Особенности поэтики Николая Гумилёва

Каждый из поэтов «Серебряного века» имел своеобразный «нерв» творчества. Таким «нервом» поэзии Николая Гумилёва стал поиск красоты в пространстве и во времени. Не случайно издатель журнала «Аполлон» С.Маковский назвал Николая Гумилёва «бредящим красотой».

И вот вся жизнь!
Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города.
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят,
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять восторг и горе.
Опять, как прежде, как всегда.
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.

Друг юности Э. Голлербах вспоминал о Н. Гумилёве: «Неисправимый романтик, бродяга-авантюрист, «конквистадор», неутомимый искатель опасностей и сильных ощущений, — таков был он.

Многие зачитываются в детстве Майн Ридом, Жюлем Верном, Гюставом Эмаром, но почти никто не осуществляет впоследствии, в своей «взрослой» жизни героического авантюризма, толкающего на опасные затеи, далёкие экспедиции. Он осуществил. Упрекали его в позёрстве, в чудачестве. А ему просто всю жизнь было шестнадцать лет».
Уже в первых сборниках стихов Н.Гумилёва были намечены чисто «Гумилевские» черты, которые в конечном итоге составят неповторимый облик его поэтики. А И.Анненский так напишет о стихах своего ученика в рецензии на сборник «Романтические цветы»: « Не только искания красоты, но и красота исканий».
В чем же особенности поэтической манеры Н.Гумилёва? Какие черты русского романтизма присущи его произведениям?

Каковы истоки экзотики в поэзии Н.Гумилёва? Н.Гумилёв несколько раз путешествовал в Африку, цель путешествий носила творческий характер: «…в новой обстановке найти новые слова» (из письма В.Брюсов. Своеобразной лирической дилогией, где выражен авторский идеал и найдены «новые слова», стали стихотворения «Жираф» и «Озеро Чад». «Начиная с «Пути конквистадоров» и заканчивая «Огненным столпом», — писал критик В.Жирмунский в статье «Преодолевшие символизм» (1916), — Гумилёв …неизменно шёл одной и той же дорогой: к совершенству формы, к магии слова…».

Как поэт достигал художественной красоты? Попробуем проникнуть в тайну его поэтического мастерства. Павзаний – древнегреческий путешественник, живший во ІІ веке нашей эры. Сюжетная канва стихотворения такова: после опасного плавания в Африку Павзаний возвращается к берегам Римской империи. Римский император в час заката осматривает заморские подарки. Стихотворение интересно с точки зрения фонетики и лексики.

(звуковой повтор гласного [у] : 2-3 строфы (картина моря) – 9 раз, 5 строфа (описание крокодила) – 7 раз. ? Звуковой повтор гласного (ассонанс) наполняет стихотворение зелёным цветом.

(Н.Гумилёв. Перевод стихотворения А.Рембо «Рождение гласных».
А – чёрно, бело – Е, У – зелено, О – сине, И – красно…
Я хочу открыть рожденье гласных…)
?Звуковой повтор согласного [л] (аллитерация) : 1-2 строфы – 13 раз. Так поэт воспроизводит звук ударяющихся о борт корабля волн. Во 2-3 строфах – 14 раз встречается [р]. Этот звук передаёт скрип мачт и корабельных снастей.

По жемчужине собирает Н.Гумилёв своё поэтическое ожерелье, превращая его в сокровище удивительной красоты! В стихотворении много прилагательных, обозначающих цвет: золотой, пурпурный, мраморный, изумрудный, серебряный ? Чтобы описать красоту, создать картину земного рая, который спасает от серой скуки городов, поэт не жалеет красок.

Существительные тоже вызывают цветовые ассоциации: море – синий, зелёный; крокодил – зелёный.

Сравните цветовую палитру стихотворений Н.Гумилёва и полотен французского художника П.Гогена. Совпадают. -Большинство полотен Поль Гоген написал на острове Таити. Что заставило внешне благополучного парижанина покинуть родину и отправиться на далёкий остров, а потом переселиться туда навсегда? Возможно, та же причина, которая побудила студента Сорбонны Николая Гумилёва отправиться в Абиссинию (современную Эфиопию): попытка найти в красоте первобытной природы духовное обновление (или спасение?) от тяжёлого тумана города? А может быть, стремление отыскать «Землю, где можно было просто жить», черпать вдохновение, быть свободным, жить в согласии с самим собой и окружающим миром? Кто знает? (Рекомендация книги А.Перрюшо)

. В русской поэзии «Серебряного века» многие авторы увлекались созданием акростихов (начальные буквы каждой строки составляют имя).

Отгадайте литературную загадку: кому посвящены следующие строки?

Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьёв прозрачных,
Небесный див тебя принёс,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной.
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.

Предыдущий реферат из данного раздела: Призыв к мужеству и бесстрашию

Следующее сочинение из данной рубрики: Победа за нами

Биография Николая Гумилева

(1886 — 1921)

Николай Гумилев — один из ведущих русских поэтов-акмеистов. Родился будущий писатель 3 апреля в 1886 году в городе Кронштадте на острове Котлине. Семья была вынуждена жить там, пока отец занимал должность военного врача, но после его отставки все переехали жить в Царское село, где маленький Гумилев в 1903 году поступил учиться в гимназию.

Творческая биография Николая Гумилева начинается достаточно в раннем возрасте. Уже в 1900 году он написал свои первые стихи и рассказы. Окончив гимназию, Гумилев уезжает в Париж, но до отъезда он успевает выпустить свою первую книгу юношеских стихов «Путь конквистадоров».

В Париже жизнь Николая Гумилева была насыщенной, он знакомился на лекциях в Сорбонне с французской литературой, а также изучал живопись и успел издать не только свои произведения, но и будущей знаменитой писательницы Анны Ахматовой, которая в скором времени стала его спутницей жизни.

В 1908 году свет увидел второй сборник поэта «Романтические цветы», который высоко оценил в своей рецензии В. Брюсов.

Побывав в европейских и африканских странах, Гумилев возвращается в Россию, уже сформировавшись литературно. Сразу же после приезда Гумилев становится участником организации «Академия стиха». В 1923 году поэт начинает печатать в журнале «Аполлон» свои заметки о русской поэзии.

Третья книга Гумилева под названием «Жемчуга» приносит ему большую популярность. Она посвящалась его учителю Брюсову, который позже отметил, что стихи Гумилева полны романтизма и мастерства в области формы.

Настоящее искусство нашло воплощение в знаменитой балладе «Капитаны», где Гумилев связывает свою Музу Дальних Странствий с романтической традицией М. Стивенсона и Р. Киплинга.

В 1910 году биография Николая Степановича Гумилева знаменуется новым творческим этапом. Полемические разговоры вокруг символизма приводят к кризису этого направления. Поэтому созданное Гумилевым новое течение – акмеизм, было реакцией на символизм.

В Эфиопии до сегодняшних дней сохранилась добрая память о Гумилеве. Его поэзия – это любовь к людям и их культуре. Данью его любви к Африке является поэзия, которая вошла в сборник «Шатер».

Грустные факты из биографии Николая Гумилева.

Николай Гумилев никогда не отличался политической грамотностью, но все, же имел свою теорию о том, что человек при любых убеждениях должен быть верным своей родине. Поэт признавал Советскую власть и придерживался мнения, что нужно быть лояльным к ней во всех отношениях, несмотря на личные тяжелые условия существования. Долгие годы считалось, что Гумилева расстреляли за контрреволюционные действия, но на самом деле его вина была в том, что он вовремя не донес правительственным органам о предложении ему вступить в заговорщическую компанию.

В 1921 году Николая Гумилева арестовали, официально обвинив поэта в антиправительственном Таганцевском заговоре. Спустя три дня, Гумилева приговорили к расстрелу, который исполнили на следующий день.

Такой поступок со стороны властей вызвал негативную волну мировой общественности, которая не соглашалась с вынесенным приговором. Позже Алексей Толстой написал, что во время расстрела Гумилев не подарил палачам даже капли сомнения и страха.

Сегодня литературные критики признают, что отточенное искусство Николая Гумилева отличается простотой высокой мудрости, романтическими красками, которые удачно переплетаются с фантастическими деталями, создавая многомерный, глубокий символический образ.

Николай ГумилевНа острове

ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА 1907

НЕОРОМАНТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Источник: Прислал читатель

ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ЛЕС Источник: Прислал читатель

ХРИСТОС 1910 год

ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО 1916

пќпђ пЎпўпёпџп•пќпЇпҐ п‘пђп›п пћпќпђ. . . пґпѕ 1985 пЁпѕпґп°, пџпѕпїпѕпІпєп°

Гумилёв биография

Презентация «Гумилёв биография». Размер 3770 КБ. Автор: Tanja.

Литература 9 класс

«Толстой Юность» — «Верьте себе…»(обращение писателя к юношеству). По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Нравственные проблемы повести. Объясните, как вы понимаете значение слов «самопознание» и «самовоспитание?». С марта 1847 года Толстой начал вести дневник. Сюжет. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. 5. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком.

«Тютчев и Фет» — Перед нами две пейзажные зарисовки. Какие ощущения возникают после чтения стихотворения? Рассмотри тему, идею, композицию, движение поэтической мысли в произведениях. Чтение стихотворений. «Какая ночь!». Прослушивание сообщений и беседа: Сопоставительный анализ стихотворений «Летний вечер» Ф.И.Тютчева и «Какая ночь» А.А.Фета. Каковы особенности поэтического языка каждого стихотворения? Задания: Какая ночь! Лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. «Летний вечер». Как выражены?

«Сжатое изложение» — Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. 3.Этап определения структуры текста Назовите композиционные части текста. Первое чтение текста. Композиция текста – построение текста. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Второе чтение текста. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

«Сочинение по портретам Пушкина» — Написал, создал, выразил. Виртуальная экскурсия. В каждом предложении обязательно должно быть сказуемое. Каким поэта представляет О. Кипренский, а каким В. Тропинин? I История создания портретов. 1826 год – трудное время в жизни поэта. От деревьев на снег падают (…) тени. И на одном, и на другом полотне…, но… Обществознание. Хочется вдохнуть полной грудью (…) воздух. Иностранный язык. Хочется вдохнуть полной грудью (чистый, прозрачный, холодный, весенний) воздух. Весна на картинах русских художников.

«Развитие русской литературы» — Корифеи. Д.И.Фонвизин. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. «Герой нашего времени». Летописания Жития Поучения Сказания Хождения. Литература. 9 класс. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин», «друг свободы». А.В.Вампилов «Старший сын». Поэзия Евтушенко и Вознесенского. В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Н.А.Некрасов. Н.В.Гоголь. Н.М.Карамзин. «История государства Российского», «Бедная Лиза».

«Гоголь Мёртвые души урок» — Рассказ. План урока. Проверим знания. Кто изображён на иллюстрациях? г. Светлый, 2009. А.П.Чехов. Домашнее задание. Знакомство с героями поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Назовите основные композиционные разделы поэмы. 1 глава. 2-6 главы. 7-10 главы. 11 глава. Глава? Ответьте на вопросы: Работа с таблицей. Путевые записки.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: