Озеро Чад — Н

«Озеро Чад» Николай Гумилев

На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Я была женой могучего вождя,
Дочерью властительного Чада,
Я одна во время зимнего дождя
Совершала таинство обряда.
Говорили — на сто миль вокруг
Женщин не было меня светлее,
Я браслетов не снимала с рук.
И янтарь всегда висел на шее.

Белый воин был так строен,
Губы красны, взор спокоен,
Он был истинным вождем;
И открылась в сердце дверца,
А когда нам шепчет сердце,
Мы не боремся, не ждем.
Он сказал мне, что едва ли
И во Франции видали
Обольстительней меня
И как только день растает,
Для двоих он оседлает
Берберийского коня.

Муж мой гнался с верным луком,
Пробегал лесные чащи,
Перепрыгивал овраги,
Плыл по сумрачным озерам
И достался смертным мукам;
Видел только день палящий
Труп свирепого бродяги,
Труп покрытого позором.

А на быстром и сильном верблюде,
Утопая в ласкающей груде
Шкур звериных и шелковых тканей,
Уносилась я птицей на север,
Я ломала мой редкостный веер,
Упиваясь восторгом заранее.
Раздвигала я гибкие складки
У моей разноцветной палатки
И, смеясь, наклоняясь в оконце,
Я смотрела, как прыгает солнце
В голубых глазах европейца.

А теперь, как мертвая смоковница,
У которой листья облетели,
Я ненужно-скучная любовница,
Словно вещь, я брошена в Марселе.
Чтоб питаться жалкими отбросами,
Чтоб жить, вечернею порою
Я пляшу пред пьяными матросами,
И они, смеясь, владеют мною.
Робкий ум мой обессилен бедами,
Взор мой с каждым часом угасает…
Умереть? Но там, в полях неведомых,
Там мой муж, он ждет и не прощает.

Анализ стихотворения Гумилева «Озеро Чад»

Существует предположение о том, что в 1907 году, после нескольких месяцев, проведенных в Париже, Николай Гумилев совершил небольшое путешествие по Африке. На это указывают не только воспоминания очевидцев, но и сами стихи поэта. Одно из них под названием «Озеро Чад» как раз и датируется 1907 годом.

Примечательно, что стихотворения написано от женского имени, и его главной героиней является африканка – жена могущественного вождя, которая отличалась удивительной красотой. «Женщин не было меня светлее, я браслетов не снимала с рук. И янтарь всегда висел на шее», именно так описывает себя знойная красавица. Ее ждала вполне обеспеченная и предсказуемая жизнь, почет и уважение соплеменников. Однако случилось непредвиденное – на берегу озера Чад появился таинственный незнакомец с удивительно белой кожей. «Белый воин был так строен, губы красны, взор спокоен, он был истинным вождем», — отмечает главная героиня произведения. Она влюбилась без памяти в чужестранца, который, в свою очередь, также был очарован ее красотой. В итоге пара решила совершить побег и однажды на быстрых берберийских конях покинула африканскую деревню.

Муж красавицы организовал погоню, во время которой был убит, однако это ничуть не смутило беглянку. Нежась на шкурах диких животных и утопая в шелках, она представляла себе, насколько изменится жизнь после того, как пара поселится в сказочной Франции. Но женщина не предполагала, что в руках коварного европейца она является всего лишь временной игрушкой, и ее судьба уже предрешена.

Сравнивая себя с засохшей смоковницей, у которой облетели все листья, неверная жена вождя признается: «Я ненужно-скучная любовница, словно вещь, я брошена в Марселе». Для того, чтобы найти средства к существованию, жена вождя африканского племени, когда-то не знавшая ни в чем отказа, вынуждена зарабатывать себе на жизнь танцами в дешевых портовых пивных и продавать собственное тело. Чужая страна, озлобленные люди, грязь и хаос – со всем этим вчерашняя жрица должна мириться изо дня в день. Женщина сожалеет о том, что когда-то сделала неправильный выбор, однако уже ничего не может изменить. Она готова уйти из жизни, но от самоубийства ее сдерживает лишь то, что «там, в полях неведомых, там мой муж, он ждет и не прощает». Встреча с ним для гордой африканки гораздо страшнее боли, голода, нищеты и унижений, которым она подвергается изо дня в день со стороны пьяных моряков.

Жираф (Гумилёв)

← Отказ («Царица — иль, может быть, только печальный ребенок…») Жираф
автор Николай Степанович Гумилёв (1886—1921)
Маэстро («В красном фраке с галунами…») →
← Сады моей души всегда узорны… Романтические цветы (1908), № 23 (Озеро Чад, I) Видишь, мчатся обезьяны… (Барабанный бой племени Бурну) →
← «Сады моей души всегда узорны…» Жемчуга 1910: Романтические цветы, № 82 (Озеро Чад, I) «Видишь, мчатся обезьяны…» (Барабанный бой племени Бурну) →
← Орёл Синдбада Романтические цветы (1918), № 35 Носорог →
См. Стихотворения 1907 . Источник: Н. Гумилев. Собрание сочинений в четырёх томах / Под редакцией проф. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова — Вашингтон: Изд. книжного магазина Victor Kamkin, Inc., 1962. — Т. 1. — С. 76—77.

← Отказ («Царица — иль, может быть, только печальный ребенок…») Стихотворения 1907 Маэстро («В красном фраке с галунами…») →
← Сады моей души всегда узорны… Романтические цветы (1908), № 23 (Озеро Чад, I) Видишь, мчатся обезьяны… (Барабанный бой племени Бурну) →
← «Сады моей души всегда узорны…» Жемчуга 1910: Романтические цветы, № 82 (Озеро Чад, I) «Видишь, мчатся обезьяны…» (Барабанный бой племени Бурну) →
← Орёл Синдбада Романтические цветы (1918), № 35 Носорог →

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Комментарий

Из второй книги стихов Гумилёва «Романтические цветы» (опубл. в январе 1908, Париж), посвящённой Анне Андреевне Горенко. Первоначально в книгу вошло 32 стихотворения, которые были предварительно прочитаны Валерием Яковлевичем Брюсовым. В «Романтических цветах» (1908) и «Жемчугах» (1910) — без заглавия, как первое стихотворение в цикле «Озеро Чад». Автограф первоначальной редакции, вместе со стихотворением «Отказ» — при письме к Брюсову из Парижа от 9 октября 1907 г.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Стихотворения Гумилева об Африке «Жираф» и «Озеро Чад»

Акмеизм — стиль, придуманный и основанный Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими словами. сам Гумилев очень критически относился к своим стихам, работал над формой и над содержанием. Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке, Турции, востоку. Впечатления от путешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах. В его стихах звучит и музыка заморских стран, и песни России, и смех и слезы любви, и трубы войны. Одни из самых прекрасных стихотворений об Африке — это « Жираф» и « Озеро Чад». «Жираф» — это изысканная музыка «таинственных стран». Все стихотворение особенное:

  • Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
  • И руки особенно тонки, колени обняв.
  • Послушай : далеко, далеко на озере Чад
  • Изысканный ходит жираф.

И начинается особенно таинственная и грустная сказка « про чер-ную деву, про страсть молодого вождя, . . . перо тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав . . .» Потрясает описание жирафа:

  • Ему грациозная стройность и нега дана,
  • И шкуру его украшает волшебный узор,
  • С которым равняться осмелится толь луна,
  • Дробясь и качаясь на влаге широких озер. . . необычные сравнения:
  • Вдали он подобен цветным парусам корабля,
  • И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней. И вот еще одна таинственная сказка : « Озеро Чад». Она похожа на любовный роман в стихах. Сюжет его банален и грустен, но язык стихотворения придает ему красоту и необычайность:

  • На таинственном озере Чад
  • Посреди вековых баобабов
  • Вырезные фигурки стремят
  • На заре величавых арабов.
  • По лесистым его берегам
  • И в горах, у зеленых подножий
  • Поклоняются странным богам
  • Дев-жрицы с эбеновой кожей.

Таинственное озеро, величавые арабов, странные боги, девы-жрицы — все это создает загадочную и величественную атмосферу, в которую погружается читатель. Вот он видит прекрасную пару: дочь властительного Чада и ее мужа — могучего вождя, и красивого, но лицемерного европейца. Он видит красивый, простой мир Чада и «цивилизованный» грустный мир Европы, где кабаки, пьяные матросы и грязная жизнь. «Озеро Чад» не очень большое стихотворение, но написано оно столь ярким и выразительным языком, что перед нами проходит целая жизнь . . .

Гумилев пережил первую мировую войну. В своих стихах он показал бессмысленность этой войны, которая принесла только горе, траур в города и села, печальную, песню заупокойных . . . Интересны сравнения войны и мирными образами:

  • Как собака на цепи тяжелой,
  • Тявкает за лесом пулемет,
  • И жужжат пули, словно пчелы,
  • Собирая ярко-красный мед.
  • А «ура» вдали — как будто пенье
  • Трудные день окончивших жнецов.

Поэт говорит, что перед богом равны как воюющие люди, так и мирное люди :

  • Их сердца горят перед тобою,
  • Восковыми свечками горят.

«Зачем, для чего война, во имя чего?» — спрашивает Гумилев. Да, кому-то она приносит славу, титулы, удачи. Но

  • . . . сосчитают ли потопленных
  • Во время трудных переправ,
  • Забытых на полях потоптанных
  • И громких в летописях слав?
  • Иль зори будущие ясные
  • Увидят такими как встарь
  • Огромные гвоздики красные
  • И на гвоздиках спит дикарь?

Так не лучше ли прекратить истреблять друг друга, а обняться и сказать «Милый, вот, прими мой братский поцелуй!» Стихи Гумилева о войне — это труба протеста всех мирных людей против насилия, гневная ода против бессмысленных убийств. О музыке гумилевских стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Гумилева — это вся его жизнь, занятая поисками красоты. Стихи его отразили «не только искание красоты, но и красоту исканий».

Мир волнующий и странный…

Уроки по творчеству Николая Гумилёва

Известна истина: писатель на уроке литературы должен научить ребят больше, чем сам учитель. В жизни и личности художника можно найти много моментов, которые заинтересуют ребят и даже будут восприняты как пример для подражания. Особенно если речь идёт о путешественнике, поэте, воине, аристократе духа, эстете, книжнике — Николае Степановиче Гумилёве.

Знакомство с творчеством поэта начинается в 6-м классе. Здесь проведём два урока:

— Стихотворение «Жираф». Страницы биографии Н.Гумилёва;

— Стихотворение «Змей» и былинные мотивы русской поэзии. Художественное своеобразие стихотворения «Сказочное».

Вторая встреча с Гумилёвым происходит в 7-м классе, когда читается стихотворение «Капитаны».

При желании возможно продолжение диалога с поэтом и в 9-м классе — можно прочитать стихотворения «Сады моей души…», «Она», «Война».

Таким образом мы готовим серьёзное изучение творчества Гумилёва в 11-м классе.

Р азговор на первом уроке в 6-м классе начнёт учитель.

— Ребята, вы любите путешествовать? Вот мы и отправимся в дальние дали вместе с поэтом Николаем Степановичем Гумилёвым, мечтавшим создать “учебник географии в стихах”. Вы хотели бы заниматься по такому учебнику? Написать его Гумилёв, увы, не успел, а стихи о дальних странах нам оставил…

А теперь в дорогу, на озеро Чад, где “изысканный бродит жираф”.

Читается стихотворение «Жираф». Вопросы для беседы по стихотворению.

— Вы видели когда-нибудь жирафа? Сравните свои впечатления с теми, которые возникли у автора стихотворения.

— Какие образы в стихотворении Гумилёва вас поразили, остались в памяти?

— Почему поэту видится столь грациозный, “изысканный”, с “волшебным узором” на шкуре, экзотический жираф?

— Каким, по-вашему, должен быть человек, заселивший образами экзотических животных “весёлые сказки таинственных стран”?

Далее учитель рассказывает о жизни Гумилёва. Цель этого рассказа не в том, чтобы сообщить множество дат и фактов, а в том, чтобы заинтересовать ребят личностью поэта, заинтриговать их. (Ученики по ходу рассказа ведут в тетрадях краткие записи.)

Вот некоторые опорные точки рассказа (для подготовки к нему можно использовать недавно вышедшие книги: Полушин В. Николай Гумилёв: Жизнь расстрелянного поэта. М.: Молодая гвардия, 2006 (Жизнь замечательных людей); Высотский О. Николай Гумилёв глазами сына. — Воспоминания современников о Гумилёве. М.: Молодая гвардия, 2004. См. рецензию на с. 44.).

• Родился 3/15 апреля 1886 года в Кронштадте, в семье врача.

• Шторм в день рождения (“Бурная жизнь ждёт ребёнка”, — предрекла нянька).

• Научился читать и писать к пяти годам. Увлекался географией и биологией, мечтал о путешествиях, зачитывался Майн Ридом и Жюлем Верном.

• Все годы юности он “лепил себя”: будучи слабым и болезненным — закалялся, будучи неуверенным в себе — всегда верховодил в компании сверстников. Он везде должен был стать первым.

• 1905 год — опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».

• 1906–1908 годы — жизнь в Париже. Занятия в Сорбонне.

• 1908, 1909, 1910, 1912, 1913-й — годы путешествий: Синоп, Константинополь, Египет, Абиссиния, Италия.

• 1914–1915 годы — мировая война. Гумилёв — воин. Он убеждён: смысл человеческой жизни в служении Родине. Здесь, на войне, всё делается серьёзно, искренне, без фальши. За боевые отличия награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

• 1916 год — получает чин прапорщика.

• 1917 год — награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. По службе находится в составе российских войск во Франции.

• 1918 год — возвращается в Россию.

• 1918–1921 годы — ведёт активную литературно-общественную деятельность. 3 августа 1921 года арестован сотрудниками Петроградской ЧК как участник так называемого “таганцевского заговора”. 25 августа — расстрелян по решению президиума Петроградской ЧК на основании ложного обвинения в причастности к контрреволюционной организации. Место его убийства до сих пор точно не установлено.

Расстрелян за то, что не донёс властям о заговоре. По сути, был убит за то, что до конца остался честным человеком, порядочным гражданином своей страны.

Мы будем знакомиться со стихотворениями Гумилёва, которые не впрямую, но расскажут многое об этом человеке.

Затем читается стихотворение «Змей». Вот некоторые вопросы, по которым можно построить беседу.

— Какое впечатление произвели на вас эти строки?

— Объясните смысл названия произведения. Почему оно не названо, например, «Вольга»?

— Каков жанр этого произведения?

— Объясните смысл последнего четверостишия.

— Почему русские девушки предпочитают смерть неволе в чертогах змея?

— Объясните смысл первого четверостишия и его значение в стихотворении.

— Как бы вы сформулировали идею этого произведения?

Перед нами баллада, включающая в себя традиционный русский былинный мотив о Змее, похищающем русских девушек. В центре баллады монолог — сетование Змея, не понимающего, отчего они предпочитают смерть неволе. Патриотическое звучание русских былин усиливается в балладе тем, что рассказ вложен в уста Змея, а богатырские мотивы мы вспомним, читая последнее четверостишие, в котором появляется образ былинного богатыря Вольги Святославовича, выступающего против Змея.

Чтение стихотворения «Сказочное» нужно обязательно сопроводить разбором непонятных слов. Вопросы для беседы могут быть примерно такими.

— Почему стихотворению дано такое название?

— На чью поэму-сказку оно похоже?

— Что, по-вашему, олицетворяет Медведица-ночь?

— Каков жанр этого произведения? Почему вы так решили?

— Назовите основные тропы, используемые в стихотворении.

— Начертите ритмическую схему этого стихотворения.

— Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Предложенная работа скорее всего растянется на два урока, особенно в классе, где удалось создать особую, интригующую атмосферу (стихотворения Гумилёва к этому располагают). Если же в распоряжении учителя только один учебный час, то он может самостоятельно сократить отдельные элементы описанной нами линии. Так или иначе, но в конце последнего урока предложим ученикам написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю себе автора прочитанных нами стихотворений? Что меня привлекает в его поэзии?»

Вот строки из сочинений учащихся.

“Мне кажется, что поэзия Н.Гумилёва отличается особой сказочной красотой, красочностью и образностью. Все его сборники читаются на одном дыхании и запоминаются легко и быстро. Мне они нравятся уже давно… Старинные замки, заколдованные страны, волшебники и чудовища теперь поселились в моей голове” (Наташа Н.).

“В Н.Гумилёве я увидела человека романтического, с удивительной фантазией. Поэт способен из обыденного, повседневного сделать нечто прекрасное, чудесное, стоящее внимания. Например, жираф с озера Чад. Обыкновенного жирафа он описал как чудо природы” (Кристина И.).

“Я считаю, что Гумилёв — своеобразный поэт. Он может сказочно и красиво описать предмет, каждое его слово имеет глубокий смысл. В словах Анны Ахматовой: «Гумилёв — поэт ещё не прочитанный…» — подразумевается, что каждый раз, когда мы перечитываем его произведения, мы открываем для себя что-то новое” (Тимур А.).

П родолжится знакомство с поэзией Николая Гумилёва в 7-м классе. Ребята знакомятся с циклом «Капитаны». Целесообразно провести эту работу после чтения «Тараса Бульбы»: здесь появляется не только возможность “переключиться”, “отдохнуть” от прозы, но и увидеть преемственность в изображении героического, романтического характера. Поэтому и начинаем разговор с обсуждения понятия “герой”, а потом задаём вопрос:

— Как удалось поэту создать характер сильный, исключительный, героический?

Хорошо, если первое стихотворение цикла учитель прочтёт наизусть. После первого чтения следует задание:

— Найдите и выпишите в тетрадь трудные для понимания слова.

В тетрадях могут появиться такие записи.

Мальстрем — опасное течение (перешло в нарицательное из имени собственного).

Хартия — здесь: старинный документ.

Дерзостный — дерзкий, бросающий вызов.

Ботфорты — высокие сапоги с отворотами.

Брабантские манжеты — обшивки рукавов из брабантского (по имени провинции в Бельгии) кружева.

Фелуки — парусное судно.

Фрегат — военный корабль.

Базальт — вулканическая горная порода.

После словарной работы текст читается второй раз, теперь уже учащимися.

Зададим ученикам некоторые вопросы на понимание прочитанного, на выявление их отношения к тексту:

— Какие чувства вызвало стихотворение? Можно ли сказать, что это “красивое” стихотворение? Почему?

— Вспомнились ли вам ранее прочитанные произведения поэта? Если да, то какие и почему?

— Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения? Назовите ключевые слова, через которые нам открывается этот человек.

Затем учащиеся работают в группах. Вопросы для групп.

Группа 1. Какими приёмами поэт создаёт образ моря?

Группа 2. Какими приёмами поэт создаёт образ корабля?

После выступления учащихся слово берёт учитель. Можно обратить внимание ребят на то, что поэт не придерживается стройного сюжета в рассказе о подвигах своего лирического героя: перед нами как бы мозаика, несколько ярких, необычных картин, эпизодов из “повседневной жизни” капитанов, что подчёркивает союз “или”. Для поэта не так уж важно, какие именно опасности поджидают его лирического героя на избранном им дерзостном пути, — важно то, что они серьёзны, и то, как капитан встречает их. Ситуации, как бы случайно выбранные поэтом, изображают героя как исключительную личность, характер романтический — и в момент атаки “на вражьи фелуки”, и в погоне за исполинскими китами, и во время бунта, когда капитан остаётся один на один с разъярённой командой посреди моря.

Главную роль в создании образа поэт отводит не только и не столько рассказу о подвигах своего героя, сколько портрету, эпитетам, метафоре, позволяющим изобразить и “безумствующее море”, и “клочья пены”, и капитана. Важно и сопоставление двух миров (“пыль затерянных хартий” и “соль моря”), каждый из которых получает авторскую оценку. Важен и риторический вопрос в финале стихотворения (“Разве трусам даны эти руки?”), ответ на который не вызывает сомнения.

Экзотический морской пейзаж, на фоне которого Н.С. Гумилёв изображает своих героев, как бы подчёркивает исключительность, силу характера поэтического образа.

В качестве домашнего задания можно предложить ребятам выучить наизусть это или любое другое стихотворение цикла, проиллюстрировать его или письменно ответить на вопрос: “Почему героем своего стихотворения поэт выбирает капитана, личность героическую? Попытайтесь рассуждения подкрепить фактами биографии поэта, примерами из его произведений”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: