Барство дикое и «культурное» (по произведениям И

По определению А. И. Герцена, “Записки охотника” Ивана Сергеевича Тургенева явились “поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству”.
Крепостник Стегунов из рассказа “Два помещика”, казалось бы, милейший и добрейший человек, “низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. большой хлебосол и балагур. Он никогда ничем не занимался и даже “Сонник” перестал читать”. Он считает, что раз он барин, так должен барствовать, а мужики должны гнуть на него спины. На крестьян он смотрит как на рабочий скот, который он волен разводить или уничтожать. Невзлюбив две крестьянские семьи, он откровенно признается: “И без очереди в солдаты отдавал и так рассовывал — кой-куды: да не переводятся, что будешь делать?” Все это он рассказывает спокойно, весело улыбаясь. От этого автору и читателям становится омерзительно. Стегунов, спокойно прихлебывая чай, с удовольствием прислушивается к звукам, доносящимся из конюшни, где по его приказу бьют буфетчика Васю. В этой обыденности событий Тургенев видит и подчеркивает бесчеловечность крепостного права. В лице Стегунова представлено старое, дикое барство. Но еще страшнее, по мнению автора, “культурное”, современное барство.
Отставной гвардейский офицер Аркадий Павлович Пеночкин из рассказа “Бурмистр” получил традиционное “отличное” воспитание. В его доме все устроено на европейский лад. Он “культурно” эксплуатирует своих крестьян и так же культурно их наказывает. За то, что лакей подал ему неподогретое вино, Пеночкин, не повышая голоса, приказывает слуге: “Насчет Федора распорядиться. ” Он не позволит себе ни ударить свою жертву, ни накричать на нее, но от этого не становится легче крестьянам. За помещика накажет его помощник — бурмистр. “Зверь — не человек; сказано: собака, пес, как есть пес”, — говорят о нем жертвы.
Читатели видят в “Записках охотника” правдивое отражение русского быта, жестокой эксплуатации народа.
Эту тему Тургенев продолжает в рассказе “Муму”, имеющем автобиографическую основу. В образе старой взбалмошной барыни писатель вывел черты своей матери. По своей антикрепостнической направленности рассказ является прямым продолжением “Записок охотника”. В угоду своим капризам барыня забирает Герасима из деревни, где он привык жить и работать, поселяет в городе. Заставляет отказаться от симпатий и привязанностей. У крепостного крестьянина не должно быть чувств и желаний. Это рабочая сила, принадлежащая хозяину.
Но автор показывает и первые ростки протеста, они еще робкие и стихийные, и Тургенев предупреждает о грядущих потрясениях; если помещики не одумаются, государство не изменит своего отношения к крестьянам.
Эти произведения ставят писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин и Гоголь, Некрасов и Салтыков-Щедрин. Честность и благородство Ивана Сергеевича Тургенева помогли ему сделать смелый выбор, встать в ряды защитников угнетенного народа.

Барство дикое и «культурное» — по произведениям И. С. Тургенева

По определению А. И. Герцена, «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева явились «поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству».

Крепостник Стегунов из рассказа «Два помещика», казалось бы, милейший и добрейший человек, «низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. большой хлебосол и балагур. Он никогда ничем не занимался и более того «Сонник» перестал читать». Он считает, что раз он барин, так должен барствовать, а мужики должны гнуть на него спины. На крестьян он смотрит как на рабочий скот, который он волен разводить или уничтожать. Невзлюбив две крестьянские семьи, он откровенно признается: «И без очереди в солдаты отдавал и так рассовывал — кой-куды: да не переводятся, что будешь делать?» Все это он рассказывает спокойно, весело улыбаясь. От этого автору и читателям становится омерзительно. Стегунов, спокойно прихлебывая чай, с удовольствием прислушивается к звукам, доносящимся из конюшни, где по его приказу бьют буфетчика Васю. В этой обыденности событий Тургенев видит и подчеркивает бесчеловечность крепостного права. В лице Стегунова представлено старое, дикое барство. Но ещё страшнее, по мнению автора, «культурное», современное барство.
Отставной гвардейский офицер Аркадий Павлович Пеночкин из рассказа «Бурмистр» получил традиционное «отличное» воспитание. В его доме все устроено на европейский лад. Он «культурно» эксплуатирует своих крестьян и так же культурно их наказывает. За то, что лакей подал ему неподогретое вино, Пеночкин, не повышая голоса, приказывает слуге: «Насчет Федора распорядиться. » Он не позволит себе ни ударить свою жертву, ни накричать на нее, но от этого не становится легче крестьянам. За помещика накажет его помощник — бурмистр. «Зверь — не человек; сказано: собака, пес, как есть пес», — говорят о нем жертвы.

Читатели видят в «Записках охотника» правдивое отражение русского быта, жестокой эксплуатации народа.

Эту тему Тургенев продолжает в рассказе «Муму», имеющем автобиографическую основу. В образе старой взбалмошной барыни писатель вывел черты своей матери. По своей антикрепостнической направленности рассказ является прямым продолжением «Записок охотника». В угоду своим капризам барыня забирает Герасима из деревни, где он привык существовать и работать, поселяет в городе. Заставляет отказаться от симпатий и привязанностей. У крепостного крестьянина не должно быть чувств и желаний. Это рабочая сила, принадлежащая хозяину.

Но автор показывает и первые ростки протеста, они ещё робкие и стихийные, и Тургенев предупреждает о грядущих потрясениях; если помещики не одумаются, держава не изменит своего отношения к крестьянам.

Эти произведения ставят писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин и Гоголь, Некрасов и Салтыков-Щедрин.Честность и благородство Ивана Сергеевича Тургенева помогли ему сделать смелый отбор, стать в ряды защитников угнетенного народа.

Конспект урока ИЗО на тему «Рассматривание иллюстраций художника Ю. Васнецова к потешкам»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Детский сад №11 «Сказка»

Г Белозерска Вологодской области

Конспект урока ИЗО на тему

«Рассматривание иллюстраций художника Ю. Васнецова к потешкам»

Кузнецова Вера Васильевна

Цель занятия: Познакомить детей с иллюстрациями Ю.Васнецова к Русским потешкам.

учить внимательно рассматривать Иллюстрации, выделять выразительные Средства в рисунках Художника (сказочность, декоративность);

комментировать их, активизировать словарный запас.

побуждать Детей Делать по иллюстрациям Описания

вызвать эмоциональный отклик при рассматривании, Развивать эстетический вкус.

Предварительная работа: Чтение потешек, рассматривание книжных иллюстраций, обыгрывание текстов.

— Дети сегодня я вам покажу вот такую книгу. Она большая и в ней должно быть много картинок.

Давайте посмотрим. (Воспитатель открывает, но картинок нет).

— Где же картинки? Кто-то их спрятал, остался один текст.

Попробую прочитать, может быть тогда узнаем про кого была картинка.

Петушок, петушок золотой гребешок.

Масляна головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь, громко песни поешь?

Деткам спать не даешь?

Воспитатель: Про кого картинка? (про петушка).

Давайте подойдем к домику и спросим у петушка не у него ли картинка.

А вот и домик, какой красивый! Надо позвать петушка.

Дети: Петушок, петушок, золотой гребешок

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

Петушок (игрушка): Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети! Как дружно

вы меня позвали.

Воспитатель: Какой петушок ты красивый, голосистый!

Петушок: Да, меня даже художник нарисовал.

( Показывает картину № 1).

Воспитатель: Где стоит петушок? Что делает? Когда поет? Что еще видите на картине? (солнышко лучистое). Очень красиво нарисовал художник петушка. Как поет? Давайте изобразим петушка.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо изобразили петушка, да про него рас-

сказали, за это он возвращает картину в нашу книгу.

Воспитатель: Кто же в этом домике живет? ( рассматривают)

Воспитатель: А вот и зайчик (игрушка). Давайте поздороваемся.

Зайчик: Какая у вас красивая книга!

Воспитатель: Да, книга красивая, а картинки про тебя нет.

Зайчик: А у меня есть! (показывает картинку №2).

Воспитатель: Посмотрите, как нарисовал художник зайчишку.

Что делает зайка? ( пляшет). Одной лапкой подбоченился, а в другой что? (цветы держит). Как одет? (нарядно). Во что одет? Какие сапожки? Курточка? Что еще нарисовал художник? (цветы голубые, на веточках ягодки, солнышко круглое, много лучиков и белых точек).

Зайчик веселый, любит плясать. Давайте и мы с ним спляшем.

Пляска: « Заинька выйди в сад».

Воспитатель: Молодцы! Весело плясали, зайку забавляли. За это заинька

картину нам отдал.

Воспитатель: В книге есть еще картина. Вы узнали кто здесь нарисован?

Рассматривают картину № 3.

Воспитатель: Это Кисонька — Мурысенька, знакомая кошечка. Какая красивая! Как думаете, куда она пошла? Чем украшена мельница? Что растет вокруг мельницы? Куда кисонька складывает пряники? Кого встретила Кисонька — Мурысенька? Почему вы решили, что зайчиха старенькая, что в ее одежде об этом «говорит»? Как одета Кисонька? (сказочная мельница, маленький мышонок, волшебные цветы, плетеная корзинка, красочные пряники).

— Ребята, а кто расскажет потешку про Кисоньку — Мурысеньку?

Драматизация потешки «Кисонька – Мурысенька».

Воспитатель: Вот мы вернули все потерявшиеся картинки в книгу. Теперь

она стала очень интересная и красочная.

А кисонька исправилась, поняла, что жадничать не хорошо и

напекла еще пряничков, но украсить их не успела. Давайте мы их украсим ягодками, точечками, как у художника и угостим гостей.

(Дети наносят «тычком» белые точки, ягоды, рассматривают работы и дарят гостям).

Пушкин Александр Сергеевич

«Светоч русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье Надежды Осиповны Ганнибал и Сергея Львовича Пушкина.

Как и большинство дворянских детей, первоначальное образование он получил в домашних условиях. Будущий поэт родился и воспитывался в литературной семье. И не просто в литератур­ной, а в поэтической. Родной дядя Пушкина, Василий Львович, прославился как автор комической поэмы «Опасный сосед». Сергей Львович сумел создать прекрасную атмосферу для развития поэтического дара своего сына.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector