Пастернак Б

Осень (Я дал разъехаться домашним. )
Борис Пастернак

Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно всё в сердце и природе.

И вот я здесь с тобой в сторожке.
В лесу безлюдно и пустынно.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.

Теперь на нас одних с печалью
Глядят бревенчатые стены.
Мы брать преград не обещали,
Мы будем гибнуть откровенно.

Мы сядем в час и встанем в третьем,
Я с книгою, ты с вышиваньем,
И на рассвете не заметим,
Как целоваться перестанем.

Еще пышней и бесшабашней
Шумите, осыпайтесь, листья,
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.

Привязанность, влеченье, прелесть!
Рассеемся в сентябрьском шуме!
Заройся вся в осенний шелест!
Замри или ополоумей!

Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью.

Ты — благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты — отвага,
И это тянет нас друг к другу.

Золотая осень
Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

«Я стал частицей своего времени…»

Методические материалы в помощь изучению творчества Бориса Пастернака

Жить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Архангельский, А. Борис Пастернак [Видео]: человек, Бог, история: лекция // YouTube – Россия

Архангельский, А. Б. Пастернак «Доктор Живаго» [Видео]: лекция из цикла «Русская литература» // YouTube – Россия

Архангельский, А. Б. Пастернак. Поэзия [Видео]: лекция из цикла «Русская литература» // YouTube – Россия

Быков, Д. Борис Пастернак «Доктор Живаго» [Видео]: лекция из цикла «Cтo лeкций» // YouTube – Россия

Быков, Д. Борис Пастернак «Сестра моя, жизнь» [Видео]: лекция из цикла «Cтo лeкций» // YouTube – Россия

Быков, Д. Творчество Бориса Пастернака [Видео]: лекция из курса «Русская литература XX века и старшеклассники» // YouTube – Россия

Волгин, И. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» [Видео]: док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // YouTube – Россия

Волгин, И. Борис Пастернак. Лирика [Видео]: док. программа из цикла «Игра в бисер» // YouTube – Россия

Гелевская, А. Человек, история и природа в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» [Видео]: урок литературы, 11-й класс // YouTube – Россия

Гильманов, В.Х. «Доктор Живаго» [Видео]: лекция из цикла «Живая литература» // YouTube – Россия

Громова, Н. Пастернак в кольце 1937 года [Видео]: лекция из цикла «История и литература» // YouTube – Россия

Единство мира в лирике Бориса Пастернака [Видео]: док. программа; Телеканал «Знание» // YouTube – Россия

Ерисанова, И.А. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» [Видео]: 4 видеолекции о романе // Литературный экспресс

Зарипова, И. Б.Л. Пастернак. Лирика [Видео]: урок литературы из цикла «Литература XX века» // YouTube – Россия

Зотов, С.Н. Поэзия и судьба Бориса Пастернака [Видео]: лекция // YouTube – Россия

Иванова, Н. «Сестра моя – жизнь». Лирика Бориса Пастернака [Видео]: лекция из цикла «Русская поэзия» // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2.

Иванова, Н.Б. Соревнование без победителей [Видео]: Борис Пастернак и Анна Ахматова: лекция из цикла «О литературе и не только» // YouTube – Россия

Ионова, Т. Сквозь войну. Борис Пастернак в 1941-1945 гг. [Видео]: лекция в рамках программы мероприятий к выставке «Город гнева. Сталинградская битва в литературе» // YouTube – Россия

Кацис, Л. Два детства, две юности [Видео]: О. Мандельштам и Б. Пастернак: лекция // YouTube – Россия

Кацис, Л. «Доктор Живаго» до и после космополитической кампании [Видео]: от разговора Живаго с Гордоном в прифронтовой полосе до «Гамлета»: лекция из цикла «Лица в русской поэзии первой половины XX века и интеллектуальный контекст эпохи. Маяковский, Мандельштам, Пастернак» // YouTube – Россия

Кацис, Л. Борис Пастернак – свой в русской литературе и «чужой-свой» для евреев [Видео]: лекция из курса «Русско-еврейская литература как русская и как еврейская литература» // YouTube – Россия

Кедров, К. Пастернак [Видео]: лекция по литературе // YouTube – Россия

Козлова, А. Борис Пастернак [Видео]: Христианские мотивы в творчестве писателя: лекция // YouTube – Россия

Корт-Куликова, О. Восприятие творчества Бориса Пастернака и история публикации романа «Доктор Живаго» в Голландии [Видео]: лекция по литературе // YouTube – Россия

Лазарев, М.И. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» [Видео]: Опыт внимательного чтения: урок литературы, 11-й класс // YouTube – Россия

Лекманов, О. Пастернак – самый смелый человек своего времени [Видео]: лекция // YouTube – Россия

Лобова, М.В. Б. Пастернак «Доктор Живаго» [Видео]: урок литературы // YouTube – Россия

Маханова, Е. Б. Пастернак. Жизнь и творчество [Видео]: лекция по литературе // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Борис Пастернак. Гефсиманский сад [Видео]: док. программа из цикла «Библейский сюжет» // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» [Видео]: док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д. Борис Пастернак. Преображение Господне [Видео]: док. программа из цикла «Библейский сюжет» // YouTube – Россия

Мехтиев, В. Всё о романе «Доктор Живаго» [Видео]: лекция по литературе // YouTube – Россия

Николаев, Л. Борис Пастернак [Видео]: док. программа из цикла «Гении и злодеи. Жизнь замечательных людей» // YouTube – Россия

Оболенский, И. История любви Бориса Пастернака [Видео]: док. фильм // YouTube – Россия

Основные темы и мотивы поэзии Б.Л. Пастернака [Видео]: урок литературы, 11-й класс // YouTube – Россия

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» [Видео]: урок литературы, 9-й класс // YouTube – Россия

Поливанов, К. 1917 год глазами доктора Живаго [Видео]: лекция из курса ««Доктор Живаго» Бориса Пастернака» // YouTube – Россия

Поливанов, К. Александр Блок и Юрий Живаго [Видео]: лекция из курса ««Доктор Живаго» Бориса Пастернака» // YouTube – Россия

Поливанов, К. Год Живаго. Переделкино в романе «Доктор Живаго» [Видео]: лекция // YouTube – Россия

Поливанов, К. Нобелевская премия и травля Бориса Пастернака [Видео]: лекция из курса ««Доктор Живаго» Бориса Пастернака» // YouTube – Россия

Поливанов, К. Скрещения судеб в «Докторе Живаго» [Видео]: лекция из курса ««Доктор Живаго» Бориса Пастернака» // YouTube – Россия

Поливанов, К. Ход времени в «Докторе Живаго» [Видео]: Лекция из курса ««Доктор Живаго» Бориса Пастернака» // YouTube – Россия

Поливанов, К. Чудо в «Докторе Живаго» [Видео] : лекция из курса ««Доктор Живаго» Бориса Пастернака» // YouTube – Россия

Прохорова, В. Борис Пастернак [Видео]: док. программа из цикла «О всех в кругу моем»; Часть 2 // YouTube – Россия

Резвушкина, С. Преступление Бориса Пастернака [Видео]: док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Святославский, А.В. Пастернак и Пришвин: «судеб скрещенья» [Видео]: лекция // YouTube – Россия

Селезнёв, И. Поэзия свободы Бориса Пастернака [Видео]: лекция // YouTube – Россия

Семёнов, В.В. Доктор Живаго с точки зрения генеалога [Видео]: лекция историка-генеалога // YouTube – Россия

Сергеева-Клятис, А.Ю. Знакомство с Пастернаком [Видео]: лекция // YouTube – Россия

Смирнов, В.П. Борис Пастернак [Видео]: док. программа из цикла «Поэты России. ХХ век» // YouTube – Россия

Смирнова, С.А. Борис Пастернак. Биография [Видео]: лекция 80 из цикла «Литература ЕГЭ» / Университет «Синергия» // YouTube – Россия

Смирнова, С.А. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» [Видео]: лекция 80 из цикла «Литература ЕГЭ» / Университет «Синергия» // YouTube – Россия

Соболев, Л.И. Единство мира в лирике Бориса Пастернака [Видео]: урок литературы, 11-й класс // YouTube – Россия

Филоненко, А.С. Пастернак. Радость постмодернистов. Гумбрехт «Культура присутствия другого» [Видео]: лекция курса «Встреча и преодоление насилия» // YouTube – Россия

Жизнь и творчество. Лирика.

Абдрашитова, Н.Н. Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви: урок литературы, 9-й класс / Н.Н. Абдрашитова // Мультиурок

Агапова, И. А. «И вся земля была его наследством. » [Текст]: [Борис Леонидович Пастернак] / И. А. Агапова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – Вып. 11. – С. 49–53.

Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение. Б.Л. Пастернак: урок литературы, 11-й класс / Р.И. Альбеткова // Мультиурок

Альмухаметова, А.Г. Образ дождя в лирике Пастернака 1915-1928 годов: урок литературы, 10-й класс / А.Г. Альмухаметова, Ю.Ф. Зигангирова // Мультиурок

Алямкина, В.А. «Это поистине новое чудо…»: урок-мастерская, посвященный лирике Б. Пастернака, 11-й класс / В.А. Алямкина // Мультиурок

Алямкина, В.А. Художественный мир поэта Б. Пастернака: урок литературы, 11-й класс / В.А. Алямкина // Мультиурок

Аникеева, Е.В. «Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…»: Нить судьбы творчества Б.Л. Пастернака: урок литературы / Е.В. Аникеева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Антоненко, Н. Иконописные традиции в «Рождественской звезде» Б. Пастернака / Н. Антоненко // Литература – Первое сентября. – 2006. – № 23.

Аслиян, И.Г. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда»: Открытый урок // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Асылбекова, М.С. Человек и природа в стихотворении Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. »: урок-анализ стихотворения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Афанасьева, Т.А. Лирика Бориса Леонидовича Пастернака: урок литературы, 11-й класс / Т.А. Афанасьева // Мультиурок

Баталина, Л.В. Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»: урок литературы, 11-й класс / Л.В. Баталина // Мультиурок

Баталина, Л.В. Отражение легенд и притч Нового Завета в литературе: Б.Л. Пастернак «Гефсиманский сад»: урок литературы, 11-й класс / Л.В. Баталина // Мультиурок

Баталова, Т.Н. «Живой – и только!»: конспект урока-портрета, посвящённого Б. Пастернаку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Батраева, Л.Р. Поэтический вечер по творчеству М. Цветаевой и Б. Пастернака «Мы были музыкой во льду…»: открытый урок / Л.Р. Батраева // Сайт Ларисы Растямовны Батраевой

Бахтина, Е. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь» / Е. Бахтина // Литература – Первое сентября. – 1999. – № 39.

Белоконева, И.П. Своеобразие поэтического мира Пастернака: уроки стилистики 11-й класс / И.П. Белоконева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Бондарева, Г.Я. Б. Пастернак и его окружение в Тихогорье (октябрь 1916 – март 1917): урок литературы, истории, 9-й класс / Г.Я. Бондарева // Мультиурок

Бороздунова, Л. Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Когда разгуляется» в 11-м классе [Текст] / Л. Бороздунова // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 43. – С. 25–27.

Брунько, С.Д. Б.Л. Пастернак «Золотая осень»: урок чтения, 4-й класс / С.Д. Брунько // Социальная сеть работников образования

Будаева, Л.А. Страницы русской поэзии начала 20 века. М. Цветаева. Б. Пастернак: урок литературы, 9-й класс / Л.А. Будаева // Мультиурок

Бутузова, Л.М. Б. Пастернак «За поворотом»: урок литературного чтения в 3-м классе / Л.М. Бутузова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Ваничкина, Т.Т. «Век Пастернака»: урок-взгляд по творчеству Б. Пастернака / Т.Т. Ваничкина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Воронова, В.И. Борис Пастернак «За поворотом»: литературное чтение, 3-й класс / В.И. Воронова // Открытый класс

Воропаева, Н.А. Стихотворение Б. Пастернака «Снег идет». XI класс / Н. А. Воропаева // Литература в школе. – 2012. – № 2. – С. 25– 27.

Гимазетдинова, И.Н. Творчество Бориса Пастернака в оценке современников поэта: урок литературы, 9-й класс / И.Н. Гимазетдинова // Мультиурок

Гой, Н.А. Б.Л. Пастернак (1890-1960). Жизнь. Судьба. Творчество: урок литературы, 11-й класс / Н.А. Гой // Мультиурок

Гой, Н.А. Поэт и мир в творческой концепции Б.Л. Пастернака: урок литературы, 11-й класс / Н.А. Гой // Мультиурок

Гой, Н.А. Художественный мир в лирике Б.Л. Пастернака: урок литературы, 11-й класс / Н.А. Гой // Мультиурок

Голышева, Г.Э. Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»: урок литературы, 11-й класс / Г.Э. Голышева // Мультиурок

Горнаткина, Н.А. Нить судьбы. Жизнь и творчество Бориса Леонидовича Пастернака: урок литературы, 11-й класс / Н.А. Горнаткина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Грачева, И.М. Борис Пастернак. Очерк жизни и творчества: урок литературы, 11-й класс / И.М. Грачева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Григорьева, И.И. Лирика Бориса Пастернака: урок литературы, 11-й класс / И.И. Григорьева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Гулиева, Т.В. Интерпретация стихотворения Б. Пастернака «Плачущий сад»: урок литературы, 11-й класс / Т.В. Гулиева // Мультиурок

«Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

Осень в средней полосе России протекает медленно и наступает исподволь, совсем незаметно, что дает каждому русскому человеку возможность не спеша насладиться красотой «пышного природы увяданья». Именно поэтому золотая осень вдохновила не одного поэта на создание бессмертных творений: «Есть в осени первоначальной. » Ф. Тютчева, «Листопад» И. Бунина или «Осень» А. Фета.

Стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень» тоже по праву можно считать шедевром пейзажной лирики. Неспешное любование красотой наступающей осени придает стихотворению характер философского размышления о жизни, о смене времен года, о вечности природы.

Надо отметить, что в ранней лирике поэтика Пастернака основывалась на представлении о взаимопроникновении отдельных предметов реальности, о слитности всего чувственного мира, где невозможно отделить человека от природы, поэзию от жизни. Поэтому он пробовал свои силы и в поэзии, и в прозе. Кстати, потом эта нераздельность двух форм искусства ярче всего проявится в его знаменитом романе «Доктор Живаго», в котором все события, происходящие с главным героем, будут воплощены в стихотворениях Юрия Живаго и предстанут уже совсем в ином выражении.

Стихотворение «Золотая осень» было написано в 1956 году, уже в достаточно зрелом возрасте. На первый взгляд, название не радует своей оригинальностью, ведь так издавна принято было называть начальный период осени. Однако при этом постоянный эпитет «золотая», как правило, сопровождающий слово «осень», создает в воображении каждого читателя свой неповторимый образ.

У Пастернака же первые строчки стихотворения передают ощущение сказки:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.

А название «Золотая осень» все-таки будет напоминать о себе почти в каждом четверостишии то «позолотой небывалой», то «золотым обручем» липы или «золочеными рамами» из кленов. Такое обилие золота не кажется излишним, ведь образ создается каждый раз по-новому. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные — липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной».

Последующие три четверостишия с помощью анафоры где как будто завершают знакомство с золотой осенью, проводя читателя по заключительным залам экспозиции. Именно здесь появляются такие приметы, которые сложно найти еще у кого-то их русских поэтов. Например, сентябрьский закат «на коре оставляет след янтарный».

А еще именно в сентябре массово опадают листья, и пока их не прихватило морозами, пока не засыпало первым снегом, они шуршат, выполняя роль своеобразной сигнализации. Поэтому и пишет поэт, что «нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно», ведь там «бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный».

И вдруг в самом конце стихотворения возникает неожиданная метафора:

И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

На какой-то миг она вызывает ощущение тревоги: вишневый цвет ассоциируется с кровью, да и слово «сгусток» семантически, в первую очередь, связано именно с кровью. Возможно, заходящее солнце символизирует и конец жизни, ведь уже немолодой Борис Леонидович, перенесший к тому времени инфаркт, переживший много своих друзей, перенесший немилость властей, упрекавших поэта в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», не мог не думать о неотвратимости последней черты.

Наверное, поэтому заканчивается стихотворение размышлением о том, что для лирического героя этого стихотворения осень — это время переосмысления прожитых дней, когда все пережитое становится «древним уголком старых книг, одежд, оружья»,

Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

И все-таки самое удивительное в этом стихотворении, что после сложных для восприятия лирических произведений, принадлежащих перу якобы Юрия Живаго, требующих от читателя не только знания художественной ткани романа, но и многих исторических реалий, трудных христианских законов, это стихотворение позволяет вздохнуть с облегчением. Здесь не нужно выискивать скрытых смыслов, постигать тайны бытия, нужно просто пройтись вместе с героем по сказочному осеннему лесу, наслаждаясь тишиной и спокойствием.

«Золотая осень» Б. Пастернак

«Золотая осень» Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Анализ стихотворения Пастернака «Золотая осень»

Борис Пастернак никогда не считал себя лириком, однако среди его произведений все же можно найти пейзажные зарисовки, которые очень точно и тонко передают красоту окружающего мира. Вместе с тем, поэт никогда не позволял себе писать только о том, что он видит. В каждом его произведении заложен глубокий философский смысл и проводятся параллели с различными событиями. Стихотворение «Золотая осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.

Первая часть стихотворения посвящена осеннему лесу, который поэт сравнивает с необычным музеем. Каждая роща – это отдельный зал со своей уникальной «экспозицией». Объединяет все эти «залы» то, что они выдержаны в золотисто-багряных тонах – цвете осени, который придает лесу особую нарядность и помогает создать праздничное настроение. При этом Пастернак подбирает очень точные метафоры, которые создают яркую и незабываемую картину. «липы обруч золотой – как венец на новобрачной», — отмечает автор, и чувствуется, что в наблюдении за природой он провел много восхитительных часов.

Однако уже в третьем четверостишии появляется весьма характерная метафора «погребенная земля» — тонкий намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа. Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку. Тем не менее, в осени человеческой жизни Пастернак видит и свои прелести. «Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья», — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний. И именно приобретенный опыт так дорог каждому из нас, ведь с его помощью можно решать любые жизненные задачи, которые в молодости ставили нас в тупик. Правда, теперь уже «сокровищ каталог перелистывает стужа», словно бы напоминая о том, что все эти богатства невозможно передать по наследству, и они непременно канут в небытие после смерти человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: