Песнь об Эльбрусе

Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима.

Христос в Гефсиманском саду.

Полдень. Стадо в степи.

Эльбрус. Лунная ночь.

Уповать можно лишь на иной мир, но не тот, о котором говорит христианство. А – мир над Добром и Злом.

Не удаётся упорядочить вселенную. Вселенную искусства.

Я ведь не хочу её построить под “свои” теории. Я хочу, чтоб “мои” сопряглись с чем-то не мною принятым.

И вот, кажется, я уловил возможность…

“Зачарованность природы неземным цветом — впечатление, возникающее благодаря форсированной яркости натурального лунного света, будто смешавшего свет двух миров: лунного, реального и неестественного, как бы инопланетного. В это время творчество Куинджи испытывает явственное влияние эстетики стиля модерн, одним из зачинателей которого в пейзажной живописи он явился” (Манин. http://kuinje.ru/kuinji_manin10.php ).

Это – о картине “Пятна лунного света в лесу. Зима” (1898-1908).

Дело в том, что стиль модерн уложился у меня ранее на вылет вон вниз с нижнего перегиба Синусоиды исторического изменения идеалов (СИИИ). То есть этот вылет есть как бы инерция действия чуть выше по Синусоиде расположенного романтизма. А именно романтизм применяет тот же Манин для более раннего Куинджи.

“…главная магистраль его творчества пролегла в романтическом искусстве”.

Что же такое романтизм? Это разочарование в Разуме. Если верно, что существует так называемое анклавное развитие искусства (страны, мол, проходят Возрождение, классицизм, романтизм и т.д. каждая – в своё время, в свой век, и Возрождение в России, мол, было в пушкинскую эпоху), то разочарование в Разуме-разночинстве (в 1873-м был осуждён Нечаев) вполне могло прийтись у Куинджи на 1876-й год, когда “художник, наконец, победил в себе моралиста-передвижника” ( http://kuinje.ru/ ) . И… он стал глубоко одиноким человеком, спасавшимся от удручающей действительности революционеров-демократов во внутренней жизни. Которая, по необходимости, становилась из ряда вон выходящей. Какими и стали, начиная с “Украинской ночи”, его картины. Удручал его и наступивший капитализм, в пику которому он, пишут, купил целую улицу домов и дёшево сдавал их художникам; ещё купил участок земли на крымском побережье, для занятий художников же пленэром. Ненавидел, видно, и царизм, раз уволен был из Академии художеств (где с 1892-го преподавал) за поддержку в 1897 студенческих волнений. С 1882-го перестал выставляться. – Ну всё ему было плохо, возможно, и религия. Что естественно для солипсиста, каковыми и становятся романтики, пасынки истории (религия б их примирила с действительностью; ан нет! они считают себя царями этого злого-презлого мира, будучи заключены в свою внутреннюю жизнь, они, каждый, как сам Демон). Как факт: “В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления — Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). По возвращении в Петербург необычайно впечатлённый поездкой живописец создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых его романтизм окончательно слился с философским пейзажем. Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны” (Википедия) . Т.е. Куинджи во всём стал себя чувствовать уже не столько пасынком истории, сколько наоборот – сверхчеловеком. Вне истории. И, может, пусть не смущает такой вывод религиозных, возражающих, кого он выбрал в персонажи такой вот картины.

Христос в Гефсиманском саду. 1900.

В этом мире таки царствует Зло, не Добро. Потому уповать можно лишь на иной мир, но не тот, о котором говорит христианство. А – мир над Добром и Злом.

И оттого-то и прошла в творчестве Куинджи “Декоративная волна в “молчаливом периоде”” (Манин). Декор – это ж удаление от жизни.

И… тут же, наоборот, – внедрение в жизнь, но не так, как прежде, по-передвижнически – социально. А иначе. Манин это называет: “второй план его творчества”.

Полдень. Стадо в степи. 1890-1895.

“Поэтизация обычного, даже прозаичного, где трудно открыть эффекты, становится характерной чертой “второго плана” творчества Куинджи. В картине видится свободное желание ощущать мир в полноте его прекрасных качеств.

“Полдень. Стадо в степи” дышит воздухом. Этюд пространствен, свободен, раздолен. Пленэрный подход к натуре вызвал в живописи художника тончайшие переливы тонов, нежных и светлых, какими бывает окрашен степной или морской воздух в жаркий летний день. В восприятии природы художник тонко улавливает поведение природы, в малой степени окрашенное личным переживанием” (Манин).

Здесь появляется то, что через несколько лет (в 1903 году) объединило некоторых художников в “Союз русских художников”, принявшихся выражать, в двух словах говоря, веками не изменяющийся русский менталитет. Можно сказать – российский. Ибо, в данном случае, выражает его грек, больше всего рисовавший Украину. Это, повторю, совсем не передвижнический подход. Тот был – социальным. Потому по отношению к тому правомерно было применять термин реализм. А тут – нет. Ибо какой же тут реализм? Реализм открывает то, что в обществе появилось, а общество ещё не замечает. Тут же ничего нового не появилось. Веками было. А его едва ли не сейчас только стали выражать. (Манин в такие дефиниции не входит, потому термин реализм применил и для Куинджи. А я потому его из цитаты удалил, заменив троеточием в угловых скобках.) Причём, обратите внимание на это “в малой степени окрашенное личным переживанием” . Это не пейзаж настроения, индивидуалистичный, левитановский. А идеалом такое движимо каким-то противоположным индивидуалистическому типу идеала.

Но как возможен в одном человеке и крайний индивидуализм (ницшеанство) и что-то неиндивидуалистское.

А вот возможно. Таков русский народ – противоречивый. И таков его художник – Куинджи.

Но. Такая широта натуры хороша, если проявляется то одна её сторона, то другая. Смешение – всё равно, что приступ шизофрении.

Осень. (1890 — 1895).

И, в своём желании построить всю вселенную искусства, я вынужден не последовать за Маниным, индифферентно отнёсшимся к такому опыту.

И всё бы хорошо, если б не совершенно потрясающие картины сделал Куинджи таким образом.

Чтобы помнили.

Пресс-служба ЭЦ Вертикаль, 21.05.2010.
Фотографии из архива Ангелова М.С. – создателя музея альпинизма в Донецке.
Источник: http://vertikal.biz/actions/view/536.html

1 августа 1942 года два черно-красных фашистских флага были подняты на вершинах Эльбруса. В гитлеровской пропаганде событие сие именовалось громко – «концом павшего Кавказа».

13 февраля 1943 года группа советских альпинистов на западной вершине Эльбруса сбросила фашистские штандарты и водрузила красное знамя. А 17 февраля 1943 года и на восточной вершине был поднят советский флаг. В этих нескольких скупых строчках – подвиг 20 смельчаков. Впрочем, для них это было просто задание, которое необходимо выполнить. Мы публиковали статью из газеты «Красная Звезда» за 1980 г ., освещающую это событие.

Восхождение на западную вершину Эльбруса. Впереди Гусев, за ним Кухтин несет шест, на котором будет установлен флаг

Сегодня в гостях у «Вертикали» человек, который сделал многое, чтобы мы помнили о тех, кто снял знамена третьего рейха с Эльбруса. Максим Степанович Ангелов – создатель музея, в котором хранились памятные материалы об этом и других значимых событиях советского альпинизма.

– Максим Степанович, расскажите, пожалуйста, о вашем музее.

– Музей был создан в Донецке в 73-74 гг. в школе-интернате №3 на Петровке. Я там работал, преподавал историю. В 85 г . я ушел из школы, музей еще года два просуществовал, потом я забрал материалы, потому что видел, что за этим никто не следит, никому это не нужно.

– Как возникла идея создания музея?

– Я в принципе всегда любил горы. А в 1973 г ., будучи в Терсколе, попал в гости к Иосифу Кахиани, увидел его домашний музей, с этого и началось серьезное увлечение. Потом я сам посетил вершины, узнал, что есть адреса участников, стал на них выходить. Зачем мне это было нужно? Наверное, хотелось, чтобы дети знали и любили горы, чтоб занимались альпинизмом, спортом, чтобы помнили историю своей страны. Моим ученикам, кстати, действительно горы были родными, они участвовали в соревнованиях – областных, городских, союзных, побеждали. Мы с ними много беседовали и о битве за Кавказ.

Максим Степанович рассказывает о легендарном подъеме и преображается: лицо разглаживается, в глазах молодой задор и гордость.

Восхождение на Эльбрус

– Группа из 20 человек тремя отрядами отправилась на подъем. Руководителем группы был Александр Михайлович Гусев, заслуженный мастер спорта, заместителем – Николай Гусак, тоже мастер спорта. И только они двое раньше зимой поднимались на Эльбрус. Снаряжение, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Большой груз оружия, который приходилось тащить в сложнейших условиях, и в любой момент можно было наткнуться на минное поле. При восхождении одна из групп нашла страницу немецкого журнала. Там было напечатано фото Гротта, под чьим предводительством фашисты установили свои флаги на Эльбрусе. Фото явно специально «приукрашенное» снегом, под ним восхваляющий «героев» текст. Александр Игнатьевич Сидоренко переснял эту фотографию и выслал мне.

Из немецкого журнала, переснятое А. Сидоренко при восхождении в 43 г.

– На «Приюте 11» команды объединились. Там их застал буран, погода испортилась. Но было принято решение, не дожидаясь благоприятных условий, штурмовать вершины двумя группами — на вершинах Эльбруса должны были быть советские знамена, и точка.

Александр Гусев на западной вершине Эльбруса Установка флага на восточной вершине Эльбруса

– В группе была одна женщина, Любовь Коротаева, – продолжает Максим Степанович свой рассказ, – инструктор альпинизма. Зимой 42-43 гг. Люба более 40 раз водила группы бойцов через перевал Донгуз Орун. Снега по пояс, переходы 20- 25 км . Подорвала здоровье в эту зиму, впоследствии ей пришлось уйти из альпинизма. В группе ее очень любили. Я списывался с Александром Ивановичем Николаевым, от него тоже материалы в музее есть. Он был начальником взвода разведки, неоднократно ходил в разведку вместе с Л. Коротаевой. Сохранилось письмо, в котором он рассказывает о ней.

Письмо Александра Николаева о Любови Коротаевой

– С Любовью Коротаевой, кстати, связана история с запиской в гранате и появление баксанской песни. Вместе с Андреем Грязновым, тоже участником восхождения, еще в начале января 43 г ., будучи в засаде, они вложили в гранату вместо запала записку о том, что были здесь, показывали путь наступающим войскам. Во время операции «Эльбрус» они проходили эти места, вспоминали записку. Грязнов запел: «Помнишь гранату и записку в ней. ». В ту ночь и создалась ставшая впоследствии известной песня.

Где снега тропинки заметают,

Где лавины грозные гремят,

Эту песнь сложил и распевает

Альпинистов боевой отряд.

Авторы песни – слева направо: А. Грязнов, Л. Коротаева и Н. Персиянинов

– Были ли вы лично знакомы с кем-то из участников знаменитого восхождения?

– С Александром Гусевым – руководителем группы – не встречался, но долго переписывался. Он мне для музея множество фотографий выслал.

Гусев (второй справа) докладывает командованию об установке советских знамен на вершинах Эльбруса

– Общался с Александром Сидоренко активно, встречались. Сидоренко – он ведь еще и первовосходитель на пик Победы. Правда, он тогда не знал, что это пик Победы, семитысячник. Они его назвали «Пик Комсомолец», и только после войны топографы установили настоящую высоту. С Алексеем Малеиновым тоже неоднократно встречался.

Малеинов, Сидоренко – участники не только легендарного восхождения, но и проводники Беченского перехода, это предшествующая восхождению история. Тоже памятная страница в истории битвы за Кавказ. Летом 42 г . немцы вплотную подошли к Большому Кавказскому хребту, рвались к бакинской и грозненской нефти. Было решено эвакуировать население Баксанской долины, мирных жителей выводили через перевал Бечо, военные шли через Донгуз Орун. Оборудование ценное вывозили тоже, что не удалось вывезти – взорвали. 1500 тыс. человек, в том числе дети, дряхлые старики – совсем не умельцы по горам бегать, в общем. Но с силами ли, без сил – все устремились к переходу, никто не хотел попасть к врагу. И, конечно, это была непростая задача: перевести не приспособленных к подобным походам людей. Ребята с ней успешно справились, в итоге даже самые немощные участники перехода добрались до цели.

Книга, подаренная музею М.С. Ангелова

В завершение нашей беседы Максим Степанович передает нам материалы – подписанные книги, фотографии, номера газет.

– Обидно было и горько, что так это все и затеряется, теперь я спокоен, недаром собирал, кому-то пригодилось: люди должны знать это, нужно, чтобы помнили.

– Спасибо, Максим Степанович. Мы помним, мы благодарны.

Песнь об Эльбрусе

VPS на виртуализации KVM
с почасовой оплатой и снэпшотами

VPS на виртуализации KVM
с почасовой оплатой и снэпшотами

Выберите один из 170 шаблонов дизайна,
добавьте вашу информацию — сайт готов!

Перенесите сайт на обслуживание в REG.RU и получите промокод
на 1 месяц использования виртуального хостинга или VPS

Попробуйте новую платформу
на базе NVIDIA Tesla V100

Супер цена на регистрацию всех свободных
и продление числовых веб-адресов

Универсальный веб-адрес
для любого проекта всего за 199 рублей

Быстрый и надёжный виртуальный хостинг от REG.RU.
Автоустановка CMS. Домены и SSL в подарок.

Виртуальные серверы KVM
c почасовой оплатой. Готовые
шаблоны ОС и приложений.
Можно управлять по API.

Гарантия статуса сайта и безопасности передаваемых данных. Незаменимо для .

Выделенные серверы для проектов любой сложности. Готовые и индивидуальные решения.

Красивый почтовый ящик
с любым именем и адресом
вашего домена.

Красивый почтовый ящик
с любым именем и адресом
вашего домена.

Защита доменного имени,
системы мониторинга
и оповещения.

Мировые лидеры CMS на облачной
платформе с неограниченной
мощностью для вашего бизнеса.

Электронная почта Gmail, календарь,
документы и другие инструменты для
совместной работы онлайн с коллегами.

Безопасная площадка для
совершения сделок с домен-
ными именами и сайтами.

Хостинг и серверы

Создание сайтов

регистратор и хостинг-
провайдер в России

более 2.2 млн
клиентов

Доброго дня! Меня зовут Виталий, я веб-мастер. Стаж работы 6 лет. У меня около 30 активных сайтов на разных хостингах. REG.RU самый лучший из всех, которые я знаю. По всем показателям. Это проверено временем. Поэтому все новые проекты я делаю уже тут. А также участвую в партнёрской программе. От души благодарю всю команду за Вашу замечательную, компетентную и достойную работу!

Я на agava.ru, которая переросла в REG.RU c 2007 года (брал аренду серверы, ставил свой сервер, теперь просто арендую место). До этого перепробовал не менее 8 разных хостингов, но остановился именно на нём. Нравится и техподдержка, и скорость, и сервисы. Видно, что проходят частые модернизации, т. е. в отличие от конкурентов на месте не стоят.

Нравится в Reg.Ru, что действительно есть из чего выбрать – хостинг действительно гибкий в плане требований пользователя. Самые разные варианты тарифных планов по разным ценам. Плюс гарантированный возврат оплаты по требованию – неплохое впечатление. Посмотрим, как дальше покажет себя в плане надежности, но пока вроде все хорошо, а если там раз в полгода обвалится, так и на солнце есть пятна.

Здравствуйте! Все предельно ясно. До того, как начал самостоятельно изучать сайтостроение мне рассказывали о том, что REG.RU надежнее, но нужно уже быть профессионалом, т.к. Вы крупный регистратор и всем отвечать на вопросы просто нереально. Но я вижу совершенно иную картину и если свой первый домен я заказывал у хостинг провайдера, то теперь буду делать это напрямую, не опасаясь ошибок. А благодаря ссылкам в ответах, узнал много нового и полезного. Спасибо большое!

В целом хостинг понравился. Удобная админка, адекватная поддержка. Бывают проблемы с загрузкой файлов через панель, толи подвисает, толи х/з. И после изменения файлов в редакторе не всегда изменения сохраняются с первого нажатия на кнопку, мелочь но все же. Что касается доступности сайта, тут проблем пока не было.

Работаю с хостингом Reg.ru уже второй год. Сервис очень нравится. Доступные цены как на хостинги, так и на домены. Довольно-таки часто проходят разные акции. Всегда приходят оповещения на почту. На моей практике сервер ни разу не вылетал. Скорость очень хорошая! Если у меня возникают какие-либо вопросы, служба поддержки всегда приветливо отвечает и очень доступно всё объясняет. Также преимуществами являются безлимитный жесткий диск и безлимитный трафик. Всем советую!

Мой сайт на этом хостинге уже третий год, у них же регистрировал доменное имя. Полностью доволен, нареканий нет, надежный и быстрый, ни разу не было такого, что сайт недоступен или тормозит. Масса полезных связанных сервисов. Наверное единственный незначительный минус — цена, она не такая низкая, как у других хостеров, однако для меня всегда лучше заплатить чуть больше, но быть уверенным в том, что никаких проблем не возникнет. Если резюмировать, то это взрослый, состоявшийся хостинг для взрослых, серьезных людей.

Мы внимательно следим за вашими оценками и отзывами о работе службы поддержки

Антон Зарицкий: Защитим детей от Интернета и Мандельштама

Обозреватель Sobesednik.ru — об угрозе вмешательства борцов с «либерастическим хором» в работу российских школ.

Блогосфера кипит — тысячи комментариев: какой ужас! Наши дети не знают, «как звали последнего русского царя, столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была ВО война»!

Текст двухлетней давности о тестировании «кругозора» школьников Санкт-Петербурга, тогда еще всеми подробно обсужденный, неожиданно всплыл в чужом блоге в «Живом Журнале» — естественно, со ссылкой на какой-то совершенно посторонний сайт, перепечатавший его без какого бы то ни было указания на его давность.

С одной стороны, ничего нового. Sobesednik.ru уже писал, что в сентябре, с началом учебного года, все традиционно вспоминают: в России, оказывается, есть школы, в которых учатся будущие граждане страны. А кто и чему их там учит и чему они учатся? Скандал с московской школой №57, правда, в этом году оттянул на себя изрядную толику внимания. Но ничего страшного — придет пора вступительных экзаменов в вузы, и опять блогосферу заполонят рапорты смущенных членов экзаменационных комиссий: выпускники не знают, с кем была Отечественная война 1812 года! Они знают в лицо Сталина, но не узнают Горбачева!

С другой стороны, так ведь из года в год. Пора, наверное, задуматься о том, что нужно что-то с этим делать? Извольте: Sobesednik.ru писал и о том, чего ждут от нового министра образования учителя. Про образование там ни слова — все больше про деньги.

Впрочем, учителей можно понять: они на работе, а любой труд, тем более такой нелегкий, должен оплачиваться. А чего ждут родители, общество? Они вроде как заказчики этой работы учителей, они принимают результаты — и периодически (см. выше) кричат по этому поводу «караул».

Система образования может реформироваться и меняться либо по указке сверху, либо по запросу снизу. В первом случае качественные перемены в результатах не гарантированы — цель обычно стоит другая; зато хорошо получается казёнщина, казарменный патриотизм и прочие милые сердцу радости — плавали, знаем. Во втором случае первую скрипку играют самые активные родители — потому что менее активные, которых всегда большинство, интересуются происходящим в образовании их чад от одной проверки дневника к другой и от одного родительского собрания к другому.

Что автор блога, в котором вынырнул из двухлетнего цифрового небытия текст «Миммельштой и цыцкариджа. Результаты опроса старших школьников», принадлежит к числу таких активных родителей, сомневаться не приходится. Самая верхняя ссылка в этом «Живом Журнале» — «Защитим наших детей». Среди предыдущих хитов автора — посты «В США открыли первую гей-школу для детей» и «Уроки онанизма для 5-летних школьников Великобритании». Две верхние записи — репосты, полные инвектив о «растлителе несовершеннолетних, наркомане, экстремисте»: так автор называет блогера Соколовского, попавшего под суд за видео с ловлей покемонов в екатеринбургском храме. А также, естественно, разоблачения заступившегося за, как подчеркивается, «не Соколовского, а Руслана Гофиуловича Сайбабталова», «либерастического хора» Навального и Ройзмана и пока еще не заступившихся «консульств США, Великобритании и Германии». Широта кругозора, говорите?

Думается, предложение нового министра блокировать детям доступ в интернет тоже найдет большой отклик в рядах людей, которые копируют чужие тексты двухлетней давности к себе в блоги и производят сенсации о загнивающем Западе. А то вдруг кто-то умеет пользоваться интернет-поиском и находить первоисточники не только постов блогера Соколовского. Какой-то подрыв авторитетов может получиться, ей-богу.

Вот только надо понимать еще одно. Когда в очередной раз случится истерика по следам песни главной российской рок-звезды, рекламирующей средства от импотенции: «Где же вы, родители, куда же смотрит школа?» — российская версия родительского комитета окажется тут как тут и предъявит к школе свои требования. И защитит наших детей от пресловутой вредной информации. И глядя, повторим, на «кругозор», разборчивость в источниках сведений и степень погруженности таких активистов в современный мир, нетрудно себе представить, во что превратится российская школа, и без того сегодня переживающая нелучшие времена.

Гарантировать, что место миммельштоя в детских головах после этого займет Мандельштам, трудновато. Мандельштама ведь не проходили в советской школе и не проходят на уроках религиозной этики — этих двух идеалах, путеводными звездами светящих многим «активным родителям» современной России. Зато про загнивающий Запад наверняка будет отскакивать от зубов. И, например, про депортацию крымских татар как «наказание за массовое предательство» — тоже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: