Пейзажная лирика А

Лирика А. С. Пушкина очень разнообразна. Поэт затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы, пейзажная лирика.
Интересно, что природные зарисовки у Пушкина – это не просто фон для мыслей и чувств лирического героя. Пейзаж помогает поэту раскрыть важные философские темы, показать единство законов Вселенной, ведь природа – неотъемлемая часть жизни каждого человека, занимающая важное место в его мыслях и чувствах. Поэтому пейзажные зарисовки присутствуют у Пушкина в стихотворениях, посвященных совершенно различной тематике.
Так, в «Деревне» (1819) раскрывается тема свободы и рабства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок», здесь
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.
Во второй части стихотворения поэт расширяет «географические» границы своих размышлений: если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (в пейзаже-панораме легко угадываются окрестности Михайловского), то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения.
Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с нею, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. И в этом стихотворении «свободная стихия»- емкий символ.
Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». Море — это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле».
Поэт размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море — «друг», своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, это единственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться.
Морская стихия и могущество человеческого духа Пушкиным сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе человека скрыт источник свободы, которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Но его понимание свободы стало иным: он убедиля, что свобода — благо, неугодное тиранам.
Стихотворение «На холмах Грузии. » — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.
Яркая картина преображения поэта создана в стихотворении «Осень» (1833). Последние строфы стихотворения — акт творческого самосознания поэта. Здесь перед нами «тайное тайных » его души — процесс творчества. Он начинается тогда, когда поэт видит картины осенней природы. Он впитывает ее красоту и тленность:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Параллели между тем, что происходит в природе, и состоянием души человека нередки в пушкинской лирике (стихотворения «19 октября», «Зимнее утро», 1829).В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. Зима, весна, лето, осень — это как бы страницы «календаря его души».
Таким образом, природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы поэт рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, пейзажная лирика играет важную роль в творчестве Пушкина. С ее помощью поэт решает многие вопросы, волнующие его, глубоко и ярко раскрывает их в своих поэтических строках — тему жизни и смерти, свободы, любви, дружбы, предназначение человека и поэта.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Пушкин природная лирика стихи

Пушкин в природной лирике

Пушкин в природной лирике.

Мы видим, что поэт не любит лето. Но и весна ему не по нраву:

..я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен.

И несмотря на то, что весна всегда считалась самой прекрасной порой, все же Пушкину ближе осень:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит, голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — л снова счастлив, молод.

Поэт сравнивает это время года с нелюбимым ребенком в семье или с обреченной на смерть чахоточной девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Мы видим, что только осень способна пробудить в Пушкине поэтическое вдохновение, породить в его богатом творческом воображении рифмы, образы, звуки, мечты:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие, навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Картины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении «Зимний вечер». Пушкин передает нам особый уют теплого дома, и ощущение душевного комфорта еще больше усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства — няне Арине Родионовне:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Читая эти строки, невольно представляешь чудесный вечер — тихий и спокойный, несмотря на то, что за окном бушует вьюга; камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышишь строки любимых сказок и песен, слетающие с уст дорогого сердцу человека. Но природа неповторима в своей изменчивости. Следы вчерашней непогоды исчезают с наступлением утра (стихотворение «Зимнее утро»):

Пушкин природная лирика стихи

Любовная лирика &nbspА . С . Пушкина

А.С.Пушкин — прежде всего поэт -лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Любовь для Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви.

В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…
( » Красавице, которая нюхала табак » )

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии». Считается, что Пушкин был последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии.

Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики — стихах в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения.

…Отечество почти я ненавидел —
Но я вчера Голицину увидел
И примирен с отечеством моим.
( » В альбом Голициной » )

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. («О.Массон», «Как сладостно. Но боги, как опасно…»). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. «Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?»

Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду «Вольность». В первых же ее строчках он изгоняет «царицу Цитеры» — богиню любви Афродиту, а «изнеженную лиру» собирается «разбить», чтобы «воспеть свободу».

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке.

Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко:

Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной…
Где прежний жар и слезы вдохновенья?
Придите вновь, года моей весны!

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой — это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны:

Все кончено: меж нами связи нет…
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
( » Прощанье » )

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.

Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве.

Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным , созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.

В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это стихотворения — воспоминания. В стихотворении «Я вас любил…» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии…» Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний.

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта.

Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию,» — говорит Пушкин.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Пушкин природная лирика стихи

Лирика Пушкина. О ней говорить и трудно и легко.
Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:


Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Когда читаешь стихотворение “Обвал” , невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов.


. И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение “К Чаадаеву” . В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность” . Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам: Тираны мира! трепещите!
Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу
Твою погибель, смерть детей.
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

Царь рассвирепел, прочитав эти строки. “Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил он. — Он бунтовщик хуже Пугачева” .
На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится “Деревня”. Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть — это “приют спокойствия” , где все полно “счастья и забвенья”. Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды” , “светлые лучи” , “лазурные равнины” . Иначе, “везде следы довольства и труда”.

Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность. Именно здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий — крепостное право, “рабство тощее”, “барство дикое”. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! Народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы посвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь” , которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:

Не пропадет ваш скорбный труд
И и дум высокое стремленье

Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении “Арион” . А я — бесконечной веры полн, — Пловцам я пел.
Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою” .
Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье.

Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом.

Изумительным стихотворением о любви является стихотворение “Я помню чудное мгновенье”. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: “голос нежный” , “милые черты” . Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении “Я вас любил” показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание стоит обратить на стихотворение “Мадонна”. Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал,
Тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека.

Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда, много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector