Открытый урок литературы по теме: Н

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи.

Предметная.

1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль.

2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.

Деятельностно – коммуникавная. Cовершенствовать умение самостоятельно работать с книгой, в паре, в группе.

Ценностно – ориентационная. Развивать познавательный интерес к окружающей природе через содержание модульного курса “Здоровье”.

Методы.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учения, контроля и самоконтроля в обучении.

Тип урока.Урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание: 1 группа – выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…”

2 группа – выразительное чтение стихотворения Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…” + образные средства языка поэтического произведения.

Фронтальный опрос домашнего задания.

  • Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
  • Ответ ребёнка. На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.

    • Какая здесь основная мысль?

    Ответ ребёнка. Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои. (Ребята объясняют эти строки).

    • Чему оно учит?

    Ответ ребёнка. Зима так же прекрасна, как и любое время года.

    Работа с текстом произведения. Индивидуальный опрос письменного домашнего задания.

    Задание 1 группы: Задание 2 группы:
    Выписать эпитеты. Выписать олицетворение.
    Ответы детей. Ответы детей
    Мосты ледяные. Солнце играет,
    Шумные воды. Обходит дозором,
    Голая земля. Мороз шагает
    Косматая борода. Мороз хвастливую
    Хвастливая песня. Песню поёт.

    2 учащихся отвечают у доски – выразительное чтение стихотворения.

    Задание ребятам: соревновательный характер прочтения стихотворения посредством постановки логического ударения, интонационной окраски чтения, правильного произношения слов.

    Задание ребятам: оценить выразительность чтения, эмоциональную передачу содержания текста.

    Ответ учащихся. При выразительном чтении учащиеся обращают внимание на технику чтения, голосовое воспроизведение, на пунктуационные знаки препинания.

    Проблемный вопрос – вывод.

  • Почему автор называет Мороза – Воеводой?
  • Ответы учащихся.

  • Дети называют Мороза Воеводой потому, что он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные, убирает своё царство в алмазы, жемчуг, серебро.
  • А я бы сравнил Воеводу с Егерем. Потому, что Егерь хозяин лесов, а мороз – хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.
  • Воевода – военачальник, правитель у славянского народа. На Руси известен с XX века. В Российском государстве – во главе полка, отряда (конец XV – начало XVIII века), города (середина XVI века – 1775), провинции (1719 – 75).
  • Проверка работающих индивидуально по тексту.

  • Что такое эпитеты?
  • Ответ ребёнка. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются эпитетами.

    • Что такое олицетворение?

    Ответ ребёнка. Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.

    Учащиеся зачитывают выполненное задание.

    Анализ ответов учащихся самими учащимися.

  • Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.
  • III. Беседа (диалог ) с учащимися.

    • Какие стихи Некрасова кроме этого вам запомнились?

    Ответ ученика. “Перед дождём”, “Железная дорога”,

    Ответ ученика. Только очень внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы и словесно донести её прелесть читателям.

    • Какая единая тема звучит в этих произведениях?

    Ответ ученика. В этих стихотворениях звучит тема божественной красоту окружающей природы.

    Итог. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту и выразительность серой, пасмурной погоды в стихотворении “Перед дождём”, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом в стихотворении “Железная дорога” и алмазное, жемчужное, серебряное царство Мороза – Воеводы в поэме “Мороз, Красный нос”.

    Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

    • Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?

    Ответ ученика. Художники – красками, музыканты – нотами.

    ТСО.

      Прослушаем произведение известного композитора П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.
    • Посмотрим на иллюстрацию художественного полотна И. И. Шишкина “Зима в лесу”.
    • Подумайте, какая тема объединяет все эти произведения.

    IV. Сообщение темы урока.

    Слово учителя.

  • Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся ещё с одним из произведений Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.
  • V. Объяснение нового материала.

    Проблемный вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы”

    Первичное выразительное чтение учеником. (Ученик-помощник).

    Беседа по проблемным вопросам и анализ стихотворения. (групповая работа).

    Ответ учащихся.

  • Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.
  • Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит на помощь к зайцам.
  • Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряется отношением любви к животным.
  • По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в момент половодья.
    • Чтобы понять главную мысль этого отрывка, нужно разобраться в трудных словах и выражениях.

    Самостоятельное прочтение текста самими учащимися.

    • Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает внимательность поэта к окружающей действительности.

    VI. Словарная работа. (работа в парах).

    Задание для учащихся

  • Выделить трудные слова.
  • По мере возможности истолковать.
  • Слова: дичь, горемыка, силок, гурьбой, нахлынут, низменном крае.

    • О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?

    Ответ ученика. О страшном стихийном явлении – половодье.

    • А что такое половодье?

    Работа со словарем. Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

    • Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашу действительность.

    Анализ стихотворения.

  • От чьего лица ведётся рассказ о природе?
  • Рассказ о природе ведётся от лица главного героя – деда Мазая.

    • Какой дед Мазай? Нарисуйте его словесный портрет.
    • Понравился ли он вам?
    • Чем?
    • Как бы вы поступили в данной ситуации?

    Задание учащимся. Составить характеристику главного героя с опорой на текст по плану:

        1. Внешний вид героя.
        2. Действие деда при экстримальной ситуации.
        3. Совет деда Мазая зайцам.
        4. Отношение к природе.

    VII.Рефлексия.

    1. Основная мысль данного произведения – это
    2. Что такое половодье.
    3. Продолжить мысль деда Мазая: “Взял бы я вас, да…”
    4. Перечислить добрые поступки деда Мазая.

    Характеристика героя Дедушка, Некрасов

    ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АНАЛИЗ (НЕКРАСОВ 1864).

    Вера поэта в народ, в его духовные силы так сильно заражает читателя потому, что она основана на изучении и глубоком понимании народной жизни, а не на идеализации народа.

    Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе — Железная дорога. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения,- строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.

    Стихотворению предшествует подчеркнуто прозаический эпиграф- запись вагонного разговора, случайно услышанного поэтом:

    Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

    Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной подкладке носили только генералы. А кучерский армячок — свидетельство генеральского народолюбия. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим пристрастием к простому мужичку.

    Изображение поздней русской осени, которым начинается стихотворение, вызывает в памяти пушкинские стихи: Унылая пора!

    Очей очарованье! И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Да, Некрасов, бесспорно, следует за Пушкиным. Но нельзя не заметить в осеннем пейзаже примет именно некрасовского стиля:

    Славная осень. Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит.

    Немногие слова, свойственные крестьянской речи, но не нарушающие литературных норм,- ядреный, студеной — придают стихотворению народную окраску, вызывают ощущение народного взгляда на мир.

    Этому способствует и ритм стихотворения: трехстопный стих, обычный в крестьянской лирике. Вы уже встречали у Некрасова наряду с ямбом и хореем варианты трехсложных размеров: амфибрахий — ударение на втором слоге:

    Опять я в деревне, Хожу на охоту.

    анапест — ударение на третьем слоге:

    Вот парадный подъезд. По торжественным дням.

    В Железной дороге применен дактиль — ударение на первом слоге:

    Все хорошо под сиянием лунным.

    Ритм стихотворения здесь так естественно сочетается с содержанием, словно слышишь перестук вагонных колес: та-та-та, та-та-та.

    Некрасов вообще мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились звонкие, раскатистые р, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям

    А далее повторяются гласные у и ю, помогающие вообразить стремительное движение поезда, может быть, даже свист встречного ветра, паровозный гудок.

    Все хорошо под сиянием лунным,

    Всюду родимую Русь узнаю.

    Быстро лечу я по рельсам чугунным,

    Думаю думу свою.

    Центральная часть стихотворения — разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла дорога:

    Чу! Восклицанья послышались грозные!

    Топот и скрежет зубов;

    Тень набежала на стекла морозные.

    Что там? Толпа мертвецов.

    Эти картины, как и песня мертвецов, нужны поэту не для того, чтобы напутать читателя. Образы мирных детей труда производят впечатление скорбного величия:

    Не ужасайся их пения дикого!

    С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,

    С разных концов государства великого —

    Это все братья твои — мужики!

    Образ народа-созидателя глубоко поэтичен и вызывает у автора любовь и уважение. Свои чувства он стремится внушить и маленькому Ване:

    Эту привычку к труду благородную

    Нам бы не худо с тобой перенять.

    Благослови же работу народную

    И научись мужика уважать.

    В отличие от генерала, утверждавшего, что народные массы не создавать, разрушать мастера, поэт считает, что именно народ — творец всех материальных и духовных ценностей.

    Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение — железную дорогу протяженностью в сотни верст,- свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Вот почему поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению:

    Да не робей за отчизну любезную.

    Вынес достаточно русский народ,

    Вынес и эту дорогу железную

    — Вынесет все, что господь ни пошлет!

    Вынесет все — и широкую, ясную

    Грудью дорогу проложит себе.

    Жаль только — жить в эту пору прекрасную

    Уж не придется ни мне, ни тебе.

    Поэт отвергает показное генеральское народолюбие, за которым-презрение к народу и страх перед ним. С горькой иронией рисует Некрасов светлую сторону народной жизни (с точки зрения генерала). Почтенный лабазник (купец), нанимавший рабочих, так рассчитал их, что каждый подрядчику должен остался. Но при этом он держится как благодетель народа. Вот как купчина говорит со строителями-тружениками:

    С богом теперь по домам — проздравляю!

    Шапки долой, коли я говорю!

    Бочку рабочим вина выставляю

    И недоимку дарю!

    Стихотворение завершается тягостным зрелищем рабского ликования:

    Выпряг народ лошадей — и купчину

    С криком ура! по дороге помчал.

    Поэт-демократ снова и снова восстает против покорности, которая более всего мешает труженикам завоевать свои права. Сам этот гнев, выражающий чувства лучших людей России, помогал современникам Некрасова понять, что близится время, когда мужик разогнет свою спину горбатую и скинет всех, кто так удобно уселся на ней.

    О влиянии Железной дороги на молодое поколение свидетельствуют воспоминания Г. В. Плеханова: Я был тогда в последнем классе военной гимназии. Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили Железную дорогу, раздался сигнал, звавший на.с на фронтовое учение. Мы спрятали книгу и пошли в цейхгауз за ружьем, находясь под сильнейшим впечатлением всего только что прочитанного нами. Когда мы стали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!

    Прославление революционного подвига в произведениях 70-х годов. Элегия (1874). В 70-е годы, когда в России широко разворачивается деятельность революционного народничества, а во Франции разгорается героическая эпопея Парижской коммуны, основная тема крупнейших произведений Некрасова — прославление революционного подвига, призыв к революционной борьбе. Этой теме посвящены поэмы Дедушка и Русские женщины. В них Некрасов обращается к прошлому, к эпохе декабристов. Поэт стремится показать преемственность между поколениями революционных борцов. Герой поэмы Дедушка (1870)-декабрист, вернувшийся из Сибири. Годы каторги и ссылки не сломили его, он продолжает проповедовать революционные идеи своей молодости, в духе этих идей воспитывает внука.

    В поэме Русские женщины (1871 -1872) Некрасов воспевает подвиг жен декабристов. Первоначально поэму свою он назвал Декабристки, но потом дал ей заглавие Русские женщины, подчеркивая тем самым широкий обобщающий смысл созданных им образов. Читатель 70-х годов, думая о женах декабристов, не мог не вспомнить своих замечательных современниц, шедших в народ и отдававших жизнь делу революции.

    Духовный облик лучших люден России 60-70-х годов XIX века отразился в стихотворении Элегия (1874), которое поэт назвал самым задушевным и любимым из последних своих стихов. В Элегии особенно отчетливо проявилась народность, составляющая сущность всего творчества Некрасова. Поэт выступает в этом стихотворении как страстный защитник и выразитель народных интересов.

    Для поэта не существует грани между личными стремлениями и общественным долгом. В этом он не одинок: он идет по пути, проложенному Пушкиным,-вспомните послание К Чаадаеву, Деревню. Главный вопрос некрасовской Элегии: Народ освобож-ден, но счастлив ли на no звучит как самый задушевный, глубоко волнующий человека, л.чя которого счастье парода -это его личное счастье.

    Некрасов напоминает читателю о великих освободительных тра- дициях русской поэзии, которая воспитывала в людях чувство гражданского долга, стремление к борьбе за свободу. В некрасов- ской элегии есть строки, напоминающие пушкинскую Деревню:

    . Увы! пока народы

    Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

    Как тощие стада по скошенным лугам,

    Оплакивать их рок, служить им будет муза,

    И в мире нет прочней, прекраснее союза.

    Сравните с этими строками стихи Пушкина:

    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

    Здесь рабство тощее влачится по браздам

    Некрасов говорит о пореформенной деревне, поэтому из его стихов исчезает образ неумолимого владельца, исчезает слово рабство, но остается главное: народы, покорствуя бичам, влачат жалкое существование. Сохраняется и выразительный глагол влачатся- идут через силу, едва передвигая ноги; остался и эпитет тощие, подчеркивающий степень народной нищеты. У Некрасова появилось еще и выразительное сравнение народа с голодным стадом, которое пасется на скошенном лугу.

    Как и Пушкин в Деревне. Некрасов обращается с призывом к гражданам своей страны, наиболее чутко воспринимающим голос ЩШды и добра,- к молодому поколению:

    Характеристика героя Дедушка, Некрасов. Образ персонажа Дедушка

    Характеристика героя Дедушка

    Дедушка — главный герой поэмы Николая Некрасова «Дедушка», дедушка Саши, старый декабрист. Современники угадывали в нем образ Волконского. Это статный, мудрый мужчина, передающий «заповедное слово» как наследство подрастающему поколению. Саша впервые увидел дедушку на портрете в мундире генерала. Однако ни отец, ни мать не захотели рассказывать ему печальную историю жизни деда. Вскоре таинственный дедушка приехал к ним в гости, и они с Сашей быстро подружились.

    Дедушка часто рассказывал ему о своей жизни в какой-то глуши за Байкалом, о том, что раньше тяжело было народу жить, но в подробности не вдавался, а лишь говорил: «Вырастешь, Саша, узнаешь». Это был высокий и стройный человек с мудрыми глазами и седой бородой. По натуре дедушка был прост и непритязателен. Он ни дня не сидел без работы, а все время был чем-нибудь занят. Он часто пел песни, смысл которых был пока неясен Саше, но он надеялся вырасти и все узнать.

    В поэме Некрасова дедушка окружен ореолом святости. Он словно мученик, выбравшийся из сибирского села Тарбагатай. Описывая это село, он берет за основу реальные факты. Он рассказывает о жизни крестьян, о вольных землях, рисует утопическую страну изобилия, где раньше все жили в мире и согласии. После общения с дедушкой у Саши появился интерес к учебе. Когда ему было десять, он уже мог кое-что рассказать об истории и быте русского народа. Дедушка к тому времени все чаще хворал и понимал, что Саша вскоре узнает о восстании декабристов и его трагическом прошлом.

    Урок литературного чтения по теме «Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»» по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «В океане света». 4-й класс

    Класс: 4

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (800,8 кБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели и задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с новым произведением; учить детей анализировать содержание прочитанного, выразительности чтения.

    2. Развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарный запас учащихся.

    3. Создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

    Учебные материалы: презентация к уроку “Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы””, мультимедиапроектор, экран, компьютер, учебник “В океане света” (4 класс) (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), тетрадь по чтению к учебнику “В океане света” (4 класс).

    I. Организационный момент.

    II. Речевая разминка. Слайд 2.

    Прочитайте стихотворения Е. Евтушенко. Читаем все вместе, медленно:

    Берегите эти воды, эти земли,
    Даже малую былиночку любя.
    Берегите всех зверят внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя.

    — Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

    — О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т.п.)

    — К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

    III. Сообщение темы урока. Слайды 3-5.

    Чтение и обсуждение авторского текста. Беседа с учащимися:

    — Знакомо ли вам имя Н.А. Некрасова?

    — Читали ли вы стихотворение “Дед Мазай и зайцы”?

    — Если да, то какое осталось впечатление от встречи с текстом?

    — Если нет, то чего ждете от этой встречи?

    IV. Работа с текстом во время чтения. Слайд 6.

    1) Первичное восприятие произведения.

    Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

    Поделитесь своими впечатлениями.

    — Что больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

    — От чьего лица ведется рассказ?

    — На сколько частей разбито стихотворение?

    2) Словарная работа. Слайд 7.

    Просмотрите текст 1 части стихотворения в учебнике и скажите, какие слова отмечены “звёздочкой”. Какие ещё слова вам непонятны?

    3) Вторичное чтение и анализ 1 части. Слайд 8.

    — О чем идет речь в первой части?

    — Что вы узнали о Мазае?

    — С каким чувством автор рассказывает о судьбе дедушки Мазая?

    — Каким вы увидели главного героя в этой части?

    — Какие слова, выражения использовал автор, чтобы это нам показать? Найдите и прочитайте.

    4) Составление цитатной характеристики дедушки Мазая. Слайд 9.

    Задание II.1 в тетради, С.52.

    Что такое “цитата”? Как вы понимаете словосочетание “цитатная характеристика?” (ответы учащихся).

    Составление цитатной характеристики деда Мазая (по тексту).

    1. “Старый Мазай любит до страсти свой низменный край”.

    2. “Вдов он, бездетен, имеет лишь внука”.

    3. “Торной дорогой ходить ему — скука”.

    4. “За сорок вёрст в Кострому прямиком.
    Сбегать лесами ему нипочём”.

    5. “Дня не проводит Мазай без охоты”.

    6. “Начал частенько Мазай пуделять”.

    7. “Впрочем, в отчаянье он не приходит”.

    8. “Знает он много рассказов забавных”.

    5) Выразительное чтение. Слайд 10.

    Объясните, что значит “от души хохотал”?

    Над чем поэт “от души хохотал”?

    Прочитайте рассказы Мазая про деревенских “охотников славных” так, чтобы каждый слушатель “от души хохотал”.

    6) Выборочное чтение. Слайд 11.

    — Прочитайте описание летней грозы в стихотворении.

    — Какие сравнения находит автор?

    — Чем необычно описание деревеньки, в которой живёт дед Мазай?

    — Прочитайте описание летней ночи.

    — Какие ночные звуки описывает поэт?

    — Какие сравнения он находит?

    V. Работа с текстом после чтения. Слайд 12.

    — С каким произведением познакомились? О ком говорили на уроке?

    — Какие чувства вы испытывали, знакомясь с произведением?

    — Что бы изменилось, если бы в 1-ой части стихотворения не было картин природы?

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector