Пейзажная лирика в творчестве А

Пейзажная лирика в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.

Что ищет он в краю далеком,
Что кинул он в краю родном.

В стихотворениях Пушкина «Осень» мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы.

Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи,
Играй свободно в небесах
И освежи мне грудь и очи.

Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении «Утро на Кавказе» романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.
Светает — вьется дикой пеленою
Вокруг лесистых гор туман ночной.

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит: «Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить». У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении «Утро на Кавказе» появляется и сентиментальное описание пейзажа.
Вот на скале новорожденный луч
Зародился вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.

Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

«На севере диком стоит одиноко…» М. Лермонтов

Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»

Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…». Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?

В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время. Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях. Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.

Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом. Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».

То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму». Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.

Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.

Стих дереву лермонтов

В первый раз М.Ю.Лермонтов приехал на Горячие Воды в 1825 г., десятилетним мальчиком, со своей бабушкой Е.А.Арсеньевой. В 1837 г. сосланный на Кавказ Лермонтов некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести «Княжна Мери». ВоПамятник М. Ю. Лермонтову. время своего последнего пребывания в этом городе в 1841 г. он написал «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие, ныне широко известные, стихотворения. Здесь трагически оборвалась его жизнь. Ни один гость Пятигорска не забывает поклониться памятнику поэту, побывать в Домике Лермонтова, на месте роковой дуэли.

Музей «Домик Лермонтова» (ул. Лермонтова, 4). Проезд трамваем или автобусом до остановки «Цветник», далее пешком вверх по улице Анджиевского. М.Ю.Лермонтов приезжал в Пятигорск несколько раз — в детские годы и во время ссылки на Кавказ. Последние месяцы своей жизни великий поэт провел в небольшом домике на тогдашней северной окраине города. Сюда же Дом-музей М.Ю.Лермонтова было привезено тело поэта после роковой дуэли 15 июля 1841 г. В 1884 г. по инициативе русского драматурга А.Н.Островского здесь была установлена мраморная доска: «Дом, в котором жил поэт М.Ю.Лермонтов». С 1912 г. этот домик стал музеем. В 1973 г. на базе музея «Домик Лермонтова» создан Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова. В него входит старейший квартал Пятигорска, а также лермонтовские места в Кисловодске и Железноводске. В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени.

Памятник М.Ю.Лермонтову (сквер имени Лермонтова). В центре Пятигорска установлен этот памятник, средства на сооружение которого собирались по подписке более 10 лет. Автор — скульптор А.М.Опекушин (1838-1923), создатель памятника А.С.Пушкину в Москве. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цепь Кавказских гор. У ног — раскрытая книга. Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала — бронзовая лира и надпись: «М.Ю.Лермонтову. 16 августа 1889 года». 16 августа 1889 г. состоялось открытие памятника.

Дом Верзилиных — литературный отдел музея «Домик Лермонтова». Находится недалеко от Домика Лермонтова. В этом доме жила семья генерал-майора П.С.Верзилина, здесь собиралась молодежь и часто бывал М.Ю.Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Первый биограф Лермонтова П.А.Висковатов писал: «Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей». В доме Верзилиных развернута экспозиция «Лермонтов на Кавказе», включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.

Эолова арфа (отрог горы Машук). В 10 минутах ходьбы от музея «Домик Лермонтова». Проезд автобусом до остановки «Пироговские ванны». На возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х гг. прошлого века была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол ротонды был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, — раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название «Эолова арфа». Беседка упоминается в повести М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус». Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом.

Академическая галерея . От беседки «Эолова арфа» сюда можно спуститься по кольцевой тропинке, а от вокзала в сторону галереи ходит автобус. В серединеАкадемическая галерея. прошлого века в верхней части ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 г. Ф.П.Гаазом источника. «Пойду к Елисаветинскому источнику, — читаем в повести М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери», — там, говорят, утром собирается все водяное общество. Наконец вот и колодец. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя». В правом крыле новой галереи были установлены ванны, которые назывались тогда Товиевскими. В левом крыле имелся зал для отдыха. Около галереи выставили древние каменные изваяния, найденные на Кавминводах археологами-энтузиастами. Ныне в галерее, названной в честь двухсотлетия Академии наук (1925) Академической, — бюветы минеральных (углекислых и угле-кисло-сероводородных) источников. С площадки перед галереей, куда ведет широкая каменная лестница (построена в 1935 г.), открывается прекрасная панорама Пятигорска и его окрестностей.

Грот Лермонтова (близ Академической галереи). Несколько ниже Эоловой арфы в крутой скале на отроге горы Машук находится Грот Лермонтова, к которому можно подойти от Академической галереи. В 1831 г. архитекторы братья Бернардацци придали декоративный вид естественной пещере, сделав ее излюбленным местом уединенного отдыха курортников. Бывал здесь М.Ю.Лермонтов. В «Княжне Мери» этот грот — место встречи Печорина с Верой: «Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот. подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула — Вера! — воскликнул я невольно». На своей картине «Вид Пятигорска» (1837) Лермонтов изобразил отрог горы Машук и ведущую к гроту аллею, по которой идет человек в цилиндре.

Лермонтовские ванны (просп. Кирова, 21). Это здание, построенное в 1826-1831 гг. по проекту братьев Бернардацци, — старейшее из числа подобных сооружений в России. Но оно известно и тем, что здесь лечился М- Ю. Лермонтов. Во время первой ссылки на Кавказ поэт писал другу: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить — в месяц меня воды совсем поправили . » До того в письме М.А.Лопухиной он сообщал: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей утки». Раньше эти ванны назывались Николаевскими. Одноэтажное здание ванн построено из машукского камня, оно отличается строгой простотой, характерной для зодческой манеры Бернардацци.

Грот Дианы (парк «Цветник»). Проезд городским транспортом. Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829г. в ознаменование первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Емануеля. У входа в грот были установлены две чугунные доски с текстами (на русском и арабском языках) об этом восхождении. М.Ю.Лермонтов, по свидетельству современников, был частым посетителем Грота Дианы. А за неделю до трагической гибели на дуэли поэт был организатором бала в этом гроте, о чем осталось немало воспоминаний участников веселья.

Ресторация (просп. Кирова, 30). В 1828г. у парка «Цветник» под руководством братьев Бернардацци (по проекту архитектора Шарлеманя) была построена гостиница — Ресторация. В этом украшенном шестью колоннами здании останавливались приезжавшие на воды, здесь в двусветном зале они развлекались. М.Ю.Лермонтов в повести «Княжна Мери» дает описание бала в Ресторации: «Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались. Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились». В последний свой приезд на Кавминводы М.Ю.Лермонтов жил поначалу в этой гостинице, а потом перебрался в домик, известный ныне как музей. В 1943г. фашистские оккупанты, отступая, взорвали здание Ресторации. Восстановлено оно было с некоторыми отклонениями от прежнего плана.

Провал (южный склон горы Машук). Сюда можно пройти от Академической галереи и Грота Лермонтова. От вокзала к Провалу ходит автобус. О Провале в повести «Княжна Мери» сказано: «По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал. » В лермонтовское время не было тоннеля (пробит в 1858г.) к небольшому, карстового происхождения, озеру в Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину. В самом начале XX в. благоустроили дорогу от Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь проходила экипажная дорога, а в 1903г. был пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще раньше отводились участки под частные дачи. Дачи строились по индивидуальным проектам, по заказу людей состоятельных. В них-то и были организованы первые санатории в 20-е гг. Провальская зона была объявлена курортным городком. Сейчас старинные причудливые особняки чередуются с современными постройками санаториев «Ласточка», «Труженик», «Родник», расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю.А.Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на которой и находится вход в тоннель Провала.

Место дуэли (подножие горы Машук). Можно доехать трамваем до конечной остановки, от которой до места дуэли 1,5км (столько же и от станции Лермонтовская железной дороги). Дуэль состоялась вечером 15 июля 1841 г. Лермонтов считал повод для дуэли ничтожным и выразил свое нежелание стрелять, а противник целился старательно. В 1881г. на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамида, в 1901г. поставили временный памятник из гипса и дерева. Нынешний памятник сооружен по проекту известного скульптора Б.М.Микешина в 1915г. Это каменный обелиск с горельефом поэта в центре.

Место первоначального погребения М.Ю.Лермонтова (старое кладбище). До него можно пройти от музея «Домик Лермонтова». Тело М.Ю.Лермонтова было погребено на пятигорском кладбище, у подножия горы Машук, 17 июля 1841 г. После долгих хлопот Е.А.Арсеньева, бабушка Лермонтова, получила разрешение перевезти его прах в свое имение — село Тарханы Пензенской губернии, где прошло детство поэта. Весной 1842г. свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска. В 1903г. на месте первоначального погребения М.Ю.Лермонтова установлен памятник-обелиск, на ограде — мемориальная доска. Путь к памятнику обозначен указателями.

Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого», — писал Ираклий Андроников о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Этот год юбилейный: исполняется 200 лет со дня рождения поэта, так щедро воспевшего Кавказ. Отмечают знаменательную дату жители Пятигорска, Кавказских Минеральных вод и всей России. Повсюду звучат стихи, проза, романсы. Его жизнь, его творчество – в центре внимания россиян.

Произведений о жизни и творчестве Лермонтова во много раз больше, чем самих произведений поэта. И это закономерно – интерес к творческому наследию М.Ю. Лермонтова не угасает.

Имя Лермонтова носят театры, музеи, библиотеки, улицы городов. В городах, где Лермонтов побывал, возведены памятники. Таких мест в России много – родился поэт в Москве, детство провел в Тарханах. Через несколько лет вернулся в Москву поступив в Московский университетский Благородный пансион, а затем в Московский университет на нравственно-политический (юридический) факультет. Вскоре он переехал в Петербург. И там заканчивается гражданский период жизни М.Ю. Лермонтова – он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Став военным Лермонтов пребывает в постоянном движении, в странствиях по дорогам России и Кавказа. Куда только не забрасывала его судьба! Но один город сыграл исключительную роль в жизни поэта – Пятигорск.

Помимо памятников в тех городах, где побывал поэт, в каждом из них есть и музей Лермонтова. Первый из них был открыт в Петербурге, при Николаевском кавалерийском училище. Там поэт учился в 1832-34 гг. Инициатива создания музея, спустя 40 лет после смерти Лермонтова, принадлежала начальнику училища генерал-майору А.А. Бильдерлингу. Разрешение на организацию музея дал военный министр Д.А. Милютин, товарищ Лермонтова по пансиону. На торжественном открытии музея 18 декабря 1883 года присутствовали воспитанники училища, товарищ Лермонтова по службе А.И. Арнольди, литераторы.

А первый литературный музей в провинциальной России был открыт в Пятигорске. Расположен он был в домике, где Лермонтов провел последние 2 месяца жизни: с 14 мая по 15 июля 1841 г. Дом принадлежал отставному майору В.И. Чилаеву. В домовой книге хозяина записано: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С.-Петербурга за весь средний дом получено 100 руб. серебром». Более семидесяти лет в доме не было музея, и только в 1912 году домик был передан Кавказскому Горному Обществу. С этого момента и началась история музея.

В 1946 году музею был передан расположенный на соседнем участке бывший дом генерала Верзилина. Именно в нем произошла ссора Лермонтова с Мартыновым и последовал вызов на дуэль. В 1948 г. в доме открыли литературный отдел. После реставрационных работ 1964-67 гг. домику возвращен первоначальный вид и восстановлена камышовая кровля, а 7 июня 1973 г. Совет Министров РСФСР принял постановление об образовании в г. Пятигорске Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова на базе домика-музея и мемориальных памятников в г. Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В 1979 г. был открыт отдел «М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве» в одном из домов, ранее принадлежавших коменданту Уманову. Четвертый отдел музея – Дом композитора А.А. Алябьева – начал работать в 1997 году.

И не случайно дата основания музея и день гибели поэта совпадают – 27 июля. Этот день – трагический – поэт погиб и знаментальный — открытие музея увековечило память о М.Ю. Лермонтове.

История города Пятигорска неразрывно связана с жизнью и творчеством великого русского поэта. Может быть потому, что волею судьбы поэт был в нем несколько раз.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О, южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Эти строки напишет М.Ю. Лермонтов в 16 лет и останется верен своим юношеским идеалам всю недолгую жизнь.

Родился Лермонтов 4. (15) октября 1814 года в Москве. Его мать, Мария Михайловна, умерла, когда ребенку не исполнилось и 2,5 лет, и заботу о воспитании взяла на себя бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Ребенок рос слабым, болезненным и в 1820 и 1825 г. бабушка привозит его на Горячие Воды – так тогда называли Пятигорск. О приезде в 1825 г. сохранилась запись в журнале «Отечественные записки». Среди фамилий отдыхающих, приехавших на воды, читаем: «Арсеньева Елизавета Алексеевна, вдова, поручица из Пензы, при ней внук – Михайло Лермонтов». Остановилась Елизавета Алексеевна с внуком в доме своей родной сестры – генеральши Хастатовой. Дом ее находился у подножия Горячей Горы. Из окон дома открывался великолепный вид на сверкающие горные вершины, напротив, на склонах Машука стояли казачьи пикеты, возле источников постоянно находились раненые военные. Все окружение, красота природы оказали на будущего поэта неизгладимое впечатление.

Тебе, Кавказ, суровый карь земли
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.

В ранних произведениях «Черкесы», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи» проявились яркие и разнообразные впечатления поэта. Любовь к Кавказу вдохновила его творчество на долгие годы.

Затем были годы учебы в университете, юнкерской школе. В это время Лермонтов пишет много произведений, но мало что печатается. Его имя не известно широкому кругу читателей.

Известность придет к поэту в начале 1837 года – именно тогда, потрясенный смертью Пушкина, Лермонтов напишет стихотворение «На смерть поэта». Прочтя его, царь придет в негодование. и 25 февраля 1837 года высочайшим повелением будет приказано: «… Лермонтова… перевести тем же чином в Нижегородский Драгунский полк». В марте Лермонтов выехал на Кавказ (полк находился в 100 верстах от Тифлиса, в местности Кара-агач). По дороге сильно простудился и приехал в Ставрополь больным. Его отправили в Пятигорск лечиться серными водами. Поэт писал об этом Раевскому: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах, меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили».

В Пятигорске сохранилось здание, где Лермонтов лечился. Это Лермонтовские ванны, тогда они назывались Николаевскими. Из Пятигорска Лермонтов пишет: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем как утка».

Он наблюдал жизнь «водяного общества». Наблюдения лягут в основу повести «Княжна Мери».

Из Пятигорска Лермонтов едет к месту службы, в Кара-агач. Оттуда в древнюю столицу Грузии – Мцхета, а затем переезжает в столицу Грузии – Тифлис.

Впечатления, полученные Лермонтовым в его странствиях по Кавказу, ложатся в основу многих его произведений.
После возвращения в Петербург в начале 1838 г. Лермонтов пишет поэму «Мцыри», работает над прозаическим произведением романом «Герой нашего времени». Покоренный красотами Кавказа, под воздействием услышанных легенд, местных преданий, Лермонтов пишет сказку «Ашик-Кериб», создает кавказский вариант поэмы «Демон».

Но воплотить все замыслы Лермонтов не успел — за дуэль с сыном французского посланника де Барантом, он был отправлен царем в Тенгинский пехотный полк, который находился на Северном Кавказе, в самой гуще боевых действий. Получив назначение в отряд генерала Галафеева, Лермонтов побывал в двух экспедициях – Малой и Большой Чечне.

Одно из таких жарких, кровопролитных сражений произошло 11 июля 1840 г. на р. Валерик (в переводе с чеченского «речка смерти»). Оно произвело неизгладимое впечатление на Лермонтова. Он пишет замечательное стихотворение «Валерик». Рассказывая об ужасах сражения, поэт приходит к осуждению войны, необходимости укрепления мира на земле, достижению той гармонии в человеческих отношениях, которую он видит в природе.

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет! Небо ясно,
Под небом места много всем,
Один враждует он – зачем?»

М.Ю. Лермонтов проявил себя как храбрый солдат, талантливый командир. Ему был предоставлен краткосрочный отпуск, во время которого поэт вернулся в Петербург. Он подал прошение об отставке, решив посвятить себя литературной деятельности. Но этим надеждам поэта не суждено было сбыться – отпуск внезапно был прерван и в начале марта 1841 г. поэт последний раз отправляется на Кавказ.

По пути поэт встретился со своим двоюродным дядей А.А. Столыпиным и вместе с ним приехал в Ставрополь. Далее их путь лежал в крепость Темир-Хан-Шуру. Но планы изменились и офицеры приехали в Пятигорск. 14 мая Лермонтов и Столыпин оформили в комендатуре разрешение на лечение на водах и остались в Пятигорске. В тот же день они сняли маленький флигель в усадьбе В.И. Чилаева.

Вскоре после приезда Лермонтова вокруг него сгруппировалась компания веселой, живой молодежи, живущей в одном дворе с Лермонтовым, в большом доме Чилаева: князь Васильчиков, князь Трубецкой, отставной майор Мартынов; офицеры Тиран, Арнольди, Глебов. Собираясь у Лермонтова, они каждый день устраивали пикники, прогулки, вечеринки с песнями и танцами. Молодежь часто собиралась в гостеприимном доме генерала Верзилина. У него было три дочери и все весело и беззаботно проводили время.

На одном из вечеров, 13 (25) июля 1841 г. Лермонтов встретился со своим давним знакомым Николаем Мартыновым. С ним Лермонтов был в приятельских отношениях со времен гвардейской школы, встречался с ним в Москве, Петербурге, на Кавказе. Двадцатипятилетний Мартынов Н.С. был красив, тщеславен, самолюбив. Он любил покрасоваться, пооригинальничать: носил черкеску и большую шапку, а на поясе – большой кинжал.

Разговаривая с Эмилией Александровной Клингенберг (падчерица генерала Верзилина) Лермонтов «начал острить на его счет, называя «горец с большим кинжалом». По роковому стечению обстоятельств, эту фразу услышали все, кто находился в гостиной, в том числе и Мартынов. Он счел фразу за оскорбление и вызвал Лермонтова на дуэль».

15 (27) июля 1841 года у подножия Машука, в 6 часов вечера, дуэлянты встретились. Секунданты (ими были Трубецкой, Столыпин, Глебов, Васильчиков) договорились об условиях проведения дуэли. Первым же выстрелом Мартынова поэт был убит. В это время разразилась гроза, пошел сильный дождь – казалось, само небо отозвалось на гибель поэта стоном скорби.

М.Ю. Лермонтова похоронили в Пятигорске, на старом кладбище у горы Машук. 8 месяцев покоился прах Лермонтова в пятигорской земле. Бабушка добивалась разрешения на его перезахоронение. Когда оно было получено, тело было перевезено из Пятигорска в Тарханы, где 23 апреля 1842 г. было похоронено в фамильном склепе, близ церкви в центре села, рядом с могилой матери.

Пятигорчане свято чтут память о поэте. На месте первоначального захоронения и на месте дуэли стоят памятники. К ним жители и гости города всегда несут цветы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: