История педагогики

СОДЕРЖАНИЕ

Педагогические идеи В. Ратке

Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571-1635), известный также под латинизированным именем Ратихий, или Ратихиус. Он родился в небольшом городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию. После этого В. Ратке учился в лютеранском университете в Ростоке, изучая теологию и философию. Однако его интересы очень скоро сосредоточились на изучении иностранных языков и совершенствовании методов обучения им. Он стремился сделать обучение иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики, высказывая нередко соображения социально-политического характера.

В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, где он тогда жил, В. Ратке обратился к съезду немецких князей и представителям местного городского магистрата с получившим широкую известность в разных германских княжествах «Франкфуртским мемориалом» (памятной запиской), в котором изложил свои реформаторские замыслы, касавшиеся школьного дела и даже проблем религиозной и политической жизни всех немецких государств того времени.

В своем «Мемориале» В. Ратке выделил три группы вопросов: реформа обучения в школе языкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жизни в Германии в целом.

В. Ратке выдвинул требование уделять в школах, по крайней мере, на первых годах школьных занятий, основное внимание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. К обучению учащихся другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как они хорошо овладеют родным языком, сделав его базой для изучения и латинского, и новых языков. Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.

Эти идеи В. Ратке, по существу, выходили далеко за рамки простого школьного обучения: они были направлены против монополии церкви в школьном деле и создавали принципиальную основу для придания школам во всех немецких княжествах единого, национального характера.

Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать «немецкую школу» — школу родного языка — основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этой школе должна была обучаться вся молодежь — мальчики и девочки, овладевая родным языком и изучая с его помощью все нужные «науки и искусства».

Наконец, в «Мемориале», говоря современным языком, затронуты вопросы взаимоотношений школы и общества. Здесь В. Ратке набросал в общих чертах как бы программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии: в едином государстве должны быть один общий язык (на основе верхненемецких диалектов), единое правительство и единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна предшествовать широкая реформа образования во всех немецких княжествах.

Совершенно очевидно, что все эти идеи В. Ратке были встречены далеко не однозначно: они были благожелательно приняты в кругах высшего бюргерства, среди части людей науки и некоторыми прогрессивно мыслящими князьями, покровительствовавшими распространению просвещения; резко отрицательно отнеслись к ним по вполне понятным причинам церковные деятели большинства конфессий и основная масса князей, не желавших иметь мало-мальски образованных подданных.

Все это приводило к частым переездам В. Ратке с места на место, временами к острым конфликтам с правителями, к невозможности на практике достаточно систематически реализовать свои планы переустройства школы. Кроме того, современники В. Ратке отмечали его неуживчивость и подозрительность к окружающим, которые якобы могли украсть его идеи. Этим отчасти можно объяснить в ряде случаев чрезмерную сжатость его высказываний.

Свои общедидактические и методические идеи В. Ратке изложил в объемистой книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (1619), дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников новых языков, логики, метафизики, Священного писания и др. Во всех этих работах содержались предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом.

Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немецком языке научных терминов, которые ранее использовались только в латинском варианте.

Из практики использования новых методов обучения родному и иностранным языкам В. Ратке сумел вывести важнейшие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель:

1) обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

2) обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи;

3) в обучении следует постоянно использовать повторение;

4) первоначальное обучение должно обязательно вестись

на родном языке учащихся;

5) обучение должно вестись без принуждения;

6) заучивать ученики должны только то, что ими понято;

7) в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;

8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

Последнее утверждение, или принцип, В. Ратке, по-видимому, вытекает из философских идей его современников Ф. Бэкона (1561-1626) и Р. Декарта (1596-1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на достаточные доказательства и опыт, пропущенные через собственный разум.

Педагогические идеи В. Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в XIX в., и интерес к ним, как и всей его деятельности, возродился вновь к середине XX столетия.

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

На смену раннему средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV — начало XVII вв.).

Это было время интенсивного развития экономической жизни и производства, зарождения буржуазных отношений, небывалого расцвета науки и искусства, мощного духовного подъема.

В этот период получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки Колумбом, морского пути в Индию и мн. др.

Эта эпоха была ознаменована высочайшим уровнем развития культуры и искусства: Петрарка, Данте, Боккаччо, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Пауль Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Эль Греко и мн. др.

В науке был произведен подлинно революционный переворот: Роджер Бэкон и Френсис Бэкон, Авиценна, Николай Коперник, Галилео Галилей, Тихо Браге, Джордано Бруно, Филипп Парацельс и др.

Деятели эпохи Возрождения – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции.

Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

В последующие столетия центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, стремлениями и мотивами поведения. Маятник качнулся в сторону личных интересов детей, самостоятельности их мышления.

Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной жизни прочный религиозно-нравственный стержень, универсальный для всех носителей западной культуры, повернулось лицом к человеку, увидело в античном наследии достойный подражания и культивирования идеал высокой гражданственности.

Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с воспитанием и обучением.

В рассматриваемую эпоху произошел уникальный синтез античной традиции, и традиции средних веков с характерной для нее религиозной обращенностью к интимным глубинам человеческой души, все обладатели которой, будучи «венцом творения», были равны перед Богом.

Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю.

Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека.

Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени.

Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

По мнению гуманистов, в условиях усилившегося разделения труда и возросшей мобильности образование было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе.

Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха.

По их мнению, образование обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его ум, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.

Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Борьба итальянских городов за свою независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Среди них Витторино да Фельтре и Томазо Кампанелла.

Вслед за Италией идеи Возрождения проникают в соседнюю Францию, где культивируются и распространяются в Парижском университете, знаменитом очаге культуры и искусства. В дальнейшем идеи гуманизма распространились на всей территории центральной и Северной Европы.

Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле и Мишель Монтень.

Европейскую славу и признание снискали философские и педагогические идеи Эразма Дезидерия Роттердамского и Томаса Мора.

Педагогические идеи

На уроках литературы и русского языка не обойтись без устных выступлений. Особенно актуальным это становится в свете подготовки выпускников 9 класса к итоговому собеседованию как допуску к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Устный опрос – важная часть урока. Он позволяет актуализировать знания, проверить степень усвоения материала, выяснить уровень подготовленности к проверочной работе, развивает монологическую речь… Да мало ли задач у устного опроса! Но унылая картина, знакомая многим педагогам: учитель задаёт вопросы, один ученик отвечает, остальные или делают вид, что внимательно слушают, или даже вида не делают! — не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Как изменить ситуацию?

Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании и обучении

Сейчас человечество живет в эпоху экономической турбулентности, большого коллапса, глобальных перемен. И такой динамически развивающейся профессии как учитель нужно, необходимо меняться, идти в ногу со временем.

Развитие информационно-коммуникативных технологий требует своевременных изменений в системе их использования и оценивания знаний, что обусловливает изменения способов обучения, методик и технологий. [1,с.58]

Роль самостоятельной работы в формировании самоконтроля и самооценки обучающихся

Роль самостоятельной работы в формировании самоконтроля и самооценки обучающихся

г. Валуйки, учитель математики

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная

Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников.

Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессиональные конкурсы – это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов, их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

Профессиональная педагогическая этика современного преподавателя

Как показывает статистика, в последнее время участились случаи конфликтов студентов с отдельными преподавателями. Растет количество жалоб студентов на унижение и недостойное поведение на занятиях некоторых педагогов.

Основная же задача преподавателя – научить студентов, помочь им утвердиться в правильности своего профессионального выбора, воспитать их грамотными специалистами и хорошими, честными, порядочными людьми.

Авторская методика коррекции нарушений осанки и сколиозов на уроках в специальных медицинских группах

Авторская методика коррекции нарушений осанки и сколиозов на уроках в специальных медицинских группах

Вопросами коррекции сколиозов и нарушений осанки интересуюсь давно, имею опыт работы в лечебной физкультуре. В специальных медицинских группах работаю 15 лет, стараюсь постоянно совершенствовать и улучшать качество уроков, чтобы добиться положительных результатов (улучшения качества здоровья и перевод в подготовительную и основную группу).

Конспект итогового логопедического занятия с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект итогового логопедического занятия для старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи

Образовательные задачи: Совершенствовать навыки построения предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
Коррекционные задачи: Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, умение правильно употреблять предлоги в,на, под, согласовывать слова в предложении, умение подбирать относительные прилагательные, называть слова-антонимы.

Развивать внимание, мышление, память, воображение.

Отчет о работе школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева» г. Гагарин Смоленской области.

Отчет о работе школьного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Разработала руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы Покровкова Наталья Николаевна

Данный видеоролик содержит отчет о работе школьного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2010 – 2011 уч.год в виде креативной авантюрно – развлекательной истории по мотивам комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Цель работы МО:
1. Повышение уровня качества преподавания предметов гуманитарного цикла.
2. Повышение уровня успеваемости и качества обучения по русскому языку, литературе, литературе Смоленщины..
3. Подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации.
4. Повышение уровня педагогического мастерства учителей русского языка и литературы.
5. Укрепление учебно-информационной базы обучения.

Методическая тема школы: «Овладение научно – обоснованным анализом деятельности учителя и результатов его труда».

Отчет о работе МО строится по следующему плану:
1. Поздравление с новым учебным годом.
2. Результаты работы, участие в конкурсах и олимпиадах.
3. Показатели качества знаний по русскому языку, литературе, литературе Смоленщины.
4. Вывод.

Педагогические идеи

исследование по идентичности Запада предыдущая здесь Мегаозеро Шоттс (Mega—lake Chotts) В период Зеленой Сахары на территории нынешних Туниса и Алжира располагалось огромное озеро Шоттс. На

Шигирский идол

исследование по идентичности русских предыдущая здесь Во второй половине 19-го века на Урале, на Шигирском торфяннике, были найдены артефакты доисторического периода; одну деревянную скульптуру с

Три Шигирских идола

исследование по идентичности русских предыдущая здесь В 1894 году на Урале, в 100 км к северу от Екатеринбурга, в торфяном болоте, были обнаружены фрагменты 5,3-метровой

Озеро Мегафеццан

исследование по идентичности Запада предыдущая здесь Историк Роланд Оливер описывает Зеленую Сахару следующим образом: В высокогорьях центральной Сахары, в больших массивах Тибести и Хоггара горные

Вокруг Гебекли-Тепе

исследование по идентичности русских предыдущая здесь Характерным элементом архитектуры Гебекли-Тепе являются Т-образные колонны, представляющие собой абстрактное изображение человеческого тела. Самые древние монолитные столбы весят тонны

Как голландцы воспринимали армян

Восточные батальоны в Нидерландах Заметки (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7) Я заканчиваю цикл заметок о Восточных батальонах. Эти батальоны немцы разместили в Нидерландах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: