ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ

Смотреть, слушать басню И.А.Крылова «ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ»

Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube

Читать басню «ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ»

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: «Какой-то вельможа (по словам одних, гр. Разумовский, по другим, кн. А.Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не умею», — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.

Тут Соловей являть свое искусство стал. — Описание пенья соловья и произведенное им впечатление вызвали единодушное одобрение современников и последующих критиков.

Аврора — богиня утренней зари (римск. миф.); утренняя заря.

Выращивание роз из черенков

Многие любители цветов хотя бы раз в жизни брались за выращивание роз черенками из букета (svetliy-gorod.ru), но не всегда добивались положительного результата (sartraccc.ru). Чтобы укоренить черенки и получить в конечном итоге здоровые цветущие растения (attzo.ru), необходимо придерживаться простых правил агротехники (aqwam.ru), о которых мы и расскажем.

На черенкование можно брать как покупные розы из букета (alolika.ru), так и стебли вегетирующих розовых кустов (krovlya-24.ru), которые вы хотели бы иметь у себя в саду (flirt4e.ru). Черенковать розы можно в открытом грунте, в теплице или дома (mnai.ru), на подоконнике (gerda-photo.ru). Идеальное время для выращивания розы из черенка в домашних условиях с весны до конца лета (teacherbrain.ru). Если вам очень понравилась розочка и вы непременно хотите укоренить ее в зимние месяцы (test56.ru), вам придется использовать досветку. (konshan.ru)

Подготовка черенков. На черенки идут отрезки стебля с двумя-четырьмя почками (massagetherapist.ru). Необходимо выбрать такие участки (restodre.ru), на которых вы увидите здоровые (vsecopy.ru), зеленые (не потемневшие) почки и молодую кору (good-goods31.ru). Черенки берут из средних (lifestaff.ru), хорошо вызревших частей стебля (leisurecentre.ru). Нижний срез делают сразу под нижней почкой (www.xvoct.ru), а верхний над верхней почкой (ecologyinfo.ru), отступя от нее несколько сантиметров вверх. (alabey.ru)

Укоренение черенков. Главная задача (mosgor-fest.ru), стоящая при выращивании роз черенками из букета это получение корней (sudbaboguchan.ru). Они нарастают из нижней почки, которую мы должны поместить во влажную среду. В настоящее время применяется три основных способа укоренения в воде (maskva.info), в субстрате и буррито. (dyblenka.com)

Черенкование роз в воде распространенный способ (extell.ru), которым часто пользуются любители (tourfestexpo.ru). Он чрезвычайно прост необходимо поставить черенок в емкость и следить за тем (skepter.com.ua), чтобы нижние почки всегда находились в воде (granisalon.ru). Спустя несколько недель черенки покроются молодыми корешками, и их можно будет высаживать на улицу или в горшок (rznrap.ru). Эта методика имеет существенные недостатки из-за избытка воды черенки часто загнивают. Кроме того (izgodavgod.ru), при пересадке нежные корешки повреждаются (lituanistica.ru), и растение может погибнуть. (daily03.ru)

Избежать этого позволяет укоренение в грунте (homediz.info). После укоренения в грунте молодые растения высаживают на грядки или в контейнер вместе с комом почвы (autogalactica.ru), благодаря чему повреждения корней минимальны (sashakustov.ru). Для черенкования отлично подходит торф (prostostroy.com), кокосовый субстрат, мох сфагнум. Укоренять лучше в отдельных горшочках, но если место не позволяет, а растений хочется получить больше, то можно поместить черенки в ящик. В летний период хорошие результаты дает выращивание саженцев роз с черенков на грядках (в импровизированных тепличках из пластиковых канистр, бутылок, банок) либо в теплице.

Подготовленные черенки окунают нижней частью в препарат для ускорения корнеобразования и затем сажают в субстрат под наклоном. При этом нижние одна-две почки должны быть заглублены, а остальные оставаться на поверхности. Черенок поливают и накрывают, создавая тепличные условия. Подойдет стеклянная или пластиковая банка, обрезанная бутылка и обычный полиэтиленовый пакет. Увидеть, наросли ли корни в толще грунта невозможно, поэтому ориентируются на общее состояние черенка и поведение почек. Если из почек появились молодые листочки и тронулись в рост, значит, корни образовались и начали работать.

В последние годы стал вновь популярным старинный способ черенкования растений, который использовали наши прабабушки. Речь идет о выращивании розы из черенка в картошке. Сочный клубень используется как источник влаги для черенка, у которого пока нет корней и затруднено питание. Черенок готовится обычным способом. В картофеле делается углубление с помощью отвертки, спицы или другого инструмента. Черенок вставляется в это отверстие таким образом, чтобы одна или две нижние почки оказались в картошке. Теперь осталось только посадить клубень вместе с черенком в землю или горшок, сделать укрытие и ждать, когда окоренившееся растение тронется в рост.

Весьма оригинален и прост еще один способ выращивания роз из черенков буррито. Данная методика, пришедшая к нам из Америки, предельно упрощает работу с черенками. Метод активно используется в питомниках, где ежедневно черенкуют огромное количество растений и стремятся сократить трудозатраты. На укоренение берут только толстые, крепкие черенки без признаков болезней. Подготовленные черенки складывают в пучки и плотно заворачивают в несколько слоев газеты. Газету основательно смачивают водой и заворачивают в пакет, но не герметично. Этот сверток необходимо поместить в темное, прохладное место с температурой воздуха около 18 градусов. Раз в несколько дней проверяйте, что происходит с черенками. Они не должны пересыхать или наоборот, быть слишком влажными. Если какие-то черенки покроются плесенью, их необходимо выбросить. Когда на черенках образуются зачатки будущих корней (это произойдет не одновременно), высадите черенки в емкость или в открытый грунт, как всегда, устроив над растениями тепличку.

Для того чтобы выращивание роз черенками из букета или с понравившегося садового экземпляра было успешным, нужно знать несколько важных нюансов.

Первое многие сорта роз, продающихся в букетах, не предназначены для уличного выращивания в нашей природной зоне, поэтому их лучше разместить в горшке дома. Укоренив несколько черенков, вы сможете поэкспериментировать одни растения оставить в домашних условиях, другие попробовать высадить в сад и понаблюдать за ними в течение нескольких лет.

Второе быстро перемещать окоренившиеся розы на постоянное место в цветнике нельзя. Изнеженное растение, приученное к тепличным условиям, может не пережить подобной перемены. Лучше разместить молодую розочку в школке, прикрыть ее укрывным материалом, дорастить и лишь на следующий год пересадить в клумбу.

Третье корнесобственные розы (а именно так называется растение, которое вы получите из черенка) не идеальный вариант для выращивания в средней полосе, так как всегда сохраняется риск ее вымерзания. Через несколько лет необходимо привить новую розочку на морозостойкий подвой, чтобы получить устойчивое растение.

Рекомендуем попробовать приготовить летний суп по пошаговому рецепту

Волк и Ягненок

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: от 1 до 4.

Волк
Ягненок
Бабочка
Рассказчик

На первом плане слева и справа – кусты-кулисы. Между ними по краю грядки – ручей с пологим бережком. На втором плане – луг и лес вдалеке.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться

Из-за левой кулисы под музыку вылетает Бабочка, а вслед за ней скачет Ягненок. Они весело играют и резвятся на лугу. Через некоторое время Бабочка улетает, а Ягненок наклоняется к ручью.

И надобно ж такой беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Из-за правой кулисы выглядывает Волк. Для пущего эффекта его появление можно сопроводить тревожным музыкальным аккордом.

Рассказчик (с тревогой в голосе)

Ягненка видит он, на д о ́бычу стремится;
Но делу дать законный хочет толк.

Волк выходит из-за кустов и приближается к Ягненку. Ягненок испуганно пятится.

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!

Ягненок (дрожащим голоском)

Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу.

По твоему я лгу?
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь вот так же нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!

Помилуйте, мне от роду нет году!

Так это был твой брат!

Ягненок (мотая головой)

Нет братьев у меня!

Так значит кум иль сват
Ну, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи!

Ягненок (чуть не плача)

Да в чем я виноват?

Молчи! Устал я слушать,
Досуг мне разбирать вин ы ́ твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!

Волк с рычанием бросается на Ягненка и утаскивает его за кулису.

Сказал и в темный лес Ягненка уволок.
Вот так и люди многие заранье,
С корысти собираясь зло чинить,
Дурным поступкам ищут оправданья,
Чтоб после жертву – не себя винить.

© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1808 г.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2004 г.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Басни. Современные поучительные басни про людей и животных.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

Басни Крылова: играя, учимся

Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что родилась не случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит побасёнки.
В.Г. Белинский
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.А. Крылов

В начале урока задаю вопросы:

— Почему басни пришлись по душе русскому народу?

— Почему именно И.А. Крылов стал любимым баснописцем?

— Как вы понимаете эпиграфы к уроку?

Сообщение учащегося. Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминал так: “Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей”.

Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.

В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.

Первый памятник писателю в России, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду.

Слово учителя. Уже в середине XVIII века наши поэты приходят к мысли о необходимости обратиться к национальным источникам вдохновения.

С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Многие обратились к жанру басни, отечественные баснописцы стремились придать своим произведениям народный характер, включая в них пословицы, поговорки, просторечные выражения.

Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже будучи зрелым писателем.

— Животных Крылов наделяет человеческими чертами характера. Назовите, какими?

— В каком жанре русского фольклора мы встречались с таким приёмом? Как он называется? (Сказки о животных, приём — олицетворение.)

А теперь — разминка. Прослушайте басню.

В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий воротясь,
По улице Слона водили,
Как видно, на показ —
Известно, что слоны в диковинку у нас.
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Какой-то Повар-грамотей
С поварни убежал своей.
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из того не дело — только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.

— Узнали ли вы эти строки? Откуда они?

— Назовите басни Крылова, которые вы узнали. («Лжец», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука».)

— Юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения, называется центон. В каком жанре написан наш центон? (Басня.)

— Что такое басня? Дайте определение.

— Какова композиция басни?

Инсценирование басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Анализ басни Крылова.

— Знаком ли вам сюжет этой басни?

— Чем различаются басни Крылова и Эзопа?

— Кто главные герои басен? (Ворон и Лисица — у Эзопа, Ворона и Лисица — у Крылова.)

— Почему? (Ворон — птица мудрая, вещая; Ворона глупа, смешна.)

— Сравним Лисицу Эзопа и Крылова. (У Эзопа образ Лисы не является ярким характером, она хитра и всё. Крылов использует фольклорный образ Лисы.)

— Давайте опишем Ворону (взгромоздясь — значит, она тяжела и неповоротлива), Лисицу (на цыпочках бежала — лёгкая, осторожная, изящная.)

— Кто из героев басни кажется вам смешным и глупым, а кто может вызвать даже симпатию?

— Какой приём использует автор при описании Вороны? (Просторечные слова.)

— Какова цель басни?

Теперь нужно определить художественные особенности басен Крылова.

— Диалог между действующими лицами.

— Проявление характеров действующих лиц.

Учитель. Обратимся к тексту.

— Какова манера повествования? (Басня не рассказывается, а сказывается.)

— Определите стихотворный размер, которым написана басня «Ворона и Лисица».

Правильно, стихотворный размер и строфика басен Крылова имеют фольклорные корни — восходят к народному раёшному стиху: рифмованный вольный стих, разностопный ямб.

Мы отметили народность басен Крылова, мастерское использование пословиц, поговорок. Давайте прослушаем стихотворение М.Исаковского.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

— Как вы понимаете выражение “крылатые слова”?

Поиграем в игру «Найди свою пару»

Условия игры. У одних — начало известной басенной фразы, у других — её продолжение. Надо собрать эти фразы и сказать название басни.

У сильного всегда

А Васька слушает

Чтоб музыкантом быть,

Когда в товарищах согласья нет,

Ты виноват уж в том,

Оглянуться не успела,

Чем кумушек считать трудиться,

бессильный виноват.

так надобно уменье.

на лад их дело не пойдёт.

что хочется мне кушать.

уж зима катит в глаза.

не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Теперь поиграем в слова

Из слов “Крылов” и “басня” составьте как можно больше разных слов. Затем запишите ассоциации, которые возникают у вас в связи с полученными словами.

Вот что у нас получилось.

вор — берёт то, что плохо лежит

крыл — ругал, обличал

вол — грузный, тяжёлый, но трудолюбивый

кол — прямой, “честный”

волк — ищет, чем бы поживиться; санитар

ров — яма, ловушка

я — каждый из нас

баня — очищение, жар

баян — певец, сказитель

Посмотрев на слова, получившиеся слева и справа, связав эти слова по смыслу между собой, мы получаем целую картину.

  • Кто такой Крылов?
  • Каков смысл его творчества?
  • Что такое басня?
  • Кто может стать её героем?
  • Для чего создаются басни?

Этой работой заканчиваем наш урок.

На дом ребята получают задание: составить центон, используя строки любых басен И.А. Крылова.

Вот какие работы получились у шестиклассников нашей школы.

Стрекоза, Повар и Моська

Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
“Ах ты, обжора! Ах, злодей!” —
Тут Ваську Повар укоряет
И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!”
Увидевши её свирепую осанку,
Едва промолвить мог бедняк, оторопев:
“Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
вот то-то мне и духу придаёт,
что я совсем без драки
могу попасть в большие забияки”.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
А я бы повару иному,
К несчастью, то ж бывает у людей,
Когда у нас беда над головой,
Старайтесь не забыть, отцы, вы басни сей.

Женя БРЯНЦЕВА

В июле, в самый зной,
В полуденную пору,
Пастух под тенью спал,
Надеяся на псов.
Волк, близко обходя пастуший двор,
Почуя серого так близко забияку,
Собак сбежалося полсотни.
И рвутся вон на драку,
Но побывать у псов,
Не шутка на зубах!
Ан с Волком вышло худо.
“Прощай, соседка! —
Волк Кукушке говорил, —
Напрасно я себя покоем здесь манил!
Всё те ж у вас и люди и собаки:
Один другого злей;
И хоть ты ангел будь,
Так не минуешь с ними драки!”

Лена СУЗДАЛОВА

Старик Крестьянин с Батраком
Шёл под вечер леском домой,
В деревню, с сенокоса.
И повстречали вдруг Медведя
Носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Достали нот, баса, альта,
Две скрипки
И сели на лужок, под липки, —
Пленять своим искусством свет.
И, наконец, они, пыхтя,
Насилу дышат:
А всё ни от кого похвал себе не слышат.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты,
Да пользы в этом нет.

Катя КОСЕНКО

Под вечер, под воскресный день
По улицам Слона водили,
Как видно, на показ.
Известно, что слоны
В диковинку у нас.
Так за Слоном толпы зевак ходили:
Волчонка Волк, начав помалу приучать
Отцовским промыслом питаться;
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет,
Из дальних странствий воротясь.
Какой-то дворянин,
А может быть, и Князь,
Орёл из-под небес
На стадо налетел
И выхватил Ягнёнка.
Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Кто виноват из них, кто прав,
Судить не нам!

Алла ЁЖИНОВА

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только всё не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру,
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду…
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл
Да косолапый Мишка
Достали нот, баса, две скрипки
И сели на лужок, под липки
Пленять своим искусством свет.
“Ведь это дереву вредит, —
Им с дубу Ворон говорит. —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду”.

Алёша БАХТИН

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: