в связи с чем и связан городской праздник. Во времена писателя район Сенной площади был окраиной города и самым неблагоприятным районом, с разгулом пьянства, воровства и проституции. Ошибочно полагать, что этот день связан с конкретной датой — рождения или смерти писателя, нет — это начало повествования одного из величайших романов русской литературы.

Во времена писателя район Сенной площади был окраиной города и самым неблагоприятным районом, с разгулом пьянства, воровства и проституции, вообщем здешним жителям было не до красоты светского Петербурга. Проживая здесь писатель целиком окунулся в мир «пьяненьких» с их чердаками, гнилыми подвалами, доходными и желтыми домами. В одном только Столярном переулке от Кокушкина моста до следующей улицы было более 20 распивочных. Среди этой грязи и вони жил главный герой (Столярный,5) и взращивал свои страшные мысли.
Надо понимать, что никакого прототипа героя, жившего по этому адресу не существовало, и уж тем более не было никогда реального Родиона Романовича, гулявшего с топором. Но тем не мене на углу дома установлен мемориальный камень герою, а в парадной вместо традиционного «Цой жив» красуются «Родя ты не прав» и пр. Сам же адрес Раскольникова, как и других героев, в романе не указан точно, только сокращения «в С-м переулке» или «К-н мост». Впрочем, существуют мнения и о других возможных местах жительства героя. Достоевский, якобы, путал, «добавлял» этажи, «перестанавливал» дома. По зацепкам, например, таким как отметка о наводнении, по описаниям в романе удалось определить адреса.

К слову, «К-н мост», не иначе как «Кокушкин», который не переименовывали. Это такое место, с которого видно все ключевые места романа: дом Раскольникова, дом Мармеладовых, Сонечкин дом с тупым углом (Набережная канала грибоедова,73), контору следователя, Сенную площадь и дом Старухи.

Достоевский использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа. Как признался сам писатель, описание двора, в котором Раскольников прячет вещи, украденные им из квартиры процентщицы, он составил из личного опыта — когда однажды прогуливаясь по городу, Достоевский Достоевский использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа. завернул в пустынный двор с целью, пардон, справить нужду.

Ну, и, конечно, же ещё одно место, которое вполне можно назвать роковым для романа — дом старухи процентщицы. Здание в виде «утюга» на Набережной канала Грибоедова, 104. Здесь разночтений быть не может. Это единственный дом в виде утюга, с двором-колодцем и двумя воротами. Заходил Раскольников в одну арку, а выходил в другую. При посещении этого дома вас, конечно, не пустят в квартиру Алёны Ивановны, но и на узенькой — преузенькой тёмной лестничной клетке ощущений хватит сполна.
На такой благодатной почве фантазия может не на шутку разыграться: и вот ты уже представляешь, как в этом доходном доме, населенном разными «промышленниками» на четвертом этаже, где одна квартира та, пустая, а в другой № 74 молодой человек, вооружившись топором, проверяя себя на прочность, даёт жизнь своим жутким идеям. Захватывает дух, какие там мурашки.

Город в романе не место вовсе, а ещё один герой, он усугубляет, подталкивает и он же принимает покаяния на Сенной площади. Без описания переулков, мостов, каналов, домов, улочек и даже камней невозможно представить «Преступление и Наказание». Действительно, город стал лучшей иллюстрацией к роману. Пожалуй, почитатель Булгакова, посетивший, улицу Садовую,302-Бисв Москве, наверно почувствует тот же трепет. В любом случае это очень волнительно и поистине необычно. В самом настоящем, реальном городе с его спешкой, пробками, вечными насущными делами окунутся в атмосферу вымышленного художественного, но существующего рядом мира, благодаря создавшему его когда-то гению. Так что ценители, любители и просто любопытные, вооружайтесь картой и необязательно ждать следующего июля, чтобы открыть для себя что-то важное и сокровенное в обыденном.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector