Пассионарная теория гумилева кратко

Обсудить статью в дискуссионном клубе

Дергачев В.А. Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. 2010 — 2018

Пассионарная теория этногенеза

Пассионарная теория этногенеза — учение Льва Гумилева об этногенезе, энергоизбыточном напряжении этнической системы, приводящем к активной созидательной деятельности. Учитывает природно-географические факторы. Пассионарность описывается на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном уровне (как поведенческий импульс). Этот феномен объясняется как эффект энергии живого вещества биосферы. Львом Гумилевым предложена универсальная модель этногенеза, основанная на данных не только истории, но и географии, биологии (генетики). Она изложена в фундаментальном труде «Этногенез и биосфера Земли» (1979) и в многочисленных других работах. Ученый продолжает историософическую традицию, восходящую к трудам Н.Д. Данилевского и первых евразийцев, особенно к представлениям П.Н. Савицкого о «месторазвитии»
В этногенезе ведущая роль принадлежит пассионарности, природным контактным зонам и этнической комплиментарности. Земля получает из космоса больше энергии, чем необходимо для поддержания равновесия биосферы, что ведет к эксцессам, порождающим пассионарные толчки или взрывы этногенеза. Пассионарность («страсть») — атрибуты подсознания, врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать её в виде работы. Пассионарность — эффект избытка живого вещества биосферы у человека. Энергетическая природа пассионарности посредством её носителей создает и разрушает ландшафты, народы и культуры. Проявление пассионарности — это есть способность жертвовать собой ради идеала
Несомненно, сознательная деятельность людей играет в этногенезе не меньшую роль, чем эмоциональная, но характер их различен. Человеческий разум, бескорыстное стремление к истине порождает научные открытия, создающие предпосылки для роста производительных сил и общественного прогресса. Но предметы труда человека изначально отличаются от творений природы, они могут только разрушаться. Пассионарность возникает не как цикличность, а как вспышка, которая за период 1200-1500 лет затухает, оставляя многочисленные следы жизни этноса: архитектуру, литературу и идеи (кристаллизованную пассионарность). Наряду с ландшафтом, важнейшим фактором возникновения этноса является этническая комплиментарность (положительная и отрицательная). В пассионарной теории этногенеза используется старая концепция смены поколений. В интерпретации Гумилева, когда пассионарная энергия в этносе уменьшается, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии, игнорирующие прошлое и настоящее ради будущего. Из щелей вылезает неистребимая посредственность, проматывающая наследство предков. Наступает последняя мемориальная фаза этногенеза. Главная задача пассионарной теории этногенеза – своевременное предвиденье возможных вариантов этнических событий. Поиск оптимальных выходов из возможных, но не обязательных коллизий, остается делом политиков

Биография Льва Гумилёва

Лев Николаевич Гумилёв (1 октября 1912 — 15 июня 1992) — советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой (см. родословную), [1]. В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.

С 1917 до 1929 года жил в Бежецке. С 1930 года в Ленинграде. В 1930—1934 годах работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета. В 1935 году был исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён. В 1937 году был восстановлен в ЛГУ.

В марте 1938 года был снова арестован, будучи студентом ЛГУ, и осуждён на пять лет. Он проходил по одному делу с двумя другими студентами ЛГУ — Николаем Ереховичем и Теодором Шумовским. Срок отбывал в Норильлаге, работая техником-геологом в медно-никелевой шахте, по отбытии срока был оставлен в Норильске без права выезда. Осенью 1944 года добровольно вступил в Советскую Армию, воевал рядовым в 1386-м зенитно-артиллерийском полку (зенап), входившем в 31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию (зенад) на Первом Белорусском фронте, закончив войну в Берлине.

В 1945 году был демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил в начале 1946 года и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда был исключён с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности».

28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию кандидата исторических наук, принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.

Мемориальная доска на доме, где жил Л. Н. Гумилёв (Санкт-Петербург, Коломенская ул., 1)

7 ноября 1949 года был арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. 11 мая 1956 года реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.

C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки»), а в 1974 году — докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли»). 21 мая 1976 года ему было отказано в присуждении второй степени доктора географических наук. До выхода на пенсию в 1986 году работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете.

Умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Отпет в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

В августе 2005 года в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник.

По личной инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1996 году в казахской столице Астане именем Гумилёва был назван один из ведущих[источник не указан 57 дней] вузов страны, Евразийский Национальный университет имени Л. Н. Гумилёва. В 2002 году в стенах университета был создан кабинет-музей Л. Н. Гумилёва.

Главные труды Л. Н. Гумилёва

* История народа Хунну (1960)

* Открытие Хазарии (1966)

* Древние тюрки (1967)

* Поиски вымышленного царства (1970)

* Хунну в Китае (1974)

* Этногенез и биосфера Земли (1979)

* Древняя Русь и Великая степь (1989)

* Тысячелетие вокруг Каспия (1990)

* От Руси к России (1992)

* Конец и вновь начало (1992)

* Синхрония. Опыт описания исторического времени

* Из истории Евразии

Лев Гумилёв с родителями — Н. С. Гумилёвым и А. А. Ахматовой

Фотография из личного дела заключённого Гумилёва

Пассионарная теория гумилева кратко

Пассионарная теория этногенеза

Valery: Пассионарный толчок XIII века. Просматривал сегодня Гумилева и решил посмотреть где же проходит линия Пассионарного толчка XIII века. Начинается она от Талабских островов (где родилась моя бабушка) и середина этой линии проходит через западную часть Себежского района. У Гумилева было две версии прохождения оси этой линии (но в обеих случаях северная точка одна). На карте это соответственно левая и правая грани белого треугольника. (вершины 58 N 28 E, 8 N 36 E и 14 N 31 E.). Поскольку ширина пассионарной полосы более 200 км., то практически вся псковская область накрыта этой линией, а уж себежский район по максимуму.

Valery: Вышележащая карта не верна правильная версия

Nell: Valery , объясните, что такое «пассионарный толчок»? А то до Гумилева руки не доходят

Valery: Объясняя своими словами. Гумилев собрал информацию о возникновении различных народов и чтобы объяснить почему они образуются там и тогда придумал концепцию пассионарных толчков. Т.е. каким-то образом среди живущих в данное время в данном месте людей появляется большое число пассионариев — людей, обладающих врожденной способностью брать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для себя, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению мира. Т.е. появляется много людей, которые хотят и могут сделать что-нибудь полезное для других. Противоположность пассионарию — эгоист (да еще и ничего не способный сделать). Есть гипотеза, что пассионарность передается по наследству. Но во время войн и катаклизмов пассионарии гибнут в первую очередь. Не своими словами (википедия): Пассионарный толчок — в Пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200—400 км и длиной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте. Анализируя различные предположения о происхождении пассионарных толчков, Л. Н. Гумилев склонялся к гипотезе о том, что толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как никакими земными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженность на поверхности Земли. Впрочем, выстраивание по линиям во многом искусственно, поскольку ни даты, ни места возникновения этнических систем в точности не известны (в частности, приведённая точка для славян — лишь одна из множества версий времени и места их появления). Толчок XIII века: 1. Литовцы. Создание жесткой княжеской власти. Расширение княжества Литовского от Балтийского до Черного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей. 2. Великороссы. Исчезновение Древней Руси, захваченной литовцами (кроме Новгорода). Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы. 3. Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация османским бейликом активного мусульманского Населения Ближнего Востока, пленных славянских детей (янычары) и морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко. 4. Эфиопы (Амхара, Шоа в Эфиопии). Исчезновение Древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия. Возвышение и расширение царства Абиссиния в Восточной Африке.

Тамара: Valery ,скажите,пожалуйста,где подробнее можно почитать об этом?

Nell: Тамара http://ru.wikipedia.org/wiki/Пассионарная_теория_этногенеза Не люблю Википедию за ее предвзятость, но в этой статье все изложено достаточно кратко и понятно. Сам Л.Н.Гумилев, конечно же, пассионарий.

Ветер: Спасибо Валерию! Я наконец-то добрался до пассионарной теории этногинеза. Удивительно увлекательное и интересное чтиво! Рекомендую http://www.modernlib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/konec_i_vnov_nachalo/read/ Думаю, что стоит обсудить эту тему посеръезнее.

Ветер: Эта книга посвящена описанию той общей схемы процесса, которая одинаково присуща ходу любого этногенеза в биосфере Земли. Известно, что человечество как вид едино и в данном аспекте представляет собой антропосферу нашей планеты. Однако внутривидовое этническое разнообразие позволяет нам рассматривать мозаичную антропосферу как этносферу — часть биосферы Земли. Этническое разнообразие легко объяснить адаптацией групп людей в разных ландшафтах: в разных климатических условиях географической среды образуются разные этносы и разные культурные традиции. Так в географических условиях проявляется этническое многообразие. Но чем же определяется единство разнообразных этногенезов? Оказывается, что в их основе лежит только одна модель этногенеза, проявляющаяся в последовательности фаз. Эта модель иллюстрирует частный случай проявления второго начала термодинамики (закона энтропии) — получение первичного импульса энергии системой и затем последующая растрата этой энергии на преодоление сопротивления среды до тех пор, пока не уравняются энергетические потенциалы. Переведем эти слова на язык житейского примера. Костер от спички вспыхивает с одного края. Тяга вначале увеличивается и пламя разгорается, затем горение замедляется из-за нехватки кислорода внутри костра, и огонь продолжает бушевать по краям. Наконец, сгорает все топливо, угли затухают и превращаются в остывающий пепел. Эта модель знакома кибернетикам, но для объяснения этнической истории применена впервые. Установление наличия природной закономерности прояснило характер взаимоотношения человечества с природной средой. Мы, люди, часть природы, и ничто натуральное нам не чуждо. В природе все стареет: животные и растения, люди и этносы, культуры, идеи и памятники. И все, преображаясь, возрождается обновленным; благодаря этому диалектическому закону развивается наша праматерь — биосфера.

«…ВСЕ МЫ СОПРИЧАСТНЫ ВСЕЛЕННОЙ…»

Александр Иванов-Ростовцев, Леонид Колотило

Материалы любезно предоставлены Общественной организацией «Фонд Л. Н. Гумилева».

Опубликовано // газета «Ленинградский Университет» 29 октября 2001 г. — № 31 (3294) .

Исполнилось 79 лет профессору нашего Университета Льву Николаевичу Гумилёву. Осталось меньше года до его юбилея — 80-летия.

На страницах газеты, даже университетской, обсуждать какую-либо научную теорию очень трудно. Однако, теория Гумилёва затрагивает вопросы, жизненно важные для всех нас, для всего Человечества. Обаяние его личности и его идей не может оставить равнодушным никого, заставляет говорить и спорить. Будучи современниками Л.Н. Гумилёва, оценить правильно масштаб его личности, наверное, сейчас невозможно. Мы всего лишь начали разговор о его творчестве. Давайте попытаемся продолжить его именно на страницах нашей газеты, предоставив слово всем, кто хотел бы рассказать о жизни и творчестве Л.Н. Гумилёва.

В следующем, 1992 году исполнится 80 лет с того момента, когда в семье выдающихся поэтов серебряного века Николая Гумилёва и Анны Ахматовой родился сын. Сейчас он не просто ученый, доктор географических и доктор исторических наук, но и талантливый литератор, с блеском поведавший нам об интереснейшем и загадочном мире этносов. Именно он пробудил у нас любопытство к той области науки, которая ранее была уделом лишь узких специалистов, тщательно оберегавших свои владения от нашествия «дилетантов». Этнография до Гумилёва — это описательная гуманитарная наука, где царила осторожность и консерватизм. Гумилёв превратил ее в этнологию — естественную науку, отвечающую всем современным требованиям, предъявляемым к любым отраслям научных знаний. Этнология Гумилёва дала исследователям возможность строить модели динамики этносов, анализировать их развитие и делать определенные прогнозы. Его наука об этносах — это систематизация накопленного материала, лежащего втуне, показ перспектив и возможностей дальнейшего развития. Его книги — это своеобразные поэмы о сложных и порой драматических взаимоотношениях Космоса, Природы и Человечества.

ЭТНОГЕНЕЗ — ЯВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЕ

Перефразируя высказывание одного из величайших мыслителей ХХ века В.И. Вернадского: «Жизнь — явление космическое» — можно высказать суть пассионарной теории этногенеза Л.Н.Гумилёва одной фразой: «Этногенез — явление космическое».

Уже 25 лет живет и развивается пассионарная теория этногенеза, созданная Львом Николаевичем Гумилёвым, но в то же время до сих пор для официальной академической науки, ее как будто и не существует.

В предисловии к книге Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли» профессор Р.Ф. Итс (Рудольф Фендинандович, заведующей кафедры этнографии и антропологии в ЛГУ в с 1968 г., воспитанник бромлеевской школы не мог написать по другому — Создатели сайта) писал, что теория «Льва Николаевича Гумилёва полностью оригинальна и самобытна, и тем не менее я не знаю никого среди советских этнографов, кто принимал бы ее». Воистину: «Нет пророка в своем отечестве». Неужели и этой оригинальной научной идее уготован традиционный для отечественных революционных идей путь через признание и использование за рубежом? А оно уже не за горами.

Трудами величайших мыслителей были сделаны важнейшие шаги в направлении выявления места человека в окружающем нас Мире. Переоценка значения человека в Природе связана с именами Н. Коперника (лишившего человека космической избранности), Ч. Дарвина (лишившего человека биологической избранности), Н. Винера (лишившего человека исключительности в процессах переработки информации и управления), В.И. Вернадского (показавшего, что человек вовсе не «венец эволюции материи» во Вселенной, а только звено в цепи ее бесконечных превращений). Однако оставалась нерешенной еще одна величайшая загадка Природы: каковы системообразующие связи между Космосом (т.е. окружающим Миром) и Человечеством? Эту загадку решил Л.Н. Гумилёв. Он показал, что этносы — это прежде всего географические системы, в которых, так же как и в любых других географических системах, независимо от их природы (неживой, живой, социальной, техногенной и т.п.) присутствуют общие свойства. Он обнаружил и доказал далеко не очевидное на первый взгляд подобие процессов самоорганизации (зарождения, становления) и саморегуляции (развития, «жизни», адаптации), а также фундаментальную гомологию этих географических систем (этносов) с другими географическими системами. Это открытие Гумилёва — сродни гениальному открытию гомологических рядов в биосфере Н.И.Вавиловым.

Кроме того он показал зависимость «жизни» этносов от Космоса, их системные связи.

«В наше время всем известно, что каждый человек — член этноса, этнос же входит в биоценоз своего географического региона, являющегося фрагментом биосферы планеты Земля. Земля, в свою очередь, входит в состав Солнечной системы — участка Галактики и Метагалактики.

Таким образом, все мы сопричастны Вселенной, но путем иерархической совместимости макромира с микромиром» (Л.Н. Гумилёв).

СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ

Феноменальное знание мировой истории и естественно научное мировоззрение истинного натуралиста позволили Л.Н.Гумилёву, известному уже тогда историку, выступить в середине 60-х годов с оригинальной концепцией — пассионарной теорией этногенеза или наукой о том, как и почему возникают и умирают народы. В серии первых своих статей он раскрыл несостоятельность определения этноса как понятия языкового и, даже более того — социального. Этнос по Гумилёву — явление поведенческое, лежащее на границ3е социального и биологического миров. Передача стереотипов поведения происходит с помощью своего, присущего только ему, специфического механизма — подражательного условного рефлекса или сигнальной наследственности, отличной от наследственности генетической и тем более сознательной передачи информации в обществе. Это позволяет рассматривать этнос как верхнее звено биоценоза своего кормящего ландшафта и изучать его как элемент биосферы.

Гумилёв показал, что в жизни каждого этноса можно обнаружить периоды высокой пассионарной активности (проявлениями которой является политическая, экономическая, военная, религиозная, демографическая и другие виды активности этноса) и явные спады, которые неизбежно заканчиваются успокоением этноса и его консервацией в ландшафте, своего рода «реликтовым» существованием. Если оценить пассионарную активность по частоте этнических событий в заданном масштабе, то получится своеобразная кривая этногенеза, универсальная для всех этносов, развитие которых не было прервано извне. Это типичная энергетическая кривая импульсной природы. Для объяснения этого феномена Л.Н.Гумилёв обратился к учению В.И.Вернадского об энергии живого вещества биосферы Земли, который обратил внимание на то, что время от времени живые организмы совершают грандиозные коллективные миграции, которые великий ученый красиво назвал «волнами жизни». Такие же волны охватывают и этносы. При этом «возбужденные» этносы переполнены людьми особого поведенческого склада — пассионариями, носителями избыточной энергии живого вещества своих организмов. В начальных фазах этногенеза число пассионариев растет и достигает некоторого предела, определяемого емкостью вмещающего этнос ландшафта, затем падает и, наконец, пассионарии вытесняются на окраину ареала. Весь процесс занимает 1 0- 1500 лет, т.е. столько времени, сколько по Н.И.Вавилову, необходимо для элиминации рецессивного признака из популяции. «Заражение» пассионарностью возможно только в результате метисации, т.е. передачи признака половым путем, а это говорит и его генетической природе. Зафиксировав это обстоятельство, Л.Н.Гумилёв обратил внимание на момент пассионарного взрыва, с которого начинается жизнь любого этноса. Оказывается, что эти довольно редкие моменты происходят в биосфере не случайно, а имеют определенное географическое положение. Если нанести их на карту, то они образуют достаточно узкие линии, имеющие форму, близкую к геодезическим. При этом каждый пассионарный взрыв охватывает сразу несколько этносов — сверстников, которые и в дальнейшем своем развитии (изменении) синхронно переживают определенную последовательность фаз или возраста.

Из всех возможных гипотез о причине пассионарных толчков Л.Н.Гумилёв остановился на космической, которая по его мнению, единственная непротиворечиво объясняет возникновение мутантов-пассигонариев. Полное изложение своей теории ученый осуществил в долго лежавшей «под спудом» монографии «Этногенез и биосфера Земли». (Л.: Изд.ЛГУ, 1989). Кратко же, сущностью теории Гумилёва и ее кардинальным отличием от всех ранее выдвигавшихся традиционных представлений этнографов и обществоведов являются признание собственной несоциальной природы этноса и открытие собственных (природных), принципиально не сводимых к законам общественного (классового) развития закономерностей различных иерархических уровней: суперэтноcов, этносов, субэтносов и консорций.

(Примечание: Этот раздел написал по материалам, любезно предоставленным К.П.Ивановым).

ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ

За четверть века своего существования теория Гумилёва не встретила каких-либо серьезных принципиальных возражений. Вся ее критика была слишком далека от объективности, и сводилась в основном к тезису: » Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!». Сам Лев Николаевич однажды заметил, что самый «серьезный» аргумент его оппонентов: «Все это сказки дедушки Гумилёва».

К сожалению, пока что, отношение к теории со стороны нашего «остепененного» академического научного общества напоминает отношение, которое было в свое время к «сказкам дедушки Циолковского». Профессиональный интерес к этой теории все равно, невзирая на то, что Академия естественных наук России избрала Льва Николаевича академиком, чрезвычайно низок. На это не раз уже сетовали (в том числе и в печати) ученики Гумилёва. (См., например, «ЛУ» № 8, 1990 от 2 марта: К.П. Иванов «Этнические конфликты вчера и сегодня»).

А в чем причина?

На наш взгляд — только в одном: Гумилёв обогнал время!

Его творения базируются на столь широком эмпирическом обобщении, что фактически является частью научной парадигмы — синергетики.

Его теория по существу содержит основные идеи междисциплинарной науки синергетики, получившей широкое признание за рубежом. Особенно благодаря работам лауреата Нобелевской премии И.Р. Пригожина и его научной школы (Бельгия) и профессора Г. Хакена (ФРГ), который и ввел термин «синергетика».

Интересно отметить, что Гумилёв подошел к идеям, заложенным в теоретическое основание синергетики, опередив ее творцов. Для примера отметим: И. Пригожин получил Нобелевскую премию за работы в области неравновесной термодинамики, связанные с изучением становления, развития и вырождения структур в 1977 году, начав эти работы в 1967 году; Г.Хакен начал публиковать свою знаменитую серию сборников «Синергетика» в середине 70-х годов. А Лев Николаевич опубликовал свою первую работу по этой теории еще в 1965 году (разработав ее основы гораздо раньше, в 30-х — 40-х годах).

В настоящее время накапливается все большее количество данных о процессе закономерного становления и развития структур в системе неживой, живой и социальной природы.

Хотелось бы надеяться, что «заговор» умолчания вокруг теории Льва Николаевича Гумилёва (который впервые был нарушен именно в ЛГУ, издательство которого выпустило в 1989 году фундаментальный труд ученого «Этногенез» и биосфера Земли) будет окончательно снят. На смену ему должно прийти серьезное научное изучение и широкое обсуждение концепции пассионарной теории этногенеза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: