Особенности стихотворений «Фонтан» и Ф

Смысловой план.
Стихотворение Тютчева «Фонтан» — это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, — такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: «Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым». Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это – суровый закон Вселенной.
Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана:
Я, и кровь, и мысль, и тело —
Мы послушные рабы:
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.
«Мысль несется, сердце бьется», однако все возвратится на круги своя («В водоем мой луч прольется») и бурное движение закончится одним – неминуемой смертью («И заря потушит ночь»).
Но Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета — это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе — «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).

Художественная форма стихотворений.
Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном.
Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью.
Стихотворение Фета 3-ехчастно — экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.

Художественные средства.
Основной художественный прием в «Фонтане» Фета – метафора, в том числе и метафора олицетворения. Поэт считает всю природу и мир вокруг живым, существующим по своим законам. И действительно, в его стихотворении и «ночь дышит», и «воздух пьян», и «напевает фонтан». Кроме того, «мысль несется, сердце бьется», «в водоем мой луч прольется», «заря потушит ночь» и др.
Стихотворение Тютчева также построено на метафорах: «фонтан клубится», «он
коснулся высоты», «ниспасть на землю осужден», « какой закон тебя стремит, тебя мятет?», «длань твой луч свергает», «смертной мысли водомет» и т.д.
Но тютчевское стихотворение гораздо богаче эпитетами, чем стихотворение Фета («облаком живым», «фонтан сияющий», «влажный дым», «высоты заветной», «пылью огнецветной», «длань незримо-роковая» и др.). Есть здесь и сравнения («Лучом поднявшись к небу»).
Кроме того, стихотворение Тютчева (особенно вторая часть) насыщено обращениями, риторическими восклицаниями и вопросами («О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!», «Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?», «Как жадно к небу рвешься ты. »).
Такая эмоциональная насыщенность передает отношение лирического героя к тому трагическому несоответствию, о котором он говорит. Стихотворение же Фета по интонации – спокойно, плавно, размеренно, в нем много повествовательных предложений, что также отражает внутреннее состояние лирического героя.
Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность. Этому способствует и кольцевая рифмовка произведения.
Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора. Это настроение подчеркивает и перекрестная рифмовка стихотворения, а также чередование мужских и женских рифм («дышим-слышим-колышим», «пьян-фонтан»).
Таким образом, одноименные стихотворения Тютчева и Фета — философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Особенности стихотворений А.А.Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ).

Смотрите также по произведению «Лирика»:

Анализ стихотворения Тютчева Фонтан

1. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. Отрывок / И. С. Аксаков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 2–6. (Биографический портрет, обзор творчества Ф. И. Тютчева. Отрывок из работы И. С. Аксакова)

2. Анненкова Е. И. Два стихотворения. «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина / Е. И. Анненкова // Литература в школе. – 2001. – N 4. – С. 2–6. (Сопоставительное осмысление двух стихотворений, появившихся в разные историко-литературные периоды XIX столетия, являющихся органичными для творчества обоих поэтов в целом, выявляющих существо их поэтического и философского миросозерцания)

3. Апалькова И. Г. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. «: V класс / И. Г. Апалькова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 42–43. (Изучение поэзии Ф. И. Тютчева в V классе на примере стихотворения «Есть в осени первоначальной. «)

4. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный. «: Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов (Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А. ).

5. Галкин А. Читая стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса» / А. Галкин // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 49. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»)

6. Гапоненко П. А. Во имя жертвенного самоотречения: Ф. И. Тютчев. «Сияет солнце, воды блещут. «/ П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 14–15. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут»)

7. Жителева Ж. И. «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева: V класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 39–41. (Урок-разбор стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»)

8. Калганова Т. А. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. V-VI классы / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 40–41. (Материал для подготовки уроков литературы по творчеству Ф. И. Тютчева. Об использовании образов из древнегреческой мифологии в лирико-философской поэзии. Опыт сравнения двух стихотворений: «Пан» М. Ю. Лермонтова и «Полдень» Ф. И. Тютчева)

9. Лебедев Ю. В. Гражданская лирика Тютчева / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 2–8. (Биографические сведения о Ф. И. Тютчеве с 1821 года. Литературный анализ стихов гражданского звучания и некоторых публицистических статей)

10. Новикова А. А. И. С. Тургенев и Ф. И. Тютчев / А. А. Новикова // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 2–7. (Пересечение судеб Ф. И. Тютчева и И. С. Тургенева, общее в их творчестве: философско-психологический подход к движениям человеческой души, лирический самоанализ, романтическая одухотворенность. Тема любви и тема природы в творчестве поэта и писателя)

11. Погорельцев В. Ф. Послушаем ритм тютчевского сердца / В. Ф. Погорельцев // Литература в школе. – 2006. – N 4. – С. 7–9. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое»), содержится полный текст. Сопоставление его со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Тема сердца в этих произведениях)

12. Попова Т. М. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» / Т. М. Попова // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 42–44. (Литературный анализ стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан»)

13. Скатов Н. Н. Федор Тютчев / Н. Н. Скатов // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 7–13. (Биографический очерк, анализ творчества Ф. И. Тютчева)

14. Соловей Т. Г. «Весна идет!»: анализируем стихотворение Ф. И. Тютчева / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 40–42. (Методические рекомендации к уроку литературы в 5 классе. Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна идет!»)

15. Соловецкая М. Г. Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою. » / М. Г. Соловецкая // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 38–40. (Методические рекомендации и система вопросов и ответов для урока литературы в 5 классе, посвященного изучению стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою. «)

«Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Фонтан», написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей. Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти. Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая»— позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение. Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам. Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной», «влажный дым», «пылью огнецветной»), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился»). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет», «клубится», «влажный дым»), отождествляет фонтан с «живым облаком».

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется», чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!»), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?»), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!»).

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым», «высоты заветной», «фонтан сияющий») и метафорами («фонтан клубится», «смертной мысли водомет»).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан»

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» имеет два восьмистишия. Великий поэт создает в первой строфе картину фонтана, который сияет всей своей красотой и могуществом. Добиться такого эффекта автору помогают различные образные средства, имеющие богатый характер. В стихотворении эпитетам отводится роль метафор. Примером есть следующие обороты: «влажный дым», «пылью огнецветной» и другие.

Метафоры можно найти, проводя анализ стихотворения Фонтан, и в некоторых сравнениях. К примеру, поэт мастерски отожествляет обычный фонтан с живым облаком. А вот опадающую сверху воду фонтана он страстно приравнивает к «пыли огнецветной».

Тютчев показывает свой восторг от лицезрения работы водной конструкции. Он передает своей богатой речью, как играет свет, как в фонтане происходят переливы.

Описывая, казалось бы, один из тысячи фонтанов, поэт разглядел в нем схожесть с человеком. С помощью возвышенной лексики возникает метафорический образ, который помогает читателю увидеть этого человека с его «смертной мыслью».

Наличие таких знаков препинания, как знак вопроса и восклицательный знак, говорит о сильной экспрессивности лирического героя. Он не может спокойно наблюдать бурлящую борьбу водной стихии в фонтане. Наверное, такие же чувства и переживания охватывают в этот момент душу героя, раз он увидел в неживом предмете своего побратима.

Говоря о жадном рвении фонтана к небу, автор передает свои личные истинные переживания. Не раз в своих стихотворениях Федор Иванович обращает взор к всесильным небесам, презирая свое пребывания на земле.

Анализ стихотворения Фонтан дает четко понять главные философские догмы, которыми руководствуется великий поэт. Он убежден в неразрывном единении жизни человека земного с жизнью космоса. Вселенная и человек – неразрывные звенья одного целого.

Всю жизнь в своем творчестве Тютчев пытался разгадать загадку, которая связана с человеческим разумом. Разумом противоречивым, могучим и слабым одновременно. Поэта поражало, каким великим и, одновременно, бессильным может быть наш мозг.

Именно с силой разума и его бессилием сравнивает поэт судьбу фонтана. Человеческая сущность всю жизнь стремится к идеалу. И, кажется, что до разгадки наша мысль вот-вот дойдет, она взлетает к самым вершинам. Но она — «смертная мысль», и ее рок заключается в том, что именно в этот момент ей суждено «ниспасть» обратно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector