Анализ стихотворений Пастернака «Февраль

Стихотворение Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. « относится к распространенной теме поэзии в лирике. В этом стихотворении он описывает, творческие порывы поэта, показывает, как рождается произведение.

«Февраль. Достать чернил и плакать. »

Пастернак сравнивает состояние поэта с природой: поэтическое вдохновение и начало творчества в его представлении подобно ранней весне, ливню. Сам процесс творчества, создания чего-то нового является олицетворением процесса, который происходит в природе весной, когда природа оживает и творит. Именно весна становится причиной вдохновения.

Пробуждающаяся природа побуждает поэта творить, действовать; поэтому относящиеся к лирическому герою глаголы в стихотворении стоят в инфинитиве. При этом автор уточняет, что никому до конца не известно, что именно будет воспринято героем из окружающей природы. «И чем случайней, тем вернее. » — случайность выбора поэтом средств для творчества еще сильнее приближает его к природным процессам.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Главная мечта лирического героя Пастернака, которого он сам изображает поэтом это найти истину. Об этом он пишет в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Здесь лирический герой стремится к наиболее полному отражению своих чувств и эмоций в творчестве, отобразить в стихотворении действительность «до оснований, до корней, до сердцевины».

Однако зачастую действительность оказывается гораздо загадочнее и непредсказуемее, чем поэт может представить. Но попытки разобрать в себе, в людях, во всей жизни это работа поэта, он не должен ею пренебрегать.

Лирический герой Пастернака считает, что поэт ни в коем случае не должен удовлетворяться каким-то одним объяснением, одной трактовкой происходящго.

У поэта на все должно быть свое мнение, свое понимание ситуации. И, как правило, понимание поэта должно оказываться глубже и яснее, чем понимание простых людей.

«Гамлет» — роль поэта в обществе

Стихотворение «Гамлет», которым автор открывает семнадцатую главу своего романа «Доктор Живаго», также посвящено роли поэта в обществе. Причем роли в прямом смысле этого слова поэт представляет себя актером на сцене («. я вышел на подмостки»), который ждет признания публики.

Лирический герой Пастернака считает, что поэтическим даром его наделил Бог (здесь он продолжает тему поэта и поэзии Пушкина и роли поэта в творчестве Лермонтова), следовательно, и ответственнен он только перед богом.

Поэт запросто бы обошел без похвалы людей, но, увы, это невозможно в современном мире. Поэт обязан достойно пройти свой путь, сыграть свою роль. Название стихотворения дает основания соотносить его со знаменитым монологом Гамлета в трагедии Шекспира, однако сам Пастернак заявлял, что главная тема стихотворения его христианство, покорность Богу.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Высоцкий «Гамлет» и «Я не люблю»: анализ, история, особенности
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Над пропастью во ржи» — Сэлинджер Дж. Д.

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Б.Л. Пастернак – крупнейший русский поэт XX века, художник глубокого интеллектуального и художественного напряжения. Им написано множество удивительных, великих произведений. Язык его поэзии настолько современный, что никогда не будет подвержен коррозии лет. Он создал в своих книгах мир со всеми обыденными реалиями и высоким небом, с его радостями и печалями, он запечатлел на века саму жизнь.
Поэзия Б. Пастернака аналитична и музыкальна. Своеобразие большинства его произведений определяется решением необычных философских проблем, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни поэта.
Б. Пастернак сумел глубоко пережить дух своего удивительного времени, затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников. Его лирические работы по преимуществу стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
В стихотворении лирический герой передает свое предощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира («слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья») с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне (пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей»), а также с приметами его эмоционального состояния («плакать», «навзрыд», слезы», «грусть», «крики»). Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Между ними возникают «случайные» сближения, рождающие образы, основанные не на сходстве или противоположности, а на смежности, – не метафоры, а метонимии. Каждый из уровней воспринимается в неразрывной связи с другими, а весь мир – нерасторжимым целым.
В образе, заканчивающем первую строфу («Пока грохочущая слякоть Весною черною горит»), автор находит неожиданное сочетание звука (грохот колес пролетки), зрительного впечатления (черная слякоть), лирического ощущения (щемящего ожидания прихода весны – «весною. горит»). «Черная» весна воспринимается не как эмоциональная оценка, заключающаяся в метафоре, а как метонимия двух уровней восприятия времени года – реального представления о цвете освобождающейся от снега земли и силы воображения, позволяющего в первой оттепели почувствовать побуждение природы.
В образе, начинающем вторую строфу («достать пролетку. перенестись туда, где ливень. »), сополагаются реальность движения «пролетки» в пространстве и метафора полета воображения. В четвертой строфе «проталины чернеют» в самой глубине сознания («на дне очей»), а весенний «ветер» «изрыт» внутренним наплывом чувств, «криками» души. Границы явлений размываются, их качества переносятся друг на друга. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины.
В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности: творческое стремление поэта «достать чернил и плакать», «писать о феврале навзрыд». Внутреннее напряжение передается обилием глаголов («достать чернил», «плакать», «писать», «достать пролетку», «перенестись туда. »). Все они стоят в неопределенной форме, что помогает выйти за рамки лирического ощущения, придать ему обобщенный характер.
Благодаря метонимическому строению образов, творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы. Поэт творит новые звуки и краски, сравнимые с вечными явлениями внешнего и внутреннего мира («. ливень еще шумней чернил и слез»). В то же время жизнь составляет главное содержание произведения искусства. Она не просто отражается в нем, а врывается в художественную ткань «тысячами» «случайных» впечатлений. Интенсивность процесса творческого отображения действительности передает образ, созданный в третьей строфе.
Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность (грачи отражаются в лужах). Но каждая художественная деталь придает ему необыкновенную экспрессивность: грачей «тысячи», они, похожие на «обугленные груши», срываются с деревьев, поднимая, как при падении, фонтан брызг – ощущений. Антитезы подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим (взлетевшие грачи «обрушат грусть на дно очей», «сорвутся в лужи», вызывая «сухую грусть»). Воображение поэта, пишущего «о феврале», создает новую реальность. Но строится она не по субъективному произволу автора, а по законам самой жизни, при этом не заслоняя ее, а вступая с ней во взаимодействие («И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи. »). В стремлении «верно» отразить внутреннюю и внешнюю действительность поэт схватывает впечатления на лету, пытаясь успеть за движением жизни, на ходу выкрикивая свои открытия («и ветер криками изрыт. »), «плача» от напряжения. Такие стихи «навзрыд» и предстают в стихотворении истинным искусством.
Классический размер стихотворения (четырехстопный ямб) сочетается с нарушением традиции в самых разных областях. Сдвиг присутствует и в изломанном синтаксисе, и в неточных рифмах («гривен» – «ливень»), и в надрывной, восходящей интонации исповеди, обрывающейся неожиданным выводом. Фоническое свое6разие стихотворения связано с внутренними рифмами (благодаря им перекликаются строчки разных строф, например, последняя с двумя первыми, между которыми существуют смысловые пересечения), ассонансами («сорвутся в лужи и обрушат. » и др.), звуковыми повторами с сонорными («чрез благовест, чрез клик колес. » и др.). В богатой и разнообразной инструментовке стихотворения не прослеживается закономерности. Как и в содержании, в каждом стилистическом уровне содержится мысль о «случайности» найденных слов и образов, позволивших создать «верный» слепок текучей жизни.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

«Сон» Б. Пастернак

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.

Анализ стихотворения Пастернака «Сон»

Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы. Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования. Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием «Сон», где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.

Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми. Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда « как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сала обдавала стекла кровавыми слезами сентября».

Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и пастернак на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», — отметил автор.

Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места то, которая отвергла его чувства.

Анализ поэтики Пастернака “Тема с вариациями”

Цикл “Тема с вариациями” построен по принципу музыкальных импровизаций. В начале цикла обозначена его тема: Пушкин и стихия. Обращение Пушкина к морю воспринимается автором как встреча “свободной стихии с свободной стихией стиха”. Символом глубины пушкинской поэзии был для Пастернака сфинкс, с которым поэт чувствовал “таинственную связь”. Пастернак обратился к переломному моменту пушкинской биографии: к прощанию поэта с романтизмом молодости, с верой в свободу.

В основе сюжета “Вариаций” лежали мотивы пушкинского стихотворения “К морю” и поэмы “Цыганы”:

Он сел на камень. Ни одна
Черта не выдала волненья,
С каким он погрузился в чтенье
Евангелья морского дна.

Забором крался конокрад,
Загаром крылся виноград,
Клевали кисти воробьи,
Кивали безрукавки чучел…

Автор чувствует родство поэта с одухотворенной им природой, где “охладевал закат”, “стреноженный и сонный ветер” волок степь, а “мечтательный кузнечик” вслушивался “в акцент звонков и языка”.

В цикле “Болезнь” мотивы “смерча”, “вьюги”, “стужи”, “бурана” символизируют послереволюционную эпоху:

Остаток дней, остаток вьюг,
Сужденных башням в восемнадцатом,
Бушует, прядает вокруг,
Видать – не наигрались насыто.

В то же время в стихах Пастернака раскрываются целебные качества природы:

На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не вылечивал.

Цикл “Разрыв” состоит из девяти частей и завершается прощанием с возлюбленной:

Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер.
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно – что жилы отворить.

“Стихотворение насквозь монологично… История отношений героев “досказана” до конца и даже с выходом в будущее, но гораздо важнее итог внутреннего, мировоззренческого содержания. Чувство неотвратимости… и широта свободного взгляда на жизнь совмещаются на трагедийном уровне”, – пишет В. Альфонсов, увидев в этих стихах пример вторжения эпохи в лирическую ситуацию.

Цикл “Я их мог позабыть” содержит стихи о детстве, о моменте зарождения в человеке творческого начала:

Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, – а слова
Являются о третьем годе.

К поэту приходит осознание своего места и значения в русской поэзии:

Нас мало. Нас, может быть, трое
Мы были людьми. Мы эпохи.
Нас сбило и мчит в караване…

Первоначально под “нас может быть трое” подразумевались Маяковский, Асеев и Пастернак. Позже в этот круг “донецких, горючих и адских” поэт включил и Цветаеву.

Смысл новой поэзии не сразу осознается современниками. Пастернак сравнивает воздействие стихов на окружающий мир со “следом ветра”, который “живет в разговорах” деревьев. Поэзия представляется ему формой “срыванья масок” с вещей, наполнивших Вселенную (“Косых картин, летящих ливмя…”).

Поразительные по своей классической ясности и завершенности картины мира созданы поэтом в цикле “Нескучный сад”:

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

В стихотворении “Поэзия” звучат мотивы, оказавшиеся плодотворными для последующего творчества Пастернака:

Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
…Ты – лето с местом в третьем классе,
Ты – пригород, а не припев.

Основной идеей книги “Темы и вариации” было убеждение в том, что искусство рождается из самой природы, что поэзия сродни стихиям и временам года.

В августе 1922 г. Пастернак с женой отбывает на пароходе в Германию. Поэт недолго пробыл в Берлине, после возвращения в Россию в сентябре 1923 г. у него родился сын Евгений.

Понравилось сочинение » Анализ поэтики Пастернака “Тема с вариациями”, тогда жми кнопку of your page —>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Анализ поэтики Пастернака “Тема с вариациями”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: