Особенности стихотворений «Фонтан» и Ф

Смысловой план.
Стихотворение Тютчева «Фонтан» — это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, — такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: «Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым». Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это – суровый закон Вселенной.
Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана:
Я, и кровь, и мысль, и тело —
Мы послушные рабы:
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.
«Мысль несется, сердце бьется», однако все возвратится на круги своя («В водоем мой луч прольется») и бурное движение закончится одним – неминуемой смертью («И заря потушит ночь»).
Но Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета — это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе — «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).

Художественная форма стихотворений.
Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном.
Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью.
Стихотворение Фета 3-ехчастно — экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.

Художественные средства.
Основной художественный прием в «Фонтане» Фета – метафора, в том числе и метафора олицетворения. Поэт считает всю природу и мир вокруг живым, существующим по своим законам. И действительно, в его стихотворении и «ночь дышит», и «воздух пьян», и «напевает фонтан». Кроме того, «мысль несется, сердце бьется», «в водоем мой луч прольется», «заря потушит ночь» и др.
Стихотворение Тютчева также построено на метафорах: «фонтан клубится», «он
коснулся высоты», «ниспасть на землю осужден», « какой закон тебя стремит, тебя мятет?», «длань твой луч свергает», «смертной мысли водомет» и т.д.
Но тютчевское стихотворение гораздо богаче эпитетами, чем стихотворение Фета («облаком живым», «фонтан сияющий», «влажный дым», «высоты заветной», «пылью огнецветной», «длань незримо-роковая» и др.). Есть здесь и сравнения («Лучом поднявшись к небу»).
Кроме того, стихотворение Тютчева (особенно вторая часть) насыщено обращениями, риторическими восклицаниями и вопросами («О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!», «Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?», «Как жадно к небу рвешься ты. »).
Такая эмоциональная насыщенность передает отношение лирического героя к тому трагическому несоответствию, о котором он говорит. Стихотворение же Фета по интонации – спокойно, плавно, размеренно, в нем много повествовательных предложений, что также отражает внутреннее состояние лирического героя.
Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность. Этому способствует и кольцевая рифмовка произведения.
Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора. Это настроение подчеркивает и перекрестная рифмовка стихотворения, а также чередование мужских и женских рифм («дышим-слышим-колышим», «пьян-фонтан»).
Таким образом, одноименные стихотворения Тютчева и Фета — философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Особенности стихотворений А.А.Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ).

Смотрите также по произведению «Лирика»:

На повторении какого звука построено стихотворение тютчева

Наследие Ф.И.Тютчева невелико: оно насчитывает немногим более трехсот стихотворений. Но значение их для русской и мировой поэзии безмерно. Как сказол А. Фет в своей надписи на сборнике стихов Тютчева:

Муза. правду соблюдая, Глядит, и на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей.

Еще при жизни поэзия Тютчева была высокооценена Жуковским, Пушкиным, Некрасовым, Тургеневым, Л. Толстым, Фетом, но известности в широких читательских кругах не получила. Отчасти это связано с тем, что сам Тютчев относился к своему творчеству как занятию сугубо личному и потому не прилагал усилий для публикаций своих стихотворений. Всесторонняя оценка его поэзии была дана в .эпоху серебряного века: в статьях В. Соловьева, Д. Мережковского, А. Белого, В. Брюсова. При анализе поэзии Тютчева пользуются обычно такими определениями, как «поэзия мысли», «философская поэзия», поэзия «космического сознания». Поэт и философ В. Соловьев выделял в этом смысле поэзию Тютчева из всей мировой поэзии: «Но и сам Гете не зах-ватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, . темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, — природной и человеческой,- основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества».

«Полдень» (1829), «Весенниеводы» (1830), «Осеннвивечер» (1830). Природа — это основная стихия творчества Ф.И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм поэТа. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов. Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Еще Н.А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в «живом, грациозном, пластически верном изображении природы». Он же отмечал умение поэта «уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дориейваться сама собою данная картина».

Тютчевское изображение утра Не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении «Полдень» поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня. Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает самую существенную черту явления («лениводышит полдень мглистый», «лениво тают облака»). Само сочетание «лениво тают» способно заменить длинное подробное-описание.

В тютчевской лирике главным становится прием оду­шевления природы — олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы. Поэтому в стихотворении «пол­день дышит», река «лениво-катится». Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан — в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы ••- божества природы, живительных, плодоносных сил):

И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.

Иногда Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение «Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы. Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! . Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!»

Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, — ког*да любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам» (Некрасов).

Тютчева особенно привлекали переходные, промежу­точные моменты жизни природы. Так, он интересовался круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи. В стихотворении «Осенний вечер» дается картина вечерних сумерек, полная красок и звуков:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть. . Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест

Тютчев оставил немало прекрасных поэтических картин осени. Например, в стихотворении «Есть в осени перво­начальной. « он дал удивительно точное описание ранней осени. Никогда яе забыть образ «тонкого волоса паутины», который «блестит на. праздной борозде». Здесь же — другая сторона осейи. Но эта картина является одновременно и предвестием зимы: И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою.

Вместе с тем Тютчев передает ощущение осеннего. вечера. Стихотворение построено на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой. Это отра­жается в двухчастной композиции: постижение природы — это для поэта созерцание самого себя в природе. Стихотво — рение завершает прекрасный образ «стыдливости страданья».

«Silentium» (1830). Это стихотворение относится к тем произведениям Тютчева, в которых преобладает философская мысль. Лирический герой поэзии Тютчева предстает здесь как мыслитель (герой философской поэзии). Но не в том смысле, что Тютчев иллюстрируетте или иные философские идеи, хотя. как многие поэты 30 — 40-х годов XIX в., он испытал сильное влияние немецкой философской культуры. Философские мысли, идеи являются у Тютчева частью целостного художественного образа. Это воплощение в поэзии духа человека — мыслителя. В стихотворении «SilenUum» с особой остротой выражена коренная романтическая проблема — бесконечного одиночества человека, призрач — ности культуры, цивилизации, самого человека, обреченных на уничтожение и гибель. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Исходя из этого, Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Отсюда вытекает трагическая коллизия — невоз­можности человека выразить свою душу, рассказать свои мысли другому. Стремление к самовыражению наталкивается на непонимание.

Стихотворение строится как своего род? советы, призы — вы, обращения к читателю, к «ты». Первое шестистишие начинается советом — «молчи» — и завершается тем же. Срединное шестистишие — самое интимное, задушевное. Первые три строки, состоящие из вопросов, вместе с обращением к «ты» подразумевают и «я». ‘ 105

Как сердцу высказать себя? Другому как понять Тебя? Поймет Ли он, чем ты живешь?

Но и эта строфа завершается повтором «молчи». Тютчев выражает мысль, что и человеческое слово в принципе бессильно. Поэтому он приходит к своему знаменитому парадоксу — признанию:

Мысль изреченная есть ложь.

Завершается стихотворение призывом — собственной души:

Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей.

Это стихотворение особенно ценило поколение поэтов — символистов (А. Блок, А..Велый, В. Брюсов, Вяч. Иванов): они видели вТютчеве Духовно близкого им человека, обнажившего главное противоречие символической поэзии — потребности и невозможности «высказать себя».

«О чем ты воешь, ветр ночной. « (1830), «Тени сизые смесились» (1835). Важнейшая тема, которую Тютчев ввел в русскую поэзию, — это хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, некую темную первозданную стихию. А все видимое, сущее — это лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной» теме. Именно ночью, полагал поэт, наступают минуты, когда человек остается один на один перед вечным миром. В эти минуты он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования.

В первом стихотворении Тютчев обращается к одной из форм проявления «хаоса» — к ночному ветру. Он вслушивается в этот «хаос», в пучину мировой ночи:

О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой: То глухо-жалобный, то шумно?

Лирический герой желает прикоснуться к этой таин­ственной жизни хаоса: ^

Онсбеспредельнымжаждетслиться. Но в то же время «страшные» песни ужасают его:

бурь заснувших не буди — Под ними хаос шевелится.

Другой постоянный мотив тютчевской поэзии «иллюст­рируется» стихотворением «Тени сизые смесились. » Как и предыдущее, оно имеет поистине космический размах. Нов нем особенно сильно выражается мотив, лишь намеченный в предыдущем стихотворении («Он с беспредельным жаждет слиться. «).

Тютчев с огромной поэтической силой воплощает здесь желание единения с природой, растворения в ней. В стихо­творении появляется знаменитая поэтическая формула: «Все во мне и я во всем1» В нем отражается другая сторона романтического мироощущения — преодоление инди­видуализма и желание обретения гармонии с миром, при­родой. Стихотворение имеетдвухчастную композицию. Первая часть представляет гармоничную картину .ночной стихии. Тютчев максимально пользуется приемом звукописи, про­низывает строки аллитерацией и ассонансом. Вот наиболее яркий пример: Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, темный, благовонный.

Вторая часть стихотворения — это своеобразное обращение к ночному сумраку. Здесь важной оказывается сама мысль. очень весомая, поражающая своей неожиданностью:

Дай вкусить уничтоженья, С миромдрсмлющим смешай!

«О. как убийственно мы любим. » (1851), «Весь день она лежала в забытьи» (1864). Стихотворения -входят в так называемый «денисьевский цикл» (1850 — 1864) — одну из вершин любовной лирики русской и мировой поэзии.

Ф.И. Тютчев познакомился с 24-летней Еленой Алек­сандровной Денисьевой, воспитанницей Смольного институ­та, в конце 1840-х годов. В этих отношениях было все: и глубокая взаимная любовь, и чувство вины перед любимой женщиной, и трагический конец (смерть Денисьевой в 1864 г.). В глазах высшего петербургского общества их отношения, продолжавшиеся в течение четырнадцати лет, были «беззаконными», вызывающе скандальными, причем вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой Тютчев винит прежде йсего самого себя в страданиях, причиненных Денисьевой двусмысленным ее положением в обществе. Он был потрясен ее смертью, обращал горячие упреки к самому себе.

«Денисьевский цикл» стал художественным выражением этой душевной драмы. В нем любовь предстает в различных ипостасях: как возвышающее человекадуховное чувство, как могучая, слепая страсть, как тайное чувство, некая ночная стихия, напоминающая о древнем хаосе. Поэтому тема любви звучит у Тютчева то как «союз души с душой родной», то как тревога, то как предостережение, то как горестное признание.

Тютчев пошел в поэзии дальше трагических романтиков (Жуковского, Баратынского, Лермонтова), назвав любовь «поединком роковым». Называя так любовь. Тютчев тем самым видит в ней испытание, данное человеку судьбой в ряду других испытаний. Любовь в представлении поэта не может быть обоюдно счастливой. Одно сердце торжествует, другое, более слабое, погибает. «Он» и «она» в стихотворении «О, как убийственно Мы любим» находятся в неравноправном положении: . Давно ль. гордясь своей победой, Ты. говорил; она моя. Год не прошел-спросиисведай,» Что уцелело от нея?

Тютчев говорит с бесстрашием и прямотой, что «его» любовь отмечена эгоизмом, хотя теперь к себе он обращает упрек. Трагизм судьбы любящей женщины определяется и тем, что пошлая толпа, «нахлынув, в грязь втоптала/ То, что в душе ее цвело». Тютчев видит в любви трагическое неотвратимое испытание судьбы:

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была.

В стихотворении выражается ощущение хрупкости, мимолетности человеческой жизни:

И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось?

Начинает и завершает стихотворение афористичная и парадоксальная мысль:

О. как убийственно мы любим, . Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. ,,

В то же время Тютчев не утверждает бесплодности любви: .без этой внутренней борьбы нет человеческой жизни, в ней утверждается человек.

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Тютчев видел, как тяжелой мучительно она болела. Это и в нем самом вызывало невыносимые муки. В одном из писем другу через два месяца после смерти Денисьевой он писал: «Не живется. Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне все равно. Только при ней и для нее я был личностью, только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я сознавал себя. Теперь я что-то бессмыслен но живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. «

Стихотворение отличает замедленность темпа, драма- тическое величие. В результате многочисленных повторов — анафор союза «и»оноприобретастособую выразительность. Неоднократные умолчания передают недоговоренность, внутреннюю глубину, моменты погружения героини, а потом и героя а «сознательную думу». Взволнованность переживания .героя передана через «перебой» ритма. В третьей строфе ритм перебивается «уточняющим» предложением: . . . .-

И вот, как бы беседуя с собйй, Сознательно она проговорила ,’ (Я был при ней, убитый, но живой): — «О. как все это я любила!»

» Теплый летний дождь, весело звучащие его струи (как примета жизни) пробуждают спящую женщину и вызывают в ос душе воспоминания. Даже в смертный час она чувствует радость и красоту жизни:

И медленно опомнилась она. И начала прислушиваться к шуму.

Последняя с-трофа представляет «сознание» город -это стон, невыразимое сожаление, восхищение такойлюб^выо;

Любила ты, и так, как ты, — любить — Нот, никому еще не удавалось) О господи)..и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось.

«Денисьевский цикл» стал великим памятником и гимном, этой «последней любии» поэта.

На повторении какого звука построено стихотворение тютчева

*
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу.

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи. и это пережить.
И сердце на клочки не разорвалось.

«Два голоса» Ф. Тютчев

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
Над вами светила молчат в вышине,
Под вами могилы — молчат и оне.

Пусть в горнем Олимпе блаженствуют боги:
Бессмертье их чуждо труда и тревоги;
Тревога и труд лишь для смертных сердец…
Для них нет победы, для них есть конец.

2

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
Над вами безмолвные звездные круги,
Под вами немые, глухие гроба.

Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец.

Анализ стихотворения Тютчева «Два голоса»

У каждого человека своя судьба, но все мы в той или иной мере пытаемся ее изменить. Поэт Федор Тютчев был глубоко убежден в том, что это можно сделать, если упорно идти к своей цели. В 1850 году он написал стихотворение «Два голоса», которое перекликается с эллинской поэзией и призывает человека не покоряться обстоятельствам, а вопреки им идти к намеченной цели. Это произведение написано в совершенно нетипичной для автора манере и навеяно, как отмечают критики, творчеством немецких поэтов. Так или иначе, но «Два голоса» после публикации в 1854 году становится весьма популярным стихотворением, на котором впоследствии вырастет целая плеяда русских поэтов. Так, спустя десятилетия Тютчева цитировали Блок и Маяковский, Цветаева и Пастернак. Чем же так примечательно это произведение?

С первых строк поэт настраивает читателя на то, что вся жизнь представляет собой тяжелую и изнурительную борьбу. Рассматривать ее именно с такой позиции следует тем, кто действительно не хочет плыть по течению и мечтает о том, чтобы чего-то достичь. «Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, хоть бой и неравен, борьба безнадежна!», — отмечает Тютчев. Он убежден в том, что только в борьбе человек совершенствуется и избавляется от ошибочных суждений, иллюзий и предрассудков. Однако свой путь он должен пройти самостоятельно, и ему не следует ждать ни от кого помощи. Ведь другие также заняты решением подобных проблем, а весь окружающий мир является лишь сторонним наблюдателем. «Над вами светила молчат в вышине, под вами могилы — молчат и оне», — очень точно подмечает поэт.

Он знает, что где-то есть высшие существа, которым не нужно менять свою судьбу, ведь они умеют ею управлять. Этот дар дан лишь богам да некоторым избранным бессмертным. Все остальные люди лишены подобной роскоши, и сделано это умышленно. Если человек не будет к чему-то стремиться, то его земное существование попросту лишиться всякого смысла. Но победить в неравно бою все же невозможно, и Тютчев убежден, что «Тревога и труд лишь для смертных сердец… Для них нет победы, для них есть конец».

Стихотворение состоит из двух отдельных частей и построено таким образом, что строфы первой из них автор вложил в уста пессимиста. Вторая часть произведения, являющаяся повторение первой по смыслу, в финале заканчивается более оптимистично. Автор считает, что жизнь богов, лишенная борьбы, скучна и однообразна. Именно так живут и некоторые люди, которым нет нужды к чему-то стремиться. Но даже самые изысканные удовольствия рано или поздно надоедают, поэтому поэт отмечает: «Пускай олимпийцы завистливым оком глядят на борьбу непреклонных сердец». При этом автор убежден, что не всегда человек проигрывает в неравной схватке с судьбой. Действительно, кого-то ждет весьма предсказуемый финал, и все надежды исчезают под крышкой гроба. Но есть и те счастливцы, которым удается преодолеть сопротивление времени и обстоятельств. «Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком, тот вырвал из рук их победный венец», — считает Тютчев.

Читателям автор предлагает самостоятельно выбрать тот путь, который им наиболее близок. Однако поэт прекрасно знает о том, что внутри каждого из нас живет два голоса, которые ведут между собой бесконечные споры. Условно их можно назвать пессимистом и оптимистом. И только от нас самих зависит, кто из них в итоге одержит верх. Это будет первой и, пожалуй, самой главной победой, после которой жизнь изменится кардинальным образом. Однако какой именно она станет, зависит от каждого из нас, даже если нам кажется, что все уже предрешено, и менять судьбу нет никакого смысла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: