Пензенские звезды Лермонтова

Электронный каталог Пензенской областной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова

Полнотекстовая база содержит библиографические описания и тексты наиболее значимых материалов с 2009 года.

Имиджевый каталог Пензенской областной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова

Каталоги библиотек Пензенской области, сведенные в единую систему поиска информации

Полный онлайн-каталог периодических журналов, представленных в библиотеках г. Пензы и области

Библиографические списки новых поступлений в фонды библиотеки

Фонд оцифрованных изданий Пензенской областной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации

ОЭ предназначен для долговременного хранения производимого на территории Пензенской области информационного ресурса, как культурного достояния.

«Прекрасны вы, поля земли родной…» М. Лермонтов

Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой
Как с первыми людьми ее народы.
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…

Но эта степь любви моей чужда;
Но этот снег летучий серебристый
И для страны порочной — слишком чистый
Не веселит мне сердца никогда.
Его одеждой хладной, неизменной
Сокрыта от очей могильная гряда
И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

Анализ стихотворения Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…»

Стихотворение «Прекрасны вы, поля земли родной…» датируется осенью 1831 года и относится к раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял с мыслями о печальном положении дел в России. В тексте видна глубочайшая любовь к родине. Тем не менее, лирический герой осознает, что «страна порочна». В финале стихотворения Лермонтов упоминает сокрытую от очей могильную гряду и «позабытый прах». Скорей всего, речь здесь идет об отце поэта, скончавшемся в 1831 году.

По мнению российского литературоведа Зырянова, в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной…» имеются признаки сонетной формы. Текст, состоящий из пятнадцати строк, включает в себя две части. Разделение ознаменовано употреблением союза «но». Как говорилось выше, первое восьмистишие – размышления о земле родной с ее свежей степью, раскинувшейся лиловой пеленой. Дорогие сердцу пейзажи рождают у лирического героя мысли о свободе. Во второй части настроение меняется. Снег летучий серебристый оказывается слишком чистым для порочной страны. Герой отрекается от любви к степи. Разрешение конфликта происходит в пятнадцатой строке, так называемом сонетном замке. С нелюбимым краем лирический субъект соединяется через память об умершем отце.

Лермонтов воспитывался бабушкой в имении Тарханы, расположенном на территории нынешней Пензенской области. Именно там он научился чувствовать и передавать красоту русской природы с ее бескрайними полями и степями, густыми лесами, полноводными реками. При этом довольно рано поэт понял, что «страна» — не равно «земля». Это нашло отражение и в рассматриваемом тексте. Михаил Юрьевич не принимал существовавшего государственного строя, с презрением относился к светскому обществу.

Есть еще один важный для стихотворения «Прекрасны вы, поля земли родной…» биографический момент. Он касается отношений поэта с отцом. Юрию Петровичу после смерти супруги пришлось отдать сына на воспитание бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Когда Лермонтов был подростком, взрослые начали усиленно бороться за него, из-за чего Михаил Юрьевич получил сильнейшую психологическую травму. Кстати, отца поэт очень любил. Есть версия, что Юрий Петрович как никто другой понимал гениальность юного Лермонтова. Финал стихотворения «Прекрасны вы, поля земли родной…» — это очередное проявление скорби по отцу, практически крик души подростка, оставшегося на свете без близкого человека.

Пензенская правда | Под лермонтовской звездой

«Сура» — единственный журнал в России, на обложке которого можно увидеть барельеф Лермонтова.

— В 2003 году я был назначен на должность главного редактора журнала и задумал обновить обложку, — рассказывает главный редактор Борис Шигин. — Мне хотелось, чтобы каждый, кто возьмет в руки номер «Суры», понимал, на какой земле он издается.

Лермонтов, лермонтовские Тарханы — самые узнаваемые символы Пензенского края. Ну и конечно, это должно было стать определенным посланием: мы чтим традиции великой русской литературы, настроены серьезно говорить о литературном краеведении, обо всем, что связано с именем великого русского поэта Михаила Лермонтова.

— А с какого времени в «Суре» существует рубрика «Под лермонтовской звездой»?

— Идея возникла осенью 2003-го, а с 2004 года рубрика заработала. Были намечены основные направления публикаций: история семьи М. Ю. Лермонтова; жизнь и творчество самого поэта; влияние философских и поэтических взглядов Лермонтова на русскую литературу; деятельность музея-заповедника «Тарханы».

Авторы предлагают самые разные материалы, в том числе и о загадках трагической гибели поэта. Лучшие из них публикуются в журнале. Кстати, именно эта рубрика привлекла к сотрудничеству многих иногородних исследователей творчества Лермонтова из Москвы, Санкт-Петербурга, Тамани, Пятигорска.

За 10 лет в журнале опубликовано более 70 статей, рассказывающих о Лермонтове и его поэзии. Кроме того, рубрика «Под лермонтовской звездой» воспитала немало пензенских поэтов.

Дело в том, что «Сура» учредила одноименную литературную премию, которая вручается раз в два года молодым литераторам. Работа эта помогла сформировать поэтический клуб «Берега» — он работает при журнале уже восемь лет.

— Какие материалы, исследующие феномен таланта М. Ю. Лермонтова, его влияние на русскую словесность, российскую культуру, были самыми интересными?

— Например, глубокая статья Марины Кудимовой «Прибор ночного видения». Или исследование профессора Николая Михайловича Инюшкина «Лермонтовские Тарханы: поэзия и проза». И, конечно же, статьи о лермонтовских Тарханах как колыбели поэзии Лермонтова.

— Как журнал «Сура» готовится отметить 200-летие Лермонтова?

— «Сура» больше чем журнал — это целый комплекс публикаций, литературных вечеров, акций. В течение всего юбилейного года на обложке и вкладках журнала мы печатаем портреты М. Ю. Лермонтова, его картины и рисунки.

Журнал проводит конкурс «Мой Лермонтов» на лучшее стихотворение, определяется с лауреатом премии «Под лермонтовской звездой», вместе с учредителем — областной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова — организовывает вечера поэзии.

Промежуточным, но очень важным итогом нашей работы стало то, что Пензенское отделение Союза писателей РФ, областная библиотека им. М. Ю. Лермонтова, кафедра литературы ПГУ выдвинули рубрику «Под лермонтовской звездой» на соискание премии им. М. Ю. Лермонтова в номинации «За вклад в культурно-просветительскую деятельность и формирование единого культурного пространства».

— Сохранится ли эта рубрика после юбилейных торжеств?

— Безусловно! Я всегда подчеркиваю: мы не юбилейщики — мы делаем свою работу, в том числе и ту, которая связана с изучением творчества М. Ю. Лермонтова, каждый день. И каждый номер приносит свои открытия.

Биография Лермонтова Михаила Юрьевича

Биография Лермонтова Михаила Юрьевича

Биография, история жизни Лермонтова Михаила Юрьевича

Великая легенда русский поэзии Михаил Юрьевич Лермонтов был рожден 15 октября 1814 года в г.Москва в семье пехотного офицера и столбовой дворянки. Его отец, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке, а мать происходила из рода Столыпиных. В 1817 году в возрасте 21 года его мать Мария Михайловна скоропостижно скончалась. Впоследствии Михаил Юрьевич до конца своих дней не мог забыть песенки, которые она пела над его колыбельной. Он говорил «В слезах угасла мать моя».

После смерти матери воспитанием мальчика занималась его бабушка Е.А. Арсеньева, в поместье которой прошло все детство Лермонтова. Поместье располагалось в селе Тарханы Пензенской губернии. Бабушка очень любила внука и окружила мальчика максимальной заботой. Поскольку ребенок с рождения был болезненным и практически все детство страдал золотухой, у него не было возможности играть со своими сверстниками. Поэтому маленький Михаил Юрьевич сам придумывал для себя различные развлечения, что способствовало развитию воображения, которое стало для него самой любимой игрушкой. Он был очень развитым и романтичным ребенком, что явилось основным источником огорчений. К сожалению, никто из окружающих не смог понять «грезы его души». Более того, никто даже не замечал их.

В возрасте 10 лет маленького Михаила Юрьевича впервые отвезли на Кавказ, на воды. Там он встретил свою первую любовь. Впечатления об этой поездке навсегда остались в сердце тогда еще будущего поэта. Это отражено в строчках «Горы кавказские для меня священны».

В 1827 году Лермонтов поступил в университетский пансион в Москве, а тремя годами позднее, в сентябре 1830 года он становится студентом сначала «нравственно-политического», а затем и «словесного» отделения Московского университета. Именно студенческие годы оказались для Лермонтова наиболее плодотворными для реализации его творческого потенциала, как поэта.

В 1832 году Лермонтов начинает свою учебу в школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой становится корнетом такой почетной воинской части, как лейб-гвардия гусарского полка. Перед началом обучения в школе подпрапорщиков поэт написал стихотворение «Парус», где нашла свое отражение неугомонная с детства душа поэта, которая словно «мятежный парус», «просящий бури» в мгновения невозмутимого покоя.

Как и прежде, мятущийся гений поэта, то бросается в мрачное уныние, имеющее много общего с настоящей депрессией, то погружается с головой в любовную страсть, отдаваясь со всей пылкостью молодости порывам страсти. Эти настроения в полной мере отражены в драме «Маскарад», написанной в этот период жизни поэта.

В 1837 году Лермонтов написал стихотворение на смерть Пушкина, за что практически сразу был сослан на Кавказ. Годом позже в 1838 году поэт вновь возвращается в Санкт-Петербург. Однако в этот раз пребывание в столице оказалось недолгим, и закончилось в 1840 году дуэлью с сыном французского посла Баранта, результатом которой стала еще одна ссылка. Как и в прошлый раз, Лермонтов отправился воевать на Кавказ. Став участником знаменитого сражения при р. Валерки в Чечне, поэт дважды был представлен к награде, но так и не получил её.

Со временем Лермонтов стал регулярно печататься. Одним из первых больших успехов поэта стала историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича», которая была напечатана в 1838 году без имени автора, однако не была пропущена цензурой.

Два с небольшим года, проведенные в Санкт-Петербурге, стали для Лермонтова временем расцвета его творческого таланта, что подтверждается множеством произведений, написанных в тот период. Среди них одни из самых знаменитых его творений – стихи «Поэт» и «Завещание», а также поэма «Мцыри». Самые лучшие свои стихи «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Спор», «Утес», «Листок» были написаны в последние месяцы его жизни. Последним произведением поэта стал «Пророк», где юношеский романтизм, лишенный всякой созерцательности, наполнен трагическими ожиданиями. При этом напряженная мысль включает в себя отдельные элементы реалистического восприятия окружающего мира, которые постепенно заняли значительное место в его поэзии.

27 июля 1841 года поэт погиб на очередной дуэли, на этот раз с Мартыновым. Лермонтова похоронили в Пятигорске, но спустя год его прах, по желанию бабушки, был перевезен в ее поместье в Тарханы и помещен в семейном склепе Арсеньевых.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: