Первое стихотворение тютчева

В июле 1850 года написано стихотворение из цикла, посвященного Е. А. Денисьевой. Июль 1850 года — время первого знакомства и сближения Тютчева с нею. Стихотворение это – косвенная, скрытая и жаркая мольба о любви. Оно строится на косвенном образе «бедного нищего», бредущего по знойной мостовой. Нищий заглядывает через ограду в сад – там свежесть зелени, прохлада фонтана, лазурный грот, все, что дано другим, что так нужно ему и навсегда для него недоступно. «Бедный нищий» описан с горячностью, с сочувствием очень щедрым и широким. Поэт не задумывается сделать его своим двойником. Поэт мечтает о запретной для него любви, как тот выгоревший на солнце нищий, которого поманили тень, роса и зелень в чужом саду – в обиталище богатых. Та, к которой написаны эти стихи, тоже богата – она владеет всем и может все.

Стихи, написанные при жизни Денисьевой, и стихи, посвященные ее памяти, издавна ценятся как высокие достижения русской лирики. Сам Тютчев, создавая их, менее всего думал о литературе. Стихи эти – самоотчет, сделанный поэтом с великой строгостью, с пристрастием, с желанием искупить вину свою перед этой женщиной, – а он признавал за собой вину. Хотя о литературе Тютчев и не заботился, воздействие современных русских писателей весьма приметно на стихах, посвященных Денисьевой. Сказывается психологический роман, каким он сложился у Тургенева, Л. Толстого, Достоевского. В позднюю лирику Тютчева проникает психологический анализ. Лирика раннего периода избегала анализа. Каждое лирическое стихотворение по душевному своему содержанию было цельным. Радость, страдание, жалобы – все это излагалось одним порывом, с чрезвычайной смелостью выражения, без раздумья о том, что, собственно, означают эти состояния души, весь пафос заключался в точности, в интенсивности высказывания. Там не было суда поэта над самим собой. Поздний Тютчев находится под властью этики: демократизм взгляда и этическое сознание – главные его приобретения. Как это было в русском романе, так и в лирике Тютчева психология неотделима от этики, от требований писателя к себе и к другим. Тютчев в поздней лирике и отдается собственному чувству, и проверяет его – что в нем ложь, что правда, что в нем правомерно, что заблуждение и даже преступление. Конечно, непредвзятый, стихийный лиризм слышится и тут, но если приглядеться ко всему денисьевскому циклу, то впечатление расколотости, анализа, рефлексии в этом лирическом цикле преобладает. Оно улавливается уже в первом, вступительном стихотворении «Пошли, господь, свою отраду. «. Поэт молит о любви, но он считает себя недостойным, не имеющим права на нее, – этот оттенок заложен в сравнении с нищим: нищий – неимущий в отношении права и закона. В лирическом чувстве есть неуверенность в самом себе, оно изливается с некоторой внутренней оговоркой, столько же смелое, сколько и несмелое, – и в этом его новая природа. Через год, в другом стихотворении к Денисьевой Тютчев опять говорит о своей «бедности»: «Но как я беден перед ней», – и опять у него строки покаяния, самоунижения: «Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе» («Не раз ты слышала признанье. «, 1851).

Русский психологический роман по первооснове своей был социальным романом. В денисьевский цикл тоже входит социальная тема – неявственная, она все же определяет характер стихотворений цикла. Так или иначе, Тютчев затрагивает общую тему женщины, а женская тема была тогда и не могла не быть социальной темой, – так было в поэзии Некрасова, в русском романе вплоть до «Анны Карениной» Л.Толстого и дальше. Быть женщиной означало занимать некое зависимое положение в обществе, бесправное, незащищенное. Тем более относилось это к героине стихотворений Тютчева. Она решилась на «беззаконную» любовь и тем самым добровольно поставила себя в самое худшее из положений, какое только было для нее возможно:

Мемуарные сведения о Денисьевой скудны, но мы немало знаем об этой женщине из стихотворений Тютчева непосредственно. Почти портретное – стихотворение «Я очи знал, – о эти очи. «. Мы читаем в стихах о рождении у Денисьевой ребенка («Не раз ты слышала признанье. «) с такой подробностью: мать качает колыбель, а в колыбели «безымянный херувим»; следовательно, здесь рассказано о том, что было еще до крещения, до имени, полученного младенцем. В стихах описана последняя болезнь Денисьевой, ее умирание в середине лета, под шум теплого летнего дождя («Весь день она лежала в забытьи. «).

По стихотворениям Тютчева проходят довольно явственно и биография Денисьевой, и биография любви его к ней. Создаются строки портретные, бытовые, строки небывалые у Тютчева: «Она сидела на полу И груду писем разбирала».1 Но все эти приближения Тютчева к домашнему, к повседневно знакомому нисколько не означают, что он как поэт готов предать себя бытовой сфере, бездумно заключить себя в близком и ближайшем. В том же стихотворении о письмах, которое началось так обыденно, уже со второй строфы происходит крутой, внезапный подъем к самым необыденным, высочайшим состояниям человеческой души, для которых нужны другие слова и другой способ изображения. Замечательно, что в денисьевском цикле присутствуют и стародавние мотивы Тютчева. Они составляют в этом цикле основу, тезис. Новое, что вносит Тютчев, – только антитезис, только борьба с опытом, который сложился долгими годами. «О, как убийственно мы любим. «, «Предопределение», «Близнецы», – во всех этих стихотворениях прежние темы индивидуализма, рока, стихии, трагизма любви, непосильной для индивидуалистически направленной личности. Любовь, говорится в «Предопределении», – «поединок роковой». В «Близнецах» любовь сближается с самоубийством. Тютчев описывает отдельно, в особых стихотворениях, какие силы стоят между героем и героиней денисьевского цикла, какие силы их разделяют и губят их отношения. Он обобщает эти силы, показав нам, как они проявляются заурядным, бытовым образом. Общество поощряет героя, поскольку он эгоистичен, поскольку он настаивает на своих особых правах. У Тютчева показано, как велик соблазн посредственных поступков даже в человеке высоко настроенном, высоко чувствующем, далеком от посредственности в собственных помыслах. «И самого себя, краснея, узнаю Живой души твоей безжизненным кумиром», – говорится саморазоблачительно в одном из стихотворений от имени героя.

Среди стихотворений, обращенных к Денисьевой, быть может, самые высокие по духу те, что написаны после ее смерти. Происходит как бы воскрешение героини. Делаются печальные попытки исправить по смерти неисправленное при жизни. Тут есть внутреннее сходство с лирикой зрелого Пушкина, трагически призывающего разрушенную любовь («Явись, возлюбленная тень»), с теми настроениями Пушкина, которые сошлись в одно в гениальной «Русалке». Стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» (день смерти Денисьевой) все целиком – призыв к мертвой, запоздалое раскаяние в грехах перед нею. Оно – своеобразная молитва, светская, со скептическими для молитвы несветской словами: «где б души ни витали» (молящийся не знает, куда уходят души мертвых). Молитва обращена не к богу, но к человеку, к тени его: «Вот Тот мир, где жили мы с тобою, Ангел мой, ты слышишь ли меня?» Здесь впервые в этом цикле стихов появилось слово «мы», – при жизни Денисьевой насущного этого слова не было, и потому оба они так жестоко пострадали.

Через четыре года после кончины Денисьевой написаны стихи:

Снова столь запоздавшее и столь необходимое им обоим «мы», и снова о единой жизни, которой были живы оба и которую нельзя было делить: половина – одному, половина – другому.

Тютчев в стихотворениях, посвященных Денисьевой, отслужил этой женщине, вместе с тем отслужил идеям и настроениям новых людей, появившихся в России. До конца жизни верный направлению, принятому им в поэзии еще в 20-х и 30-х годах, он нашел, однако, собственную связь с русской литературой последующих десятилетий, а нераздельно с нею – и с демократической общественностью, с ее убеждениями, с ее новой моралью, по временам и с ее эстетикой.

Первое стихотворение тютчева

Наследие Ф.И.Тютчева невелико: оно насчитывает немногим более трехсот стихотворений. Но значение их для русской и мировой поэзии безмерно. Как сказол А. Фет в своей надписи на сборнике стихов Тютчева:

Муза. правду соблюдая, Глядит, и на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей.

Еще при жизни поэзия Тютчева была высокооценена Жуковским, Пушкиным, Некрасовым, Тургеневым, Л. Толстым, Фетом, но известности в широких читательских кругах не получила. Отчасти это связано с тем, что сам Тютчев относился к своему творчеству как занятию сугубо личному и потому не прилагал усилий для публикаций своих стихотворений. Всесторонняя оценка его поэзии была дана в .эпоху серебряного века: в статьях В. Соловьева, Д. Мережковского, А. Белого, В. Брюсова. При анализе поэзии Тютчева пользуются обычно такими определениями, как «поэзия мысли», «философская поэзия», поэзия «космического сознания». Поэт и философ В. Соловьев выделял в этом смысле поэзию Тютчева из всей мировой поэзии: «Но и сам Гете не зах-ватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, . темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, — природной и человеческой,- основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества».

«Полдень» (1829), «Весенниеводы» (1830), «Осеннвивечер» (1830). Природа — это основная стихия творчества Ф.И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм поэТа. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов. Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Еще Н.А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в «живом, грациозном, пластически верном изображении природы». Он же отмечал умение поэта «уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дориейваться сама собою данная картина».

Тютчевское изображение утра Не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении «Полдень» поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня. Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает самую существенную черту явления («лениводышит полдень мглистый», «лениво тают облака»). Само сочетание «лениво тают» способно заменить длинное подробное-описание.

В тютчевской лирике главным становится прием оду­шевления природы — олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы. Поэтому в стихотворении «пол­день дышит», река «лениво-катится». Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан — в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы ••- божества природы, живительных, плодоносных сил):

И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.

Иногда Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение «Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы. Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! . Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!»

Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, — ког*да любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам» (Некрасов).

Тютчева особенно привлекали переходные, промежу­точные моменты жизни природы. Так, он интересовался круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи. В стихотворении «Осенний вечер» дается картина вечерних сумерек, полная красок и звуков:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть. . Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест

Тютчев оставил немало прекрасных поэтических картин осени. Например, в стихотворении «Есть в осени перво­начальной. « он дал удивительно точное описание ранней осени. Никогда яе забыть образ «тонкого волоса паутины», который «блестит на. праздной борозде». Здесь же — другая сторона осейи. Но эта картина является одновременно и предвестием зимы: И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою.

Вместе с тем Тютчев передает ощущение осеннего. вечера. Стихотворение построено на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой. Это отра­жается в двухчастной композиции: постижение природы — это для поэта созерцание самого себя в природе. Стихотво — рение завершает прекрасный образ «стыдливости страданья».

«Silentium» (1830). Это стихотворение относится к тем произведениям Тютчева, в которых преобладает философская мысль. Лирический герой поэзии Тютчева предстает здесь как мыслитель (герой философской поэзии). Но не в том смысле, что Тютчев иллюстрируетте или иные философские идеи, хотя. как многие поэты 30 — 40-х годов XIX в., он испытал сильное влияние немецкой философской культуры. Философские мысли, идеи являются у Тютчева частью целостного художественного образа. Это воплощение в поэзии духа человека — мыслителя. В стихотворении «SilenUum» с особой остротой выражена коренная романтическая проблема — бесконечного одиночества человека, призрач — ности культуры, цивилизации, самого человека, обреченных на уничтожение и гибель. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Исходя из этого, Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Отсюда вытекает трагическая коллизия — невоз­можности человека выразить свою душу, рассказать свои мысли другому. Стремление к самовыражению наталкивается на непонимание.

Стихотворение строится как своего род? советы, призы — вы, обращения к читателю, к «ты». Первое шестистишие начинается советом — «молчи» — и завершается тем же. Срединное шестистишие — самое интимное, задушевное. Первые три строки, состоящие из вопросов, вместе с обращением к «ты» подразумевают и «я». ‘ 105

Как сердцу высказать себя? Другому как понять Тебя? Поймет Ли он, чем ты живешь?

Но и эта строфа завершается повтором «молчи». Тютчев выражает мысль, что и человеческое слово в принципе бессильно. Поэтому он приходит к своему знаменитому парадоксу — признанию:

Мысль изреченная есть ложь.

Завершается стихотворение призывом — собственной души:

Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей.

Это стихотворение особенно ценило поколение поэтов — символистов (А. Блок, А..Велый, В. Брюсов, Вяч. Иванов): они видели вТютчеве Духовно близкого им человека, обнажившего главное противоречие символической поэзии — потребности и невозможности «высказать себя».

«О чем ты воешь, ветр ночной. « (1830), «Тени сизые смесились» (1835). Важнейшая тема, которую Тютчев ввел в русскую поэзию, — это хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, некую темную первозданную стихию. А все видимое, сущее — это лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной» теме. Именно ночью, полагал поэт, наступают минуты, когда человек остается один на один перед вечным миром. В эти минуты он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования.

В первом стихотворении Тютчев обращается к одной из форм проявления «хаоса» — к ночному ветру. Он вслушивается в этот «хаос», в пучину мировой ночи:

О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой: То глухо-жалобный, то шумно?

Лирический герой желает прикоснуться к этой таин­ственной жизни хаоса: ^

Онсбеспредельнымжаждетслиться. Но в то же время «страшные» песни ужасают его:

бурь заснувших не буди — Под ними хаос шевелится.

Другой постоянный мотив тютчевской поэзии «иллюст­рируется» стихотворением «Тени сизые смесились. » Как и предыдущее, оно имеет поистине космический размах. Нов нем особенно сильно выражается мотив, лишь намеченный в предыдущем стихотворении («Он с беспредельным жаждет слиться. «).

Тютчев с огромной поэтической силой воплощает здесь желание единения с природой, растворения в ней. В стихо­творении появляется знаменитая поэтическая формула: «Все во мне и я во всем1» В нем отражается другая сторона романтического мироощущения — преодоление инди­видуализма и желание обретения гармонии с миром, при­родой. Стихотворение имеетдвухчастную композицию. Первая часть представляет гармоничную картину .ночной стихии. Тютчев максимально пользуется приемом звукописи, про­низывает строки аллитерацией и ассонансом. Вот наиболее яркий пример: Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, темный, благовонный.

Вторая часть стихотворения — это своеобразное обращение к ночному сумраку. Здесь важной оказывается сама мысль. очень весомая, поражающая своей неожиданностью:

Дай вкусить уничтоженья, С миромдрсмлющим смешай!

«О. как убийственно мы любим. » (1851), «Весь день она лежала в забытьи» (1864). Стихотворения -входят в так называемый «денисьевский цикл» (1850 — 1864) — одну из вершин любовной лирики русской и мировой поэзии.

Ф.И. Тютчев познакомился с 24-летней Еленой Алек­сандровной Денисьевой, воспитанницей Смольного институ­та, в конце 1840-х годов. В этих отношениях было все: и глубокая взаимная любовь, и чувство вины перед любимой женщиной, и трагический конец (смерть Денисьевой в 1864 г.). В глазах высшего петербургского общества их отношения, продолжавшиеся в течение четырнадцати лет, были «беззаконными», вызывающе скандальными, причем вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой Тютчев винит прежде йсего самого себя в страданиях, причиненных Денисьевой двусмысленным ее положением в обществе. Он был потрясен ее смертью, обращал горячие упреки к самому себе.

«Денисьевский цикл» стал художественным выражением этой душевной драмы. В нем любовь предстает в различных ипостасях: как возвышающее человекадуховное чувство, как могучая, слепая страсть, как тайное чувство, некая ночная стихия, напоминающая о древнем хаосе. Поэтому тема любви звучит у Тютчева то как «союз души с душой родной», то как тревога, то как предостережение, то как горестное признание.

Тютчев пошел в поэзии дальше трагических романтиков (Жуковского, Баратынского, Лермонтова), назвав любовь «поединком роковым». Называя так любовь. Тютчев тем самым видит в ней испытание, данное человеку судьбой в ряду других испытаний. Любовь в представлении поэта не может быть обоюдно счастливой. Одно сердце торжествует, другое, более слабое, погибает. «Он» и «она» в стихотворении «О, как убийственно Мы любим» находятся в неравноправном положении: . Давно ль. гордясь своей победой, Ты. говорил; она моя. Год не прошел-спросиисведай,» Что уцелело от нея?

Тютчев говорит с бесстрашием и прямотой, что «его» любовь отмечена эгоизмом, хотя теперь к себе он обращает упрек. Трагизм судьбы любящей женщины определяется и тем, что пошлая толпа, «нахлынув, в грязь втоптала/ То, что в душе ее цвело». Тютчев видит в любви трагическое неотвратимое испытание судьбы:

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была.

В стихотворении выражается ощущение хрупкости, мимолетности человеческой жизни:

И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось?

Начинает и завершает стихотворение афористичная и парадоксальная мысль:

О. как убийственно мы любим, . Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. ,,

В то же время Тютчев не утверждает бесплодности любви: .без этой внутренней борьбы нет человеческой жизни, в ней утверждается человек.

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Тютчев видел, как тяжелой мучительно она болела. Это и в нем самом вызывало невыносимые муки. В одном из писем другу через два месяца после смерти Денисьевой он писал: «Не живется. Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне все равно. Только при ней и для нее я был личностью, только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я сознавал себя. Теперь я что-то бессмыслен но живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. «

Стихотворение отличает замедленность темпа, драма- тическое величие. В результате многочисленных повторов — анафор союза «и»оноприобретастособую выразительность. Неоднократные умолчания передают недоговоренность, внутреннюю глубину, моменты погружения героини, а потом и героя а «сознательную думу». Взволнованность переживания .героя передана через «перебой» ритма. В третьей строфе ритм перебивается «уточняющим» предложением: . . . .-

И вот, как бы беседуя с собйй, Сознательно она проговорила ,’ (Я был при ней, убитый, но живой): — «О. как все это я любила!»

» Теплый летний дождь, весело звучащие его струи (как примета жизни) пробуждают спящую женщину и вызывают в ос душе воспоминания. Даже в смертный час она чувствует радость и красоту жизни:

И медленно опомнилась она. И начала прислушиваться к шуму.

Последняя с-трофа представляет «сознание» город -это стон, невыразимое сожаление, восхищение такойлюб^выо;

Любила ты, и так, как ты, — любить — Нот, никому еще не удавалось) О господи)..и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось.

«Денисьевский цикл» стал великим памятником и гимном, этой «последней любии» поэта.

Первое стихотворение тютчева

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

«Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: