СОДЕРЖАНИЕ
С детства всем понятно, что Александр Сергеевич Пушкин – один из величайших поэтов мира. Но наряду с этим он ещё и отличный писатель. Мне запомнилось множество его произведений – сказки, повести, рассказы, публицистические сочинения. Но наибольшее ощущение на меня произвела повесть Александра Сергеевича «Пиковая дама». Произведение было написано в 1833 году, то есть в последние годы жизни Пушкина. Последние годы поэта и прозаика прошли в тяжелой обстановке все более обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельны кругов придворной и чиновничьей аристократии. Несмотря на то, что в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, аккурат в эти годы написано произведение «Пиковая дама», а также ряд других творений.
Сразу привлекают внимательность эпиграфы автора, написанные к каждой главе и коротко отражающие их общий смысл и идею, помогающие читателям разобраться в том, для чего в произведении служит тот или другой момент, отрывок. Пушкин часто использовал эпиграфы. Эпиграф относится к числу факультативных элементов композиции литературного произведения. Именно благодаря своей необязательности эпиграф в случае его применения вечно несет важную смысловую нагрузку. Учитывая то, что эпиграф — средство авторского выражения, можно выделить два варианта его употребления в зависимости от того, присутствует ли в произведении непосредственное высказывание автора. В одном случае эпиграф будет составной частью структуры художественной речи, во втором случае — единственным элементом, не считая заглавия, прямо выражающим авторский взгляд. В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» эпиграф несет в себе выражение авторской позиции, то есть это второй вариант.
В произведении мы сталкиваемся с целой системой эпиграфов. Такая система в литературе не редкость. У Пушкина нет случайных, лишних слов. Эпиграфы произведения «Капитанская дочка» на равных правах со всеми остальными элементами текста участвуют в формировании его идейного и художественного смысла, подготавливают читателей к правильному восприятию и истолкованию «Пиковой дамы».
Главный герой «Пиковой дамы» — Герман. Мне совершенно не нравится тот самый персонаж повести — человек бережливый, расчетливый, но не имеющий никаких моральных, духовных ценностей. Чтобы достичь своей цели, он пошел на обман наивной Мун и настойчиво выведывал у беспомощной старушки графини ее карточный секрет. Герман вызывает у меня крайнюю неприязнь и презрение ещё и тем, что он идет на отпевание старой графини только из-за собственных страхов и суеверия: он не хочет, чтобы старуха являлась ему ночью. Он боится, что дух умершей графини, скончавшейся как раз после разговора с ним, Германом, будет беспокоить и мучить его.
Графиня также не вызывает у меня никаких положительных эмоций: эгоистичная старуха почему-то не хочет никому, более того собственным сыновьям и внукам, вещать комбинацию карт, приносящую удачу и страшно пугается, когда Герман заговаривает с ней об этом.
Но графиня сыграла ключевую роль в повести. Она явилась Герману пиковой дамой, потому что тот не выполнил графининого условия – не женился на Елизавете Петровне.
Так что секрет старухи все равно не помог Герману, потому что был раскрыт против ее воли.
Сочинение на тему: Отзыв на повесть Пушкина Пиковая дама
Отзыв на повесть
Всем известно, что А. С. Пушкин – один из величайших писателей в мире. Он написал немало повестей, рассказов и поэм. Светская повесть «Пиковая дама», написанная им в 1833 году, затрагивает тему непредсказуемой судьбы, фортуны и рока. Это произведение с глубоким этическим смыслом и элементами мистики основано на реальной истории, которую автор услышал от молодого князя Голицына. Когда тот проигрался в карты, его бабушка Н. П. Голицына, ставшая прототипом «пиковой дамы», поделилась с ним секретной комбинацией трех карт, которые всегда приносят выигрыш, если на них ставить поочередно три дня подряд.
А. С. Пушкин использовал этот сюжет для своей повести, придав ей социально-философский смысл. С первых страниц становится ясно, что главный герой наделен богатым воображением и природным азартом. Германн – молодой офицер, чья фамилия, в отличие от других персонажей, скрыта от читателей. Известно лишь, что у героя немецкие корни, которым он обязан рассудительностью и холодным расчетом. Несмотря на бережливость и твердость характера, Германн скорее отрицательный персонаж. Ради своих целей он готов пойти на любые уловки и пренебречь любыми моральными ценностями.
Так и происходит в случае, связанном с пожилой графиней Томской. Узнав, что она владеет секретом выигрышной комбинации в карточной игре, он использует бедную, наивную Лизавету, чтобы проникнуть в дом. Оказавшись в спальне графини, он дожидается ее и начинает умолять, чтобы она раскрыла тайну трех карт. Наткнувшись на сопротивление, он достает пистолет, чтобы напугать старуху, а у той происходит удар. Если Лизавета мучается и раскаивается в произошедшем, считая себя невольной виновницей смерти графини, то Германна не терзают никакие угрызения совести. Он, как человек суеверный, лишь боится мести старухи.
В конце повести его страхи оправдались. Однажды, явившись к нему ночью, она назвала эти три заветные карты, взамен на то, что Германн женится на Лизавете. Два дня ему везло в карты, а на третий день вместо туза выпала пиковая дама, ставшая роковой. Когда он внимательно присмотрелся, с карты на него с усмешкой глядела сама графиня. После этого случая Германн потерял рассудок и попал в Обуховскую больницу, а Лизавета все же вышла замуж, но за другого, более достойного молодого человека. Так главный герой поплатился за свою меркантильность.
Презентация на тему: Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама»
Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама»
Нет фантазии, в основе которой не лежала бы реальность. М.Горький.
Задача урока “Пиковая дама” является одним из самых интригующих произведений А.С.Пушкина, которое вызывает много вопросов и споров. Небольшая повесть с незамысловатой историей в основе, но как подан этот сюжет! Интрига в том, что в обыденную реальность врываются фантастические образы. Над тем, с какой целью Пушкин показал взаимодействие реального и фантастического миров, для чего использовал элементы фантастики, как они помогают раскрыть идею произведения, мы и будем размышлять в ходе урока.
Вопросы по тексту Откуда Германн узнал историю трёх карт? Какой была его первая реакция? Что лежало в основе его желания узнать тайну трёх карт? Кто и при каких обстоятельствах открыл Германну эту тайну? Чем закончилась его попытка разбогатеть с помощью трёх карт?
Оценки читателей и критики Повесть Пушкина “Пиковая дама” была опубликована в 1834 г. в “Библиотеке для чтения” и была хорошо принята читателями журнала. ““Пиковая дама”, – пишет П.В.Анненков, – произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем…”. Успех повести был предопределен занимательностью сюжета, в повести видели “игрецкий анекдот”, литературную безделку – не больше. Критик А.А.Краевский писал: “ “Пиковая дама” — рассказ простой, отличающийся изящностью”. Все отзывы были похвальными, но в сравнении с оценками других произведений Пушкина, отношение к “Пиковой даме” всё-таки было прохладное. Пушкина хвалили только за занимательность сюжета и изящность стиля, но тем самым упрекали в отсутствии идеи. Такая оценка отчётливо выразилась у В.Г.Белинского: “ “Пиковая дама” – собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот Но рассказ – повторяем – верх мастерства ” При такой оценке “Пиковая дама” выглядела непонятной неудачей Пушкина: в 1830 г. “энциклопедия русской жизни” роман в стихах “Евгений Онегин”, “маленькие трагедии” и “Повести Белкина”, в 1832 г. исторический роман “Дубровский”, в 1833 г. пустой “игрецкий анекдот” “Пиковая дама”, в 1836 г. гениальный роман “Капитанская дочка”. Странно, что Пушкин-прозаик во всей силе творческой зрелости вдруг написал литературную безделку. Здесь было что-то не так. Это “не так” заметили тогда же, издатель журнала О.И.Сенковский в письме Пушкину так характеризовал “Пиковую даму”: “Вы создаёте нечто новое, вы начинаете новую эпоху в литературе вы положили начало новой прозе, – можете в этом не сомневаться ”. Таким образом, прижизненная критика не могла понять, что такое “Пиковая дама” – изящный анекдот или начало новой русской прозы.
История создания “Пиковой дамы” Повесть была закончена в 1833 г., а начата летом 1828 г. Пять лет Пушкин работал над текстом. Летом 1828 г. Пушкин жил в Петербурге и там, видимо, услышал историю о княгине Н.П. Голицыной, когда-то проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся благодаря знанию трёх выигрышных карт. Как раз в то время в Петербурге шла пьеса “Тридцать лет, или Жизнь игрока”; кроме того, Пушкин сам был азартным игроком. Все эти разнородные впечатления соединились в замысел повести об игроке. Анализ сохранившихся черновиков показал, как в 1828 г. Пушкин из анекдота о княгине Голицыной пытается выстроить сюжет будущей повести, как затем в его замысле появляются следы чтения повести Бальзака “Красная гостиница”. В 1832 г. Пушкин переделывает начатую повесть, теперь уже под влиянием своего же произведения – “Медный всадник”, тогда же по аналогии появляется название “Пиковая дама”: как в одном произведении невероятным образом оживает бронзовый памятник, так в другом подмигивает дама с карточного изображения; в обоих произведениях действие развивается в Петербурге. Естественно прийти к предположению, что тема борьбы Евгения с судьбой повлияла на тему “Пиковой дамы”. Через два десятка лет, когда возможные прототипы “Пиковой дамы” забылись, повесть получила другую оценку – не игрецкий анекдот, а фантастическая повесть. Ф.М. Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: “Фантастическое, должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал “Пиковую даму” – верх искусства фантастического Вы верите, что Германн действительно имел видение…”.
Тема карт и карточной игры в «Пиковой даме» Герои «Пиковой дамы» играли в популярную в те годы карточную игру «штосс» (в XVIII веке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Правила игры очень простые. Один или несколько игроков загадывали карты в колоде, которая находилась в руках у банкомёта. Банкомёт «держал талью» или метал, то есть открывал по одной карте в колоде и поочерёдно раскладывал их слева и справа от себя. Если загаданная игроком карта выпадала слева, то выигрывал игрок, если справа, то выигрыш доставался банкомёту.В «штосс» играли на деньги. Игрок или «понтёр» (от слова «пуанта» или point — точка, указывать на что-то) называл сумму и загадывал карту и объявлял её — это называлось «играть мирандолем». Можно было «играть на руте», то есть постоянно увеличивая ставки вдвое или «играть пароли-пе», то есть увеличивая ставки в четыре раза.
При 2 или 4-кратных увеличениях ставок можно было выиграть очень большие деньги, поэтому и банкомёт и понтёры иногда прибегали к уловкам. Самая обычная хитрость — «крапленые карты», то есть имеющие чуть заметные условные отметины на крапе карт, которые, конечно, готовились заранее. Для того, чтобы шулерство было невозможно, особенно при игре на большие ставки, игроки использовали специальные правила. Они заключались в том, что игрокам подавались новые, ещё не распечатанные колоды карт: одна игроку, другая банкомету. Понтёр не просто загадывал карту, а выбирал загаданную карту и клал её рядом с собой, иногда клал крапом вверх и даже не называл её своему противнику, обычно такая карта отмечалась загибанием угла. Понтёр следил за открывающимися картами из колоды банкомёта, когда выпадала загаданная карта, он открывал свою и называл её. При таких строгих правилах шулерство было исключено.
Именно так играли Германн и Чекалинский. В первый день он поставил на карту 47 тысяч: «Германн вынул из кармана банковый билет и подал его Чекалинскому, который бегло посмотрев его, положил на Германнову карту. Он стал метать. Направо легла девятка, налево тройка. “Выиграла!” — сказал Германн, показывая свою карту. На другой день вечером он опять явился у Чекалинского. Хозяин метал. Германн подошёл к столу; понтёры тотчас дали ему место. Чекалинский ласково ему поклонился. Германн дождался новой тальи, поставил карту, положив на неё свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш. Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево. Германн открыл семерку. Все ахнули. В следующий вечер Германн явился опять у стола. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но всё улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал. Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз. “Туз выиграл!” — сказал Германн и открыл свою карту. “Дама ваша убита,” — сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в смом деле. Вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться…» (VI, 236-237).
Почему Германн проиграл? Скорее всего, в новой колоде со свежей краской Германн, найдя туз, потянул и склеившуюся с ним даму. Уверенный в своём выигрыше, он не проверил карту. Покойная графиня (независимо от того, являлась ли она ему как привидение или это был пьяный сон) не обманула, налево действительно выпал туз. Следовательно, Германн проиграл случайно?
Характеристика образа Германна Раскрывая психологию главного героя с помощью фантастики, Пушкин показывает всю низость Германна, глубину его морального падения, ведь даже появление призрака не заставило героя раскаяться. Одержимость какой-либо идеей может привести к необдуманным поступкам и трагическим последствиям.
Мефистофель – тот, кто вечно хочет зла
Поединок с Лизаветой Ивановной Поединок с графиней Поединок с судьбой Нравственноепоражениегероя
Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» в театре и музыке
Андреев Павел Захарович в роли Томского Артист снят в сцене из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», Автор фотографии: Фишер К.А., фотограф Императорского Университета и театров. Фото: 1912 г.
Давыдов Александр Михайлович в роли Германа Артист снят в сцене из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Фото: до 1904 г.
Долинин Евгений Иванович в роли Германа Артист снят в сцене из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». фото: до 1904 г.
Розанов Александр Ильич Сцена из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Автор фотографии: Марков Д. (Киев). Фото: до 1904 г.
Смирнов Дмитрий Алексеевич в роли Германа Артист снят в сцене из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Автор фотографии: Быстров Д.И., фотограф Государственных театров. Фото: 1917 г.
Черкасская Мария Борисовна в роли Лизы Артистка предположительно снята в сцене из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Фото: до 1904 г.
Чайковский. Пушкин «Пиковая дама». Автор гравюры — мастер графического искусства Михаил Иванович Поляков (1903-1978) Внешний контур композиции образует голову старухи-графини с крючковатым носом и острым подбородком, обращенную в профиль влево. Внутри этого изображения представлены различные сцены и персонажи из «Пиковой дамы»
Опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» «Пиковая дама» П.И. Чайковского — опера в 3 действиях, 7 картинах. Была заказана композитору дирекцией императорских театров. Опера была написана в эскизах в течение 44 дней во Флоренции в 1890. Сюжет заимствован из одноименной повести Пушкина. Либретто написано братом композитора М.И.Чайковским, при участии самого П.И.Чайковского. Первое исполнение состоялось 7 декабря 1890 в Петербурге на сцене Мариинского театра. Сам композитор активно участвовал в его подготовке. Дирижер Э.Ф.Направник. Режиссер Г.П.Кондратьев. Танцы и интермедия поставлены М.Петипа. Все новое, сравнительно с Пушкиным, в сюжете, по отзыву либреттиста оперы, заключается в перенесении времени действия в эпоху Екатерины II и введение любовно-драматического элемента. Чайковский превратил Германа из честолюбивого игрока с «душой Мефистофеля» в бедного офицера, вызывающего скорее сочувствие, чем осуждение. Лиза превращена из бедной воспитанницы во внучку старой графини. Толкуя по-своему пушкинскую повесть, Чайковский одновременно укрупнил ее. Особенностью оперы является то обстоятельство, что главный герой ее, Герман, присутствует на сцене и поет во всех семи картинах оперы, что требовало от певца высокого мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечательного русского тенора Н.Н.Фигнера, который и стал ее первым исполнителем. Чайковский очень любил и высоко ценил свою оперу «Пиковая дама», называя ее шедевром.
Сочинение Отзыв на повесть Пушкина «Пиковая дама»
С детства всем известно, что Александр Сергеевич Пушкин – один из величайших поэтов мира. Но наряду с этим он еще и замечательный писатель. Мне запомнилось множество его произведений – сказки, повести, рассказы, публицистические сочинения. Но наибольшее впечатление на меня произвела повесть Александра Сергеевича «Пиковая дама». Произведение было написано в 1833 году, то есть в последние годы жизни Пушкина. Последние годы поэта и прозаика прошли в тяжелой обстановке все более обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельны кругов придворной и чиновничьей аристократии. Несмотря на то, что в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в эти годы написано произведение «Пиковая дама», а также ряд других творений.
Сразу привлекают внимание эпиграфы автора, написанные к каждой главе и коротко отражающие их общий смысл и идею, помогающие читателям разобраться в том, для чего в произведении служит тот или иной эпизод, отрывок. Пушкин часто использовал эпиграфы. Эпиграф относится к числу факультативных элементов композиции литературного произведения. Именно благодаря своей необязательности эпиграф в случае его применения всегда несет важную смысловую нагрузку. Учитывая то, что эпиграф — средство авторского выражения, можно выделить два варианта его употребления в зависимости от того, присутствует ли в произведении непосредственное высказывание автора. В одном случае эпиграф будет составной частью структуры художественной речи, во втором случае — единственным элементом, не считая заглавия, явно выражающим авторский взгляд. В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» эпиграф несет в себе выражение авторской позиции, то есть это второй вариант.
В произведении мы сталкиваемся с целой системой эпиграфов. Такая система в литературе не редкость. У Пушкина нет случайных, лишних слов. Эпиграфы произведения «Капитанская дочка» на равных правах со всеми остальными элементами текста участвуют в формировании его идейного и художественного смысла, подготавливают читателей к правильному восприятию и истолкованию «Пиковой дамы».
Главный герой «Пиковой дамы» — Герман. Мне совершенно не нравится этот персонаж повести — человек бережливый, расчетливый, но не имеющий никаких моральных, духовных ценностей. Чтобы достичь своей цели, он пошел на обман наивной Мун и настойчиво выведывал у беспомощной старушки графини ее карточный секрет. Герман вызывает у меня крайнюю неприязнь и презрение еще и тем, что он идет на отпевание старой графини только из-за собственных страхов и суеверия: он не хочет, чтобы старуха являлась ему ночью. Он боится, что дух умершей графини, скончавшейся как раз после разговора с ним, Германом, будет беспокоить и мучить его.
Графиня также не вызывает у меня никаких положительных эмоций: эгоистичная старуха почему-то не хочет никому, даже собственным сыновьям и внукам, говорить комбинацию карт, приносящую удачу и страшно пугается, когда Герман заговаривает с ней об этом.
Но графиня сыграла ключевую роль в повести. Она явилась Герману пиковой дамой, потому что тот не выполнил графининого условия – не женился на Елизавете Петровне.
Так что секрет старухи все равно не помог Герману, потому что был раскрыт против ее воли. .