Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Пушкин в массовом сознании — часть 11

Размышления тартуских студентов о содержании понятия «национальный писатель (поэт)» представляются показательными. Прежде всего, в «нефилологической» анкете проблема «национального», «русского» оказалась мало востребованной (хотя и не совсем исключенной). Хорошо известно, что особенности национального менталитета связаны с особым отношением к собственной национальности: русский шовинизм проявляется в неприятии всего «чужого» в своем окружении (презрительное отношение к «чухонцам», «жидам», «хохлам», «немцам» и пр.), но практически не манифестирован в виде вознесения и восхваления «родной» нации. Не случайно А. Битов, рассуждая об отношении к Пушкину как к святыне, отмечает: «Тут даже русский ощутит себя русским»[cxxiv]– как крайний случай проявления редчайшего свойства. С этим, возможно, связано и «не-стремление» выявить «особые заслуги» Пушкина перед мировым сообществом на уровне массовых опросов. Респонденты предложили ряд вариантов: 1) поэт-патриот, 2) широкоизвестный поэт; 3) поэт, пишущий для народа и о народе, 4) выразитель национальной идеи. Многие респонденты назвали русским национальным поэтом именно Пушкина. Важно, что абсолютное большинство полагает, что характеристика «национальный» применительно к поэту (писателю) не важна для общей оценки его творчества с читательских позиций. По-видимому, такое мнение во многом объясняет невнимание к «русскости» Пушкина в «нефилологической» анкете.

Четвертый вопрос: «Как Вы относитесь к творчеству Пушкина? Чем он Вам нравится (не нравится)? Перечислите произведения, которые Вам особенно нравятся, если таковые имеются».

Ответы: «Первый вопрос провокационный. Если я скажу правду, то скажут, что я пребываю в юбилейной эйфории. Нравится, что экспериментирует во всем, в чем только может (в смысле жанров – стилей), но с “Гавриилиадой” он слегка переборщил… особенную любовь питаю к “Маленьким трагедиям”, не говоря об “Евгении Онегине”»; «С уважением. “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Повести Белкина”»; «С интересом. Нравится разнообразием (тем, жанров и пр.). Я недостаточно знакома с его творчеством, чтобы что-то не нравилось. “Дубровский”, “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, “Любви, надежды, тихой славы…”, “Клеветникам России”»; «Очень нравится. Нравится своей многосторонностью, непредсказуемостью, разнообразием, гениальной простотой, гениальностью, легкостью. “Дубровский”, “Цыганы”, “Повести Белкина”, “Пиковая дама”, “Кавказский пленник”»; «Очень нравится; нравится легкость, живость, жизнеутверждающее начало в творчестве Пушкина, разнообразие тем. Некоторые стихи, “Кавказский пленник”, “Метель”, “Пиковая дама”, “Дубровский”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”, “Скупой рыцарь”»; «Чтобы судить творчество Пушкина, надо быть человеком его интеллектуального уровня, а кроме того, досконально знать его произведения. Мне нравится “Пиковая дама”, “Евгений Онегин”, “Маленькие трагедии”»; «Гениальный, прозорливый, замечательный поэт и писатель, чьи тексты всегда хочется перечесть»; «Я, можно сказать, выросла на творчестве Пушкина. Еще в школе прочитала почти все его произведения и много стихов. Часто посещала пушкинские места. Его творчество мне близко, понятно, интересно. Время от времени чувствую потребность ощутить его слог, его фразы и т. д. Очень нравится “Евгений Онегин”, “Капитанская дочка”, “Повести Белкина” и др.»; «Мне нравится стиль и легкость, с которой написаны его стихи. Особенно нравится “Пиковая дама”, “Дубровский”»; «Мне нравится творчество Пушкина. Мне нравится его романтический стиль, его музыкальный слог. Также нравятся и его реалистические произведения. Мне нравится, что он не боится писать правду. “Евгений Онегин”, “Метель”, “Барышня-крестьянка”»; «Мне нравится творчество Пушкина. Его произведения интересно читать. Особенно нравятся стихи, поэмы, например, “Евгений Онегин”, “Медный всадник”, также “Повести Белкина”»; «Положительно. Чувством юмора, стиля, гармоничностью. “Маленькие трагедии”, “Граф Нулин”, “Домик в Коломне”, “Барышня-крестьянка”, “Пиковая дама”»; «К творчеству Пушкина отношусь с большим интересом. У него нет того, что бы мне не нравилось. Произведения Пушкина нельзя не любить, они не могут не нравиться. Ведь с его стихами, поэмами, сказками мы знакомы с раннего детства»; «Мне нравится творчество Пушкина, ведь любовь к нему прививалась с ранних лет и его есть за что любить. “Евгений Онегин”, “Капитанская дочка”, “Цыганы”, “Дубровский”, стихи»; «Пушкин – наше все, т. е. хорошо. Нравится практически все. “Граф Нулин”, “Пиковая дама”, “Цыганы”, “Онегин”, сказки»; «К творчеству отношусь как филолог. Нравится тем, что был достойный человек и поэт. “Маленькие трагедии”, “Евгений Онегин”. Не нравится проза Пушкина, равнодушен»; «Отношусь к его творчеству с интересом. Нравится он мне по многим причинам: 1) интересны всегда сами произведения; 2) очень много проблем затрагивает в своих произведениях»; «Мне очень нравятся произведения Пушкина, особенно его лирика. С творчеством Александра Сергеича мы знакомимся еще в детстве, часто читаем его сказки. “Сказка о золотой рыбке” известна каждому ребенку. Замечательно его произведение “Евгений Онегин” – энциклопедия российской жизни XIX века»; «Хочется выразить свое признание творчеству Пушкина. Да, мне нравится Пушкин, но все-таки это звучит банально, как сказали в школе – кому же не нравится Пушкин, это же солнце, наше все. Я с этим не согласна. Любимые произведения: “Руслан и Людмила”, “Повести Белкина”, “Дубровский”, “Маленькие трагедии”, лирика, конечно. Нравится язык, вечно актуальные темы, юмор, глубина проблем»; «Я отдаю предпочтение поэзии серебряного века, и потому мне больше нравится пушкинская проза, чем поэзия. Я обожаю “Моцарта и Сальери” и “Повести Белкина”»; «Я отношусь к творчеству Пушкина с огромным уважением и восхищением. Мне нравится его язык. Особенно нравятся произведения “Евгений Онегин”, “Рассказы Белкина”, “Цыганы” и его стихотворения»; «Очень благожелательно. Мне нравятся особенно его стихотворные рифмы, размеры, построение стихотворений. Честно говоря, пытаясь п
исать сам стихи, часто пытаюсь подражать Пушкину. “Евгений Онегин”, “Няне”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Капитанская дочка”»; «Мне не нравятся его произведения. Отношусь равнодушно»; «Мне нравится его творчество, но некоторые произведения пессимистичны, хотя его любовная лирика превосходит многих других поэтов по красоте»; «Безусловно, Пушкин гениальный поэт. Мне нравятся его стихотворения, посвященные женщинам и о его любви к ним. “Медный всадник”, “Борис Годунов”»; «К творчеству Пушкина отношусь положительно. То, что писал он, очень близко нам, русским. “Евгений Онегин”»; «К творчеству Пушкина отношусь положительно.

Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «…Вот север, тучи нагоняя…»

Учитель. У Пушкина стихотворение без названия. А как бы вы его озаглавили?

(Ребята подбирают заглавия:

Учитель. А какое из этих названий — наиболее подходящее? Как вы думаете?

Дети. — Они все подходящие: именно такой зима показана у Пушкина.

— И он ее так называет.

П. Работа над новым материалом

1. Вступительное слово учителя, постановка учебных задач. Беседа с учащимися

Учитель. Сегодня мы будем читать новое стихотворение: «Мороз, Красный нос». Написал его Николай Алексеевич Некрасов. Как вы думаете, о чем оно, судя по названию?

Дети. — Я думаю, что стихотворение о морозе.

— Наверное, оно о зиме.

Учитель. Прежде чем мы его начнем читать, я хочу загадать вам загадку:

«Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?»

Учитель. А почему в загадке мороз назван мастером?

Ученик. Потому, что он, как настоящий мастер, рисует красивые узоры на окне.

Учитель. А вот Некрасов в своем стихотворении называет мороз воеводой. Давайте посмотрим в словарь: кто такой воевода?

(Ребята находят значение слова: воевода — начальник войска.)

Учитель (уточняет). Воевода — это старинное название военного чина. В старое время на Руси так называли пред

водителя войска. Вслушайтесь в название этого слова: воевода — тот, кто водил войско на войну, это главный человек в войске.

2. Работа по разделу «Предварительное чтение»

3. Чтение учителем стихотворения

4. Беседа после чтения

Учитель. Понравилось вам стихотворение?

Учитель. Картина, описанная Некрасовым, сказочная или настоящая?

Дети. — Да, сказочная, здесь герой сказочный: он похож на Морозко.

И на зимних месяцев из сказки «Двенадцать месяцев».

А картины тоже сказочные, они созданы волшебником Морозом.

Учитель. Давайте обратимся еще раз к тексту и посмотрим.

5. Чтение стихотворения по частям с его анализом

Учитель. Прочитаем первое четверостишие. Каким вы себе представляете главного героя?

(Дети читают вслух.)

Учитель. Если бы вам пришлось его нарисовать, каким бы вы его изобразили?

Дети. — Я бы его нарисовала в образе человека: большого, могучего и сильного.

А я бы его изобразил в доспехах русского воина: в плаще, с палицей в руках.

Я представляю его в образе грозного воеводызавоевателя с оружием, похожим на русского богатыря.

А у меня он получился бы огромным, с длинной и седой бородой.

Учитель. А почему в воображении большинства из вас герой возник в образе русского богатыря, древнерусского воина? На какие слова в тексте вы можете сослаться?

Дети. — Потому что автор называет Мороза воеводой.

— А еще он «обходит дозором владенья свои». А я читал,
Что русские богатыри часто выезжали в дозор охранять «ру
Бежи своих владений».

Учитель. А теперь найдите в этом четверостишии, с чем сравнивает автор Морозавоеводу.

Дети. — Автор сравнивает Мороза с бушующим ветром.

— И с бегущими ручьями с гор.

Учитель. А это обычные сравнения? Автор прямо сравнивает героя с ветром и ручьями?

Ученик. Нет, автор говорит: «Не ветер бушует» и «не. ручьи» побежали с гор, а это Морозвоевода «обходит владенья свои».

Учитель. Да, эти сравнения необычны: они употребляются с частицей «не» и называются отрицательными сравнениями.

А что хотел показать Некрасов, употребляя такие сравнения?

Ученица. Силу и могущество героя, автор сравнивает его с бушующим ветром и с ручьями, которые бегут с гор и сметают все на пути.

Учитель. А теперь прочитайте следующие четыре четверостишия. Как автор характеризует своего героя?

(Ребята читают текст самостоятельно.)

Дети. — Он — заботливый хозяин:

«Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?»

— А еще Мороз очень щедрый, наделяет природу удиви
Тельной красотой:

«Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?»

— А я прочитал, что Мороз хвастливый:

«И сам про себя удалую, Хвастливую песню поет».

Учитель. А как вы понимаете — «удалую»? Дети. — Это значит веселую.

Учитель. А еще смелую, безудержно лихую. А теперь прочитайте эту песню: о чем он поет?

Дети. — О том, что он властелин, ему покоряются все природные силы: метели, снега и туманы.

Он покоритель и завоеватель природной стихии.

Мороз обладает необыкновенной силой: может построить дворцы изо льда.

Герой рассказывает о своем богатстве:

«Богат я, казны не считаю, А все не скудеет добро; Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро».

Учитель. А как вы понимаете эти строки? Дети. — Богатства у него столько, что не счесть.

— И его не становится меньше, хотя он украшает свои
Владения дорогим, драгоценным убранством.

— Мороз убирает свое царство в драгоценные каменья.
Учитель. А как вы думаете: Мороз доволен своим та
Ким положением? Ему хорошо живется?

Дети. Да, он богат.

Ни в чем не нуждается.

Он всем доволен.

6. Поиск в тексте авторского отношения к герою

Учитель. А теперь давайте проследим, как писатель относится к своему герою.

Дети. — Автор уважает Мороза за его хозяйственность и щедрость — это можно подтвердить словами второго и третьего четверостишия.

«И яркое солнце играет В косматой его бороде. »

Автор не осуждает героя за хвастливость, потому что его слова не пустые: они доказаны делом.

Автор говорит о нем с удовольствием: это ощущается во всем тексте.

7. Соотнесение словесных и зрительных образов

Учитель. А на какую из репродукций великих художников вы бы поместили героя этого стихотворения? Где могут быть его владения?

Дети. — Мне кажется, что на картине Шишкина:

«Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?»

На этой картине видно, что Мороз здесь славно поработал.

— А мне кажется, что владения Мороза удалось изобра
Зить художнику Юону: у него зима такая пушистая и мно
Госнежная. И в стихотворении говорится о такой картинке:

«Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?»

— А на картине Крылова тоже показаны просторы, по
Хожие на владения Мороза:

«И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?»

На этой картине вдали виднеется речка, скованная льдом.

— А я думаю, что на любой репродукции художника
Можно найти картину, похожую на ту, что описана Некра
Совым.

8. Соотнесение сказочного и реального изображения

Учитель. А художники писали картины реальные или сказочные?

Учитель. И мы их соотносили с авторским текстом. Значит, у Некрасова картины — не сказочные, а настоящие? Можете ли вы такие наблюдать в жизни?

Учитель. А для чего Некрасов создает сказочного Мороза, Красного носа?

Дети. — Чтобы более интересно показать настоящую зиму.

— Чтобы в сказочной форме рассказать о зимних явле
Ниях природы.

Учитель. Давайте попробуем перевести сказочную картину в реальную: о каких зимних картинах и явлениях рассказал нам автор? Найдите их в тексте.

«. метели лесные тропы занесли»;

«пушисты. сосен вершины»;

«красив. узор на дубах»;

«крепко. скованы льдины в великих и малых водах»;

«трещит по замерзлой воде»;

«идет — по деревьям шагает. »;

«по веточкам палицей бьет»;

«. удалую, хвастливую песню поет»;

«. построю дворцы изо льда».)

Учитель. Вот какие зимние картины увидел поэт и как искусно и мастерски он их изобразил, придумав сказочного Мороза, Красного носа!

9. Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова

Учитель. А теперь сравним это стихотворение со стихотворением Пушкина «. Вот север, тучи нагоняя. ». Что в них общего?

Дети. — Они оба о зиме.

Авторы изображают зимние картины природы.

И волшебные, сказочные образы Зимы и Мороза.

Эти образы тоже во многом похожи по характеру.

Но у них есть и отличительные черты.

Учитель. А чтобы закончить работу над образами Зимы и Мороза, я вам предлагаю карточки, на которых перечислены черты характера героя, а вы из списка выберите толь

ко те, которыми можно охарактеризовать Зиму и Мороза, а потом сравним: чем эти образы похожи, а в чем разные.

(Учитель раздает карточки школьникам, на которых они отмечают слова, характеризующие героев, затем идет обсуждение общих и различных качеств героев. При высказывании своих мыслей учащиеся должны ссылаться на авторский текст.

В заключение урока ведется подготовка к выразительному чтению текста. Учитель дает установку: прочитать стихотворение так, чтобы передать авторское отношение к герою и изображаемым в тексте картинам, при чтении монолога передать характер главного героя.)

Домашнее задание. Продолжить работу над выразительным чтением стихотворения.

Урок-конспект по литературе: «А. С. Пушкин. Зимняя дорога» (4 класс)

Тема: А. С. Пушкин. «Зимняя дорога»

Цели:

• Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина;

• формировать навыки анализа лирического текста;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• развивать умение работать в группе, индивидуально;

• воспитывать чувство любви к русской поэзии;

• воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет А. Пушкина, кроссворд, музыкальная запись П. Чайковского «Времена года. Зима», колокольчики, наборные рисунки, запись романса А. Алябьева «Зимняя дорога», картина Саврасова «Зимняя дорога», лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Решение кроссворда:

1. Кто был хозяином умелого работника Балды?

2. Где бродил кот ученый?

3. Кто кричал Додону: «Царствуй, лежа на боку»?

4. Где родился поэт Пушкин?

5. Как звали няню поэта?

6. Кто сказал о Пушкине: «Ему лиру передаю»?

Чье имя было загадано в кроссворде?

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. А что еще вы помните о нем?

3. Объявление темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А. Пушкина «Зимняя дорога». Но мы знаем, что выразительно прочитать стихотворение очень трудно. Для начала его нужно выучить наизусть. А что еще нужно сделать?

(понять тему стихотворения, точку автора, определить настроение, которое передает произведение, рассмотреть ритм, рифму)

Вот и мы попробуем заглянуть в мастерскую поэта, узнаем, как удается Пушкину передать настроение зимы.

4. Подготовка к восприятию темы

А) Составление кластера

Что вы знаете о зиме? Какие явления природы сопутствуют этому времени года?

Б) Восприятие музыкальной темы

Прежде, чем перейти к чтению, я хочу, чтобы вы прослушали один музыкальный отрывок.

Звучит музыкальная композиция: П. И. Чайковский «Времена года. Зима»

Что вы слышите? Какое время года рисует ваше воображение?

(Зима. Скрип полозьев, свист вьюги, треск льдинок под ногами)

Во времена Пушкина уже существовали автомобили? (Нет)

На чем передвигались люди по зимней дороге? (На санях, запряженных лошадьми)

5. Первичное знакомство с текстом

Закройте глаза и попробуйте мысленно нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Что вам представляется? (картина зимней дроги, бесконечной, длинной)

Какое время года описывает автор? (ночь)

Какое настроение передают лирические строки? (печальное, грустное, одинокое)

Как вы думаете, в каком темпе нужно читать это стихотворение? Почему?

(Картина Саврасова «Зимняя дорога»)

6. Анализ текста

А) Самостоятельное чтение стихотворения

Б) Лексическая работа

Перечислите слова, которые кажутся вам непонятными.

Разъяснение слов с помощью словаря и иллюстраций:

• Тройка борзая – тройка лошадей, запряженная в сани. Тройка бежит быстро, легко, поэтому автор говорит о борзой тройке.

• Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

На столе учителя несколько колокольчиков.

Возьмите один из колокольчиков, позвоните. Какие звуки вы слышите? Как бы звучал этот колокольчик на зимней пустынной дороге?

• Ямщик – тот, кто управляет лошадьми.

• Разгулье – веселое гуляние.

• Версты – старая русская единица измерения расстояния. В одной версте 1066 метров. А «полосаты версты» – потому что каждая верста отмечалась столбиком, раскрашенным в полосы черного и белого цвета.

Прочитайте стихотворение еще раз, обращая внимание на эти слова.

В) Анализ выразительных средств лирического произведения

• Перечислите все глаголы, которые встретились вам в тексте. Учитель записывает слова на доске. (пробирается, льет, бежит, гремит, слышится). Обратите внимание, что большинство глаголов «звуковые». Произнесите про себя эти слова. Что вы слышите? (звуки зимы, шорох, шум, гром) Для чего автор использует их? (Чтобы передать звучание зимней дороги)

• Найдите в первой строфе прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

Волнистые туманы – туман, похож на волны, который окутывает землю и небо.

Печальные поляны – поляны тихо светятся в лунном свете. Но стоит ночь, солнышка не видно, а потому природа печалится.

Какое настроение охватывает вас при прочтении этих строк? Зачем Пушкин дважды использует слово «Печальный, печально»?

Вспомните, как называется этот троп? (олицетворение)

• Найдите эпитеты во второй строфе. (Скучная дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный.)

Нарисуйте словесно картину, которая вам представляется. Почему дорога скучная?

Как вы понимаете слово «утомительно»? Подберите к нему синонимы (устало, напряженно).

• Найдите эпитеты в третьей строфе. (разгулье удалое, сердечная тоска)

Подберите синонимы к слову «удалое». (веселое, шумное, разухабистое, задорное)

Меняется ли общее печальное настроение от употребления слова «удалое»? Почему?

• Прочитайте последнюю строфу. Объясните, почему здесь практически нет глаголов? (Автор стремится передать одиночество и тишину, которая охватывает путника)

Для чего Пушкин в последней строфе дважды использует многоточие? (Чтобы передать бесконечность зимней дороги).

Г) Работа над интонационным строем произведения

Задание двум ученикам. Один читает стихотворение медленно, второй – быстро.

Какой темп выбран правильно? Объясните свой ответ.

Послушайте романс А. Алябьева на стихи Пушкина «Зимняя дорога». Обратите внимание на темп музыки, логические ударения.

7. Работа с образами

Учитель использует наборные рисунки и составляет картину по ответам учащихся.

Сейчас мы вслушаемся в музыку стихотворения и попробуем себя в роли художников. Обратите внимание на то, что Пушкин описывает ночь. Какие цвета нам понадобятся?

Учащиеся читают стихотворение, на полотне появляются образы луны, полян, тройки, верстовых столбов, ямщика, колокольчик.

8. Практическая работа в группах

Учащиеся на больших листах создают коллаж на тему стихотворения.

9. Подведение итогов и выставление оценок

10. Домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Нарисовать пейзаж по мотивам стихотворения.

Какие произведения Пушкина самые известные?

Самое прославленное произведение — это «Евгений Онегин». Мало того, что произведение шикарное, да и еще написанное в новом жанре — «роман в стихах». Гений Пушкина в нем раскрылся полностью. Далее «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», стихи «Я вас любил», «Анчар». Каждое произведение — уже шедевр.

А.С.Пушкина можно смело назвать столпом не только Русской литературы, но и мировой.

Вся его творческая жизнь испещрена шедеврами.Начиная с лицейского периода,и до последних дней Пушкин не расставался с пером. Давайте проследим его творения по возможности хронологически:

1814 год — это стих «Блаженство», поэма «Осгар»;

1820 год — знаменуется поэмой «Руслан и Людмила»;

1821 год — «Братья разбойники», «Кавказский пленник» — это кавказский период в жизни великого поэта;

1822 год — крымские впечатления были излиты в поэме «Бахчисарайский фонтан»;

1824 год — общение с цыганами вдохновило на поэму «Цыганы»;

1825 год — ознаменован драмой «Борис Годунов»;

1828 год — обращение к балладам «Утопленник»;

1829 год — патриотическая баллада «Полтава»;

1830 год — более тесное обращение к драматическим произведениям «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Станционный смотритель», «Перед испанкой благородной»; вообще 1830 год считается самым плодовитым в творчестве великого поэта, это и «Барышня-крестьянка», и стихотворный роман «Евгений Онегин», и «Сказка о царе Салтане»;

1832 год — роман «Дубровский»,«Русалки», «Медный всадник»;

1835 год — «Египетские ночи»;

1836 год — «Капитанская дочка».

Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли в 1837 году, мировая литература была бы ещё больше заполнена шедеврами Пушкинских произведений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector