Открытый урок по литературе в 6 классе — секрет басен Ивана Андреевича Крылова

— познакомить с наследием Крылова, показать актуальность басен;

— учить осознанному выразительному чтению;

— находить главную мысль басни, мораль,

— сопоставить басни И.А.Крылова, найти сходство и различие, уметь разгадывать

смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;

— умение создавать монологическое высказывание;

— мотивировать предстоящую деятельность;

— развивать логическое мышление, артистические способности, память, внимание, речь

— учить анализировать произведение, исследовать, делать вывод, выделять главное;

— развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;

— прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков,

уважение, терпимость друг к другу.

Методы: творческое чтение, эвристическая беседа, исследовательский метод.

1. Портреты Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова

2. Репродукция монускрипта 15 в.

3. Выставка рисунков по произведениям И.А.Крылова. «Люблю, где случай есть пороки пощипать»

4. «Облако желаний»

5. Высказывания о баснях Крылова И.А.

6. Мультимедийный урок.

Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640) Жан де Лафонтен. Портрет работы Г. Риго. 1690 Портрет И.А. Крылова работы К.П.Брюллова

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

2. Тему урока должны открыть дети. ( Какое задание было на дом? Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня?)

Презентация. Слайд №.1,2 . (Тема урока и эпиграф)

Целевая установка: Слайд №3 . Многие ли знают басни Крылова? Почему интересны всем? В чем секрет? Какова же цель урока? (Искать особенность, почему?)

3. Актуализация. Назовите умения по теме, которые пригодятся в жизни (уметь анализировать, внимательно читать, вдумчиво читать, делать выводы, высказывать свою точку зрения)

4. «Облако желаний» Посмотрите: цели поставлены, тема названа, эпиграф прочитан. Что вы хотели бы сегодня для себя на уроке? С какими мыслями вы пришли на урок?

5. Повторение материала, который нужен при работе с басней.

Кто является родоначальником басни? Кого еще знаете?

Что такое басня? Что лежит в основе басни? Кто является героями басен? Как называется прием? Дайте ему определение? Из каких частей состоит басня? Что такое мораль? Какой прием лежит в основе? (Все вышесказанное относится к любой басне.) Что же еще особенного есть в крыловской басне?) Можно ли творчество отделить от человека? Что это был за человек? (Портрет.)

6. Использование ИКТ. Мультфильм. Прослушивание басни. Эвристическая беседа. На кого похожи герои мультфильма? Почему?
Составление эйдос-конспекта.

wallit.ru

Домен зарегистрирован
и припаркован в REG.RU

Создайте сайт c REG.RU

Надёжный и быстрый

  • Стабильность

На всех тарифах установлена защита от DDoS-атак.

Эффективная антивирусная проверка и лечение файлов.

Мы гарантируем возврат за неиспользованный период.

Выберите подходящую платформу для проекта любой сложности и обеспечьте вашему сайту максимальную скорость!

Используйте Готовые решения на CMS с возможностью тонкой настройки и установки дополнительных модулей.

Оцените удобный инструмент для лёгкого и быстрого создания современных адаптивных сайтов за несколько минут.

Защитите ваш сайт

Установите бесплатный SSL-сертификат и обезопасьте ваш проект от злоумышленников! Кроме того, вы повысите авторитет сайта среди посетителей и клиентов и улучшите его SEO-показатели.

Урок по теме: И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок для учащихся 6 класса. Использовано несколько методических приемов. Поможет учителю эффективно провести урок.

Скачать:

Вложение Размер
Урок 6 класс. Басни И.А.Крылова. 20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Цель: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.

Задачи: 1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.

2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.

3. Воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.

Оборудование : компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс» , иллюстрации (на случай выключения света).

Ход урока : 1. Организация класса .

2. Подготовка к уроку.

a) (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Учитель: О ком эти слова М. Исаковского.

Учащиеся : О И.А.Крылове.

Б) показ СЛАЙДОВ 1- 4 .

Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?

Учащиеся: ( примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…..)

В) показ СЛАЙДА 5.

Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?

Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».

Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.

Учащиеся: И.А Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.

Учитель: Откройте учебник страницы _______, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели урока.

Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова. Познакомиться с басней «Осёл и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.

Учитель: (обобщает и сообщает цели урока).

3. Изучение нового материала:

Б) Учитель: Прошло более 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.

В) Учитель: Какими были детские годы И.А.Крылова? Об этом нам расскажет Гассина Алена (индивидуальное задание)

Учитель: О том , как складывался творческий путь И.А.Крылова, нам расскажет Горбань Александр (индивидуальное задание)

Г ) Работа с учебником .

Учитель: А сейчас вы познакомитесь со статьей об И.А.Крылове (с.30-34)

Д) Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.

Учитель: Прочитав статью учебника и использовав материал, подготовленный учащимися, составьте план и запишите его в тетрадь.

1.Рождение И.А.Крылова в бедной дворянской семье.

2. Роль отца в обучении маленького Крылова.

3. Разнообразные способности мальчика.

4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.

5. Образованнейший человек своего времи.

Е) Беседа с классом.

— Какие способности проявил в детстве Крылов?

— Почему учение далось ему дорого?.

— Какова была роль матери в получении Крыловым образования?

— Как относился Крылов к матери?

— Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?

Ж) Беседа с классом. Работа со словарём и тетрадью.

Учитель: Что было основным в творчестве И.А.Крылова?

Учитель: Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД 10)

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Учитель: А какие две части включает в себя басня?

Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД 11)

Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. ( Открываем СЛАЙД 12)

Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю )

Учитель: Назовите основные компоненты басни.

Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД 13.

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль .

Учитель: Откуда берет свои строки басня? СЛАЙД 14

З) Составление схемы:

Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.

И) Знакомство с басней И.А.Крылова «Осёл и Соловей»

— инсценирование басни ( Алена, Саша, Денис)

— выразительное чтение самими учащимися

К) Работа над текстом басни .

Учитель: Какой жанр этого произведения?

Учитель: А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.

Учащиеся находят: Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;

Метафора : тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;

Сравнение со свирелью .

Эпитет : «томной» свирелью.

Находят повествование, мораль.

Л) Проверка схемы – домика.

Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?

Учитель: Какова мораль этой басни?

Учащиеся: «Избави Бог и нас от этаких судей».

Учитель: А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?

Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.

М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.

Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест. (Раздатка)

А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

3. Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя ;

Б) главной мысли произведения ;

В) темы произведения.

4. Моралью басни «Осёл и Соловей» является :

А) сожаление об утраченном сыре ;

Б) осуждение глупости и тупости ;

В) поощрение хитрости.

5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще её нет.

Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)

5. Итоги урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

— Нарисовать иллюстрацию к басне.

— Выразительное чтение (наизусть)

— Ответить на вопрос №2 стр 43.

— Индивидуальное задание: Соловьеву Антону

история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика рисования бабочки и узоров на ее крыльях в 1 классе.

Урок литературы в 5 классе по теме: И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок» разработан в соответствии с требованиями ФГОС и послужит хорошим подспорьем учителям литератур.

В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления.

Презентация к уроку по литературеТема: «И. А. Крылов – великий русский баснописец».

Методическая разработка содержит подробное описание цели, задач и структуры урока-практикума по теме «А.И. Крылов «Кукушка и петух». Конспект отражает приемы обучения детей с умеренной и тяжелой умств.

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме » И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица» по учебнику В.Я.Коровиной.

Конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Фахрутдинова Светлана Геннадиевна гбоу сош №3 г. Сызрани

50.57 Kb.

Назва Конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Фахрутдинова Светлана Геннадиевна гбоу сош №3 г. Сызрани
Дата конвертації 23.08.2013
Розмір 50.57 Kb.
Тип Конспект

План-конспект урока по литературе

Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

  1. Фахрутдинова Светлана Геннадиевна
  2. ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани
  3. Учитель русского языка и литературы
  4. Литература
  5. 5 класс
  6. Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
  7. Учебник: Г. Меркин: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учр.: В 2 ч.-М.:»Русское слово — РС», 2011
  8. Цель урока: знакомство с биографией И.А. Крылова, жанровыми признаками басни, обобщение изученного в начальной школе материала.
  9. Задачи:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся о баснях И. А. Крылова.

Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, коммуникативных навыков; развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

  1. Тип урока: знакомство с новым материалом
  2. Формы работы с учащимися: беседа, лекция, демонстрация аудиовизуальных пособий, чтение наизусть басен..
  3. Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, мультимедиа проектор.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Название использу

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятель

ность ученика

Время

1 2 3 5 6 7
1 Организационный момент 2 мин.
2 Работа с эпиграфом Читаю эпиграф (стихотворение М.Исаковского).

Задаю вопросы учащимся.

-Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

-Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

Учащиеся отвечают на вопросы 3 мин.
3. Тема, цель урока Объявляю тему, предлагаю определить цель урока

Задаю вопросы учащимся на понимание цели

Слушают, отвечают на вопросы.

2 мин.
4. Повторение изученного в начальной школе Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста (№ 1) Предлагаю вспомнить, из каких басен появились эти крылатые фразы. Перехожу по гиперссылке на страницу ресурса: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/index_listing.html

Выполняют тест вместе с учителем. 3 мин.
5 Изучение нового материала.

А) знакомство с И.А. Крыловым

Портреты писателей. И. А. Крылов

(№ 2)

Рассказываю учащимся о И.А.Крылове. Включаю видеофрагмент: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000a9-1000-4ddd-1855-1500469732ad/i04_13_14_05.swf

Предлагаю учащимся обратиться к материалу учебника.

Задаю вопросы для усвоения материала

Слушают, записывают тему в тетрадь.

Читают материал учебника.

Отвечают на вопросы

10 мин.
Б) знакомство с жанром басни, Крылов и его предшественники Эзоп. С картины Д. Веласкеса (№3)
Жан-Леон Жером. Лафонтен и Мольер (№4)
Знакомлю с жанром басни,

Предлагаю прочитать определение басни в учебнике и записать его.

Знакомлю с композицией басни.

Выступле

ния 3 учащихся об Эзопе, Лафонтене, Сумарокове.

Слушают, записывают в тетрадь

10 мин.
6. Знакомство с баснями. Предлагаю познакомиться с баснями Читают наизусть нескольких басен 8 мин.
7. Итог урока. Домашнее задание (на выбор)

1)Выучить басню «Свинья под дубом наизусть.

Задаю вопросы

-С каким известным баснописцем мы сегодня познакомились?

-Какие его произведения вы знаете?

-Что такое басня?

-Можно ли сказать, что басни И.А. Крылова устарели?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: