Программа по литературе за 9 класс

Школьный курс литературы в 9 классе посвящен краткому изучению истории русской литературы. Изучение производится в рамках существующих исторических периодов.

Начинается изучение с древнерусской литературы, а далее, начиная с 18 века, изучаются русские писатели и поэты, творчество которых приходится на этот период. Кроме того, рассматриваются направления литературы присущие данному времени.

18 век: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин.

Начало 19 века (золотой век литературы): В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Грибоедов, А.С, Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.

Середина 19 века: А.Н. Островский, Н.А, Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.

Конец 19 века: А.П. Чехов, А.А. Фет. Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, Ф.И. Тютчев.

Начало 20 века: А.И. Куприн, И.А. Бунин, М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А, Ахматова, М.И. Цветаева, А.Т, Твардовский, А.П. Платонов.

Вторая половина 20 века: А.И, Солженицын, В.Т. Шаламов, В.М. Шукшин, В. Маканин, Т.Н. Толстая, Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Искандер, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий.

  • Ниже представлен список тем школьной программы по литературе за 9 класс. Все темы написаны репетиторами по литературе, которые знаю, как подать материал.

Темы школьной программы 9 класс Литература:

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Материалы школьной программы по литературе за 8 класс
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМатериалы школьной программы по литературе за 10 класс

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Белинский о Пушкине

В период работы в «Отечественных записках» Виссарион Белинский создал довольно много крупных работ. В полной мере синтез его эстетических и исторических воззрений на творчество воплотился в цикле из 11 статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи публиковались в «Отечественных записках» с 1843 по 1846 год.

Они появились как своеобразный ответ на посмертное издание собрания сочинений Александра Пушкина.

Цикл являет собой фундаментальный труд, охватывающий историю развития русской литературы, начиная от первых оригинальных работ Ломоносова и заканчивая подробным анализом творчества Пушкина. Наряду с этим критик дает ответы на ряд важнейших теоретических вопросов литературы^

  • размышляя над сутью пафоса художественного произведения,
  • задаваясь проблемами реализма и народности.

Литературные предшественники Пушкина

Для того чтобы перейти к анализу творчества великого русского поэта, Белинскому пришлось перекинуть мост из одной эпохи в другую, подробно разобрать творчество предшественников Пушкина –

В первых трех статьях Белинский говорил о развитии всей русской литературы, особенно подробно останавливаясь на творчестве Жуковского и Батюшкова.

В творчестве Жуковского он видел не только романтические, но и сентиментальные черты. Белинский охарактеризовал романтизм не столько как литературное направление, сколько как систему мировоззрения.

В Батюшкове критик видел непосредственного предшественника Пушкина.

«Что Жуковский сделал для содержания русской поэзии, то Батюшков сделал для ее формы: первый вдохнул в нее душу живу, второй дал ей красоту идеальной формы», – резюмировал критик.

И только начиная с четвертой статьи, автор переходит непосредственно к Пушкину.

Пушкинский пафос и метод поэт

В четвертной и пятой статьях о Пушкине Белинский размышляет об общих положениях творческого метода Пушкина, дает анализ лирических произведениях Пушкина.

Первая часть пятой статья о поэте посвящена проблемам критики. Вторая вводит понятие «пафоса», исследование которого, по мысли Белинского, является первейшей задачей критики.

Критик писал, что

пафос – это «осердеченная» идея, то есть, та идея, которая лежит в канве всего произведения, объединяя интеллектуальное и эмоциональное начала. Пафос является своеобразным катализатором творческого процесса.

Кроме того, чем ярче в пафосе проявляется дух времени, слитый с творческой индивидуальностью автора, тем больше значение для общества приобретает художник.

Белинский подчеркивал «аристократичность» пафоса Пушкина.

Если до Пушкина основной пафос творчества художников был обличительный, наставнический или романтический, то основным пафосом творчества Пушкина является художественность.

Поэзия Пушкина, по мысли автора, имеет ценность сама по себе, она не призвана учить или обличать.

«Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию как искусство, как художество».

Пушкинскому пафосу критик противопоставлял гоголевский, поскольку Гоголь является для него художником более социальным и отвечающим запросам современного общества.

Анализ поэм Пушкина у Белинского

Шестую и седьмую статьи критик посвятил поэмам Пушкина. Давая оценку «Руслану и Людмиле», он значительную часть материала отвел под описание журнальной полемики, возникшей после публикации поэмы, и ее историко-литературному значению, чем анализу художественной стороны текста.

При этом критик находится на стороне тех, кого новое творение Пушкина восхитило:

«В этой поэме все было ново: и стих, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами».

Критик отмечал зрелость пушкинской поэмы и с восторгом цитировал лучшие стилистические находки молодого Пушкина, находя, однако, и определенные недостатки формы.

Поэма «Кавказский пленник» подверглась менее подробному анализу, поскольку Белинский счел ее еще «ученической». Однако, рассматривая образ Пленника, он находит в нем типические черты современника (впоследствии критика окрестит подобных людей «лишними»).

«Бахчисарайский фонтан» также был высоко оценен автором статьи, увидевшим в «восточной поэме» несравненный прогресс по сравнению с «кавказскими».

«Это произведение зрелого ума», – так писал критик.

Он подчеркнул и новизну тематики, и прекрасный язык Пушкина, отметив психологическую глубину поэмы, равную целому роману.

При характеристике «Цыган» автор больше внимания уделил этическим аспектам поэмы, размышляя над тем, что такое ревность. Он приходит к выводу, что ревность может преодолеть только истинно нравственный человек, и говорит, каким должно было быть поведение Алеко, если бы он соответствовал этим критериям.

Последние статьи Белинского о Пушкине

Парадоксальным оказалось восприятие Белинским трагедии Пушкина «Борис Годунов» (десятая статья). Прекрасно зная эпоху Смутного времени, он дал оценку трагедии с точки зрения соответствия ее историзму. В частности, он высказал недовольство главным героем драмы, получившимся, по мнению критика, далеко не яркой личностью.

«А может ли существовать драма без сильного развития индивидуальностей и личностей?»

Исходя из этого, он характеризовал «Бориса Годунова» только как «драматическую хронику», но отнюдь не как трагедию.

Однако это не мешало ему восхищаться основной мыслью, высказанной в «Годунове». Белинский акцентировал внимание на роли народа в истории, особенно подчеркивая, как велика вышла роль народа в трагедии.

«Народ – еще одно действующее лицо»,

– фактически к такому выводу пришел критик.

О заключительной сцене, являющейся центром всей трагедии, он пишет:

«Превосходно окончание… Это – последнее слово трагедии, заключающее в себе глубокую черту, достойную Шекспира… В этом безмолвии народа слышен страшный, трагический голос новой Немезиды, изрекающей суд свой…»

Заключительная статья о Пушкине писалась Белинским в спешке, когда он уже собрался покинуть «Отечественные записки», поэтому она более фрагментарна и эмоциональна. Зачастую критик не до конца объективен, находясь под большим воздействием произведений Пушкина, и излишне эмоционален. Однако это не помешало ему дать глубокий и всесторонний анализ «маленьких трагедий», сказок и повестей Пушкина.

Главной проблемой «Медного всадника» критик видел противопоставление «народа и личности». Явное звучание этой темы ему виделось и в «маленьких трагедия». Оценивая Моцарта, Сальери, Скупого рыцаря, Дон Гуана, он подчеркивал в них индивидуальность и яркость характеров. Особенно интересно рассмотрен образ Сальери, которого критик характеризовал как

«трагический талант, претендовавший на гениальность»

и сопоставляет его (отчасти) с Борисом Годуновым.

Отзываясь о сказках, критик отмечает их несомненную «народность» и восхищается стилистическими находками поэта.

Анализируя «Капитанскую дочку» и «Дубровского», критик дал высокую оценку Пушкину как художнику, прекрасно отразившему русский быт и национальные черты характера русского человека.

Пушкин как народный поэт

Анализируя произведения Пушкина в хронологическом порядке, Белинский приводит читателя к мысли, что Пушкин является подлинным народным поэтом.

Благодаря правдивому изображению жизни, Пушкин воплощает в своих произведениях все признаки народности и становится, по выражению критика,

Автор писал, что его поэзия

«удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры».

Таким образом, критик к признакам подлинной народности относил не столько предмет изображения, сколько точку зрения поэта на изображаемое.

Он подчеркивал, что Пушкин остается правдивым во всем, описывая любые проявления жизни и при изображении любого сословия. Однако при всем этом Белинский сетовал, что популярность пушкинских произведений не достигает общенародной широты.

«Наш народ не знает ни одного своего поэта!».

Однако, признавая в общем заслуги Пушкина перед русской литературой, он отмечал, что творчество Пушкина является уже пройденным этапом в развитии отечественной литературы.

Причину Белинский видел в том, что творчеству поэта не хватает аналитической составляющей, стремления исследовать действительности, его творчество является «созерцательным», поскольку Пушкин является больше деятелем романтической эпохи, нежели реалистической.

Критические статьи о Пушкине

Александр Сергеевич Пушкин и его творчество имеют огромное значение для отечественной и мировой литературы. Написаны тысячи научных работ, посвященных Пушкину, его стихам и прозаическим произведениям. В этом разделе нашего сайта мы будем собирать наиболее интересные критические работы о Пушкине и его творчестве. Все замечания и пожелания отправляйте нам на емайл.

Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский” – Часть 19

От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков. Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIII в. История возникновения классицизма. Классицизм в русской литературе. М. В. Ломоносов. Гений Ломоносова. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». Ода как жанр классицизма. Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех стилей.

Г. Р. Державин. Дерзость поэтической мысли Г. Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем стремленьи». Д. И. Фонвизин. Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина. Н. М. Карамзин. Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина.

Становление самосознания в русской литературе Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей (44 ч)

Романтизм начала XIX в. Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой. Д. Шиллер «Перчатка». Дж.-Г. Байрон «Ты кончил жизни путь. ».

Два разных романтических мироощущения. Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в. В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова. Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский – переводчик. Оригинальность баллад Жуковского. Два «Я» лирического героя Батюшкова. Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в. А. С. Грибоедов. Личность и судьба Грибоедова в оценке современников.

История создания «Горе от ума». Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии. Трагическое одиночество Чацкого. Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение русского реализма. Комедия в оценке писателей (И. А. Гончаров, А. С. Пушкин) и критиков (В. Г. Белинский). Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний». А. С. Пушкин. Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина. Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла. », «Я вас любил, любовь еще, быть может. », «Мадонна» и др.). Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму. Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе. Духовные искания героя. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Цельность характера Татьяны. Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта. Оценка творчества Пушкина В. Г. Белинским. М. Ю. Лермонтов. Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»). Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю. », «Родина»). Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм. Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой. Н. В. Гоголь.

Обзор творчества Гоголя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы. История создания. Жанр, сюжет, герои (I том). «Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания типических характеров в поэме. Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой.

Художественные вершины литературы середины XIX века (16 ч)

Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в. А. Н. Островский. Великий русский драматург. Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы. Русская критика о значении комедий Островского (Н. А. Добролюбов, В. Г. Авсеенко). Поэзия середины и второй половины XIX века: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Н. А. Некрасов, А. К. Толстой, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский, А. В. Кольцов, И. С. Никитин. Нравственные и философские искания в поэзии.

Пейзажная и любовная лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета – два взгляда на мир (стихи «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Еще земли печален вид. », «Последняя любовь» Тютчева и «Это утро, радость эта. », «Учись у них – у дуба, у березы. », «Я пришел к тебе с приветом. », «На заре ты ее не буди. », «Еще весны душистой нега. » Фета). Поэтика А. А. Фета, Ф. И. Тютчева. Н. А. Некрасов. Муза Некрасова. Гражданственность лирики поэта (стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.). Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: сочетание гражданского пафоса и проникновенного лиризма. И. С. Тургенев. Обзор творчества И. С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного: высокая оценка духовных и нравственных качеств русского человека в цикле рассказов «Записки охотника» и повести «Муму». Л. Н. Толстой. Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека (на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов» – обобщение ранее прочитанного). Ф. М. Достоевский. Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского. Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести. Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского.

Литература последних десятилетий XIX века (5 ч)

Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг. (Г. И. Успенский, В. Н. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. С. Лесков). А. П. Чехов. Жизнь Чехова: создание самого себя. Обзор творчества Чехова. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного).

«Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» – размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе. Обобщение. Золотой век русской литературы. Русская классическая литература XIX века.

Страницы литературы XX века (19 ч)

Особенности литературного процесса начала ХХ века. Гуманистические традиции литературы XIX в. в прозе начала ХХ в. А. И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение ранее прочитанного). И. А. Бунин. Творческая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Родина». Лирический герой Бунина. М. Горький.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: