Открытый урок по рассказу а «Хамелеон»

Тема урока: Стилевые особенности рассказа
А.П.Чехова « Хамелеон»
Цели урока:
1) на примере рассказа А.П.Чехова « Хамелеон»
выявить особенности юмористических рассказов
А.П.Чехова;
2) расширить и углубить понятия: стиль писателя,
композиция художественного произведения,
художественная деталь ;
3) учить школьников бережному, внимательному
отношению к художественному слову.

Оборудование урока:
1) виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18;

2)карточки с отрывками из рассказов
А.П.Чехова;

3) карточка с определением « стиль писателя»;
4)разборная таблица « Композиция рассказа».

Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный.
Тип урока:
Урок- исследование

Ход урока:
1. Оргмомент.
Объявление учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока .

2.Викторина ( подступ к теме)
На столе учителя заставка « Бюро литературных находок»
Учитель:
— И вновь на уроке у нас открыто « Бюро литературных находок». Какой-то чудак принёс сюда «рассказ», утверждая, что нашёл его в своём почтовом ящике. Однако в этом рассказе многие фразы показались инее знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменту из него.
( Ученики выходят к доске , читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П.Чехова)

Учитель:
-Как вы узнали чеховские строки среди строк других писателей?

-Только ли знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может ещё что-то?

( Учащиеся говорят о том, что отрывки из рассказов А.П.Чехова
как-то одинаково написаны)

-Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль? Обратимся к словарю литературоведческих терминов.
( Учащиеся находят определение стиля в словаре и делают записи в тетрадях)

Стиль писателя — особая манера письма, единство
творческих особенностей, присущих данному писа-
телю.

— Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь стилевые особенности рассказов А.П.Чехова.

2. Основная часть урока.

— Начнём с начала, то есть с заглавия. Что должно отражать заглавие произведения?
( Тему или основную мысль произведения)
— Верно. По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким…и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа « Жестокий урок»…-неудачно. В нём нет простоты. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом: « Гувернантка»,нет, точнее,
« Размазня».
-Всегда ли удавалось это Чехову? Ваши предположения: о чём могут быть рассказы с таким названием: « Лошадиная фамилия», « Злоумышленник», « Хамелеон»?
( Учащиеся высказывают свои предположения )
-Итак, первая особенность рассказов Чехова:
короткое, простое заглавие.
Запись в тетради:
1.Короткое, простое заглавие.

— Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции.
( Один ученик с помощью разборной схемы выстраивает схему построения рассказа)

-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа
« Хамелеон».
( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)

Запись в тетради:
2.Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка.

— Прочитайте завязку, что в ней описано? Какие сведения представлены?
( Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

Запись в тетради:
3. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.

-Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?
— Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
( Из диалога)
— В чём особенность диалогов Чехова? Только ли они двигают сюжет или очень много говорят о герое рассказа. Прослушайте диалог из рассказа.

( Инсценированный отрывок из рассказа в исполнении заранее подготовленных учеников

На экране медиапроектора иллюстрация к рассказу.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18)

— Какими вы увидели героев рассказа?

Запись в тетради:
4.Диалоговое построение рассказов.
5.Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики.

Работа учащихся с тренажёром ( 6 слайд)
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18)

— Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина?
-Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось?

( конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)

— Какую роль играют эти детали? О чём они говорят?

— Очень часто Чехов заменяет подробное описание « говорящей деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Прочтите отрывки, подтверждающие вашу мысль.
( Шинель. Учащиеся читают отрывки из рассказа)

Запись в тетрадях:
6. «Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

-Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?
— Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.
-Много ли эпитетов, сравнений?
( Почти нет)
-Любимая часть речи?
( Глагол)
-Слова вычурные, непонятные?
( Простые и точные)

Запись в тетрадях:
7. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.

— А почему писатель избегает красивые эпитеты, сравнения?
( Чехов рассказывает о некрасивых явлениях жизни. Тут уж не до красивостей)

-Сделайте обобщение: каковы стилистические особенности рассказов Чехова.
( Учащиеся, опираясь на записи в тетради, перечисляют особенности)

Учитель:
— М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям-просторно».Так ли это?. Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое? Вернёмся к рассказу « Хамелеон», какое человеческое качество высмеивает писатель?
( Угодничество, чинопочитание лицемерие)
Чтение вывода : Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18 Слайд « Хамелеон»

Домашнее задание: на примере одного юмористического рассказа Чехова показать стилистические особенности писателя.

Урок подготовлен и проведён
учителем русского языка и литературы
Фаткуллиной Р.М.

Анализ рассказов Чехова

Рассказы А.П. Чехова отличаются своей реалистичностью и лаконичностью. Писателю удается отразить все нюансы человеческой жизни коротко, изящно и остроумно; так, что читатели надолго запоминают эти истории. Некоторые из рассказов посвящены тому, как ведет себя человек в обществе других людей (в зависимости от того, каких именно).

Рассказ Хамелеон

Например, рассказ «Хамелеон», в котором показывается, насколько легко человек готов менять свое мнение, если поймет, что для него есть выгода. Или, наоборот, страх наказания. Полицейский надзиратель Очумелов обнаруживает на площади собачку, которая укусила человека, и велит её уничтожить.

Однако когда по толпе проносится слух, что собака эта не дворовая, а принадлежит генералу, Очумелов резко меняет свою точку зрения и относится к собачке с умилением.

Так он бросается из стороны в сторону несколько раз, как только ему подсказывают верный ответ. Очумелова уже не волнует, что натворила собака ему тревожно, что высокопоставленный генерал может быть недоволен обращением с его любимицей.

Толстый и тонкий

Зависимость людей от социального статуса и связанных с ним предрассудков показана в рассказе «Толстый и тонкий»: на железнодорожной станции случайно встречаются два старых приятеля, начинают распрашивать друг друга о жизни.

Выясняется, что один из них стоит гораздо выше другого согласно «Табели о рангах» (документу, определявшему в Российской империи сословия).

Поняв это, нижестоящий (т.н. «тонкий») начинает всячески заискивать перед старым другом. Для него уже не важно, что они были знакомы много лет назад теперь значение имеет лишь статский чин. В этом рассказе Чехов с горьким сожалением показывает, насколько зависимы могут быть люди от стереотипов.

Смерть чиновника

Также проблеме статуса посвящен рассказ «Смерть чиновника», главный герой которого умирает из-за патологического преклонения перед людьми высшего чина. Трагедия этого рассказа состоит в том, что некий мелкий чиновник случайно обрызгал плащ вышестоящего, и с этого момента вся жизнь его подчиняется одной-единственной цели извиниться за свой «возмутительный» поступок.

Однако значительное лицо не понимает этого благородного порыва и грубо кричит на чиновника. Такого потрясения трепещущий перед имеющими власть людьми человек вынести не сумел. С ним случился серьезный нервный срыв, он пришел домой и умер.

Лошадиная фамилия

Рассказ «Лошадиная фамилия» также показывает, сколько стереотипно человеческое мышление. Однако здесь уже затрагиваются стереотипы не социально-сословные, а обыкновенные, бытовые. Несколько человек никак не могут вспомнить фамилию доктора, помнят лишь, что фамилия какая-то «лошадиная».

Все домашние тут же начинают перебирать подходящие варианты Кобылин, Жеребцов, Конюхов. но никому не приходит в голову вспомнить о том, чем лошади питаются: фамилия доктора Овсов.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЭзоп Басни: особенности, влияние на других баснописцев

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Шпаргалки по Сочинениям

Если вам срочно необходимо написать сочинение – вы попали на нужный сайт! Шпаргалки по сочинениям помогут вам в самых разных ситуациях: при срочной необходимости готового текста, подготовке к экзамену или выступлению, при желаний дополнить своё сочинение дополнительным материалом и т.д. Наши шпаргалки по сочинениям написаны достаточно коротко и без излишней «воды». Просто берите – и используйте!

«Лошадиная фамилия», анализ рассказа Чехова, сочинение

А.П.Чехов говорил, что человек станет лучше, если ему показать, каков он есть на самом деле. Говорят, писатель всегда испытывал душевную боль за человечество. Её он выражал в изображении социальных и нравственных ситуаций, используя комические и сатирические приёмы. Об этом ранние юмористические рассказы Чехова. Он часто изображал уклад жизни, который представлялся как нечто нелепое, а потому и смешное. В этих небольших по объёму произведениях присутствует внешний комизм (комизм ситуации), который напоминает анекдот.

Примером такой прозы является рассказ «Лошадиная фамилия». Его анализ наглядно характеризует раннюю прозу автора. Сюжетная линия предельно проста: у генерала Булдеева разболелся зуб. Он безрезультатно перепробовал все народные средства. Приказчик Иван Евсеевич предлагает обратиться к человеку, который лечит заговорами, даже «по телеграфу». Поскольку этот «доктор» живёт в другом городе, требуется отправить ему телеграмму. Но приказчик забыл фамилию адресата. Он утверждал, что фамилия «лошадиная». Все домочадцы начали предлагать свои варианты, мучительно вспоминал и Иван Евсеевич. В конечном итоге зуб удалил доктор, а приказчик при случайных обстоятельствах вспомнил фамилию — Овсов.

Жанр текста можно определить как рассказ-анекдот (произведение злободневного содержания, содержащее шутливую окраску). В этом рассказе, как и в анекдоте, неожиданная концовка. Именно она подчёркивает его юмористический характер.

Композиция произведения характеризуется стремительным началом (особенность стиля Чехова), отсутствием рассуждений и описаний. Ключевой является роль диалогов. Это завязка действия. Развязкой выступают два кукиша, который выразительно демонстрирует генерал приказчику.

Герои рассказа обычные, не примечательные ничем люди: генерал-майор в отставке, генеральша, их дети, приказчик, слуги. Генерала мучит зуб, но жалости он не вызывает. Писатель заставляет смеяться над сложившейся ситуацией, над его комическим положением.

Комичными являются способы, с помощью которых предлагают избавиться от боли. Комично выглядит и придумывание вариантов «лошадиной фамилии»: Кобылкин, Лошадкин, Жеребчиков, Конявский, Уздечкин и др. Тут автор широко использует ассоциативность, но при этом соблюдает чувство меры.

Вообще, комическое — основной художественный приём рассказа. Автор использует несоответствие между внешними проявлениями и внутренней сущностью. Так, приказчик много раз вспоминает фамилию так называемого «доктора», всё более искажая разные варианты. А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной». Или, например, такое: генерал-майор, а боится; презирает заговоры, а лечить зуб собирается по телефону; акцизному «сила дана», а с должности уволили. В рассказе используются и такие способы комического: гипербола (преувеличен переполох в доме), неожиданность (ситуация, при которой вспоминается фамилия).

Особое значение имеют и анекдотические слова, речевые ошибки: «зубами и кормится», «ежели которые», «у себя пользует», «выпользовать», «ругатель», «дико улыбнулся» и т. д. Живая речь дополняет характеры героев.

Отставной генерал-майор сам создал, а потом сам преодолел (вызвал доктора) анекдотическую ситуацию, продемонстрировав два кукиша приказчику. Автор показывает нам капризного, невежественного генерала (а ведь это звание высшего командного состава). Булдеев использует бранные слова, с пренебрежением относится к слугам. И невольно возникает вопрос: а судьи кто? От этого становится грустно. Вот так и существуют рядом у Чехова два понятия — комическое и трагическое. Они заставляют задуматься о жизни, о ее нравственных и социальных вопросах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: