Пастернак август текст

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбмрно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, нетронутый распадом:

«Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса,
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины.
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сраженья.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

«Нежность» Б. Пастернак

«Нежность» Борис Пастернак

Ослепляя блеском,
Вечерело в семь.
С улиц к занавескам
Подступала темь.
Люди — манекены,
Только страсть с тоской
Водит по Вселенной
Шарящей рукой.
Сердце под ладонью
Дрожью выдает
Бегство и погоню,
Трепет и полет.
Чувству на свободе
Вольно налегке,
Точно рвет поводья
Лошадь в мундштуке.

Анализ стихотворения Пастернака «Нежность»

Брачный союз Бориса Пастернака и Евгении Лурье было довольно странным и непредсказуемым. Трудно представить, что могло в течение почти 10 лет связывать таких разных людей. Тем не менее, поэт вспоминает эти годы жизни как одни из самых светлых и счастливых. И это несмотря на то, что его супруга оказалась далеко не самой идеальной хозяйкой, взвалив на своего избранника все вопросы, связанные с ведением домашнего хозяйства. Евгения Лурье была художницей, импульсивной, очень талантливой и при этом непредсказуемой. Она не отличалась устойчивой психикой, постоянно устраивала скандалы и совершенно не интересовалась воспитанием единственного сына, который вырос фактически на руках у отца. Но именно этой капризной и глубоко несчастной в душе женщине Борис Пастернак посвятил стихотворение «Нежность», написанное в 1928 году.

Умение поэта органично сочетать простые бытовые вещи и возвышенные чувства нашла отражение во многих его произведениях. Именно по этой причине антураж, в котором развиваются события данного стихотворения, может подойти и для любой современной квартиры. Но с условием, что в ней царит особая атмосфера любви, благодаря чему даже обычные занавески становятся грозным оружием, надежно защищая домашний очаг от подступающей тьмы. Тепло, уют, особая атмосфера покоя и умиротворения – все это создает удивительный контраст с тем, что происходит на улице. Там, по определению поэта, снуют «люди – манекены», у которых в душе перемешаны такие противоречивые чувства, как «страсть с тоской». Бросаясь из одной крайности в другую, они не могут понять, что же происходит на самом деле. И это вызывает в душе поэта чувство сострадания. Ведь сам автор знает, что от страсти до тоски – один шаг, но при этом он умело балансирует на грани столь противоречивых чувств. Ему хорошо знакомы «бегство и погоня, трепет и полет», однако все это тонет во всепоглощающей нежности, которую поэт испытывает к своей избраннице. И это чувство для него является настолько естественным и простым, что не требует какого-либо объяснения. Свою нежность пастернак сравнивает с необузданной страстью, «точно рвет поводья лошадь в мундштуке». Но это нисколько не пугает автора, который убежден, что не нужно сдерживать свои эмоции, если они носят позитивную окраску. Пастернак еще не догадывается о том, что в брачном союзе один человек всегда любит сильнее, чем другой, и ждет ответных чувств от супруги, не предполагая, что творчество интересует ее гораздо сильнее, чем семья.

СТИХОТВОРЕНИЕ Б.ПАСТЕРНАКА «АВГУСТ» КАК ПРОСТРАНСТВО ЖАНРОВОЙ БОРЬБЫ

Аннотация

Стихотворение Б. Пастернака «Август» традиционно прочитыва­ется в автобиографической рамке, контексте основных мотивов позд­ней лирики поэта, а также в кон­тексте романа «Доктор Живаго». В данной статье предпринята попыт­ка прочтения этого классического текста, основанная на его жанровом анализе. Такой подход позволяет увидеть, что «Август» преломляет традиции баллады, элегии, идиллии и поэтического Памятника, создавая уникальную жанровую конструк­цию. В то же время подчеркивается, что благодаря своей сложной жан­ровой природе «Август» занимает особое место в жаровой архитекто­нике цикла «Стихотворения Юрия Живаго».

Ключевые слова: русская поэзия, неканонические жанры, жанровый анализ, лирический цикл, баллада, элегия, идиллия, ода.

Биография автора

Канд. филол. наук, доцент кафедры теории и истории мировой литературы факульте­та филологии и журналистики Южного федерального университета

Литература

Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

Баевский В. С. Стихотворение Пастернака «В больнице» // Знамя. 2010. №7. С.179 — 199.

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике романа // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики М., 1975. С. 234 — 407.

Боровская А. А. Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века : автореф. дис. . д-ра филол. наук. Астрахань, 2009. 46 с.

Бочаров С. Г. «Обречен борьбе верховной. » // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 69 -123.

Бройтман С.Н. Баллада //Теория литературы : учеб пособие: в 2 т./ под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2: Историческая поэтика. М., 2004. С. 330 — 334.

Бройтман С.Н., Магомедова Д.М., Приходько И.С., Тамарченко Н.Д. Жанр и жанровая система в русской литературе конца XIX — начала ХХ века // Поэтика русской литературы конца XIX — начала ХХ века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М., 2009. С. 5 — 76.

Власов А. В. Предвестие свободы (О стихотворении Б. Пастернака «Сказ¬ка» в контексте романа «Доктор Живаго») // URL://http://alstvlasov.narod.ru/ articles/010.html. (дата обращения: 10.07.2012 г.).

Козлов В. И. Использовать при прочтении: о жанровом анализе лирическо¬го произведения // Вопросы литературы. 2011. № 1. С.208 — 237.

Козлов В. И. Русская элегия неканонического периода. Очерки типологии и истории. М.. 2012 (в печати).

Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении // Бахтин М. (Под маской). Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000.

Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 3. М., 1990.

Сурат И. З. О «Памятнике» // Новый мир. 1991. № 10. С. 193 — 196.

Шайтанов И. О. Бахтин и формалисты в пространстве исторической поэтики // Шайтанов И. О. Компаративистика и/или поэтика: английские сюжеты глазами исторической поэтики. М., 2010. С.87 — 110.

Монография

Монография посвящена исследованию одного из наиболее важных аспектов проблемы соотношения прозы и поэзии в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». В книге раскрывается взаимосвязь прозаического текста и поэтического цикла «Стихотворения Юрия Живаго». Основное внимание уделяется конкретным поэтическим текстам («Гамлет», «Зимняя ночь», «Август», «Разлука», «Рождественская звезда», «Рассвет», «Чудо», «Гефсиманский сад»). Каждое стихотворение рассматривается во внутрицикловом и «прозаическом» контекстах, с точки зрения того особого положения, которое оно занимает в романном целом.
Для филологов — преподавателей, аспирантов, студентов, а также для всех, кто интересуется творчеством Б. Л. Пастернака и вопросами семантики поэтического слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector