Санкт-Петербург Малая Конюшенная улица Памятник Гоголю на Невском проспекте

В XVIII веке Малая Конюшенная называлась Рождественской улицей в честь небольшой церкви по имя Рождества Пресвятой Богородицы (построена 1733-1737 гг., архитектор М.Г. Земцов), находившейся на углу этой улицы и Невского проспекта. Кроме Богородице-Рождественской церкви, здесь же существовала и деревянная церковь шведской лютеранской общины — св. Екатерины (1769 г.), перестроенная затем в камне (1865 г., архитектор К. Андерсон). В XVIII веке улица имела выход на Конюшенную площадь, который впоследствии был застроен зданиями финской и шведской общин. Улица стала заканчиваться небольшим 1-м Шведским переулком, соединявшим её с Большой Конюшенной. 2-й Шведский переулок, соединявший улицу и наб. канала Грибоедова, был переименован в Чебоксарский (1887 г.).

Когда началось строительство Казанского собора, Богородице-Рождественская церковь была разобрана, а улица в 1790-е годы в связи с решением Комиссии о Санкт-Петербургском строении, переименована и названа в согласии с Большой Конюшенной улицей, проходившей параллельно и Конюшенной площадью. Квартал между Малой и Большой Конюшенными улицами, каналом Грибоедова и Шведским переулком занимает комплекс зданий Придворного конюшенного ведомства (неоднократно перестраивался). В доме 4/2 жили писатели В.М. Саянов, В.Я. Шишков, О.Д. Форш, поэт В.А. Рождественский, драматург Е.Л. Шварц, М.М. Зощенко (в его квартире устроен мемориальный музей).

В советское время, в 1918 году Малая Конюшенная улица была переименована в улицу Софьи Перовской; в церкви Святой Екатерины был устроен спортивный зал (1936 г.).

В демократическое время, 4 октября 1992 года улице вернули историческое название, а 2 сентября 1996 года — превратили в первую в Санкт-Петербурге пешеходную зону. Проект разрабатывал главный художник города Феликс Романовский. На Малой Конюшенной пешеходной зоне установлены электронные часы с барометром, показывающие время, день недели и год, а также температуру воздуха и атмосферное давление. Большую часть бывшей лютеранской церкви занимает с 1991 года шведское консульство.

В начале улицы, лицом к Невскому проспекту, был возведен памятник писателю Н.В. Гоголю (1997 г.), выполненный скульптором М. Беловым по рисунку художника В. Васильковского.

Решение о сооружении памятника Гоголю в Санкт-Петербурге было принято в 1952 году – в год 100-летия со дня смерти писателя. Тогда же на Манежной площади Петербурга был установлен закладной камень. Однако памятник был открыт лишь 8 декабря 1997 на Малой Конюшенной улице, рядом с Невским проспектом. Он был установлен по инициативе Ассоциации «Клуб «Невский проспект» 8 декабря 1997 года. Высота фигуры — 3,4 м, высота постамента — 1,5 м. Постамент выполнен из гранита Каменногорского карьера под Выборгом. Полировка постамента и вырубка знаков производились в петербургской каменотесной мастерской А.В. Рытова. Фонари, окружающие памятник и связывающие его с городским пейзажем, изготовлены литейщиками фирмы «Аспект».

Памятник словно служит иллюстрацией к словам Гоголя: «. О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется. « (Н.В. Гоголь. Невский проспект).

Неподалеку от памятника расположен музей Н.В. Гоголя, основанный по инициативе местного ТСЖ и Международного клуба петербуржцев. Музей расположен по адресу: Малая Конюшенная, 1. Там нет личных вещей и рукописей Гоголя, но можно поговорить о литературе. Это своеобразный народный музей, в котором планируются конференции, кинопоказы экранизаций гоголевских произведений, творческие вечера.

На пересечении Малой Конюшенной со Шведским переулком установили малую скульптуру «Памятник петербургскому городовому». Скульптор А.С. Чаркин, архитектор В.В. Попов. Установлен 28 мая 1998 г. на Малой Конюшенной улице. Материал: бронза — статуя, серый неполированный гранит — постамент. Высота статуи — 227 см, высота пьедестала с плинтом 52 см.

Ближайшая станция метро «Гостиный двор».

Подписи: на плинте скульптуры с тыльной стороны: Авторы: ск. Белов М.В. арх. Васильковский В.С. / При участии: Астапов С.В. Ананнев А.А.

Надписи: на постаменте врезными золочеными знаками с лицевой стороны: Николаю Васильевичу / Гоголю; с тыльной стороны: Памятник установлен / по замыслу и на средства / Ассоциации «Клуб “Невский проспект”». / В сооружение памятника внесли вклад:/Администрация Центрального района / Предприятия: / «Девиз-группа», «Норд», «Пассаж», «Дом Ленинградской / торговли», «Дом Книги», «Невский проспект, 25», «Свелен» / «Петройл», завод «Монументскульптура», завод / строительных алюминиевых конструкций, «Шельф», / ресторан «Невский» / Граждане: / В.А. Адикаев, А.Н. Аладушкин, А.Г. Ананов, Ю.В. Архипов, / Б.П. Григорьев, Ю.А. Зорин, С.Т. Колесников, А.Е. Ловягин, / С.В. Сайкин, В.А. Телицын, С.С. Чернова, / В.А .Шевченко, С.А. Шевченко / Санкт-Петербург/ 1997 год.

Малая Конюшенная улица — пешеходная зона Санкт-Петербурга.

Взгляд на Невский проспект с Малой Конюшенной.

В 1913 году у выхода улицы к Невскому проспекту по проекту Н.Е. Лансере был установлен метеорологический павильон, позже перенесённый на Елагин остров.
В 1997 году на Малой Конюшенной установили находившийся здесь ранее метеорологический павильон. Он показывает время, атмосферное давление и температуру воздуха.

Подворотня.

Скульптура «Городовой» установлена к 300-летию Санкт-Петербурга и 200-летию МВД России. Служба городовых была создана по указу Петра Первого в 1718 году. По замыслу царя, городовой должен был стать хозяином города и защитником горожан. Служба городовых существовала долго, время от времени претерпевая некоторые изменения и реформы. При императоре Александре II стража в городе начала называться полицией, появились околоточные надзиратели. В их обязанности входило обеспечение порядка на городских улицах как в дневное, так и в ночное время. Городовой должен был следить за соблюдением санитарных норм торговыми точками, а также под его контролем находилось уличное освещение. Кроме того, будучи людьми грамотными, городовые могли помочь горожанам составить обращения и жалобы к городским чиновникам.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2010

Памятник Гоголю

Памятник Гоголю работы скульптора Николая Андреева

26 апреля 1909 года в газете «Новое время» опубликовали статью В.В. Розанова об открытии памятника Н.В. Гоголю: «Сегодня в Москве совершается торжественное открытие всероссийского памятника Гоголю. Около бронзового монумента первому русскому поэту, великому и несравненному Пушкину, в древней столице поднимается такой же бронзовый монумент и его младшему другу и сверстнику, украинскому художнику слова, который сделался вторым по значению, по силе и влиянию поэтом всея Руси. Великая и Малая Россия через эти памятники, поставленные именно в Москве, этом дорогом «сердце России», сливаются духовно в одно и символически говорят, что есть одна Россия и один русский народ, как одна душа, один голос, одна воля».

Несмотря на всеобщее одобрение идеи создания памятника писателю в самом центре Москвы, скульптура Н.А. Андреева вызвала неоднозначное отношение современников. Уже 29 мая 1909 года в «Петербургской газете» вышла заметка под заголовком «Проект замены неудачного памятника Гоголю новым монументом», в которой было сказано: «Ходят слухи, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н.В. Гоголю в Москве, намерены открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим».

Недовольство было в чем-то справедливым: вместо торжествующего писателя, москвичам предстал задумчивый гений в позе, полной отчаяния. Современники называли памятник «вороной» или «летучей мышью». Художник М.И. Нестеров говорил, что «для Андреева нет пощады» за то, что он изобразил Гоголя «умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного». Илья Репин был одним из немногих, кто высказывал свое одобрение смелой задумке: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто».

Особое изящество памятнику придают барельефы, украшающие постамент, авторства Ф.О. Шехтеля. Они выразительно передают образы гоголевских героев. Среди персонажей Федор Осипович изобразил и своих современников. Обойдя композицию, можно найти портреты писателей В.А. Гиляровского, А.И. Куприна и самого архитектора.

Памятник Гоголю работы скульптора Николая Томского

Советская власть, пришедшая в 1917 году, сначала была довольна образом Н.В. Гоголя на бульваре, который из пречистенского стал называться гоголевским. В скорбной фигуре поэта видели «жертву царского режима».

Считается, что скульптура показалась слишком пессимистичной И.В. Сталину, и по его указу монумент на бульваре поменяли. Памятник Н.А. Андреева перенесли сначала в Донской монастырь, а затем во дворик Дома-музея Н.В. Гоголя на Никитском бульваре. Однако бронзовые фонари и решетки, выполненные по проекту Н.А. Андреева, которые являлись частью единого скульптурного ансамбля, задуманного автором, остались на Гоголевском бульваре.

Монумент работы Николая Томского больше подходил под концепцию «веры в светлое будущее», пропагандируемой в СССР. О фигуре писателя, которая теперь возвышалась на Гоголевском бульваре, практически сразу сочинили эпиграмму:

Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя — помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит — для смеха!

Сам автор, скульптор Николай Томский, говорил, что считает памятник Гоголю самым неудачным из выполненных им монументальных проектов.

В середине 2000-х годов началось движение за перенос памятника скульптора Н.А. Андреева на историческое место. Однако решение по этому вопросу так и не было принято. [/ЧИТАТЬДАЛЕЕ]

Памятник Гоголю на Никитском бульваре

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю на Никитском бульваре является одним из лучших памятников Москвы, но когда памятник был открыт, он вызвал большой резонанс. Большое количество людей посчитали памятник великому писателю одним из самых уродливых и мрачных памятников. Это было связано с тем, что писатель был изображен не полным сил и вдохновения, а усталым и больным, закутанным в плащ человеком.

Писатель запечатлен сидящим на каменном кресле. Ссутулившись, он сидит укутанный в плащ. Он устало и печально взирает на прохожих. Кроме самой фигуры писателя, трагичность и мрачность памятнику придает огромный темны постамент, на который была установлена скульптура. Постамент обрамлен барельефами из бронзы с изображениями сцен из знаменитых произведений Николая Васильевича. На фронтальной стороне находится памятная надпись «ГОГОЛЬ».

В нижней части постамент украшает рельефный многофигурный фриз, опоясывающий его с четырех сторон. В бронзе запечатлены герои гоголевских произведений — живые, веселые, динамичные. Какая-либо сюжетность в этих фризах отсутствует, это просто калейдоскоп образов. Они выполнены графически, четко в плоскостной манере — в отличие от самой фигуры, трактованной в реалистическом стиле.

На фасадной композиции изображены персонажи «Ревизора». Хлестаков привстал на цыпочки, самозабвенно врет. Перед ним застыла семья Городничего, за ней — шеренга чиновников с Бобчинским и Добчинским в центре.

Как добраться

Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете направо. Перейдя Новый Арбат, по Никитскому бульвару идете до дома 7А, где во дворе вы увидите памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

Адрес: Москва, ст. м. Арбатская, Арбатская площадь, Никитский бульвар, 7А.

s -pb.in

Памятник Гоголю в Санкт-Петербурге

Адрес памятника Гоголю: г. Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная Дата открытия: 8 декабря 1997 год Скульптор: Белов М.В. Материал: фигура — бронза, постамент – гранит Метро: Невский проспект Проезд: от ст. м. «Невский проспект» (выход на Канал Грибоедова) пешком вправо по Невскому проспекту, до пересечения с Малой Конюшенной улицей 5-7 минут. Экскурсии по Санкт-Петербургу (обзорные, пешеходные, автобусные)

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю в Санкт-Петербурге установлен на Малой Конюшенной улице в 1996 году.

История создания памятника Гоголю в Санкт-Петербурге

Памятник Гоголю планировали установить к 100-летию со смерти писателя, в 1952 году. На Манежной площади был торжественно заложен камень с надписью о том, что здесь будет установлен памятник. Но ни одна из предложенных на конкурс моделей не удовлетворила пожелания властей города и процесс установки памятника затянулся на десятилетия.

К 1996 году Малая Конюшенная улица уже вернула себе свое историческое название и стала пешеходной. Тогда общественная ассоциация «Клуб Невский проспект» выступила с инициативой установить памятник Гоголю на этой улице.

Монумент был создан по проекту скульптора М. В. Белова, который являлся учеником петербургского скульптора М. К. Аникушина (автор памятника А.С. Пушкину во дворе Музея-квартиры А.С. Пушкина). Архитектором проекта выступил В.С. Васильковский.

Саму скульптуру отлили на заводе «Монументскульптура», а гранитный постамент выполнили из монолита, добытого под Выборгом.

Фонари и решетку, которые так изящно вписались в облик старинной улочки, изготовили литейщики фирмы «Аспект».

Торжественная церемония открытия памятника Гоголю прошла в 8 декабря 1997 году.

Описание памятника Гоголю в Санкт-Петербурге

Памятник писателю установлен практически на Невском проспекте. «А где же еще ему быть?» — удивляемся мы. Ведь именно он так тщательно, иронично и сочно воспет в его рассказе «Невский проспект». Сам монумент служит иллюстрацией к его строкам из этого рассказа: «…О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется. »

Художник старался придать загадку и мистику образу Николая Васильевича. И мы видим писателя, одетого в длинный плащ, складки которого спускаются на постамент. Его голова повернута в сторону, взгляд таинственно задумчив, а весь облик сосредоточен.

Высота памятника — 3,4 м, высота постамента — 1,5 м.

Фигурa Гоголя выпoлненa из брoнзы и устaнoвленa нa невысoкий грaнитный пoстaмент, нa кoтoрoм пoлирoвкa и вырубкa букв oсуществлялaсь в мaстерскoй А.В. Рытoвa. Надпись на переднем фaсaде пaмятникa зoлoтистыми буквaми высеченo: «Никoлaю Вaсильевичу Гoгoлю». С обратной стoрoны постамента укaзaнo нa чьи средствa oн был сooружен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector