Злоключения фильма «Вий»

В советское время было принято критиковать голливудские фильмы ужасов, называть их чисто буржуазным жанром. Но ровно сорок лет назад, осенью 1967 года, вышел на экраны фильм «Вий», и у нас всерьез заговорили о кинематографических ужасах.

Первый фильм ужасов в СССР

В 1966 году группа молодых кинематографистов под руководством опытнейшего киномастера Александра Птушко создала настоящий фильм ужасов, экранизировав гоголевского -Вия». Первоначально режиссерами фильма были молодые кинематографисты Константин Ершов и Георгий Кропачев, но им понадобилась помощь.

Начало работы было не очень удачным. Съемочная группа съездила на Украину и вернулась с отснятым материалом, однако снятыми фрагментами фильма не были довольны ни знаменитый режиссер Иван Пырьев, курировавший производство фильма, ни чиновники из Госкино.

Именно поэтому было решено привлечь к съемкам опытнейшего мастера сказочно-приключенческого кино Александра Птушко. Он заменил Светлану Коркошко, которая играла роль панночки, на Наталью Варлей (эта роль стала для молодой актрисы этапной). Птушко также включил в состав творческой группы художницу Сарру Мокиль. которая постоянно работала с ним при постановке сказочных фильмов. Начался период спасения ленты, на которую уже было затрачено немало средств.

Действие магических сил

История семинариста Хомы Брута (Леонид Куравлев) и ведьмы (Наталья Варлей) всегда считалась одним из самых страшных произведений русской литературы, и именно такой она и предстала на экране. Семинарист Хома вынужден читать отходную молитву по панночке, которая оборачивается ведьмой. Нечистая сила атакует храм, в котором по ночам выполняет свои обязанности Хома, устраивает шабаш и, наконец, истребляет бедного бурсака.

Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть.

Фильм насквозь пронизан ощущением страха, леденящего ужаса, который испытывал Хома, и это ощущение передавалось зрителю. Панночка оживает и зовет Хому к себе, гроб с ведьмой взмывает в воздух, несчастного бурсака окружает нечистая сила всех мастей. Чувствуется, что художник фильма пересмотрел множество гравюр XIX века с изображением призраков. А сам Вий — жуткое чудовище с опущенными гигантскими веками — получился страшным и очень натуральным. Его свита из карликов, чертей и всяческих уродцев выглядела так, как будто фильмы ужасов создавались в СССР постоянно — все было снято с большим мастерством, фильм отличался высококачественными спецэффектами. Официальным идеологам фильм, конечно же, не понравился, и поэтому прокат ленты был недолгим.

Многие поклонники этой ленты уверены, что через несколько лет после выхода на экраны фильм попал в орбиту действия неких магических сил. Имели место даже попытки обобщить удивительные истории, связанные с экранной жизнью ленты. Например, однажды чудом сохранившуюся копию фильма решили показать отдыхающим на одном из морских лайнеров. Как только заработал кинопроектор, двигатель судна остановился. Сеанс сразу же прервали. Когда двигатель заработал, решили возобновить показ, но на этот раз в небе разразилась гроза. С тех пор «Вия» не показывали отдыхающим.

Актриса Наталья Варлей убеждена, что картину «опекают» некие демонические силы, и сожалеет об участии в этом фильме. Но ленту не вычеркнуть из истории российской и украинской культуры. Сорокалетие со дня выхода на экраны «Вия» совпало с юбилеем знаменитой актрисы, которая сегодня по праву пользуется заслуженной всенародной любовью.

Уникальный творческий процесс

С приходом в творческую группу Александра Птушко начался съемочный процесс. равного которому еще не было в советском кинематографе. Наше кино не имело опыта создания фильмов ужасов. но мастерство Птушко, умевшего создавать образы леших и домовых, создавать атмосферу сказки, стало надежным залогом спасения ленты. В титрах картины Птушко был упомянут только как один из авторов сценария, хотя на самом деле он был полноценным режиссером картины, разработчиком и постановщиком трюковых съемок.

Советский «Вий» 1967 года

Но больше всего хлопот доставил съемочной группе сам Вий — мистический повелитель темных сил. Его тяжелый костюм был сделан главным образом из мешковины, обработанной разными смолами, и актеру было очень трудно передвигаться.

По сюжету гоголевской повести гроб с телом ведьмы должен был летать по воздуху. Этот сложнейший трюк снят так, что у зрителя создается полная иллюзия полета, однако на съемках едва не произошла трагедия. Во время полетов Наталья Варлей выпала из гроба, но, к счастью, ее подхватил Леонид Куравлев. С тех пор все российские актрисы, которым по сюжету фильмов приходится умирать, настаивают на том, чтобы в гроб вместо них ложились дублерши. И вообще, умирать по сюжету фильма стало считаться плохой приметой.
Таинственное исчезновение из проката

После событий 1968 года в Чехословакии в СССР всерьез заговорили о растлевающем влиянии Голливуда на молодых режиссеров и в качестве яркого примера подражания американским образцам в первую очередь называли «Вия». Не помог даже мировой авторитет Птушко, по фильмам которого уже тогда учились спецэффектам голливудские режиссеры, в частности, молодой Стивен Спилберг.

«Вий» мог и далее давать Госкино большие прибыли, так как интерес к жанровому кинематографу всегда был поистине огромен, но идеологические догмы взяли верх. Фильм разругали и надолго убрали из проката. Многие идеологи возмущались, как накануне 50-летия Октябрьской революции могла выйти на экраны такая безыдейная лента.

Однако в эпоху Горбачева «Вий» все же вернулся. Он был восстановлен и вновь выпущен на экраны лишь в 1988 году. Реставрированный фильм сделал большие кассовые сборы, словно только что был снят. Выяснилось, что сотни тысяч зрителей помнили о своих первых зрительских впечатлениях и долгие годы ждали возвращения любимой картины на экран.

После «Вия»

Но период признания советских фильмов ужасов был недолгим. Распался Советский Союз, и эпоха советского кино завершилась. В 2007 году на экраны вышел фильм «Ведьма-, поставленный по мотивам «Вия». Действие было перенесено в США, а фабула Гоголя была подвергнута значительным изменениям. Главную роль играл известный актер Валерий Николаев.

Но «Ведьма» была снята через много лет после распада СССР, когда жанр хор-рор-фильма уже давно существовал в российском кино. Это лента нового поколения, и авторы создавали ее в условиях свободы творчества. Зритель сам решит, сохранился ли в ленте гоголевский дух.

Между тем, интересно, чем завершилось развитие жанра фильма ужасов в советском кинематографе. Едва ли не последним произведением в жанре хор-рор оказался фильм Андрея Харитонова «Жажда страсти», поставленный по мотивам ранней прозы Валерия Брюсова. Брюсов обожал Эдгара По, любил мистику и пробовал себя как фантаст. Написанные им фантастические рассказы надежно прятали от советского читателя, ведь Брюсова подавали чуть ли не как писателя-коммуниста и революционера. А в фильме появился ангел смерти, возникла тема двойника и мотив погребения заживо. Образ роковой женщины играла не зарубежная актриса-вамп, а хорошо знакомая нашему зрителю Анастасия Вертинская. Да и все ужасы происходили не где-нибудь, а в Москве эпохи молодого брюсова. Но СССР распался, в прокат хлынул поток зарубежных лент, и вскоре в мистических и готических мотивах уже не усматривали ничего необычного. А фильм «Вий» остался в истории как замечательный памятник советского жанрового кинематографа.

Советское кино

Описание: Мистическая фантазия, родившаяся в воображении Гоголя и воплощенная на экране одним из самых «сказочных» кинорежиссеров Александром Птушко (художественный руководитель постановки и разработчик трюков), ничуть не устарела, не потеряла своей яркости и вовсе не спроста называется фильмом ужасов. И бурсаку Хоме Бруту — как и нам с вами — придется натерпеться страху, пока гуляет в украинской ночи неугомонная нечисть.

Полная реставрация изображения и звука.

Музей СССР «20-й век»

Ретро, воспоминания, ностальгия.

Великий и ужасный Вий

Зарубежными кинофильмами советских людей не баловали. Правительство не хотело, чтобы капиталистические веяния просачивались в массы, поэтому фильмы для всеобщего просмотра подвергались тщательной цензуре. В основном, доступны были картины, снятые кинематографом социалистических стран, ну и, конечно, индийское кино, которое было сверхпопулярно у неизбалованных советских граждан.

Поэтому — никакого жанрового разнообразия. Либо фильмы про любовь, либо приключенческие, либо фильмы про Великую Отечественную Войну. И мы абсолютно не были знакомы с таким жанром кино, как «ужастики». Зато у нас имелся свой собственный фильм ужасов — «Вий». Но этот единственный фильм, отснятый еще в конце 60-х годов, стоил десятков американских «ужастиков». В советском кинопрокате «Вий» посмотрело почти 33 миллиона наших граждан. «Вий» был показан и пользовался заслуженной популярностью и в других странах мира: США, Аргентине, Франции, Финляндии.

Великолепная игра Натальи Варлей (а ей было всего 18 лет во время съемки «Вия») и Леонида Куравлева, жуткая мистическая атмосфера вызывали мурашки на коже и полный отрыв от реальности. Это было действительно страшно, несмотря на то, что в фильме нет никаких кровавых сцен, убийств, расчлененок и прочей жути. Мы с сестрой, сидя перед телевизором с широко открытыми от ужаса глазами, нервно повизгивали и закрывали лицо ладошками во время особо страшных моментов. После мы боялись засыпать ночью, всюду чудились ведьмы и монстры, от которых можно было спрятаться, только укрывшись с головой одеялом.

И, на самом деле, было, от чего испугаться: мертвая панночка, плачущая кровавыми слезами, а потом воскресающая и летающая в своем гробу для совершения возмездия над обидчиком, разная нечисть, тянущая ручонки к бедному украинскому хлопцу, и, наконец, сам великий и ужасный Вий, обладающий какой-то невероятной мистической силой, способной разрушить любую защиту от нечисти.

В числе актеров, которые изображали нечистую силу в массовке, снялись несколько настоящих карликов, несколько гимнастов и артистов цирка. Просто удивительно, как постановщикам и гримерам этого фильма удалось создать настолько реалистичные образы нечисти, учитывая полное отсутствие подобного опыта у советской киноиндустрии того времени. Видимо, все идеи черпались из экранизаций наших замечательных сказок, которые снимались в советском кинематографе с необыкновенным размахом. Не зря же главным режиссером фильма стал известный киносказочник Александр Птушко.

Самое интересное, что большинство из нас читало книгу «Вий» еще до просмотра фильма и знало, чем закончится страшный сюжет, ведь произведения Гоголя были частью школьной программы по литературе. Но, тем не менее, этот факт не уменьшал требуемого эффекта от «ужастика» ни на грамм.

После очередного показа «Вия» по телевидению фразы «Поднимите мне веки!» и «Панночка помЭрла!» становились популярными в среде школьников на несколько месяцев.

В конце 80-х годов советский кинематограф пополнился еще несколькими фильмами ужасов: «Господин оформитель», «Семья вурдалаков» и т.п. Но, к сожалению, они и наполовину не были настолько эффектными и будоражащими, как «Вий».

Позже, уже к началу 90-х годов, когда страну наводнили видеосалоны, мы познакомились с Фредди Крюгером. Тогда «Кошмар на улице Вязов» казался нам очень и очень страшным фильмом. Сейчас его просмотр вызывает лишь улыбку и легкие ностальгические воспоминания. Зато наш родной почти пятидесятилетний «Вий» до сих пор способен создать атмосферу ужаса. Потому что умеем, когда захотим!

Первый советский фильм ужасов «Вий»

Местность Киева и Киевской области для «первого советского фильма ужасов» снимали в Черниговской области и Ивано-Франковске.

Научный сотрудник Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов старинный» Александр Литовченко разыскал в архиве киностудии «Мосфильм» съемочный дневник фильма «Вий». С его помощью удалось проследить места и даты съемок, которые проходили в Черниговской области.

Что интересно — Киев вообще не вспоминается в съемочном дневнике, хотя, как известно, место действия «Вий» — Киев и Киевская область! В июле 1966-го в Чернигов приехала съемочная группа.

Будущую натуру для фильма искали на территории Елецкого монастыря, в Седневе, селах Брусилов и Киенка. Впоследствии оказалось, что большая часть снятого материала была забракована.

В результате в фильм (режиссеров Георгия Кропачова и Константина Ершова) вошли пейзажи Черниговской области — ветряк, поле, по которому едет телега со старостами. Двор и окно киевской бурсы, на подоконнике которого сидит семинарист Фома Брут, были сняты на территории Елецкого монастыря в Чернигове.

Скомбинировали виды черниговских соборов: в кадре бурсаки стоят перед Успенским собором, а ректор бурсы выходит к ним из дверей Катериновской церкви. Создателям фильма не понравился внутренний интерьер и размер небольшой Георгиевской церкви в Седневе — там было маловато места для гроба, который должен был летать.

Поэтому в конце лета съемочная группа отправилась на поиски натуры в Ивано-Франковск, там сняли усадьбу сотника и внешний вид церкви.

Но пейзажи там не снимали, удовлетворившись живописными пейзажами Черниговской области. В течение 1967 г. монтировали снятый материал, параллельно снимали новые кадры в павильонах «Мосфильма», где возвели бутафорскую церковь.

Для фантастических сцен подключили художника Александра Птушка. В июне 1967 года работа над картиной была закончена. Это «первый советский фильм ужасов».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: