Памяти Добролюбова — Н

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист. Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Памяти Добролюбова»

Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов познакомился с Николаем Добролюбовым в 1858 году и очень уважал его за незаурядные способности как литератора, так и публициста.

Между ними очень большая разница в годах, поэтому, особой дружбы между ними не существовало, но своё уважение и восхищение поэт передал в своём известном стихотворении «Памяти Добролюбова».

Николай Добролюбов умер от смертельно опасной в то время болезни – чахотки – в 25 лет. С его смертью российская общественность потеряла талантливого литератора и публициста, который

Николай Некрасов в 1864 году создал стихотворение «Памяти Добролюбова», в котором пытается лично оценить значение творчества талантливого критика-литератора и моральные качества Николая Добролюбова.

Поэт утверждает, что Добролюбов своим творчеством учил человека жить ради общества, а не ради своей собственной славы, и что «более всего учил он умирать». Юный критик учил людей жить, не тратя при этом свои годы напрасно и утверждал, что лучше умереть

Некрасов отмечает в своём стихотворении, что Добролюбов родину «как женщину любил» и отдал ей лучшие годы своей жизни. А вот эту же самую родину поэт называет «любовницей суровой».

Добролюбов, благодаря силе своего таланта, сумел начать процесс формирования общественного мнения и закладки мощного фундамента для создания условий рождения абсолютно нового социально-общественного строя. К тому же, Некрасов утверждает, что факту отмены крепостного права Россия обязана была именно творчеству Николая Добролюбова.

Также поэт уверен, что Россия «такого сына не рождала» и что этот человек прожил «не ради славы и денег», а для самой России, потому что он очень сильно мечтал о том, чтобы жизнь всего русского простого народа изменилась к лучшему. А вот если бы русская земля хотя бы изредка не рождала таких героев, то автор считает, что «заглохла бы нива жизни» в России.

Ребяяяят помогите пожалуйста что-нибудь написать.
Анализ по стихотворению Памяти Добролюбова — Некрасов.

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Стихотворение наполняет личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца. В первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужест­венная скорбь звучит только в подтексте, выражается лишь в том, что, обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем использует прошедшее время: «Суров ты был…» Но чем ярче образ погибшего, тем трагичнее ощущение невозвратимой утраты:

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Последние строчки стали крылатыми. Так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека. В финале стихотворения поэт от мысли о погибшем друге, учителе переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. В конце адресат расширяется: поэт уже не просто обращается к конкретному человеку:

Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты…
Стихотворение как бы обрывается на самой высокой ноте, когда говорить уже нет сил:
Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова». О чем писал Николай Алексеевич?

Н.А. Некрасов «Памяти Добролюбова» написал в 1864 году. Стихотворение это относится к мартирологу, который создал Николай Алексеевич, посвятив памяти близких знакомых. Он включает в себя помимо указанного произведения «Памяти приятеля» (написанное в 1853 году и посвященное Белинскому), «Не рыдай так безумно над ним» (навеянное неожиданной смертью Писарева, который при странных обстоятельствах утонул; 1868 год), «На смерть Шевченко» (год создания — 1861). В этой статье мы проведем анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова».

Смерть героев мартиролога

Преждевременно умерли герои всех произведений, перечисленных выше: в 37 лет — Белинский, в 47 — Шевченко, в 25 — Добролюбов, в 28 — Писарев. Смерть каждого из них поэтому интерпретируется Николаем Алексеевичем не как следствие трагической случайности или болезни. Это самая настоящая гибель, совершенная за родину, за свой народ, за любовь к ближним. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» это доказывает.

Добролюбов в жизни Некрасова

Добролюбов Николай Александрович — один из некрасовских «мучеников». Годы жизни его — 1836-1861. Этот человек является известным литературным критиком. Он создал весьма проницательные и яркие статьи о творчестве Гончарова, Тургенева, Островского. Некрасова и Добролюбова связывали дружеские отношения. Николай Александрович в последние годы жизни являлся ведущим публицистом издаваемого Некрасовым «Современника».

Жил он в соседней с ним квартире, приходил чуть ли не ежедневно обедать к писателю, даже работал в его комнатах над своими статьями.

Что хотел выразить прежде всего в этом стихотворении Некрасов?

В 1861 году скончался Добролюбов. Посвященное ему стихотворение написано было через три года после его гибели. Поэтом, следовательно, руководила не только живая скорбь об умершем. Ведь спустя три года она должна была неизбежно притупиться. Существовала другая художественная цель. Об этом стихотворении сам автор рассказывает, что он хлопотал прежде всего не о верности факта, а хотел выразить идеал общественного деятеля, лелеемый одно время Добролюбовым. Очень важно для нас это признание Николая Алексеевича. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» должен основываться именно на этой мысли. Открыто признает поэт, что не создавал портрет, а писал икону. В стихотворении сквозь реальные черты Николая Александровича просвечивает сияние его идеала.

Новый «святой» тип

В русской культуре нравственный идеал, вполне определенный, конечно, существовал давно. Он разрабатывался веками христианской (православной — в России) церковью и воплощен был в сонме святых. Однако для интеллигенции 1860-х годов, атеистически настроенной, давно утратила христианская святость свой путеводный смысл, свою притягательность. Перед Николаем Алексеевичем стояла задача описать новый «святой» тип, жизненный образец, который мог бы стать ориентиром для людей, принадлежащих к новой формации. Этот образец — основная тема стихотворения «Памяти Добролюбова».

Некрасов при формировании своей новой поэтической системы использовал многие элементы, присущие старой. Он обратился, выражая в произведении «идеал общественного деятеля», к образам, в русской культуре уже существующим. Заговорил поэт на языке, хорошо знакомом читателям.

Скорбь Некрасова

Глубоко интимное, личное чувство гражданина-борца наполняет это произведение. Проведенный нами анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» подтверждает это. Поэт в первых строчках как будто сдерживает собственные чувства: мужественная, суровая скорбь звучит лишь в подтексте. Она выражается в том, что, обращаясь к Добролюбову, как к живому, говоря своему другу «ты», Некрасов использует вместе с тем прошедшее время (в строчке «суров ты был. «). Однако чем ярче образ покойного, тем трагичнее звучит ощущение невозвратимой потери.

Перечисление добродетелей

Николай Алексеевич перечисляет главные христианские добродетели в произведении «Памяти Добролюбова». Стих этот описывает их на идиоматическом языке. Это борьба с мирскими наслаждениями, со страстями, добровольный аскетизм, обращение сердец, проповедь, служение родине, а в конце жизни — мученическая кончина. Однако христианские черты у Николая Алексеевича наполняются иным смыслом, поскольку не бог, а родина находится в центре поэтического мира, который описывает Некрасов («Памяти Добролюбова»). Стихотворение приобретает, таким образом, художественную новизну.

Общественный деятель — пророк

Поэт намекает на пророческое дарование Николая Александровича — «вещее перо» у него. Мифологема «пророк — идеал общественного деятеля» позднее подробно будет развернута в некрасовском стихотворении «Н.Г. Чернышевский (Пророк)», написанном в 1874 году.

Хорошо был известен уже в то время образ пророка русской поэзии, однако функциями его наделялся поэт. Времена теперь изменились. Некрасов пишет в конце своего стихотворения знаменитые строчки о том, что поэтом можно и не быть, но обязательно являться гражданином.

Николай Алексеевич, продолжая житийную традицию, касается также посмертной участи, памяти Добролюбова. Стих, посвященный ему, восхваляет описанный автором идеал. Некрасов пишет, что Добролюбов «высоко вознесся» через годы, когда «страсти улеглись». Автора приводит инерция христианских образов к вере в бессмертие этого человека — парадоксальному итогу.

Две последние строки этого произведения стали крылатыми. Их часто повторял В.И. Ленин. Этот вождь сделал их эпиграфом к статье, которая посвящена памяти Ф. Энгельса. И в наши дни их можно слышать, когда выражается скорбь о смерти великого человека. Со свойственным этому поэту лаконизмом Некрасову удалось выразить и гордость за патриота, который отдал родине жизнь, и чувство боли.

Таково вкратце описание произведения, которое создал Некрасов («Памяти Добролюбова»). Стих этот сегодня включен в школьную программу по литературе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: