Патриотическая тема в лирике Лермонтова

Презентация «Патриотическая тема в лирике Лермонтова». Размер 183 КБ. Автор: Марина.

Литература 9 класс

«Санкт-Петербург в «Медном всаднике»» — Образ Петербурга. Наводнение. Медный всадник. Образы Петербурга. Восторг. Слово «люблю». Антихрист. Расщепление. Преславный град. Русский композитор. Образы Петербурга и его создателя. Гимн. Город на костях. Люблю.

«Соколов-Микитов» — Четверть жизни… Тогда были написаны “Автобиографические заметки”, “Свидания с детством”. После почти двухлетнего пребывания за границей Соколов-Микитов возвращается в Россию. В карачаровский период Соколов-Микитов часто обращался к мемуарному жанру. Возвращение на Родину. Книги о путешествиях. Скитания кончились. Литературная деятельность… Детство и Юность. Соколов-микитов. Награждён 3 орденами. Началась вынужденная эмиграция.

«Помещики в «Мёртвых душах»» — Плюшкин. Образы помещиков. Крестьяне. Манилов. «Мертвые» и «живые» души в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Собакевич. Домовитая хозяйка. Гоголь. Отношение к ведению хозяйства. Помещики. Ноздрев. Вещи. Характеристика. «Мертвые» души. Чертов кулак. Рачительность. Герой ярмарок. Коробочка. Отличительные черты. Помещики «мертвы» духовно.

«Тема любви у Бунина» — Великое счастье. Капитанская дочка. Тайна «Чаша жизни». Любовь. Глоссарий. Тема любви в творчестве И. Бунина. Тема любви в рассказах И.А.Бунина. Дети. Анализ произведений И.Бунина. Тема любви. Любовь в произведениях Бунина. Счастье. Солнечный удар.

«Перельман» — Учебные программы. Биография. Перельман. Послесловие. Викторина. Занимательная геометрия. Занимательная физика. Яков Исидорович Перельман. Основные даты. Музей. Основная профессия. Образование. Дом занимательной науки. Книга Перельмана. Отец. СССР. Удивительный музей. Буфет Дома занимательной науки. Библиографические факты.

«Анализ стихотворения «Утёс»» — Лингвистика (наука о русском языке). Труды по этимологии. Исследуемая область. Этимологический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс». Индоевропейская языковая семья. Морщина. Тема. Части речи. Исконных слов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс» не оказалось. Ночь. Группы слов. Утес. Происхождение слов. Группы слов по значению.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

Мысли о Родине в стихотворениях Лермонтова

Лермонтов — поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни», — писал Белинский. Но патриотизм Лермонтова имел ряд особенностей, связанных с характером эпохи, в которую он жил. Если начало XIX века вдохновляло на воспевание воинской доблести России, а начало 20-х годов позволяло видеть действительных героев, готовых на подвиг ради счастья родины, то в 30-е годы официальные идеологи исказили самое понятие «патриотизм», требуя от всех граждан России любить в ней «православие, самодержавие и народность». Поэтому в лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется «казенному патриотизму». Лермонтов ненавидел самодержавный полицейский строй России, угнетение народа; в его творчестве выражается осуждение официальной «немытой России»-«страны рабов, страны господ». По существу, вся обличительная лирика Лермонтова — это тоже патриотическая лирика, проповедующая любовь к родине «враждебным словом отрицанья».

Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Оно заметно и в раннем творчестве, но особенную силу приобретает в последние четыре года жизни. В раннем творчестве проявляется прежде всего любовь к родной природе. Воспевая ее, поэт с живейшей симпатией говорит и о простом народе. Мысли о родине неизбежно рождают у него мысль о свободе. В стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной» он пишет:

  • . Степь раскинулась лиловой пеленой,
  • И так она свежа, и так родня с душой,
  • Как будто создана лишь для свободы.

Характерно, что уже в юношеских стихотворениях Лермонтов рисует картины деревенской, крестьянской России. Он вспоминает широкие села в утренней дымке, «кучи хижин небольших», «балалайки звук народный» («Солнце», «Романс», «Два брата»). Завершением и итогом многолетних задушевных дум Лермонтова о своей стране явилось стихотворение «Родина» — одно из лучших не только в лирике Лермонтова, но и во всей русской поэзии. Незадолго до его создания Лермонтов пишет внешне противоположное по мысли и чувству стихотворение «Прощай, немытая Россия». В нем он без сожаления прощается с «официальной» Россией — темницей, где ни один человек не чувствует себя свободным и каждый может подвергнуться полицейской слежке. Николаевская Россия — это «страна рабов, страна господ».Вот почему она не вызывает любви и симпатии поэта. Иногда нам кажется, что Лермонтов осуждает и народ за его покорность (имеется в виду строчка: «И ты, послушный им народ»).

Но в этих словах скрывается не столько осуждение, сколько боль при мысли о том, что народ темен, не просвещен, что рабское положение выработало в нем привычку покоряться силе. Почти в то же самое время Лермонтов высказывает аналогичную мысль в разговоре со славянофилом Ю. Т. Самариным. Самым ужасным в положении России он считает, что в ней «огромное количество людей терпеливо страдает, а другое — страдает, не сознавая этого»1. Не обвинение народа слышится здесь, а боль, досада. Та же боль, какая слышна у Пушкина в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Пушкин с горечью пишет, что порабощенный народ привык к ярму и бичу, что он пока остается глухим к голосам, требующим свободы для него же. У Пушкина даже более резко, чем у Лермонтова, говорится о «послушном народе» как о стаде, не умеющем ценить «дары свободы». Вековая темнота, покорность крестьянства вызывали горькие мысли и у писателей 60-х годов, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др.

Интересно, что в стихотворении «Прощай, немытая Россия» Лермонтов ни разу не сказал слова «родина», как бы отказываясь считать николаевскую Россию своей отчизной. Но любовь к народу несомненна: не любя народа и родины, нельзя думать и писать о них с такой искренней болью.

Отрицая официальную николаевскую Россию, Лермонтов в стихотворении «Родина» обращает свой взор к другой отчизне. Стихотворение «Родина», кроме первой строфы, ясно по мысли, основной смысл его доступен нам. Поэтому не следует слишком подробно анализировать стихотворение на уроках, так как это может разрушить эмоциональную приподнятость, которая возникает после чтения стихотворения. Важно найти нужный тон и суметь тактично и мягко пояснить трудное, не прикасаясь к словам и образам, понятным без лишних объяснений. Подробно остановиться можно лишь на первом четверостишии, трудном и вызывающем споры и различные толкования. Полезно привлечь дополнительный материал, чтобы показать глубокий смысл следующих двух четверостиший.

Анализ стихотворения Родина Лермонтова 9 класс

1. Алпатова Т. А. «История души человеческой» в зеркале повествования: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и традиции прозы Н. М. Карамзина / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 7–11. (Сравнительный литературный анализ произведений)

2. Бахтиярова Л. Р. «И вижу я себя ребенком. «: устный журнал «Детство Лермонтова». VI класс / Л. Р. Бахтиярова // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 47–49. (Детские годы М. Ю. Лермонтова, его ранние произведения; в основу ранних произведений положена его семейная драма. Содержатся биографические сведения о поэте)

3. Беленький Г. И. Выстраданная любовь, или Еще раз о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина» / Г. И. Беленький // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 7–9. (Стихотворение «Родина» связано с коренными проблемами творчества Лермонтова, его размышлениями о земле и небе, о судьбах отчизны и народа, жизнь которого он хорошо знал)

4. Бражников И. Л. Чувство России. «Родина» М. Ю. Лермонтова / И. Л. Бражников // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 20–21. (Пространственный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»)

5. Бурцева Е. А. Любовная лирика М. Ю. Лермонтова / Е. А. Бурцева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 10–13. (Эволюция любовной лирики в поэзии Лермонтова. Анализ стихотворений разных периодов: тема становится одной из центральных в его творчестве)

6. Елисеева Т. А. «И в небесах я вижу бога. «. Анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова . IX класс / Т. А. Елисеева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 32–37. (Система уроков по лирическим стихотворениям Лермонтова, связанным темой духовных исканий поэта. Эволюция мировосприятия лирического героя как путь к Богу. Приемы работы с музыкой и живописью)

7. Каргашин И. А. «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая. «: «Бородино» М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики / И. А. Каргашин // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 2–7. (На примере сопоставления двух стихотворений М. Ю. Лермонтова, «Бородино» и более раннего (1831) текста «Поле Бородина», рассматривается эволюция творческого замысла и его воплощения, становление сказовой формы)

8. Костерина Э. В. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу. » – поэтическое завещание М. Ю. Лермонтова: опыт анализа стихотворения. IX класс / Э. В. Костерина // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 38–40. (Сочетание принципа научности в анализе стихотворения с чувственно-эмоциональным восприятием. Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и человеческая горечь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. «. Материал для урока литературы в 9 классе)

9. Кунарев А. Богатырское племя: о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» / А. Кунарев // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 7–14. (Подробный анализ поэтического текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Рассмотрены разные трактовки произведения)

10. Минина С. П. Сочинение-описание памятника М. Ю. Лермонтову: VIII класс / С. П. Минина // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 35–37 (Особенности произведений монументальной скульптуры и с особенности сочинения-описания памятника)

11. Миронова К. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. » / К. В. Миронова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 31–34. (Литературный анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова » Когда волнуется желтеющая нива. » в 11 классе)

12. Нахапетов Б. А. «Нынче поутру зашел ко мне доктор. «: образ доктора Вернера в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б. А. Нахапетов // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 6–9. (Образ доктора Вернера в романе «Герой нашего времени» и его возможные прототипы в работах русских литературных критиков)

13. Нестор Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Нестор // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 6–10. (О самом таинственном образе русской литературы 19 столетия – Печорине. Литературный анализ «Героя нашего времени»)

14. Нещерет Н. В. Знакомство шестиклассников с жанром поэмы: М. Ю. Лермонтов. «Беглец». VI класс / Н. В. Нещерет // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 34–35. (Материал для подготовки уроков литературы в 6 классе: знакомство с жанром поэмы на примере поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец». Уроки разработаны в рамках программы А. Г. Кутузова)

15. Потапова Н. Н. Сочинение-описание внешности человека по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»: урок развития речи. VII класс / Н. Н. Потапова // Литература в школе. – 2009. – N 10. – С. 38–41. (Урок развития речи для 7 класса. В ходе урока используется репродукция картины В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Урок посвящен изучению эпохи царя Ивана Грозного и анализу его литературного портрета)

16. Селякина С. Т. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова / С. Т. Селякина // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 26–28. (О творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова во время его пребывания на Кавказе. Материал для урока внеклассного чтения в 6 классе)

17. Сизова М. А. Жанр «светской» повести в русской литературе 1830-годов / М. А. Сизова // Литература в школе. – 2006. – N 11. – С. 47–48. (Развитие жанров романа и повести в 30-е гг. 19 века в России. Обзор ярчайших образцов этих жанров того времени: «Три повести» Н. В. Павлова, «Княгиня Лиговская» М. Ю. Лермонтова», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина и т. д.)

18. Ситникова В. Г. Кавказские пейзажи в повести М. Ю. Лермонтова «Бэла»: «Дорога на небо»? Материалы к уроку: IX класс / В. Г. Ситникова // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 29–32. (Восприятие позиции писателя в изображении связи человека и природы с использованием художественной интерпретации – экранной версии повести)

19. Соловей Т. Г. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком. «: VI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 33–37. (Материал для подготовки урока литературы в 6 классе. Литературный анализ стихотворения. Сопоставляются «На севере диком. » М. Ю. Лермонтова и «Кедр стоит одиноко. » Генриха Гейне, строки из которого поэт использует в качестве эпиграфа. В статье содержатся полные тексты стихотворений А. А. Фета «На севере дуб одинокий. «, Ф. И. Тютчева «С чужой стороны», Н. Н. Михайлова «На северном голом утесе. » и З. Н. Гиппиус «На севере кедр одиноко. «)

20. Табакова Л. П. Сказка «Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова: урок внеклассного чтения / Л. П. Табакова // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 44–45. (Урок внеклассного чтения по сказке Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб»)

21. Харитонова О. Н. «Герой нашего времени» / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 40–44. (Сценарий интеллектуальной игры по роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»)

22. Чернов Ф. К. Связь времени и поколений: стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 37–40. (Устная картина, сопровождаемая яркими иллюстрациями или фотографиями. Из опыта применения этого приема в 5 классе при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова. Описан ход урока)

Анализ стихотворения Родина Лермонтова 9 класс

Справочная информация для школьков:

Лермонтов Михаил Юрьевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных поэтов и писателей России.
Годы жизни: 1814-1841.
Наиболее известные труды и произведения:
«Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1835, том IX);
«Бородино» («Современник», 1837, т. VI);
«Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавления» к «Русскому Инвалиду», 1838, № 18; с подписью -в);
«Дума» («Отечественные записки», 1839, т. I);
«Бэла» (там же, т. II);
«Ветка Палестины» (там же, т. III);
«Три Пальмы» (там же, т. IV);
«Фаталист» (там же, т. VI);
«Дары Терека» (там же, т. VII);
«Тамань» (там же, 1840, т. VIII);
«Воздушный корабль» (там же, т. X);
«Ангел» («Одесский Альманах», 1840);
«Последнее новоселье» («Отечественные записки», 1841, т. XVI);
«Парус» (там же, т. VIII);
«Спор» («Москвитянин», 1841, ч. 3);
«Сказка для детей» («Отечественные записки», 1842, т. XX).
После смерти поэта появились:
«Измаил-Бей» («Отечественные записки», 1843, т. XXVII);
«Тамара» (там же);
«На смерть Пушкина» (альманах Герцена «Полярная звезда» на 1856 год; «Библиографические Записки», 1858, № 20; до стиха: «И на устах его печать») и многое другое.
Отдельные издания:
«Герой нашего времени» (СПб., 1840; здесь же впервые «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»; 2 изд., 1842; 3 изд., 1843);
«Стихотворения» (СПб., 1840; впервые: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мцыри» и др.);
«Сочинения» (СПб., 1847, издание Смирдина); то же (СПб., 1852; изд. Глазунова); то же (СПб., 1856; изд. его же);
«Демон» (Б., 1857 и Карлсруэ, 1857);
«Ангел смерти» (Карлсруэ, 1857);
«Сочинения» (СПб., 1860, под редакцией С. С. Дудышкина; впервые помещён по довольно полному списку «Демон», дан конец «На смерть Пушкина» и др.; 2 изд., 1863);
«Стихотворения» (Лпц., 1862);
«Стихотворения, не вошедшие в последнее издание сочинений» (В., 1862);
«Сочинения» (СПб., 1865 и 1873 и позднее, под редакцией П. А. Ефремова; к изд. 1873 вступительная статья А. Н. Пыпина).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector