Патриотическая лирика М

Стихи Лермонтова — это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него — Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива. ” Лермонтов продолжает размышлять о своей “странной любви” к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с Богом:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Но Россия Лермонтова — не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это —

. Немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.

Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение “Прощай, немытая Россия. ”.
В произведении “Смерть Поэта”, бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник — не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны и народа. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.
В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает “Бородино” и “Песню про купца Калашникова”.
В стихотворении “Бородино” Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, “богатырей”, победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которого легла основная тяжесть войны:

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри — не вы!

Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”.
Интерес Лермонтова вызывает и другая историческая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма “Песня про купца Калашникова”. Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например былинным богатырям.
Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже царю не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

И гуляют шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.
Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним “Выхожу один я на дорогу. ”. Стихи, ставшие песней.
За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого поэта русского — Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности!

15679 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Патриотическая лирика М. Лермонтова

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина».

Мысли и чувства автора

В статье «Оценку ставить вам» вам предложено оценить два сочинения на одну тему, которые мы здесь печатаем под номерами 1 и 2.

Сочинение № 1

С тихотворение Лермонтова “Родина”, написанное поэтом в последний год своей жизни (1841), отражает мысли и чувства автора перед самой смертью. Теперь для лирического героя важна его родина, в ней он нашел свои идеалы, в ней увидел искреннюю и естественную жизнь. Теперь уже лирический герой не бунтует, не противостоит всему миру, а, наоборот, хочет слиться с ним воедино, хочет быть частью целого, огромного — своей Родины.

Но любовь лирического героя к родине особенная (как сам пишет Лермонтов: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”), она нерассудочная: “Не победит её рассудок мой”, необъяснимая. Только сердцем (и им одним) любит лирический герой отчизну.

Любовь странная, непонятная, так как она к деревенской, нищей России; а любит её лирический герой лишь за то, что она есть на земле.

Такая любовь к России найдёт своё отражение в творчестве поэтов ХХ века, в частности в творчестве Блока. В стихотворении Блока “Грешить бесстыдно, беспробудно…” русский народ описан противоречиво: с похмелья идёт в церковь, усердно молится, подаёт милостыню, а затем, приходя домой, становится опять злым и жадным. Но и такую Русь любит Блок и перед такой преклоняется. Блок, разочаровавшись в своём идеале, в Прекрасной Даме, нашёл другой идеал, другой предмет поклонения — Родину. Так и Лермонтов, потеряв всякую надежду найти чистоту, искренность в мире, перед смертью понимает, что родина есть воплощение его идеалов — то, что искал поэт на протяжении своей недолгой и трагической жизни.

Стихотворение Лермонтова “Родина” композиционно делится на две части: первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о том, что не за славу, не за покой, не за заветные преданья он любит родину, а за что, не знает сам; вторая часть этого стихотворения посвящена описанию той отчизны, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано всё, что так дорого и близко его сердцу: степи, леса, реки, “огни… деревень”, “дымок спалённой жнивы”, берёза, изба, “полное гумно”.

Эти части стихотворения противопоставляются с помощью союза “но”: “Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой, // Ни тёмной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья. // Но я её люблю — за что, не знаю сам — // Её степей холодное молчанье”.

Лермонтов так же, как и Блок, не видит недостатков крестьянской жизни (описывает сельскую жизнь в идеале, не описывает ни крестьянский труд, ни плохие черты характера крестьян), преклоняется перед ними, умиляется: “Смотреть до полночи готов // На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков”. И именно поэтому, не видя пороков крестьян, идеализируя их, в обществе интеллигентов ХХ века сложилось ощущение вины перед народом, вины за долгие годы крепостничества в России.

На мой взгляд, тема родины непосредственно связана с темой дома, приюта, которых ищет лирический герой: “С отрадой, многим незнакомой, // Я вижу полное гумно, // Избу, покрытую соломой, // С резными ставнями окно”; “вздыхая о ночлеге”.

Родина — вот приют лирического героя, его дом.

В крестьянской жизни лирического героя привлекает общность, то, что все вместе, в этой жизни нет места одиночеству: “Дрожащие огни печальных деревень” (и огни, и деревни употреблены во множественном числе; их много, а не один огонь и не одна деревня); “Люблю… чету белеющих берёз”; мужички. Всё едино в сельской жизни, по мнению Лермонтова, а жизнь сама полна и достаточна: “Я вижу полное гумно”.

В начале стихотворения Русь описана как бы сверху, из-за этого расширяется пространство, и мы можем увидеть всю Русь, охватить взглядом и необъятную территорию вместе с лирическим героем; мы видим и “разливы рек… подобные морям” и степи, и леса, и “огни… деревень”. А затем постепенно уменьшается пространство: пейзаж деревенский описывается более подробно и уже не сверху, а как будто с земли герой наблюдает всю происходящую картину.

На мой взгляд, в этом стихотворении продолжает своё развитие тема пути и странничества, опять лирический герой куда-то едет: “Просёлочным путём люблю скакать в телеге”. Но теперь он не просто путник: он едет по своей стране и уже неразрывно с нею связан. Вроде бы кажется, что у него нет цели, но это не так: его цель — найти пристанище, а пристанище его — это вся Россия.

Р одина лирического героя холодная, молчаливая, безбрежная, печальная. Холодность — признак чистоты и целомудрия; безбрежность — это огромные просторы, необъятность и сила. Молчаливая и печальная родина, как молодая девушка, влюблённая, и поэтому какая-то таинственная. Эта Россия очень похожа на Россию Блока.

С течением времени лирический герой испытывает уже совершенно другие чувства: любовь, отраду, умиление — а не чувство борьбы, не одиночество, не месть. Лирический герой Лермонтова изменился: он уже никого не обвиняет в непонимании, никого не осуждает, он стал проще смотреть на жизнь.

В стихотворении нет романтических штампов, природа описана реально, так, как есть: “дымок спалённой жнивы”, и “средь жёлтой нивы чету белеющих берёз”, и вижу “избу, покрытую соломой”.

Как мне кажется, Лермонтов в этом стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей, поэтому в стихотворении отсутствуют очень красивые эпитеты, а лексика достаточно простая.

Сочинение № 2

В сё, что было создано М.Ю. Лермонтовым в годы его творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. О стихотворении “Родина”, одном из последних творений поэта, Белинский писал Боткину: “Лермонтов ещё в Питере. Если будет напечатана его “Родина” — то, аллах керим, что за вещь — пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.

В стихотворении “Родина” поэт делится своими мыслями и чувствами о России с читателем. Отношение Лермонтова к родине сложное: “Люблю отчизну я, но странною любовью! // Не победит её рассудок мой”. В русской литературе XIX–XX веков, а именно в творчестве Тютчева или Блока, можно тоже встретить неоднозначное отношение к России. В стихотворении “Россия” Блок пишет: “Россия, нищая Россия, // Мне избы серые твои, // Твои мне песни ветровые — // Как слёзы первые любви!” Знамениты следующие строки Тютчева: “Умом Россию не понять, // Аршином общим не измерить”.

Стихотворение “Родина” состоит из двух строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране. Её величие подчёркивается благодаря возникающему в произведении мотиву пространства: “Её степей холодное молчанье, // Её лесов безбрежных колыханье, // Разливы рек её, подобные морям…” Для усиления впечатления о мощи России используется гипербола: разливы рек подобны морям. Кроме того, поэт использует аллитерацию: “Разливы Рек её, подобные моРям”. Кроме звука “р” присутствуют также звуки “м”, “н” и “л”: “взороМ МедЛеННыМ проНзая Ночи теНь”. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России. Также поэтичность придают анафора и эпифора: “Ни слава, купленная кровью, // Ни полный гордого доверия покой, // Ни тёмной старины заветные преданья // Не шевелят во мне отрадного мечтанья” или “Её степей холодное молчанье, // Её лесов безбрежных колыханье”.

Стихотворение написано разностопным ямбом. Думается, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвящённая размышлениям поэта о своей “странной любви” к Отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии, то есть перестановки слов: “люблю отчизну я”, “не победит её рассудок мой”. В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана ямбом трёхстопным, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и лёгок.

Изображая деревню, Лермонтов использует всё ту же аллитерацию, эпитеты (“жёлтая нива”, “резные ставни” и др.), а также олицетворения: “печальные деревни”, “ночующий обоз”. Благодаря олицетворению деревня сама словно оживает, обретает душу.

Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрёстная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней — только перекрёстная.

Стихотворение в целом посвящено России, в нём звучат различные мысли. Поэт затрагивает и международное положение страны (“Ни полный гордого доверия покой”), и ситуацию во внутренней и внешней политике (“Ни слава, купленная кровью”), и её прошлое (“Ни тёмной старины заветные преданья”).

Деревенскую Русь Лермонтов ощущает всеми органами чувств. Поэт и просто любит её, и видит “полное гумно”, чувствует “дымок спалённой жнивы”, любит смотреть на “пляску с топаньем и свистом” (здесь аллитерация позволяет читателю буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния). Появляется мотив дороги: “Просёлочным путём люблю скакать в телеге…” Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая её панораму: “Дрожащие огни печальных деревень”.

Особенностью композиции стихотворения “Родина” можно считать то, что оно построено по принципу “от общего к частному”. От мыслей о стране поэт переходит к чувствам о деревне, части России. Поэтому меняется стихотворный размер, рифмовка.

В этом стихотворении возникает тема природы. Сельская природа описана реалистично (в этом заключается характерная черта позднего творчества Лермонтова): реальная сельская местность, следы полевых работ (“дымок спалённой жнивы”), характер народа. По-видимому, в стихотворении поэт изображает осень. Об этом свидетельствуют такие образы, как “спалённая жнива”, “жёлтая нива”, “полное гумно”.

Лермонтов принимает родину такой, какая она есть, несмотря на все те её пороки, перечисленные в начале стихотворения. В этом его позиция сходна с позицией Гоголя. В “Притче о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче” в поэме “Мёртвые души” Гоголь отстаивает точку зрения о том, что нужно принимать родину со всеми её недостатками и слабостями. И Лермонтов, и Гоголь принимают Россию, не идеализируя её. Деревенская Россия близка Лермонтову и любима им: “С отрадой, многим незнакомой, // Я вижу полное гумно”.

И так, стихотворения “Родина” выражает отношение поэта к России. Чувство Лермонтова к России не просто: “Но я её люблю — за что, не знаю сам”. Автор любит родину, но “странною любовью”, несмотря на все её недостатки, которые в его душе “не шевелят… отрадного мечтанья”. Лермонтов любит живую, крестьянскую Русь. Возможно, образ лермонтовской России можно передать строками Некрасова: “Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, // Ты и бессильная, // Матушка Русь!”

Лермонтов родин стих

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ
1814-1841

К 185-летия Михаила Лермонтова

«В знак удивления к его таланту. «

«. Москва моя родина
и такою будет для меня всегда:
там я родился, там много страдал,
и там же был слишком счастлив!»
М.Ю. Лермонтов

Не столь часто делал Лермонтов такие признания в стихах и прозе, наподобие этого — в письме из юнкерской школы Санкт-Петербурга Марии Лопухиной, старшей сестре Вареньки, в которую поэт был влюблен. Напомню, что по понятиям того времени молодой человек не имел права писать любимой девушке. Потому-то Лермонтов обращает к Марии Александровне все, что должна прочитать младшая Лопухина (отсюда и восторженное упоминание о счастье) и горячо добавляет: «Я намерен замучить вас своими письмами и стихами. Кстати, в этом — приводит свой шедевр «Белеет парус одинокий».

Однако и впрямь московский период, жизнь в бабушкином уютном доме на Малой Молчановке (сейчас там прекрасный музей), учеба в университетском пансионе и в самом университете остался наиболее счастливым и поэтически плодотворным в его короткой и трагичной жизни.

Именно с гибели Лермонтова окончательно утверждается в сознании горькая истина: поэты милостью Божией на Руси уходят рано (гибель Есенина, Маяковского и Рубцова в ХХ веке только подтверждают полуторавековую истину).

Потрясенный дуэлью современник поэта — неведомый Молчанов пишет из Пятигорска другу Герцена В.В. Пассеку: «Странную судьбу имеют знаменитейшие наши поэты, большая часть из них умирает насильственной смертью. Таков был конец Пушкина, Грибоедова, Марлинского (Бестужева). Теперь получено известие о смерти Лермонтова. Он был прекрасный офицер и отличнейший поэт. «. За несколько дней до роковой и подлой дуэли бабушка прислала Мишелю гостинцы и книги с И.Е. Дядьковским, профессором медицины, знаменитым диагностом, который после вечера, проведенного с Лермонтовым, многократно повторял свой восторженный диагноз: «Что за человек! Экий умница, а стихи его — музыка, но тоскующая». Оптимист и любимец университетской молодежи, он был настолько потрясен гибелью гения, что слег и через несколько дней умер в Пятигорске.

А еще подумалось в дни 200-летнего юбилея Пушкина и более скромного 185-летнего Лермонтова: интересно, есть ли хоть одна страна с великой литературой, чтобы не имела она домов-музеев, где родились ее два величайших гения. Не в ссылке бы находились (ведь подлинно народным остается праздник в Михайловском, а в Москве на Пушкинской площади одни шишки да милиционеры стояли), не на лечении (как в Пятигорске, хотя музей там — замечательный). Или такова ломовая порода нашей родной Москвы: снести все, переиначить до неузнаваемости? Ведь даже захотим сейчас восстановить — не получится: квартал надо для домика-колыбели ломать.
Лермонтов родился в ночь с Покрова — с 14 на 15 октября там, где стоит огромное здание МПС, рядом была церковь Всех святых, где его крестили. Только посетители музея могут узреть по старинной гравюре, где же родился поэт. Неподалеку, на Басманной, сохранился собор Петра и Павла, начертанный по преданию рукой Петра 1. Семьи Лермонтовых, Чаадаевых, Лопухиных были прихожанами этого храма. Может, при реставрации собора, которую настойчиво ведет о.Стефан, взывая к помощи соседей-железнодорожников, предусмотреть какой-то памятный и объясняющий знак? Мало надежды. Зато какой-нибудь плакат позорный в столице любят повесить: там, где транспорт, идущий от телецентра, сворачивает на проспект Мира, висит огромный транспарант с профилем Пушкина и строкой: «Москва, люблю тебя, как сын. А.С. Пушкин». Конечно, АС. поэзии (в смысле высшего пилотажа), но другой — Лермонтов!

Перечитывая 4-х томник совсем молодого по нынешнем меркам творца, снова думал о том, как пронзительно современны наши классики. Под сводки с дагестанского театра действий больше всего взволновала кавказская тема у Лермонтова — «прекрасного офицера и отличнейшего поэта». Много говорилось о его замкнутости, желчности, а царь и вовсе отозвался об авторе «Героя нашего времени» так: «. Я повторяю, что по моему убеждению, это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора. Счастливого пути, господин Лермонтов; пусть он очистит свою голову. «. Пожелание сбылось полностью — боевой путь его был счастливым: его любили товарищи и подчиненные за храбрость, выучку, чистую душу. Там, под пулями и в тяжелом переходе — не в аристократическом салоне: никого не обманешь. Лермонтов пишет Лопухину: «. Пока судьба меня не очень обижает: я получил в наследство от Дорохова, которого ранили, отборную команду охотников, состоящую изо ста казаков — разный сброд, волонтеры, татары и проч., это нечто вроде партизанского отряда. «. Ведь читатель представляет, что этот сброд надо сплотить, идти с ним на самые рискованные дела, заботиться о провианте и фураже. Вот оно, везенье русского поэта и офицера!

В другом письме к другу он сообщает: «Завтра я еду в действующий отряд на левый фланг в Чечню, брать пророка Шамиля. Такая каналья этот пророк!» Но Шамиля пленили через несколько лет после гибели поэта, павшего не на войне, где он и легкого ранения не получил, а от русской пули бывшего приятеля-игрушки в руках подлых сил. Кстати, Мартынов легко отделался: был сослан в Киев на покаяние, женился там на красивой польке и вернулся в Москву доживать без раскаянья.

Последнее письмо Лермонтов оправляет с Кавказа «милой бабушке» Е.А. Арсеньевой, в котором просит как можно быстрее переслать ему книгу стихов графини Ростопчиной (напомним, что в день дуэли Пушкин пишет одобряющую записку писательнице Ишимовой!). На книге поэтесса оставила дарственную надпись: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренной к нему самому». Любой юбилей — лучший повод удивиться таланту, литературному и гражданскому, нашего гения!

А.А. Москалев, кандидат филологических наук, «Русский Дом», N10, 1999 г.

«Монолог» М. Лермонтов

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.

Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог»

Вопросы общественной морали очень волновали юного Лермонтова. Начав бывать на званых приемах, 15-летний поэт, обладающий хорошей наблюдательностью, очень скоро разочаровался. Его книжные идеалы совершенно не соответствовали поведению и мыслям людей, с которыми ему довелось столкнуться. Больше всего Лермонтова поражало то, что представители благородных фамилий, так увлеченно рассуждающие о высоких материях, не обладают и малой долей тех благодетелей, которые декларируют. Именно поэтому в 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.

Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения о то, что «ничтожество есть благо в высшем свете», и это действительно так. К людям, лишенным всяких принципов, что, по мнению поэта, является отличительной чертой его современников, общество относится снисходительно и даже покровительственно. Именно по этой причине автор задается вопросом: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы,
когда мы их употребить не можем?».

Поэт подчеркивает, что молодость его сверстников, являющихся детьми севера, весьма кратковременна – «цветем недолго, быстро умираем». Однако тот небольшой срок, отпущенный судьбой, люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь таких людей «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. В итоге из восторженных юношей получаются отпетые циники, для которых сама ценность земного существования является весьма сомнительной. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: