Отцы и — дети

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причём её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошён. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведёт их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»

Аркадию кажется, что он влюблён в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у неё.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушённое Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалёку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль — нелепость; ну, а с практической точки зрения — это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них — чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстаётся с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчён, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то тёмном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

В 1859 году к помещику Кирсанову Николаю Петровичу приезжает после окончания университета его сын Аркадий, воспитанию которого он уделял большое внимание после безвременной кончины супруги. Приезжает Аркадий не один, а вместе с высоким некрасивым и самоуверенным начинающим доктором Евгением Васильевичем Базаровым.

Николаю Петровичу неловко, поскольку при нем живет девушка Фенечка, у которой от барина ребенок уже имеется. Старшему брату отца Павлу Петровичу Базаров сразу не понравился, поскольку он везде ищет практическую пользу, а искусство не признает. Свое поколение Базаров считает таковым, что должно расчистить, но никак не созидать.

Взгляды и поведение Базарова Павла Петровича раздражают. Аркадий, чтобы как-то примирить дядьку и друга рассказывает Базарову историю жизни дядьки: многообещающий офицер из-за страсти к светской львице княгине Р. испытал опустошение, теперь женщинам не доверяет и постоянно отговаривает брата от женитьбы на Фенечке.

Аркадий с Базаровым ездят по друзьям, которых откровенно презирают. Аркадий познакомил Базаровас красивой молодой вдовой Одинцовой, за счет которой Базаров хочет поживиться. Друзья гостят у Одинцовой и знакомятся с ее младшей сестрой Катей.

Базаров и не ожидал, что влюбится в Одинцову, но когда объяснился с ней, то услышал, что ей лучше, когда спокойно. Базаров не хочет быть рабом своей страсти, поэтому едет к своему отцу, уездному лекарю, но там ему скучно и он возвращается к Кирсановым. Там он от жары и скуки целует Фенечку. Это видит Павел Петрович и вызывает на поединок. Базаров немного ранил противника и дал ему первую помощь. От Кирсанова скрыли причину дуэли. Он оправдывает обоих дуэлянтов. Павел Петрович теперь ратует за женитьбу брата на Фенечке. Аркадий сошелся с Катей. А вот Базаров им чужой. Потеряв надежду на взаимность Одинцовой, Базаров уезжает к родителям. Сначала пробует работать, потом говорить с мужиками. Практикуясь на трупе больного тифом, ранится и получает заражение, от чего умирает.

Через 6 месяцев Аркадий и Катя и Николай Петрович с Фенечкой обвенчались, но выглядело все как-то искусственно. Аркадий стал отцом и хозяином. Его деятельность приносить большой доход. Павел Петрович живет в Дрездене.

Дело Базарова продолжает его ученик Ситников. Он женился на княжне, которая им как хочет помыкает, и работает в темном журнальчике. Могилу Базарова проведывают только старички, плачут и молятся. На могильном холмике цветы свидетельствуют о вечной жизни.

Отцы и дети афоризмы

Posted by author | Ноя 11, 2011 | Афоризмы | 0 |

Отцы и дети афоризмы

Где есть мужчина, может быть и ребенок. (отцы и дети афоризмы)

Будь мой отец посмелее, я был бы на три года старше. (отцы и дети афоризмы)

Одно неловкое движение, и вы отец.

Ребенок — самое действенное орудие женского террора.

Этот труд я посвящаю своей дочери Леоноре, без деятельного участия и ободрения которой книга была бы написана вдвое быстрее.

Теперь я мог бы наконец позволить себе все то, чего я был лишен в детстве, — если бы у меня не было детей.

Если сын перерастает отца, отец донашивает ста­рые брюки сына.

Легче отцу иметь детей, чем детям — отца.

Плохо иметь отцом блудного сына.

Многие сынишки пошли бы по стопам отцов, если бы не боялись, что их застукают за этим занятием.

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превраща­ются в пороки детей.

Даже дьявол у себя в аду хотел бы иметь вежливых и послушных ангелочков.

Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне ис­полнился двадцать один год, я был изумлен, насколь­ко этот старый человек поумнел за последние семь лет.

Отцовские и сыновние чувства различны: отец пи­тает любовь к сыну; сын питает любовь к памяти отца.

Неизвестный англичанин (XVIII в.)

Я могу управлять Соединенными Штатами и могу управлять своей дочерью Эйлис, но я не могу делать то и другое одновременно.

Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежден­ный, что его отец обычно бывает не прав.

Когда дети ставили отца в тупик, он отправлял их в угол.

Если вы хотите влиять на ребенка, постарайтесь не оказаться его отцом.

Отцов не должно быть ни видно, ни слышно. Толь­ко на этой основе можно построить прочную семью.

Самое неподходящее время становиться отцом — за восемнадцать лет до начала войны.

Лучшее, что отец может сделать для своих детей, — это любить их мать.

икогда не поднимай руку на своего ребенка. Ты оставляешь незащищенным пах.

Никогда не отмечай сходства детей с их отцом: это может вызвать неприятное изумление. (отцы и дети афоризмы)

Помни: рано или поздно твой сын последует твое­му примеру, а не твоим советам. (отцы и дети афоризмы)

ОТЦЫ И ДЕТИ

События, описанные в романе, происходят летом 1859 г., когда в стране четко проявились две тенденции, две точки зрения на дальнейшие пути развития русского общества и, в частности, на крестьянский вопрос (см. крестьянин). Первой — дворянской (см. дворянин) реформистской — придерживались люди старшего поколения, а вторая — революционная — разделялась молодым поколением интеллигенции, так называемыми разночинцами (см. чин). Разрыв «отцов» и «детей», как людей не только разных поколений, но и разных убеждений, — главная тема романа И.С. Тургенева.
Место действия — губернский город и поместья отца Базарова и его соседей — Кирсановых и Одинцовой. Там проходят встречи героев романа, каждая из которых — диалог героев, «отцов» и «детей», полемика по вечным и актуальным вопросам жизни русского общества. Символом идейного противостояния героев становится спор о ценностях и нормах жизни между нигилистом Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, олицетворяющим изысканность и снобизм уходящей дворянской культуры.
Главный герой романа Евгений Базаров — представитель новой разночинно-демократической интеллигенции 60-х гг., называющий себя нигилистом, то есть человеком, который отрицает основы современного ему общественного устройства, отвергает любые авторитеты, не признает восхищения искусством и красотами природы, объясняет человеческие чувства лишь с точки зрения физиологии. Он буквально крушит старый мир во всех его проявлениях. Его четкие логические построения грубы и резки, но интересны, порой даже афористичны. В начале романа Базаров — гордый, уверенный в своей правоте и в своих силах естествоиспытатель. Но развернувшиеся события, серьезные жизненные испытания, в том числе безответная любовь к Анне Сергеевне Одинцовой, заставляют его усомниться в истинности многих своих взглядов. В конце концов, он оказывается в одиночестве и, заразившись трупным ядом во время анатомического сеанса, умирает, оставляя несчастными своих старых родителей.
В романе «Отцы и дети» наиболее ярко и остро отражены социально-нравственные коллизии, назревавшие в русском обществе накануне отмены крепостного права. После его публикации Тургенев стал восприниматься многими как идеолог нового поколения молодежи. В то же время роман вызвал к себе критическое отношение как в среде либерально настроенного дворянства, считавшего, что аморальный нигилист не может быть литературным героем, так и в демократических кругах, которые сочли Базарова злобной карикатурой на молодое поколение. Сложность, неоднозначность образа Базарова вызывает споры и различные трактовки до сих пор.
Роман «Отцы и дети» постоянно входит в школьные (см. школа) программы по русской литературе.
Название романа «Отцы и дети» стало крылатым выражением, обозначающим вечный конфликт старого и молодого поколений.
И.С. Тургенев. Акварель К. Горбунова. 1848 г.:

В.Г. Белинский. Литография В. Тимона по рисунку К. Горбунова. 1843 г.:

Иллюстрация к роману. Базаров. Художник К. Рудаков. 1948–1949 гг.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое «ОТЦЫ И ДЕТИ» в других словарях:

Отцы и дети — Название романа (1862) И. С. Тургенева (1818 1883), ставшее синонимом конфликта двух поколений. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003. Отцы и дети … Словарь крылатых слов и выражений

ОТЦЫ И ДЕТИ — Где есть мужчина, может быть и ребенок. Магдалена Самозванец Будь мой отец посмелее, я был бы на три года старше. Марсель Ашар Одно неловкое движение, и вы отец. Михаил Жванецкий Ребенок самое действенное орудие женского террора. Веслав Сенкевич… … Сводная энциклопедия афоризмов

Отцы и дети — У этого термина существуют и другие значения, см. Отцы и дети (значения). Отцы и дети Отцы и Дѣти … Википедия

Отцы и дети — Публ., Разг. иногда Шутл. О конфликтах между представителями старого и молодого поколения. /em> Название романа И. С. Тургенева (1862 г.). БМС 1998, 425 … Большой словарь русских поговорок

ОТЦЫ И ДЕТИ — 1958, 103 мин., цв. жанр: драма. реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская, сц. Александр Витов (Александр Витензон), Наталья Рашевская (по одноименному роману Ивана Тургенева), опер. Анатолий Назаров, худ. Игорь Вускович, комп. Венедикт… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Отцы и дети — крыл. сл. Заглавие романа И. С. Тургенева (1862), ставшее в XIX веке синонимом розни двух поколений старого и молодого … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Отцы и дети (значения) — Отцы и дети: Отцы и дети роман Тургенева Отцы и дети (фильм, 1957) Отцы и дети (фильм, 1958) Отцы и дети (фильм, 1983) Отцы и дети (фильм, 1992) Отцы и дети (фильм, 2008) Отцы и дети (РПА) … Википедия

Отцы и дети (фильм — Отцы и дети (фильм, 2008) Отцы и дети Постер фильма Жанр драма Режиссёр Авдотья Смирнова Автор сценария И. С. Тургенев Авдотья Смирнова Алекса … Википедия

Отцы и дети (роман) — Отцы и дети Жанр: роман Автор: Иван Тургенев Язык оригинала: Русский Год написания: 1860 1861 Публикация: 1862 … Википедия

Отцы и дети (телесериал, 2008) — Отцы и дети (сериал) год 2008 страна Россия режиссер Авдотья Смирнова сценарий Авдотья Смирнова, Александр Адабашьян (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») оператор Юрий Райский жанр драма премьера (РФ)12 октября 2008 релиз на DVD16 октября… … Википедия

Отцы и дети

Знаменитое произведение Ивана Тургенева Отцы и дети не осталось без внимания и нашло свое применение не только в литературном пространстве, но и в кинематографе. Проблема отцов и детей является актуальной и до сих пор. Конфликт поколений, убеждений, взглядов на жизнь порождает новые проблемы. Родители не могут понять своих детей, а дети не считаются с истинами правильного социально-политического устройства. Узнать о настоящих ценностях поможет кинолента. В ней можно прочувствовать то, что волнует многих.

Говорить о взаимоотношениях можно вечно. Фильм, снятый по одноименному роману, скажет обо всем четко и с расстановками. В нем мы встретим тех же героев со своими установками и позициями. Самым выраженным моментом в ленте является конфликт Базарова с родителями. В глаза сразу же бросается контрастность и ожидание того, когда случится развязка. Фильм не может показать все действия, происходящие в книге, но самое главное в нем присутствует. В картине мы можем увидеть яркие декорации, красивые наряды, балы и вальсы, господствующие в то время.

Отцы и дети показывают нам традиции и обычаи. Экранизации очень часто подвергаются критике. Очень трудно снять фильм, который будет полностью совпадать с книгой. Режиссерам данной картины это удалось. Художественный фильм порадовал игрой актеров и достоверностью. В нем можно явно обнаружить сходства с произведением великого классика. Кино имеет высокие рейтинги и входит в список самых посещаемых фильмом СССР. Это и не является удивительным, ведь фильм действительно заслуживает просмотра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: