Памятник М

Инициатива установить памятник М.Ю. Лермонтову в Петербурге принадлежала начальнику Николаевского кавалерийского училища генералу Де Витту. Это училище было преобразовано из Школы гвардейских подпрапорщиков, которую в 1834 г. закончил поэт.

В 1912 г. объявили конкурс среди скульпторов, в котором выиграл проект М. Микешина, автора обелиска в Пятигорске на месте дуэли и гибели поэта. Средства пожертвовали бывшие воспитанники училища, частные лица, правительственные учреждения. Решено было установить памятник перед главным фасадом училища на Ново-Петергофском проспекте.

Эта работа была очень трудная для скульптора. Многочисленные недоброжелатели обвиняли его в отсутствии академического образования и непрофессионализме. Первоначально он планировал сделать постамент из белого гранита, который бы эффектно сочетался с бронзовой скульптурой, но комиссия настояла на красном. Много разногласий вызвала одежда. Скульптор видел поэта в сюртуке, который бы больше гармонировал с концепцией памятника, но под давлением изменил его на гусарский мундир.

Открытие планировали в 1914 г., но помешала Первая мировая война. Установка памятника была делом чести для юнкеров, и в 1916 г. к 75-летию со дня смерти поэта состоялось торжественное открытие. В этом же году проспект был переименован в Лермонтовский.

Бронзовая скульптура поэта установлена на гранитном пьедестале. На лицевой стороне постамента установлен барельеф, где изображены воинские доспехи, окруженные венком славы. На тыльной — перечислены самые известные произведения — Мцыри, Бородино, Герой нашего времени, Демон, Ангел и др. Лермонтов изображен сидящим на скамье, на одно плечо небрежно накинута шинель, в правой руке он держит книгу. Его взгляд мечтателен и задумчив и от всей фигуры веет умиротворением и спокойствием, настраивающих на поэтический лад. Создается впечатление, что он полностью под властью вдохновения и ищет рифму для нового стихотворения. Перед памятником устроена небольшая площадка, которая завершается с задней стороны гранитной скамейкой, по бокам установлены красивые светильники в форме ваз.

М.Ю. Лермонтов

Краткий очерк жизни великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, этапы и направления его личностного и творческого становления. Анализ самых известных произведений данного автора, специфика донесения идей. Отношение Лермонтова к смерти А.С. Пушкина.

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 14.12.2011
Размер файла 1,9 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Анализ прозаических произведений: «Панорама Москвы», «Княгиня Лиговская», «Я хочу рассказать вам», «Ашик – Кериб», «Герой нашего времени», «Кавказ».

контрольная работа [21,5 K], добавлен 09.11.2010

Краткий очерк жизни В. Маяковского как великого российского поэта-революционера, этапы его личностного и творческого становления в годы юности и отрочества. Анализ самых известных произведений данного автора, их критика в советское время и на сегодня.

презентация [452,3 K], добавлен 17.04.2011

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. Анализ и хронология написания основных произведений данного автора, их тематика. Женитьба Пушкина и основные причины его дуэли, смерть гения.

презентация [3,6 M], добавлен 12.11.2013

Краткий биографический очерк жизни великого российского поэта А.А. Фета, основные этапы его личностного и творческого становления. Анализ самых ярких произведений данного автора. Особенности композиции и содержания любовной лирики Афанасия Фета.

презентация [860,9 K], добавлен 05.05.2012

Омар Хайям как персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог, краткий очерк его жизни, этапы личностного и творческого становления. Значение данного автора в мировой литературе и философии, анализ и тематика самых известных произведений.

сочинение [14,7 K], добавлен 13.04.2015

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного американского поэта периода «поэтического возрождения» Карла Сэдберга, начало его пути. Анализ самых известных произведений Сэдберга, их своеобразие. Политическая деятельность поэта.

контрольная работа [24,0 K], добавлен 18.07.2009

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов — два типа мировоззрения. Влияние кавказской темы на творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Концепции творчества Лермонтова, художественное своеобразие его произведений о Кавказе. Анализ произведений Пушкина о Кавказе.

курсовая работа [68,0 K], добавлен 15.05.2014

Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления известного английского писателя Даниэля Дефо, истоки и значение его произведений в мировой литературе. Тематика и общее описание самых известных работ исследуемого автора, их сюжет.

презентация [2,6 M], добавлен 11.05.2015

Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 01.10.2011

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского поэта и писателя А.С. Пушкина, этапы, места его обучения. Деятельность в литературном журнале «Современник», произведения. Потомки Пушкина и места их современного проживания.

презентация [801,4 K], добавлен 11.02.2014

Биография Михаила Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814 – 15 июля 1841) – всемирно известный писатель, прозаик и драматург. Его творчество оказало огромное влияние на других представителей конца XIX – начала XX века. Считается, что его произведения являются одними из лучших в отечественной литературе всех времен.

Детство

По одной из версий библиографов, род Лермонтовых берет своё начало от полумифического певца-барда Томаса Лермонта, который жил на территории Британии около 1600 года и был схвачен войсками во время осады и взятия крепости Белая.

По приказу главнокомандующего он был доставлен в главный штаб, где перед бардом была поставлена нехитрая дилемма: становиться православным и служить у царя либо умереть. Естественно, Томас соглашается принять христианство и уже под именем Юрия Андреевича идет на службу к правившему в тот период Михаилу Фёдоровичу.

По мнению многих литературоведов, именно с этого времени начинается династия Лермонтовых, однако британская компания OxfordAncestors до сих пор говорит о некоторых сомнениях по поводу того, что Томас Лермонт и потомки, принадлежавшие уже к династии Лермонтовых, являются пусть и далекими, но родственниками.

Михаил Юрьевич родился 3 октября в Москве. Выбранным именем он обязан бабушке, которая сразу же после рождения внука попросила назвать его Михаилом (в честь деда), а не Петром, как планировалось родителями. По некоторым слухам, для того чтобы подчеркнуть особое отношение к новорожденному внуку, бабушка основывает недалеко от Москвы новое селение – Михайловское. Но существует и опровергающая версия, говорящая о том, что хутор Михайловский был основан задолго до появления будущего писателя и никоим образом не был с ним связан.

Мать Михаила Лермонтова была очень одаренной женщиной. Она с удовольствием занималась музыкой и даже сочиняла стихотворения, поэтому любовь к поэзии у мальчика является наследственной. В некоторых исторических рукописях даже упоминается, что мать занималась творчеством, держа на руках маленького Михаила, именно поэтому он проникся любовью ко всему, что связано с искусством. Но так ли это, никому не известно.

Семейному счастью пришел конец через два года после рождения Лермонтова-младшего. Отец семейства, охладев к супруге, завёл себе любовницу, о которой в скором времени узнала и его жена. Во время поездки к соседям Головиным между супругами произошел конфликт и муж сильно ударил жену по лицу, пытаясь остановить истерические порицания. Та, не ожидав такого от собственного мужа, была настолько шокирована, что буквально за несколько дней слегла с чахоткой, а через месяц умерла. Супруг же, которого и так подозревали во всём случившемся, оставил Михаила на попечение бабушки, а сам уехал в собственное имение в Тарханах.

Юность и начало писательской карьеры

Будучи достаточно болезненным ребенком, Лермонтов часто путешествовал с бабушкой по санаториям и оздоровительным курортам, где та пыталась восстановить его иммунитет. Так, в десятилетнем возрасте он едет с бабушкой на Кавказ, где встречает невероятно красивую девочку и с первого взгляда влюбляется в неё. А поскольку к тому моменту Михаил уже пытается сочинять стихотворения, после этого события рождается одного из первых произведений под названием «К Гению», о котором известно далеко не всем.

Осенью 1825 года Михаилу нанимают двух учителей для занятий языком и литературой. Но выбор, который, к слову, был сделан самим Лермонтовым, оказался более чем неудачным. Грек – учитель литературы – спустя месяц занялся скорняжным промыслом, а француз, которому поручили привить юноше любовь к языку, не оказал на него абсолютно никакого влияния. Именно поэтому бабушка берет воспитание внука в собственные руки и начинает готовить его к поступлению в благородный пансион, выбрав для него более опытных и трудолюбивых педагогов по латинскому языку и литературе.

В пансионе, под чутким контролем преподавателей, Лермонтов еще больше увлекается литературой и созданием собственных произведений. Поскольку по натуре он был человеком крайне чувствительным и ранимым, он часто сходился и ссорился с друзьями из пансиона, о чем глубоко жалел и выражал целую гамму эмоций в своих произведениях. К этому времени относятся такие стихотворения Михаила Лермонтова, как «Демон», «Монолог» и «Дума».

В 1830 году Лермонтов поступает в Московский институт культуры, но из-за серьезной ссоры с одним из преподавателей вынужден написать заявление об отчислении «по собственному желанию». Далее он уезжает в Санкт-Петербург, где решает попытать счастья в главном институте, но там отказываются засчитать студенту тот срок обучения, который был пройден в Москве. Подобное отношение и пренебрежение сильно ранят писателя и поэта, поэтому он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а также пишет такие стихотворения, как «Петергофский праздник», «Уланша», «Парус» и «Ангел смерти».

Путешествия и их влияние на творчество

На протяжении всей своей жизни Михаил Лермонтов путешествовал по миру. Он любил красоты природы и прекрасно их описывал, что считается главным отличительным признаком творчества этого писателя от многих других. Он, как никто другой, понимал и одиночество, и неразделенную любовь, и страх (он несколько раз сражался на дуэлях и был ранен) и многое другое. Но, по мнению отечественных библиографов, именно этот факт и являлся тем самым стимулом, помогавшим Лермонтову выражать в своих произведениях то, что у других писателей остаётся «за кадром».

Трудно перечислить абсолютно все произведения писателя, поскольку он издал огромное количество стихотворений, рассказов, повестей, од и монологов, не говоря уже о неопубликованных рукописях, которые находят по всему миру до сих пор. Однако с уверенностью можно сказать, что такие произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, как «Песня про Ивана Васильевича» (1838), «Ветка Палестины» (1839), «Три пальмы» (1839), «Фаталист» (1840), «Последнее новоселье» (1841), «Сказка для детей» (1842), «Герой нашего времени» (1842), «Смерть поэта» (1856) и многие другие являются поистине золотой коллекцией отечественной и мировой литературы.

«Родник поэзии — есть красота…» (По лирике Лермонтова и Шевырева)

Лирика — великое чувство познания мира и человека. Сама поэзия уклоняется от определений. Ведь она одновременно и природа, и стихия, и искусство, и дело рук человеческих. Поэзия живет подобно роднику, журчащему где-то в тенистой роще.

И подобно маленькому ручейку, быстро несущему свои воды в неспокойную реку, многие стихотворения врываются в нашу жизнь. Стоишь, наблюдая за лепечущим ручейком, заглядывая в его прозрачные глаза, вслушиваешься в чуть слышное журчание, вплетенное в покой сменяющихся дней, и на душе становится тепло и уютно. Подобно

Изумительная способность к эстетическому наслаждению присуща только человеку: она есть проявление его чувствительности. Стремясь проникнуть в тайны красоты, мы исходим из того, что наше эстетическое чувство субъективно. А красота — это объективное свойство чувствительного мира, признак высшей формы развития. Прекрасно все: природа, жизнь. Наша родина прекрасна. Прекрасен человеческий труд, в процессе которого познается красота мира; прекрасно и само творчество.

У каждого лирика

В поэзии меня особенно поражает, как по разному, но по-дивному красиво описывают поэты то или иное явление природы.

Например, мы заинтересовались образом ночи. Нам заранее известно, что это такое. Но послушаем, как рисуют ночь известные поэты:

Погаснул день! — и тьма ночная своды

Небесные, как саваном покрыла.

Кой-где во тьме вертелись и мелькали

И между них земля вертелась наша;

На ней, спокойствием объятым тихим,

Это стихотворение М.Ю. Лермонтова. Перед нами изумительная картина кавказской ночи, запечатленная цепким и острым взглядом поэта. Земля, покрытая мглою, как саваном. Ночное спокойствие, разлитое вокруг. Кругом тьма, лишь мелкие точки звезд, освещают уснувшую планету. Того, кто сумел несколькими словами изобразить величественную красоту ночи, мы вправе называть поэтом. А вот другое описание:

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе не единой тучи;

Как сшитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами

В домах темно. У ворот

Затворы с тяжкими замками.

Везде покоится народ;

Утих и шум, и крик торговый;

Лишь только лает страж дворовый

Да цепью звонкою гремит.

Перед нашими глазами встает пушкинская ночь. Покрытое пологом небо, и такая же, как и у Лермонтова, глубокая тишина разлита вокруг; лишь изредка мирное спокойствие нарушает лай сторожевого пса да лязганье цепи. И опять, как и в предыдущем стихотворении, темнота и сверкающие звезды. Или другой пример:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Здесь тоже тишина, но тишина зловещая, растущая, нагоняющая страх. Понять и почувствовать это нам помогают глаголы движения: мчатся, вьются, еду. Сама ночь не черна, как в других стихотворениях, а мутна. Мы не можем увидеть звезды, мутная пелена застилает все вокруг. А раз человек лишен этих мерцающих огоньков, как последней надежды, в него закрадывается какой-то животный страх, помогающий нарисовать в воображении жуткие картины:

…В поле бес нас водит, видно,

Да крутит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет, на меня;

Вот — теперь в овраг толкает

Ночной страх присутствует и в предыдущих стихотворениях: в образах мертвецов и скелетов, созданных в воображении лирического героя. Мы сами извлекаем на свет свои опасения и тревоги, мысленно рисуем ночные кошмары и верим в них. Таковы и герои всех трех приведенных выше стихотворений.

Ночная темень обнажает наши души, делает их уязвимыми:

Как все в тебе согласно, стройно!

Как ты велика и спокойна!

И сколько тайн твоя полна

Какие думы и порывы

Ты в недрах зачала святых,

И сколько подвигов твоих

Присвоил день самолюбивый!

Это стихи другого поэта С.П. Шевырева, современника А.С. Пушкина. Поэт воспевает ночь, он слагает ей гимн. Ночь у Шевырева таинственна и спокойна одновременно; она наводит на размышления, заставляет вспомнить и оценить предыдущий день. Но чувство страха в стихотворении не возникает. Зато есть «пророческая тишина» — величественная и неподвижная.

И теперь, когда наступает ночь, мы видим ее совершенно другими глазами. Это благодаря лирическим произведениям мы чувствуем глубже красоту поэзии. Она наполняет нашу душу родником, бьющим из самого сердца.

Неважно, о чем мы читаем, но ни одна энциклопедия не дает нам такой исчерпывающей информации, не позволяет ощутить такой красоты и чувств, которые мы испытываем, читая стихотворения русских поэтов.

Ведь любое описание природы — это не только яркая иллюстрация к книжке, но и характеристика самого человека, который эту природу любит. Это мы через его чувства постигаем окружающий лирического героя мир земной красоты. Такова впечатляющая сила поэзии. И живой ключ, бьющий где-то в далеком лесу, в тенистой роще, обладает чувством радостной неповторимости, противостоящей пошлости и скуке.

Родники русской поэзии — это та красота, которую мы не найдем ни в одном справочнике, потому что поэты способны найти красоту, в чем бы она ни была. Они находят ее и дарят нам, и красота эта становится частью нашей души.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector