Пейзажная лирика А

По словам Белинского, «поэзия Пушкина удивительно верна русской реальности, изображает ли она русскую природу или русские характеры. «

Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы РФ, величие седых снежных вершин Кавказа, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.

Едва закончив Лицей, молодой поэт описывает свое знаменитое стихотворение «Деревня». Перед нами предстают мирные картины тихой сельской природы:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет изредка,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада.

Пушкин блестяще пользуется психологическими методами воздействия на читателя: за лирическим началом следует яркое описание крепостнической реальности. Пейзаж в этом произведении контрастирует с описанием жизни крепостной деревни. (С этим же приемом мы встречаемся в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый. «).

В ранней молодости Пушкин испытывает большое влияние Байрона, Мицкевича. Романтизм находит в Пушкине одного из самых деятельных приверженцев. К романтическим стихотворениям поэта, в которых ощущается тонкое чувство пейзажа, относятся «Редеет облаков летучая гряда. » «Погасло дневное светило. «, «К морю», «На холмах Грузии. » и многие другие, в частности произведения, написанные в годы южной ссылки, посвященные Кавказу, Крыму, вызвавшие подъем романтических настроений у поэта.

В стихотворении «Погасло дневное светило. » проходит тема воспоминания о «туманной родине», «где рано в бурях отцвела. потерянная младость». В нем прекрасна мечта о «волшебных краях», куда поэт стремится «с волненьем и тоскою». Минорный характер элегии соответствует общему настроению грустных раздумий о прошлой жизни, о покинутой родине. Художественные определения у Пушкина играют очень важную роль в понимании идейного смысла произведения. Такие выразительные эпитеты, как «потерянная младость», «томительный обман», «легкокрылая радость», «минутные друзья», усиливают мотив печали, тоски, сожаления; в то пора как другие: «берег отдаленный», «волшебные края», «пределы дальные», «обманчивые моря» — подчеркивают мысль о призрачной несбыточности «знакомой мечты». Олицетворения и метафоры очень характерны для романтических произведений Пушкина. Они удивительны своей экспрессией, необыкновенной впечатляющей силой: «родились слезы», «мечта. летает», «мне изменила радость//!/! сердце хладное страданью предала». Едва ли можно передать движение взволнованной человеческой души точнее, ярче, образнее, чем это сделал Пушкин: «душа кипит и замирает».

Нередко поэт употребляет обращения. В минуту прощания вспоминаются «отеческие края», «минутные друзья», «изменницы младые» и «все, что сердцу мило». А обращение к кораблю: «неси меня к пределам дальным» — открывает перед нами постоянное стремление автора к берегу «земли полуденной». Частое применение анафоры усиливает мотив вечности происходящего:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Пушкин использует инверсию: переносит глаголы в начало стиха, подчеркивая выраженное ими действо. Постоянное беспокойство, шум, ропот стихии созвучны душевному беспокойству поэта. Эти строчки три раза повторены в стихотворении, они определяют все его звучание. Это призыв, вечный зов золотых грез в «пределы дальные», подальше от печальных берегов. Глаголы, используемые поэтом в повелительном наклонении («шуми, шуми», «лети», «неси»), усиливают экспансивный порыв, устремленность ритма. Здесь пейзаж, как и в большинстве романтических произведений, несет функцию возбуждающую, которая определяет настроенность автора. Поэт употребляет перекрестные, парные, обхватные рифмы, чередует мужские и женские, которые в каждом конкретном случае выделяют слова, несущие основную смысловую

Расставание навеки со стихией моря, олицетворяющей для Пушкина свободу, — тема другого его романтического стихотворения — «К морю». Море, с его постоянным говором волн, призывным шумом, своенравными порывами, воплощает в себе идею свободы, независимости. Пушкинские эпитеты создают тот могучий вольготный образ, который так дорог автору. А художественные определения «последний раз», «прощальный час» развивают мысль о разлуке на всю жизнь с вольностью святой — высшим идеалом поэта.

С чувством глубокой печали говорит Пушкин о том, что ему «не удалось навек оставить. скучный, неподвижный брег» суетной, пустой жизни света и направить свой «поэтический побег» по волнам свободного океана. Но, обращаясь к морю, он обещает: «Не забуду твоей торжественной красы//И продолжительно, продолжительно слышать буду//Твой шум в вечерние часы». Не случайно поэтому олицетворение океана, который «ждал и звал» поэта. Всегда храня в сердце образ своенравной стихии, Пушкин и «шум призывный», и «говор волн» перенесет «в леса, в пустыни молчаливы», передаст всему миру торжественную и гордую красоту идей вольности и

Образ моря тесно связан с самим Пушкиным, с его мятежной личностью. Стихотворение сложно в интонационном отношении, потому что в нем сочетаются Как хороши эти строки! Они говорят о большой любви поэта к народу. Не случайны употребленные эпитеты «разгулье удалое» и «сердечная тоска». Они относятся к постоянным в русских сказках, песнях, былинах, а у Пушкина получают новое звучание. Художественные эпитеты удивительно точно передают саму песню, мгновенно вызывая в памяти проникнутые душевной болью, истинным страданием, чувством невосполнимой утраты, но простые и строгие ямщицкие песни: «Вот мчится тройка удалая. «, «Степь да степь кругом. » и множество других. Даже только одно это стихотворение дает нам представление о Пушкине как о поэте истинно русском, национальном.

Впечатления от Кавказа нашли, в частности, отражение в стихотворениях поэта «Обвал», «Кавказ». Своеобразная жизнь гор, мрачные скалы — олицетворение силы и неприступности, гордые орлы —жители тесных ущелий — все поразило фантазерство поэта. Пушкин описывает о природе как о каком-то живом существе (тучи, которые «смиренно идут»; Терек, играющий «в свирепом веселье», и «грозно теснящие» его «немые громады»). В стихотворении «Обвал» Пушкин использует только мужскую рифму, которая создает отрывистый, короткий, как бы падающий стих, как нельзя лучше передающий шум сорвавшейся с гор лавины льда и снега. Впечатление ревущего потока, несущегося в узкой теснине между скал, достигается приемами аллитерации и ассонанса, частым повторением согласного «р» и гласных «а» и «о».

В лирике Пушкина можно выделить стихотворения, в которых пейзаж способствует обличению крепостного права. Так, поэт приглашает своего «румяного критика» совместно посмотреть на русскую деревню: «избушек ряд убогий», а далее дает описание обычной жизни этой деревушки («Румяный критик мой. «). Угрюмая, безотрадная картина нищенского, бесправного существования невольно воспринимается как крик отчаяния, мольба о помощи, грозное обвинение всем богатым, сытым и безразличным. Именно этого и добивался Пушкин, подчиняя художественные средства идее протеста против крепостничества. Намеренно употребляемые прозаизмы: невысокий забор, «два бедных

деревца», мужик с гробиком своего ребенка, устало раздраженный тем, что много времени уходит на панихиду, — служат для воссоздания картины глубокой бедности, полного бесправия крестьян. Тон повествования, печальный, унылый, изредка более того скорбный, резко отличается от гимна любви к жизни в таких стихотворениях, как «Зимнее утро», «Осень».

Глубоким философским смыслом наполнено стихотворение «. Вновь я посетил. «. Его первые строки посвящены воспоминаниям, размышлениям о вечном круговороте жизни, о постоянстве перемен, происходящих в окружающем мире. После долгого отсутствия Пушкин снова приехал в Михайловское, где он провел «изгнанником два года незаметных». Он вспоминает умершую няню, опять видит дом, где жил тогда, холм, на котором сидел, озеро, глядя на которое он с грустью вспоминал «иные берега, иные волны». Грустная интонация вызывается также контрастом между прекрасной природой и убогой жизнью людей. Контраст достигается с помощью эпитетов и глаголов: «златые нивы», «зеленые пажити», озеро, «синея, стелется широко», и рыбак, что «тянет за собой убогий невод», деревни «рассеяны», мельница «скривилась». Но вот поэт обращает чуткость на три сосны:

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко.

Теперь рядом с ними за десять прошедших лет разрослась молодая сосновая роща. Мысленный взор поэта обращается к «племени младому, незнакомому», которое перерастет «знакомцев» Пушкина и заслонит их «старую главу». Конечно же, не только зеленую поросль кругом старых корней имеет в виду Пушкин. Смысл этого обращения немаловажно глубже. «Младая . роща» становится символом будущих поколений. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем сумели свершить друзья-современники Пушкина, декабристы. Им поэт завещает благородные стремления, им сообщает высокие идеалы, им суждено осуществить мечты о «вольности святой», пронесенные через всю жизнь первым поэтом РФ. Гармоническое сочетание реальности и красоты природы— одно из величайших достижений поэзии/ Пушкина. Точное наблюдение сделал Добролюбов: «. картины русской природы и жизни. рассыпаны повсюду в его стихотворениях и выполнены с удивительным художественным совершенством».

Лирика Константина Бальмонта

Лирике талантливого и прославившегося поэта Бальмонта присуща острота ощущений и поиск впечатляющего мгновения, который хотелось бы облечь в слова и оставить в человеческой памяти навсегда.

В большинстве случаев тема и передача его лирики не зависит от самого предмета изображения поэзии. Константин Бальмонт относится к поэтам-символистам, которые широко использовали в своем творчестве импрессионистские приемы, передавая тонкие оттенки ощущений и чувств. Константин Бальмонт является одним из самых талантливых и одаренных поэтов-символистов, и признан мастером мелодического стиха. А его поэтическим прорывом называют второй сборник стихотворений «В безбрежности».

Особенности лирики Бальмонта

Особенность его поэзии в том, что ее можно назвать вечным поиском значимого и необычайно красивого мгновения для того, чтобы обратить внимание читателей на то, что жизнь каждого человека полна великолепных и запоминающихся моментов. Вряд ли у Бальмонта можно найти устойчивую систему образов, как у других поэтов, как никому другому, Бальмонту удалось возвысить в своей лирике переменчивость настроения, душевное непостоянство и пристальное внимание к быстропроходящим переживаниям и мироощущениям.

Его стихотворения «Безглагольность», «Уходящие тени», «Аккорды», «Грусть» знамениты обильным использованием внутренних рифм и аллитерации. Ключевым моментом лирики Бальмонта можно назвать своеобразное волшебством слов – это связано с той музыкальностью, которую поэт закладывал в их сочетание и лирический поток словесных перекличек в своих стихотворениях. Поэтому поэзию Бальмонта зачастую называют неустойчивой, имея ввиду, что композиция его стихотворений отличаются от привычной для остальных поэтов.

Замысел и мотивы лирики

Замысел и смысл его лирики проявляется в фиксации нюансов в стихотворении, и в нем зачастую отсутствует привлекающая к себе внимание кульминация и устойчивый эмоциональный накал. Поэт часто теряет в этом чувство меры, и жертвовал смысловым наполнением своего произведения ради созвучности слов и совершенной музыкальности. Основной фрагмент лирики Бальмонта – это очарование настроения и именно созданная им композиция стихотворения позволяет подчеркнуть любую деталь быстропроходящего переживания. Этим особо характерно знаменитое стихотворения «Осень» и «Влага», в которых очень четко выражена музыкальная композиция стихотворения и броские звуковые ассонансы.

Считается, что Бальмонт своим творчеством внес значимый вклад в совершенствование русского стиха и его техники и композиции. Лирика поэта наполнена умышленными повторами и излишне созвучными словами, однородными эпитетами, основным для поэта Бальмонта было – каким будет стихотворение на слух, ему была важна звуковая сочетаемость слов.

Таким образом, его увлечение к голой форме стихотворения привело к определенно степени разрушения его искусства, из-за этого многими его современниками чувствовалась несостоятельность его, как поэта. Бальмонт и его поэзия были далеки от передовых идей эпохи и убеждений, которые были ценны в то время. Но несмотря на это поэзия Бальмонта оказала значительное влияние на большинство поэтов Серебреного века.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Анализ стихотворений Маяковского: Нате! А вы могли бы? Послушайте и др
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspВысоцкий «Гамлет» и «Я не люблю»: анализ, история, особенности

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Задание С4 ЕГЭ по литературе (варианты ответов)

Варианты ответов задания С4 ЕГЭ по литературе

Формулировки вопросов заданий С4 ЕГЭ по литературе

Примеры стихотворений для сопоставления

В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем они созвучны образу Прекрасной Дамы А.А.Блока?

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна»,

Б.Л.Пастернак «Любить иных – тяжелый крест»

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас»

В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению Твардовского «Памяти матери»?

С.А.Есенин «Письмо матери»

В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению «Лиличка!»?

А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» С.Есенин «Письмо женщине»

В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»?

А.С.Пушкина «Вновь я посетил»

М.И.Цветаева «Уж сколько их упало в эту бездну…», «По улице моей который год…», «Идешь, на меня похожий…»

Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…»

В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению Цветаевой («Кто создан из камня…»)?

А.С.Пушкин «Из Пиндемонти»

А.А.Блок «О, я хочу безумно жить»

А.Т.Твардовский «Вся суть в одном единственном завете»

В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива»

А.А.Фет «Учись у них — у дуба, у березы»

Кто из русских поэтов близок Б.Л.Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки («Гамлет»)?

М.Ю.Лермонтов «Как часто, пестрою толпою окружен…»

В.В.Маяковский «Дешевая распродажа»

В каких произведениях русской лирики представления о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка» Блока?

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас»

С.А.Есенин «Заметался пожар голубой»

В каких произведениях русских поэтов отображен конфликт поэта и эпохи и в чем эти произведения созвучны произведению Ахматовой «Мне голос был»?

А.А.Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю»

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг»

М.Ю.Лермонтов «Пророк, «Поэт»

Н.А.Некрасов «Поэт и Гражданин», «Элегия»

В каких произведениях русские поэты обращаются к мифологическим или библейским сюжетам и в чем эти произведения созвучны стихотворению А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный»?

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» (тема божьего суда), «Молитва»

А.А. Блок «Двенадцать», А.А.Ахматова «Реквием»

В каких произведениях русских поэтов создан образ родины и в чем их сходство и различие со стихотворением А.Блока «Россия»?

С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная», «Русь»

В каких произведениях русских поэтов отображена тема дороги и в чем эти произведения созвучны произведению Н.Некрасова «Тройка»?

Н.Некрасов «В дороге», «Железная дорога»

А.Блок «На железной дороге»

М.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»

В каких произведениях русских поэтов отображена тема дружбы и в чем эти произведения созвучны произведению А.С.Пушкина «19 октября»?

А.Пушкин «Пущину» (Мой первый друг, мой друг бесценный),

В. Высоцкий «Песня о друге»,

Н.Заболоцкий «Прощание с друзьями»

Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А, Блока «Фабрика»?

А.А.Блок «Из газет»

Н.А.Некрасов «Железная дорога»,

Традиции каких русских поэтов продолжает Б.Л.Пастернак в стихотворении «Июль», изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и название стихотворений.

Варианты ответов задания С4 ЕГЭ по литературе

Выполняя задание С4, дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5–10 предложений).

Опирайтесь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите название произведений и фамилии авторов; обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С4 В каких произведениях русских поэтов отображена тема поэта и назначения поэзии и в чем эти произведения созвучны произведению Г.Р.Державина «Памятник»?

В стихотворении Г.Державина «Памятник» получает развитие тема поэта и назначения поэзии, ставшая впоследствии традиционной в русской литературе.

О месте и роли поэта и поэзии размышляли все великие поэты. Вслед за Державиным А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …», в котором так же, как Державин, подводит итог творчеству и обозначает свои литературные приоритеты:

Долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

И это не единственное стихотворение поэта, обращенное к данной теме: «Памятнику» предшествовали «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту».

Многие поэты видели в литературе мощное средство пропаганды, воспитания гражданского сознания. Об этом очень убедительно пишет Н.А.Некрасов в стихотворениях «Элегия», «Поэт и гражданин», которые можно назвать поэтической декларацией поэта. Автор убежден, что тема народа, его страданий и бед актуальна во все времена, и именно этой теме он посвятил свое творчество: «Я лиру посвятил народу своему».

Державин, Пушкин, Некрасов – очень разные поэты, но они сошлись в том, что поэзия должна быть близкой народу, что ее долг «к народу обращать вниманье сильных мира» или «истину царям с улыбкой говорить» и быть бескорыстными: не бояться «обиды» и не требовать «венца» за свой труд.

С4 Традиции каких русских поэтов продолжает Б.Л.Пастернак в стихотворении «Июль», изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и название стихотворений.

В стихотворении «Июль» Борис Пастернак изображает природные явления очеловеченными. Автор отождествляет летний месяц с живым существом, которому присущи черты обычного человека. Так, в восприятии Пастернака, июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом: проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Однако незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным.

Создание образа в данном произведении происходит посредством разных тропов: олицетворения, олицетворяющих эпитетов, метафор, сравнений. Традиция изображать природу как живое существо, очеловеченной сложилась давно в нашей литературе. Мы можем увидеть это в творчестве А.С.Пушкина, например, в стихотворении «Зимнее утро», где «вьюга злилась», «мгла носилась». Или в творчестве Афанасия Фета — непревзойденного поэта-пейзажиста, любимым приемом которого является олицетворение. Лирический герой стихотворения «Еще майская ночь» находится в состоянии эстетического восторга от созерцания весенней ночной красоты, когда «все звезды до единой смотрят в кротко в душу; «березы ждут», смущенные своим новым нарядом, который им «радостен и чужд» одновременно, они застенчивы, как невесты.

Как видим, традиция очеловечения явлений природы сложилась давно в нашей литературе и каждым последующим поколением писателей талантливо развивалась.

С4 В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем они созвучны образу Прекрасной Дамы?

В любовной лирике Жуковского, Пушкина, Тютчева, Есенина, Пастернака мы можем найти примеры идеальных женских образов.

С неизменным уважением к женщине относился в своих произведениях А.С.Пушкин. Образ возлюбленной в его стихах предстает как «чистейшей прелести чистейший образец» («Мадонна»), как «гений чистой красоты» («Я помню чудное мгновенье»). И, конечно же, «Татьяны милой идеал» из романа «Евгений Онегин». Для Пушкина, как и для Блока, красота внешняя неотделима от красоты внутренней.

Современник Блока Борис Пастернак в стихотворении «Любить иных – тяжелый крест», создавая образ любимой женщины, пишет, что она «прекрасна без извилин», то есть она естественна, проста. Но при этом героиня идеализируется: «прелести ее секрет разгадке жизни равносилен». Такая трактовка образа созвучна образу Прекрасной Дамы.

С4 В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению Твардовского?

(пояснение: поскольку в формулировке вопроса нет акцента на лирические произведения, то мы вправе обратиться и к прозаическим произведениям)

В русской литературе есть немало произведений, в которых создан образ матери.

Мне сразу вспоминается мама Ильи Ильича Обломова (роман И.А.Гончарова «Обломов») – хлопотливая, заботливая, любящая и ласковая, оберегающая сына от всех напастей. Когда Обломов, будучи взрослым, видит свою умершую маму во сне, он блаженно улыбается и плачет.

Через воспоминания детей, приехавших на похороны своей старенькой мамы, создается трогательный образ матери в рассказе А.Платонова «Третий сын».

Эти произведения сопоставимы со стихотворением «Памяти матери» тем, что им всем присуще чувство запоздалого раскаяния, осознание того, как мало времени они, сыновья, уделяли маме при жизни, о скольком не успели поговорить и, конечно же, глубоким чувством любви и благодарности к самому родному человеку.

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению «Лиличка!»?

Тема любви – одна из самых распространенных тем русской поэзии и лирики в целом. Бесспорными шедеврами любовной лирики являются стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока.

Созвучными стихотворению В.Маяковского «Лиличка!» мне представляется произведения А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и С.Есенина «Письмо женщине». Аргументирую свою точку зрения на первом примере.

Как у Маяковского, так и у Блока были бессменные музы, адресаты любовной лирики – Л.Ю.Брик и Л.Д.Менделеева, следовательно, в обоих случаях можно говорить об автобиографичности. Приведенные стихотворения повествуют о чувствах лирического героя в драматический момент расставания, спровоцированный изменой любимой, что придает им особую пронзительность, искренность, исповедальность.

Как видим, для любовной лирики характерна не только поэтизация взлетов любовного чувства, но и повествование о «прозе» любви – ревности, размолвках, ссорах, измене.

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»?

Мотив быстротечности жизни звучит во многих произведениях русской классической поэзии. До Сергея Есенина эта тема обрела свое место в творчестве А.С.Пушкина «Вновь я посетил».

Стихотворение «…Вновь я посетил…» относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения – быстротечность и неумолимость течения времени, глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу, как и в стихотворении С.Есенина. Поэтому общее настроение обоих стихотворений – это светлая грусть.

Современница Сергея Есенина Марина Цветаева неоднократно обращалась к осмыслению темы быстротечности жизни, смерти, о чем свидетельствуют многие ее произведения «Уж сколько их упало в эту бездну…», «По улице моей который год…», «Идешь, на меня похожий…». Последнее стихотворение мне представляется наиболее созвучным с есенинским по настроению и осмыслению темы. Лирическая героиня произведения Цветаевой — это голос умершего человека, обращенный к прохожему на кладбище с просьбой остановиться на минутку, прочитать эпитафию, вспомнить, что «я тоже жила». Но в этой просьбе нет скорби и уныния — «легко обо мне подумай».

Все названные стихотворения написаны в одном жанре, жанре философской элегии. У них одна тема — размышления человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой данных произведений пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, — проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии.

Мое любимое стихотворение в лирике Пушкина (сочинение-миниатюра)

Лирика великого русского поэта А. С. Пушкина разнообразна по своей тематике и проблематике, но мне больше всего нравится любовная лирика.

Для Пушкина любовь — одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия — родные сестры. Все это доносит до нас стихотворение, посвященное Анне Петровне Керн «Я помню чудное мгновенье…» Да, это стихотворение

Это стихотворение было написано в 1825 году в период Михайловской ссылки поэта. Михайловский период составляет новый и важнейший этап в идейно-художественном развитии поэта. Именно в эту пору во весь свой богатырский рост развертывается колоссальная творческая мощь Пушкина.

Именно здесь написаны и зарождаются великие полотна поэта. И поэтому такое простое

В стихотворении «К***» Пушкин стремится нарисовать совершенный образ женской красоты. Все, о чем поэт пишет в своем небольшом произведении, он переживает сам. Сначала — неожиданная встреча с юной прекрасной девушкой, потом — разлука с ней, годы в заточении, прожитые без всего прекрасного, и вот опять долгожданная встреча, встреча с любовью, хотя и уже прошедшей, которая только навевает прекрасное воспоминание и неизвестно, что сулит в настоящем:

И сердце бьется в упоеньи,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В стихотворении Пушкина тема очарования красотой совместилась с другими темами раздумья о жизни, о радости творчества, о чувстве полноты бытия.

Мне очень нравится это стихотворение. Оно становится краткой духовной и, конечно, опоэтизированной биографией А. С. Пушкина. Стихотворение исполнено большой силы, искренности и чистоты чувства. Оно носит глубоко личный характер, здесь преобладает лирическая стихия: плавный ход мыслей и переживаний лирического героя-автора (ибо они здесь сливаются в одно «я»), взаимодействие субъективного и объективного изображения с преобладанием, конечно же, первого начала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: