Журавлев Д — Читает ( Стихи — вский, рнак)

ЧИТАЕТ ДМИТРИЙ ЖУРАВЛЕВ

Владимир Маяковский
(1893—1930)
СТИХОТВОРЕНИЯ ; Т
А вы могли бы!
Послушайте.
Еду.
Город Верлен и Сезан.
Тамара и Демон.
Во весь голос

БОРИС ПАСТЕРНАК
(1890—1960)
Стихи

О, знал бы я, что так бывает.
Мейерхольдам.
Годами когда-нибудь
Смерть поэта.
Иней.
Опять весна.
Июль.
Зимняя ночь.
Свидание
Рассвет.
Во всем мне хочется дойти.
Быть знаменитым некрасиво.
Ночь

Звукорежиссер Л. Должников.
Редактор Е. Лозинская

Новая пластинка Дмитрия Николаевича Журавлева посвящена Владимиру Маяковскому и Борису Пастернаку. Уже в первом афишном концерте артиста в 1935 году, Маяковский стал рядом с Пушкиным — целое отделение: стихи о творчестве. «Событием, открывшим мне поэта Маяковского, — рассказывает Журавлев, — было появление «предсмертного и бессмертного», по выражению Бориса Леонидовича Пастернаке, первого вступления в поэму о пятилетке — «Во весь голос». Я был захвачен, потрясен. С тех пор Маяковский навсег¬да вошел в мою жизнь и работу. Меня захватило именно лирическое начало в таком мужественном творчестве Маяковского». В репертуаре артиста — «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Мелкая философия на глубоких местах», стихи из парижского и американского циклов и еще многие стихотворения, Октябрьская поэма «Хорошо», фрагменты из поэмы «Владимир Ильич Ленин». Глубочайший лирический смысл, спрятанный то за героической, высоко-гражданственной, то за иронической а порою и за трагической интонацией поэта, ощущался артистом во всех исполняемых им вещах. Журавлев остро передает мощь и многогранность личности Маяковского, «его щемящую сердце лиричность», резкие переходы от могучей приподнятости к совсем простым, почти разговорным интонациям. Свое ощущение глубокого и серьезного разговора Маяковского с читателями (слушателями!) он всегда старается воплотить в своем исполнении. Отсюда простая разговорная интонация артиста, всякое отсутствие «громоподобия». Ораторский прием и посыл Маяковского облег¬чали всегда мою работу над его стихами, — пишет Журавлев. — Они созданы для произнесения, для того, чтобы слушали. И впечатляет Маяковский, по моим наблюдениям, больше, когда он звучит, нежели, когда читаешь его глазами, потому, что поэт весь в общении, в обращении к слушателям. Большинство его стихов пронизано этим:

Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.

Мне сразу оказался близок очень искренний, порой грубовато-резкий, а иногда скрыто-нежный (как будто он боится своего лирического начала) голос Маяковского». И Маяковский стал одним из «вечных спутников» Д. Журавлева, этого огромного художника звучащей литературы. Имя Бориса Пастернака в программы Д. Журавлева вошло сравнительно недавно, хотя личность поэта, его творчество с давних пор знакомы и близки артисту. С Маяковским Журавлев не былзнаком, при жизни его не слышал. С Пастернаком его связывала многолетняя дружба. Но только в последнее десятилетие, медленно, постепенно, сначала в отдельных циклах, потом в программе «Четыре поэта» (Блок, Ахматова, Пастернак, Маяковский), артист стал овладевать «голосом Пастернака», его поэтической интонацией. Работа над стихами Бориса Леонидовича, — говорит артист, — доставляет мне большую радость общения с его светлым миром, с распахнутой душой поэта и с тем, что так пленяло в самом образе Бориса Леонидовича, о чем так замечательно сказано Анной Андреев¬ной Ахматовой в стихотворении о Пастернаке:

Он награжден каким-то вечным детством,
Той зоркостью и щедростью светил,
И все земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.

Мне представляется, что Пастернак был наделен, как мало кто. душевной ясностью, добротой, радостным восприятием мира, умением сопереживать, восхищаться и передавать нам ощущения чудес, совершающихся в природе. Каким-то особым умением «очеловечивать» события, происходящие в ней. Это – с одной стороны. С другой же — проникновение в сущность человеческих жизней, человеческих отношении»».Исполняя стихотворения Пастернака Д. Журавлев все более поражает слушателей той «неслыханной простотой», о которой говорил Пастернак, как о высшем достижении поэта, утверждая, что «она всего нужнее людям». И эта «неслыханная простота» становится для всех необходимой и понятной. Оба поэта — Маяковский и Пастернак — воспринимаются в исполнении Д. Журавлева как некое диалектическое единство. Они контрастны в своих характерах, темпераментах, изобразительных средствах и схожи безукоризненной поэтической правдой, глубиной и широтой души, поэтическим прозрением.
«Предсмертное и бессмертное», по словам Пастернака «Во весь голос» как бы подводит нас в плотную к личности но только Маяковского, но и Пастернака. Через оценку умеете Пастернака мы открываем как бы и его собственное мироощущение и отношение к Маяковскому. Стихотворение «Смерть поэта», посвященное Маяковскому, делает эту связь конкретно ощутимой. Программа «Владимир Маяковский. Борис Пастернак. Стихотворения» в исполнении Журавлева воспринимается как лирико-эпическое полотно, мудрое, поразительное в своей яркости, правдивости, глубине. Она поражает своей музыкальностью в построении, инструментовкой, точным ведение тем, голосов, полифоничностью замысла и исполнения.

«Зимняя ночь» Б. Пастернак — между жизнью и смертью

«Зимняя ночь» Б.Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс-лидер группы «Парк Горького» Николай Носков.

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.


Пастернак
«Зимняя ночь»

У Вас бывает такое, когда подсознание выдает какую-то мелодию, и она сопровождает Вас весь день. Что это? Какой-то символ, подсказка свыше через подсознание? Или крик души, вырвавшийся через память и подсознание наружу? Не знаю. Но в эти предновогодние дни меня тянет на музыку и стихи. Вот уже два дня я просыпаюсь с мелодией стиха «Зимняя ночь». Помните у Бориса Пастернак в романе «Доктор Живаго»?

Когда в окне комнаты в Камергерском переулке Живаго увидел свечу и « с этого увиденного снаружи пламени…проникавшего на улицу почти с сознательностью взгляда» и пробудились в душе стихи. И происходило это, если мне не изменяет память, в Рождественскую ночь 1907 года. И вот через 100 с лишним лет, почти в такое же время, через какие-то неведомые мне нити это настроение, через божественную музыку стиха передалось мне. Я встаю. На улице еще темень. Беру книгу и начинаю читать…

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Правда ведь, божественная музыка стиха!

А теперь, послушайте и посмотрите два видеоролика и у Вас окончательно останутся в сердце и памяти, как у меня Пастернак Свеча горела на столе.

Правда ведь красиво!

А Вы читали этот потрясающий роман? Я его давно читал, но до сих пор перед глазами стоят события тех лет и образы героев романа. То, что это произведение меня потрясло – сказать мало. Оно меня шокировало своей правдой о той эпохе и о том поколении, которому пришлось все это пережить. Если Вы не читали, обязательно почитайте. Получите массу впечатлений. Кстати за этот роман Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе 1958 года, от которой его принудили отказаться и 32 года роман не печатался в Советском Союзе. Снято два сериала. Один Российский, другой, кажется, сняли американцы. Оба я посмотрел с удовольствием, но Российский – ближе сердцу.

Вот с такими чувствами и настроением я встретил сегодняшнее утро.

А Вам понравилось стихотворение Пастернак «Зимняя ночь»? Но чаще оно запоминается, как стихотворение Пастернак Свеча горела на столе.

«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле. ), анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма, тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела».

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с ночника), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: