Пейзажная лирика Лермонтова

Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.
Будучи патриотом своей страны, любя ее, «но странною любовью», Лермонтов посвятил немало стихов именно Родине. Он любил ее народ, ненавидел тех, кто держал страну в цепях рабства, желал России счастья и благополучия.
Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей. За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта.

Например, в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта:

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит….

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург. Именно эти события и переданы поэтом в стихе «Парус», который, подобно его автору, «счастия не ищет/ и не от счастия бежит».

Иная, более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть. В стихотворении передана природа позднего лета или ранней осени («желтеющая нива», «малиновая слива») и весны («ландыш серебристый»). Природные явления, всплывающие в сознании Лермонтова, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта. Через яркие эпитеты поэт передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей: «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый / приветливо кивает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу». Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, где «гармонически и благоуханно высказывается душа поэта».

Еще один яркий пейзажный стих «Тучи» написан поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Об обстоятельствах создания стихотворения сохранился рассказ В.О.Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных и … поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые появились над Летним садом и Невою, написал стихотворение: «Тучки небесные, вечные странники. ».
Воспоминания Соллогуба ярко передают настроение этого стихотворения. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души перед ссылкой:

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не её частью, а ею самой.

В 1941 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко. ». Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет».
К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления, и свое несчастье Лермонтов выражает в образе «старого утеса».

Вновь поэт грустит в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!». Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой».

Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе. Во-вторых, во многих стихах он передает свои чувства и состояние души с помощью природы. Мы видим Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы – мотив вечного одиночества.
Трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах. Несмотря на это, мы до сих пор восхищаемся этими строками, и, гуляя по русским лесам, невольно вспоминаем слова Лермонтова:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Лирика / Пейзажная лирика Лермонтова

Смотрите также по произведению «Лирика»:

Лирика Тютчева и Фета

После феномена Пушкина, в начале 19 века, многие литературные критики сомневались в том, что на небосклоне русской поэзии сможет появиться достойный имени классика поэт.

Творчество А. Фета и Ф. Тютчева

Но к счастью, уже во второй половине 19 века взошли звезды таких талантливых лириков как А. Фет и Ф. Тютчев, которые стали не только достойными приемниками Пушкина, но и внесли в поэтику собственные творческие манеры, что сделало их произведения по-настоящему уникальными и оригинальными.

Несмотря на то, что творчество обоих поэтов развивалось в русле воскресшего романтизма, их произведения кардинально отличались друг от друга.

Поэты весьма активно применяли в своих стихотворениях пейзажную лирику, однако природа и человек в стихах Тютчева – четко разграничены, у Фета – они сливаются в одно целое.

Это дает нам право говорить о том, что у Ф.И. Тютчева и А. А. Фета – два взгляда на мир, у первого он рациональный, у второго – иррациональный.

Сравнение приемов в стихотворениях Ф.Тютчева и А. Фета

В стихотворении «Это утро, радость эта…» автор описывает приход весенней поры. Весна в лирическом произведении Фета, представляет собой совокупность таких явлений как пение птиц, шум веселых ручейков, теплые, наполненные свежестью ночи, которые сплелись между собой в одно целое.

Давайте посмотрим, как выглядит весна в произведение Ф.Тютчева «Весенние воды». Автор наделяет весенние ручьи своеобразной индивидуальностью, они весело бегут, несмотря на то, что окружающая природа, в частности берега и поля, по-прежнему находятся во власти зимы.

В то время, как весна Фета неразрывно связана со многими факторами, Тютчеву достаточно говорить о ее приходе, выходя из наличия только весенних ручейков.

В стихотворении «Еще земли печален вид», Тютчев передает читателю всю глубину момента перехода окружающей природы в весеннюю негу, однако акцент делается только на нескольких основных явлениях, что противоречит манере Фета соединять в произведении и чувства, и темы бытия, и мотивы природы.

Пейзажная лирика Ф. Тютчева

В стихах «Есть в осени первоначальной» и «Осенний вечер» мы видим две разные осени – одна из них теплая, сохранившая теплый дух лета, вторая осень постепенно готовится к увяданию. Благодаря своему художественному мастерству, автор очень тонко описывает жизнь живой природы в печальный осенний период.

Нотка ностальгии по лету, таинственность осенних вечеров, благодатная прохлада, которая выступает первым предвестником зимних холодов – такой мы видим несравненную пейзажную лирику Тютчева.

Пейзажная лирика А. Фета

В стихотворении «Учись у них…» пейзажная лирика переплетается с гражданской и человеческой позицией автора. В начале стиха дуба и березу, которые привыкли к теплу, охватывает лютый мороз, которому деревья стойко противостоят.

Автор учит своего читателя наследовать выносливость этих растений, и так же смело бороться с трудностями, которые выпадают на его судьбу.

Окружающая природа в пейзажной лирике Фета – это живой организм, который умеет чувствовать, любить и страдать. Она ассоциируется у читателя с самим человеком, представляет одно целое с ним.

Любовная лирика Тютчева и Фета

В стихе Ф. Тютчева «Последняя любовь» — радость и светлые чувства, переполняющие человека в тот момент, когда к нему приходит поздняя любовь. Лирический герой переживает своеобразное воскрешение и обновление, ведь, несмотря на прожитые годы, его сердце по-прежнему умеет любить и жаждет этого.

В своей любовной лирике, Фет отходит от земных представлений об этом чувстве. Яркий пример — стих «Шепот, робкое дыханье…», в котором автор соединяет пение соловья, нежный ветер ночи, черты лица любимой женщины в волшебную мистерию любви.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Нравственные и философские искания в поэзии: новые идеи и задачи
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГражданственность лирики Некрасова — Несжатая полоса, Железная дорога

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Пейзажная лирика

Добрый день, дорогой гость!

Мы рады приветствовать Вас на нашем литературном ресурсе, который посвящен временам года в поэзии. На наших страницах Вы сможете найти для себя много замечательных произведений, как давно полюбившихся, так и быть может пока не известных вам.

В сети Интернет достаточно много проектов сходной тематики, но у нас есть одна особенность, которая выделяет нас из общего ряда похожих сайтов и делает более яркими и запоминающимися. Это наша гордость: художественная галерея, которая постоянно пополняется картинами известных мастеров-пейзажистов.

Навигация по разделам сайта не слишком сложная, и мы надеемся, Вы быстро освоитесь у нас и надолго останетесь в гостях.

С главной страницы сайта Вы сможет попасть во все основные разделы сайта.

В разделе «Классики» вы найдете ссылки на страницы авторов, чьи произведения выдержали проверку временем и относятся к классической поэзии. Раздел сайта «Современники» напротив содержит список авторов, чьи произведения пока не являются столь широко известными, но в то же время, выдержали проверку строгих судей, так как все они участвовали в международных поэтических конкурсах.

Раздел «Произведения» представляет собой упорядоченный список произведений, отсортированный по алфавиту. Здесь же вы найдете подразделы с более короткими списками произведений, начинающимися на определенную букву.

Раздел сайта «Антология» содержит в себе четыре подраздела: «Зимняя стужа», «Весенняя капель», «Летняя жара», «Осенний листопад». Как вы уже, наверное, догадались — это тематические разделы, где произведения подобраны в соответствии с названием подборки стихотворений.

Если вы являетесь владельцем или администратором литературного сайта, то мы с удовольствием обменяемся с вами тематическими ссылками, а более подробную информацию о том, как это сделать, вы найдете в разделе «Каталог».

Ну и последний раздел, «Новости» содержит в себе актуальные на сегодняшний день новости сайта.

Желаем Вам хорошего настроения… и приятного путешествия по миру поэзии.
Редакция сайта «Времена года»

Пейзажная лирика А.А.Фета

Природа, жизнь, любовь — единое. Жизнеутверждающая, святящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви и наслаждение природой — вот поэзия Фета.

Лирический пейзаж у Фета

Многие поэты испытывали необычайный творческий подъем при соприкосновении с природой. Для Фета очарование природы — это всегда стимул к творчеству, при этом восторг, который вызывает природа, вызывает в поэте могучий порыв к творчеству, может быть, неясный для него самого:

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет.

Олицетворение природы как любимый прием поэта

У него природа выступает перед читателем как живое существо, но поэт не переносит чувства людей на природу, он просто ощущает жизнь природы как жизнь живого существа:

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна…

И рядом, куст родной смущая,

И силясь, и боясь летать,

Семья пичужек молодая

Зовет заботливую мать…

Мотивы вечности

Природа — это возможность для человека прикоснуться к вечности. Порой простая прогулка по морю может вызвать у поэта мысли о вечности. Его чувства в стихотворении «На корабле» обострены, отсюда ощущение полета, стремительного исчезновения земли и мысли о том дне, когда сам поэт переступит порог вечности. Но интересно то, что мысли о вечном, о смерти не вызывают у Фета ни ужаса, ни мрачности. Переход в иной мир светел и прекрасен, как прекрасна и эта поездка по морю:

Земля от глаз моих бежит.

Под непрерывною стопою

Вскипая белою грядою,

Стихия чуждая дрожит.

Ей будто чудится заране

Тот день, когда без корабля

Помчусь в воздушном океане

И будет исчезать в тумане

За мной родимая земля.

Тема любви у Фета

Чувство любви всегда связано с чувством прекрасной природы, нюансы человеческих чувств в полутонах природных движений. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» поэту удивительным образом без использования глаголов удалось передать грани изменений от вечера к ночи, от ночи к утру. Эти изменения в природе сопровождают и градацию человеческих чувств, чувств любви и страсти

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Движения природы, цвет, звуки, запахи, шорохи — все составляет мир природы автора. Обычно поэты замечают именно цветовые изменения в природе, иногда звуки, для Фета удивительный мир природы многообразен, он наполнен запахами, звуками, цветом, игрой теней и света

Свеж и душист твой роскошный венок,

В ней всех цветов благовонья слышны.

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Ярким золотом в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник,

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Чувство в лирике поэта

Фет — поэт возвышенного радостного чувства, поэтому в его стихах так много восклицательных предложений. Пожалуй, таких интонаций нет ни у одного русского лирика, чувства поэта находят отклик в природе

Что за ночь! Прозрачный воздух скован;

Над землей клубится аромат.

О, теперь я счастлив, я взволнован,

О, теперь я высказаться рад!

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Мир природы и чувств переплетаются, и поэту подчас трудно или невозможно разделить их

Как лилея глядится в нагорный ручей,

Ты стояла над первою песней моей,

И была ли при этом победа, и чья —

У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?

Поэт может находить сладостное чувство даже в таком времени года, как осень. Традиционно осень изображается в поэзии как время умирания, осень навевает думы о смерти, о вечности, но у Фета мы находим даже в описании осени: «В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело», но вот в лесу призывно звучит рог, и сердце поэта встрепенулось:

Сладостен звон мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Как итог — сошлемся на слова великого русского писателя:

«Фет — поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить» (Л.Н.Толстой)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector