Пейзажная лирика Федора Тютчева

Ф. И. Тютчев известен тем, что всегда воспевал красочные пейзажи природы, романтику природных явлений. Поэт считал, что человек преимущественно негативно влияет на природу, используя ее в своих неблагородных целях. Люди словно слабые существа в душе и действуют, опираясь на свои первичные потребности и неосознанные желания. Человеческое поведение противоречиво и одновременно нестабильно.

Природу он представлял как целостное единство, действующее по определенным закономерностям. Природа – нечто величественное и спокойное. В своих произведениях,

Благодаря своей чувственности, Тютчев точно подбирал эпитеты и сравнения, передающие настроение природы. Он умел необычайно плавно переходить от утра к вечеру или от зимы к весне. Умение правильно сопоставлять слова рождает шедевр в виде прекрасных стихов. В пример можно привести «Снежные горы»:

… И между тем как полусонный Наш дольний мир, лишенный сил… Когда читаешь эти строки, представляется то, как нетронутая природа полностью отстраняется от всего человеческого.

Однако Тютчев не говорит о том, что единство природы и людей невозможно. Он был бы рад, если б людям удавалось понять и принять как саму природу, так и ее явления. Так, в произведении «Осенний вечер» говорится о необъяснимом волшебстве увядания окружающей природы, то же самое чувство посещает и лирического героя.

Стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» пронзает необычайным чувством радости и новизны. Это настроение передают слова «смех», «проворный». Первая гроза – момент расцвета природы, буйство красок и позитивных эмоций. Автор наглядно показывает, как природа может радовать людей, даря им небывалые эмоции.

В стихотворении «Море и утес», наоборот, передана тяжелая эмоция. Помимо прекрасной стороны природы, есть другая – агрессивная. Здесь сила природы направлена на разрушение. Природа имеет мощную силу, недостижимую человеком, и она может свою силу использовать. Такой многообразной, противоречивой и неподвластной представлял природу Ф. И. Тютчев.

Пейзажная лирика Федора Тютчева

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое наименование “солнца русской поэзии”, то Тютчев — ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем “Современнике” в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как “Видение”, “Бессонница”, “Как океан объемлет шар земной”, “Последний катаклизм”, “Цицерон”, “О чем ты воешь, ветр ночной?…” Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII – начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева — не изображение, а осмысление природы — натурфилософская лирика, и вторая его тема — жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Лирический герой, понимаемый как единство личности, являющейся и объектом и субъектом лирического постижения, для Тютчева не характерен. Единство его лирике придает эмоциональный тон — постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца. Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения “Бессонница”, “Видение”, “Последний катаклизм”, Как океан объемлет шар земной”, “О чем ты воешь, ветр ночной?…”. Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли.

В то же время поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен, глух для человека, но и глубоко родственен настроению его смятенной души.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родной!

— заклинает поэт “ветр ночной”, но продолжает стихотворение так:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Такая двойственность естественна: ведь в душе человека те же бури, “под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится”, тот же “родимый”, что и в мире окружающей среда. Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы — мысль стихотворений философско-антропологического цикла: “Цицерон”, “Как над горячею золой”, “Душа моя — Элизиум теней”, “Не то, что мните вы, природа!…”, “Слезы людские”, “Волна и дума”, Два голоса”. В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом стихотворение “Цицерон” со знаменитой формулой “Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые”.

Отсюда острое ощущение конечности бытия (”Как над горячею золой”), признание безнадежности и скептицизма и стоицизма (”Два голоса”). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно (”Не то, что мните вы, природа”, “Душа моя — Элизиум теней”), в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта. Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь (”О, как убийственно мы любим”, “Предопределение”, “Последняя любовь”). Откуда же у Тютчева все эти “страсти роковые”? Они определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что периоды творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 20 – 30-х годов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций. Разберем стихотворение “Я лютеран люблю богослуженье”, датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера? Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца:

Собравшися в дорогу,

В последний раз вам вера предстоит.

Поэтому так “пуст и гол” ее дом (а в первой строфе — “Сих голых стен, сей храмины пустой”). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозный точки зрения — благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подготовить к этому душу. Философия веры нашла соответствующее ей стилевое оформление. В композиции очень небольшого по объему стихотворения (три четверостишия пятистопного ямба) обращают на себя внимание однородные синтаксические элементы, синонимичные, с помощью которых поэт уточняет и разъясняет свою мысль: “Обряд их строгий, важный и простой”; “Сих голых стен, сей храмины пустой”; “Но час настал, пробил”. Есть и повтор — третья строка второй и первая — третьей строфы: “Еще она не перешла порогу”. И вообще много синтаксических параллелизмов, что указывает на ораторский, публичный характер рассуждений поэта о религии. Но особенно эффектны и нагружены смыслом два стихотворных переноса (анжамбмана), разъясняющих во второй строфе:

Собравшися в дорогу,

В последний раз вам вера предстоит.

И приказывающих, повелевающих и одновременно умоляющих в последней строфе:

«Летний вечер» Ф. Тютчев

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Анализ стихотворения Тютчева «Летний вечер»

Пейзажную лирику Федора Тютчева нередко сравнивают с произведениями не менее тонкого и вдумчивого поэта Афанасия Фета. Однако в стихах этих авторов, посвященных описанию природы и возведению ее красоты в абсолют, есть одно существенное различие. Афанасий Фет словно бы пропускает увиденное через себя, ища в так милых его сердцу пейзажах созвучье собственным ощущением и душевным переживаниям. В то же время Федор Тютчев, восхищаясь сменой времен года или же пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природы, полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит.

В подобной манере выдержано и знаменитое произведение поэта «летний вечер», созданное в 1866 году. Несмотря на то, что к этому времени Тютчев пережил личную трагедию, потеряв возлюбленную и двух детей, в произведении нет ни одного намека на то, что происходит в душе поэта. Он предстает в образе созерцателя, который уже сумел осознать, что жизнь коротка, и нужно наслаждаться каждым ее мгновением, отпущенным судьбой.

«Летний вечер» — очень романтическое и чувственное стихотворение, которое раскрывает новые грани поэтического таланта Тютчева-лирика. В этом произведении присутствуют и романтизм, и удивительная образность, и символы, которые характерны для творчества этого поэта. Кроме этого, Тютчев вновь прибегает к своему излюбленному приему отождествления природы с живым существом, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая удивительную иллюзию переменчивости окружающего мира. Солнце поэт сравнивает с раскаленным шаром, который является головным убором земли. Именно его она «с главы скатила» перед наступлением вечера, который был охвачен «пожаром», внезапно поглощенным морской волной. Причудливый и несколько пафосный стиль изложения, свойственный такому литературному течению, как романтизм, в данном случае повествует об обычном закате, который благодаря таланту Тютчева превращается в незабываемое и красочное зрелище.

Первые бледные звезды, появившиеся на небосклоне, поэт также оживляет, считая, что они «небесный свод приподняли своими влажными главами». В то же время воздух Тютчев сравнивает с небесной рекой, которая после захода солнца «полней течет меж небом и землей», даря долгожданное ощущение свежести, когда «грудь дышит легче и полней, освобожденная от зноя». Действительно, прохладу летнего вечера можно сравнить с потоком воды, который несет с собой свежесть и живительную силу, словно бы давая уставшей и измученной жарой природе долгожданный отдых. При этом поэт подчеркивает, с каким облегчением и благодарностью окружающий мир принимает этот бесценный дар небес, который вызывает «сладкий трепет» у всего живого на земле. В то же время Тютчев сравнивает природу с прекрасной, но утомленной девой, для которой вечерняя прохлада является источником новых сил перед очередным жарким днем, «как бы горячих ног ее коснулись ключевые воды».

В стихотворении «Летний вечер» присутствует несколько образов, которые автор выстраивает в четкой последовательности, создавая собственную иерархию ценностей. При этом солнце, звезды, небо и воздух являются лишь частью природы, однако благодаря очень изысканным метафорам поэта превращаются в самостоятельный героев произведения. Тем не менее, в финальных строчках стихотворения Тютчев подчеркивает, что истинной волшебницей и труженицей является матушка-природа, благодаря которой и происходят все эти удивительные метаморфозы, так поразившие поэта и вдохновившие его на создание этого удивительно романтического произведения.

Человек и природа в лирике Тютчева

Лирика Тютчева – явление вневременное

По духу, по отношению к жизни – Федор Тютчев поэт современный, так пронзительно и своевременно звучат сегодня вопросы вечности мира, размышления о месте человека во Вселенной, о радости и счастье, даруемых любовью и природой, о переживаниях и страданиях человеческих, которых не избежать в жизни. Человек и природа в лирике Тютчева занимают особое место: они всегда как будто вне эпохи, вне конкретного времени. Важен и интересен для него внутренний мир и развитие, ведь в представлении Тютчева природа и человек – части единого целого.

Тема человека и природы в лирике Тютчева

Пейзажная лирика поэта.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа для поэта всегда живая, мыслящая и чувствующая, и поэтически это выражается разноплановыми метафорами: «лазурь небесная смеется», «солнце … взглянуло исподлобья на поля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом».

Всегда разнообразны и точны, а иногда и неожиданны эпитеты: «усыпительно-безмолвны» нивы, вечер то «…младенчески-беспечный», то «бешено-игривый», осенних вечеров «умильная, таинственная прелесть», «беспредельная мгла» осени.

Сравнения, употребляемые Тютчевым, часто нетрадиционны, и потому придают стихотворениям особую художественную прелесть: сияние Белой горы, «как откровенье неземное», звезды горят, «как в первый день созданья», а хмурая ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста».

Пейзажи и описания натуры так емки, многогранны и глубоки, что рисуют в воображении читателя полноценные, будто им самим увиденные картины. Стоит только прочесть, например, строки:

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила,

или с детства знакомое:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит

И вот уже из разряда читателей мы незаметно и как-то мгновенно становимся участниками, благодарными созерцателями происходящего в природе

Но каким бы точным и ярким не было описание у Тютчева, в нем всегда есть еще что-то, заставляющее задуматься об услышанном, некий более глубокий смысл.

Природа в лирике Тютчева как часть мироздания

Для такого мастера, как Тютчев, простое описание, констатация факта существования живой природы, ее красоты были бы слишком просты. Да, поэт всегда любуется, восхищается и благоговеет перед природой, но самое важное, начиная с ранних стихотворений – раздумья о мире, возможность проникновения в тайны бытия.
Поэт мыслит и чувствует значительно объемнее, глубже, мир природы и человека в лирике Тютчева – часть мироздания, Космоса, вечность которого несомненна. Именно поэтому в стихотворениях его всегда есть философский смысл. «Все во мне, и я во всем!

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Былое – было ли когда?
Что ныне – будет ли всегда.
Оно пройдет –
Пройдет оно, как всё прошло,
И канет в темное жерло –
За годом год.
За годом год, за веком век…
…Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож…

Мир природы и человека в лирике Тютчева – единое целое

Мир природы и человека в лирике Тютчева растворяются друг в друге. Переживания, душевное состояние лирического героя, сложный и противоречивый внутренний мир человека поэт передает, используя образы природы, и история человека в творчестве Тютчева рассматривается именно через призму его связи с природой, через понимание быстротечности земной жизни и вечности жизни вселенской.
Природа всегда беспристрастна – это убеждение поэта, из которого появляются строки:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

Поэтому и на течение истории сам поэт, как правило, взирает бесстрастно, отстраненно, понимая, что они не могут изменить равновесия природы и всего мироздания.
Обращаясь, например, к декабристам, говорит:

Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.

С другой стороны, стать свидетелем исторических коллизий значит для человека ищущего, знающего о вечности Вселенной приобщение к процессу миротворчества. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»

Так, как показывает Тютчев изменчивый мир природы: не стоящий на месте, с его бурями и штилями, упорядоченностью и хаосом, – так видит и стремится передать мятущийся мир человеческой души. Поэт отдает должное ценности жизни человека, его способности мыслить, творить, но отчетливо видит беспомощность перед стихиями в его собственной душе.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

В поэзии Тютчева присутствует множество контрастов, противоборствующих сил: хаос – гармония, день – ночь, земля – небо, но эти понятия не отождествляются с добром – злом. Они противопоставлены и взаимосвязаны одновременно, перетекают одно в другое, отражаются друг в друге, не существуя обособленно. Так, например, «певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах».

Находящиеся в вечной борьбе светлые и темные стороны души для Тютчева равноценны, как день и ночь, они – проявление природы человеческой, но именно в борьбе человек может найти свой путь. «Два голоса» всегда звучат внутри нас, и выбрать, просто плыть по течению, или в борьбе преодолевать обстоятельства и совершенствоваться, не стремясь к покою, искать смысл существования на Земле удел только лишь человека.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
Над вами безмолвные звездные круги,
Под вами немые, глухие гроба.
Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец.

Отнюдь не всегда поэт оптимистичен, философские раздумья о тайнах мирозданья тревожат его, а с течением времени и угнетают. Порой в поисках смысла жизни, в минуты отчаяния он начинает сомневаться в нужности исканий.

Бесследно всё – и так легко не быть!
При мне иль без меня – что нужды в том?
Всё будет то ж – и вьюга так же выть,
И тот же мрак, и та же степь кругом.

Но даже в эти мгновения, предположив, что в действительности загадок не существует, Тютчев все равно считает природу сфинксом, к чьей тайне можно приблизиться, но не постичь.

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

И все-таки желание познать истинные тайны существования мира, уверенность в целостности мира, в том, что человек един с природой, острота чувств и восприятия окружающего не оставляют Тютчева:

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!

Жизненные уроки лирики Тютчева

Наследие Федора Тютчева невелико по объему, но еще современники оценили его по достоинству. В одном из писем И. Тургенев искренне делился отношением к творчеству поэта с А.Фетом: «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эмоционально обращался в письме к учителю своих детей Л. Толстой «Так не забудьте же достать Тютчева. Без него нельзя жить». А философ П. Флоренский писал следующее: «Пора, наконец, понять, что похвала Тютчеву не есть слово, ни к чему не обязывающее, а, будучи сказано искренне, оно подразумевает неисчислимые, мирового порядка, последствия». Проникновенно писал о стихотворениях Тютчева и А. Фет: «Каждое из них — солнце, т. е. самобытный, светящий мир…».

Вслед за классиками и мы, сегодняшние читатели, обогащаем свой опыт вечной лирикой поэта, в которой главное – мир природы и человека, ценности, не зависящие от эпохи, учимся гармоничной жизни во

Вселенной. Говоря языком Тютчева,
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: