Быть знаменитым некрасиво — Б

«Быть знаменитым некрасиво» Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Творческий путь Бориса Пастернака был весьма непростым и неординарным. Сегодня его по праву считают одним из ярчайших русских поэтов 20 века. Однако свои самые знаменитые произведения, включая роман «Доктор Живаго», который принес автору Нобелевскую премию, пастернак написал в эпоху становления и развития СССР. Естественно, для того, чтобы стать известным литератором в стране с тоталитарным режимом, необходимо было обладать не только ярким и самобытным талантом, но и уметь скрывать свои истинные чувства как на публике, так и в произведениях. Этому пастернак так и не сумел научиться, поэтому периодически подвергался опале со стороны правящей элиты. Тем не менее, он был популярен, а его стихи, романы и пьесы, периодически исчезавшие из продажи и браковавшиеся цензурой, печатались за рубежом и переписывались от руки. Автор был действительно знаменит, но стеснялся того, что его узнают на улице и всячески пытался принизить собственный вклад в литературу. Впрочем, так себя вели далеко не все советские литераторы. Многие из них, не имея и сотой доли таланта Пастернака, считали себя настоящими гениями и всячески это подчеркивали. Тем более, что в те времена ценился не столько литературный дар, сколько лояльное отношение к политике партии.

Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами. Те, кто был обласкан властью, могли позволить себе жить в роскоши, хотя со страниц газет призывали народ к равенству и братству. Поэтому в 1956 году пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху. После публикации этого произведения, которое вошло в сборник «Когда разгуляется», многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что свое рифмованное послание он адресовал лично им. На самом же деле автор создал своеобразный кодекс чести литератора, рассказав о том, каким он видит настоящего поэта или же писателя. По его мнению, современным литераторам не следует заботиться о своем творческом наследии, создавать архивы и «над рукописями трястись». Пройдут годы, и если эти люди были по-настоящему талантливы, то будущие поколения читателей это оценят. Если же нет, то тщательно собранные и рассортированные бумаги будут вечно пылиться в музейных и библиотечных запасниках, так никем и невостребованные. Поэт убежден, что «цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех». Он призывает своих коллег «жить без самозванства», т. е. не присваивать себе чужие заслуги и не пытаться выглядеть лучше в глазах окружающих. По мнению пастернака, жизнь все равно все расставит по своим местам, и для потомков будет гораздо важнее знать, что человек, произведениями которого они восхищаются, не был подлецом. Поэтому автор убежден, что жить надо так, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Кроме этого, поэт призывает собратьев по перу «окунаться в неизвестность и прятать в ней свои шаги», а не упиваться властью, деньгами и благосостоянием, которые предопределяют судьбу и лишают человека той искры в творчестве, которая именуется талантом.

Пастернак знает о том, что история создается людьми и трактуется ими в угоду собственных интересов. Поэтому он убежден, что в этом мире все относительно, и не стоит упиваться своими достижениями, которые могут спустя много лет восприниматься совсем по-иному. Автор считает, что настоящий поэт не должен отличать «пораженья от побед», потому что время все равно всех рассудит по-своему. И единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т. е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях.

«Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

Лирическое стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…», по иронии судьбы, знаменито, как и сам её автор. Давно ставшая афоризмом первая строчка является примером, доказывающим, как важно, чтобы начало литературного произведения мгновенно захватывало читателя и заставляло с жадностью читать текст дальше до самого конца. По сути, уже в первой строке своего программного стихотворения автор формулирует художественную и личностную позицию, весьма небанальную для поэта. Ведь известно, что люди творчества во все времена остро нуждались в понимании и успехе. Часто во всём сомневающиеся, именно благодаря восторженному отношению к себе они понимают, что творят не напрасно. Однако Пастернак чётко разграничивает понятия «шумиха» и «любовь пространства» («будущего зов»). Это основная антитеза стихотворения, и она интонационно подкрепляется перекрёстной рифмой.

Поэт подчёркивает: признание, если уж оно и пришло, должно быть естественным следствием «самоотдачи» в искусстве, а не «самозванства». Он словно предвидит грядущую славу настоящего творца:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,

— и тут же настаивает на том, что человек «не должен отличать» «пораженья от победы». Ему необходимо полное принятия всего, что с ним происходит как знака судьбы.

Скромность и достоинство — вот чему учит своего читателя Борис Пастернак. И кажется, что одновременно он обращается и к самому себе, своему внутреннему голосу и возможным порывам честолюбия в собственной душе. Так ли это? … Посмотрим, в какое время и при каких обстоятельствах жизни поэта создавалось это стихотворение.

Датированное 1956 годом, произведение появилось на свет в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты и всё чаще посвящал себя переводам произведений зарубежных авторов и рискованной деятельности по защите и поддержке опальных друзей, среди которых были и Ахматова с её сыном. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути, и в этом смысле, не было бы ошибочным предположить, что «Быть знаменитым некрасиво…» — напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые, собственно, и создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

Литературные критики предполагают, что в этом стихотворении Борис Пастернак откровенно отмежёвывается от творческого пути другого знаменитого своего современника и в прошлом единомышленника — Владимира Маяковского. Его к тому времени было принято восхвалять, не зная меры, как «лучшего поэта современности». Слова принадлежали Сталину, что надолго определило «неприкосновенность» Маяковского, ставшего в глазах народа уже культовым поэтом. В этом «придворном пути» Пастернак видел страшную опасность для творческого человека. И всё же лирический герой его стихотворения вовсе не истекает слюной злословия и не утаивает в своих словах и интонациях обиды на весь мир за собственную непризнанность.

В каждой фразе слышится осознанная и выстраданная истина. Это строгая проповедь, обращённая к тем, кто владеет божественным даром вдохновлять и «поднимать ввысь» и кто забыл или может забыть своё предназначение на земле. «Не надо заводить архива, — пишет автор, — Над рукописями трястись». И открыто выносит приговор

Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Некоторое утрирование отрицания дара в данном случае должно сработать как ушат холодной воды. Это начало пробуждение от сна, и оно композиционно выражено в первых двух строфах. Далее автор всё-таки переходит к рассуждениям о том, каким всё-таки должно быть поэту (и в узком, и в широком смысле этого слова).

Стихотворение, написанное сложным, постоянно меняющимся стихотворным размером (спондей — пиррихий — пиррихий — ямб), не имеет внешнего сюжета — лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара

…оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг.

Метафора «пробелы» здесь обретает смысл недосказанности, мотива к познанию и поиску себя, а лексический повтор слова «живой» убеждает читателя в необходимости стремиться к духовной жизни — «и только»!

Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Борис Пастернак – поэт с философским мышлением, вдумчивый художник, очень заинтересованно смотрящий в жизнь, которая его окружает. Ум поэта пытается проникнуть в самую суть предметов и вещей, разобраться и понять их, а так же рассказать всему миру о своих открытиях.

Писатель очень скупо использует художественные средства, присущие его языковому арсеналу, но это совершенно не сушит его стихи, а только подчеркивает художественное мастерство. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано в период последнего творчества признанного

А ведь действительно, любовь человека очень мимолетна, непостоянна, несправедлива и, зачастую, подвергается законам моды. Но поэт возвышен над толпой. Он стремится творить для людей, но не прислушивается к их восторженным возгласам.

Искусство Пастернака сродни небожителям, дарящим людям блага, и не требующим ничего взамен, а к славе он относится как к суете мирской. Он радуется своему творчеству. Оно является его стихией и способом существования. Поэт живет наполнением мира красотой, он просто не может не сочинять

И только когда душа человека открыта для людей, когда она жива, рождается настоящий шедевр искусства. Если художник начинает беречь себя, экономить свои силы, то начинает заканчиваться творчество, а оставшееся мастерство не будет приносить новых плодов.

Особую выразительность речи, при небольшом объеме слов, приносят фразеологизмы “Не видать ни зги” и “Быть притчей на устах у всех”, которые Борис Пастернак употребляет в стихотворении.

Прочитав несколько четверостиший стихотворения Бориса Леонидовича, позволяет взглянуть на творчество новым взглядом. Это не является способом добывания денег или работой – это больше образ жизни, от которого поэт уже не может отказаться, пока он жив.

Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» (восприятие, истолкование, оценка)

Окружающая жизнь для художника — не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект — идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.
Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений — в стихотворении «Гамлет». Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или — достаточно непривычно — приобретает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.
Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира Маяковского, неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.
Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно — его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.
Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества — самоотдача». На первом месте для Пастернака — высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения — все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, — субъективный момент в стихотворении очевиден, — оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы — утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.
Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». Мандельштам ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.
У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.
Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то что заключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.
Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги — не значит поставить точку. Последняя книга лирики — не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее — нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое — поэтическое слово.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector