Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя — Мертвые души

Почему Гоголь назвал свое произведение «Мёртвые души», написанное в 1842 году – поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.

Произведение – названное при первом издании по цензурным соображениям «Похождения Чичикова, или Мёртвые души», конечно не было лёгким авантюрным романом, как можно было бы предположить по названию.

Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение

«Божественная комедия» состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором предстает целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины — Италии, ее судьбы.

По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте «Божественная

Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный — образ России. С этим образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.

Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике «Миргород», и в комедии «Ревизор». В поэме «Мертвые души» она переплетается с темой крепостничества.

Особое место в поэме занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?»

Что изобразил Гоголь в своем произведении? Он изобразил социальную болезнь общества, но надо обратить внимание и на то, как он это сделал.

Во-первых, Гоголь использовал приёмы социальной типизации. В изображении галереи помещиков он умело сочетал общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат.

Этот прием подчеркнул еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души.

Для характеристики своих персонажей Гоголь использовал и излюбленный прием — характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать «гением детализации», так точно детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова — то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подвели нас к главной характеристике, сделанной самим автором: «Ни то, ни се, а черт знает что такое!»

Вспомним Плюшкина, эту «прореху на человечестве», который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин — крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался Пушкин: «Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого Родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан.

«Русь, куда же ты несёшься? Дай ответ! Не даёт ответа». Трагедия Гоголя в том и состояла, что он не знал, не видел и не ведал – куда и как направится в будущем Россия. Оттого-то и «Не даёт ответа»!

Но мечта о произведение, в «котором бы явилась вся Русь» осуществилась. Поэма явилась грандиозным описанием быта и нравов России первой трети XIX века.

Сочинение по произведению на тему: Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души»

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.
Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины — Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте «Божественная комедия», которая называется «Ад».
Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный — образ России. С этим образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.
Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы «Мертвые души» Чичиковым в Н.
С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: «Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ «человека-коробочки», в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.
Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике «Миргород», и в комедии «Ревизор». В поэме «Мертвые души» она переплетается с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.
Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?» Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.
Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием — характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать «гением детализации», так точно порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова — то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: «Ни то, ни се, а черт знает что такое!» Вспомним Плюшкина, эту «прореху на человечестве», который потерял даже пол свой.
Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин — крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин: «Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».
Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: «Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа».

Особенности композиции «Божественной комедии» Данте

«Божественная комедия» — величайшее творение Данте. Это произведение стало итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековья и первым шагом к пути Возрождения. Главной его идеей становится постоянный поиск человеком нового пути в жизни. По своей форме это произведение — своеобразное путешествие в потусторонний мир, осуществленная поэтом в художественном воображении. Комедией он называется потому, что имеет счастливый конец, а титул «Божественная» получил из легкой руки Джованни Боккаччо. Комедия состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Это символическое изображение реальной жизни, внутренней борьбы автора и веры, которую некогда не терял Данте. Каждая часть имеет 33 песни, но «Пекло» имеет еще одну дополнительную, благодаря которой общее количество песен равняется ста. Все части заканчиваются словами «звездные потолки», так как звезда для автора — это символ небесной цели, необыкновенный ориентир в путешествии.

Первая часть под названием «Пекло» начинается рассказом о внутреннем залоге поэта, который в середине жизни сбился из правильного пути. Попытка выйти на верную дорогую через пасмурный лес, который символизирует Италию, делается на рассвете. Автор встречается из Вергилием, любимым поэтом автора, который и становится его поводырем кругами ада. Начиная из четвертой песни, мы узнаем о расположении и структуре ада, который состоит из девяти кругов. Чем меньше грех человека, тем более легкое наказание, но чем глубже он проникает в душу человека, тем страшнее наказание. И если на поверхности земли в первых кругах находятся души некрещеных грудных детей, нарушителей брачной верности и чревоугодников, то в глубине Земли страдают предатели и насильники. В центре — властитель ада Люцифер. Увидев ад, поэт лучше понимает необходимость управления в своих поступках верой, надеждой, обязанностью и любовью. Дальше поэт и его поводырь попадаются к чистилищу. За художественным представлением Данте, оно имеет вид горы, возле подножия которой содержится передчистилище; выше расположенные семь кругов, в которых очищаются от семы грехов. В конце концов, место на вершине горы -земной рай, где жили Адам и Ева. Чистилище во всем является противоположностью аду: чем выше круг, тем человечней души. В девятом кругу — встреча с душами поэтов-трубадуров. Во время подъема Данте снова находит то, что потеряло человечество: совесть, волю и ум.

Третья часть поэмы — «рай». По нему автор путешествует вместе с Беатриче, своей любимой. им раскрывается новый мир, в котором властвуют ум, добро и красота. Среда этого мира — свет, который излучается душами рая, которое двигает планеты и звезды. Мир — это также и символ знаний. На каждом из девяти неб Беатриче говорит Данте о том, что он способен понять. Рай — это возможность любви. В ней вся тайна. Путь Данте закончился. По художественной структурой «Божественной комедии» можно воссоздать залоги духовной жизни эпохи зрелого Средневековья, а за богатством переживаний поэта ощутить мысли и чувство человека Возрождения. Свою поэму Данте считал святым произведением, а главную цель человечества усматривал в том, чтобы оно вырвалось из плена эгоизма в мир новой жизни.

«Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души»»

Поэма М. Гоголя «Мертвые души» — произведение сложное, в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбе России, и тонкий лиризм. К своему шедевру писатель шел всю свою жизнь, написав такие самобытные, оригинальные произведения, как, например, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Ревизор». Чтобы лучше понять особенности жанра «Мертвых душ», следует сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения, влияние которого хорошо ощущается в поэме М. Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей, В первой части перед поэтом появляется тень древнеримского поэта Вергилия, который сопровождает лирического героя в ад: они попадают во все его круги, перед их взглядом проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте рассказать о своей Родине — Италии, о ее судьбе. Собственно, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России.

Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, которые характерны для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь затрагивает острейшие общественные вопросы России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены пасмурным картинам русской жизни. С первых же страниц произведения его сюжет нас захватывает, так как нельзя предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Мы не можем догадаться и о том, каким будет конец поэмы, так как все персонажи объединены в ней по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилов, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя, так как на столе у него лежит книга, открыта на одной и той же странице, а его вежливость приторно-сладкая. Но, в сравнении с Плюшкиным, характер Манилова во многом даже выигрывает. В центре внимания Гоголя — образ Коробочки, так как ее характер имеет много общего с другими персонажами. По мнению Гоголя, она является символом «человека-коробочки», в котором заложена идея неугомонного стремления к накоплению. Чичиков — тоже «человек — коробочка», как и другие персонажи. Именно эта черта, присуща большинству дворян, и привела их к вырождению. Отсюда и символичность названия поэмы — «Мертвые души».

Тема изобличения чиновничества проходит — через все творчество Гоголя: она занимает важное место и в сборнике «Миргород», и в комедии «Ревизор». В поэме «Мертвые души» она переплетается также с темой крепостничества. Важную роль в композиции поэмы сыграет «Повесть о капитане Копейкине», так как именно в ней М. В. Гоголь смело разоблачает государственное правительство. Миру «Мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Рассказывая о помещичьей и чиновничьей России, Гоголь хорошо ощущает душу русского народа. Яркое свидетельство этому — образ тройки, которая быстро несется вперед. В ее описании автор воплотил могущественные силы России, которые когда-то смогут сделать что-то новое, прогрессивное для своей Родины: «Так ли и ты, Русь, несешься, будто быстрая тройка, которую никто никогда не обгонит. ».

И все же главная тема произведения — судьба России: ее прошлое, современное и будущее. В первом томе Гоголь вскрыл тему прошлого Родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о современном и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте — «Чистилище» и «Рай». Однако этим замыслам не суждено осуществиться: идея второго тома оказалась недостаточно удачной, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова так и осталась поездкой в неизвестность: Гоголь не знал, что и думать, какой же будет будущая Россия: «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector