Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…» (Франк)

Тютчев в первую очередь поэт-философ. В его мировоззрении мы наблюдаем абсолютную гармонию мысли и чувства: герой – лирик неотделим от героя-мыслителя, романтически возвышенный мечтатель –от серьезного, глубокого философа. Не случайно Ю. Тынянов назвал творчество «Тютчева» «поэзией мысли».

Уже в конце 20-х — начале 30-х Тютчев создает стихотворения, в которых философская мысль является основным содержанием. «Герой» этих произведений — всепознающий разум, выразитель страсти к познанию — поэт. Так, смысл стихотворения

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

Здесь лирический герой Тютчева как бы полемизирует с тургеневским прагматиком-Базаровым, считавшим, что»природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Символом поэтической мысли, возвышения человеческого духа выступает у Тютчева еще один образ — фонтан из одноименного стихотворения:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова прылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

Здесь, как видим, снова возникает идея взаимосвязи земного и небесного, которая раскрывается в противостояниях «низ-верх», «высота заветная –земля».Одновременно фонтан — «смертный мысли водомет», «жадно рвущийся к небу», но неизбежно превращающийся во «влажный жым», «огнецветную пыль», спадающую с небесной высоты.

Лирический герой утверждает таинства неизреченной мысли, неиссякаемым источником, живым ключом которой становится гармония природы, всеединство мира. Высшее, действительное предназначенье человека — победить в себе первобытный хаос, «роковое наследие» темных сил, приблизиться к Богу, христианскому пониманию жизни:

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые –

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

(«О вещая душа моя»)

Таким образом, невозможно не согласиться с С.Л. Франком, считавшим, ч то «поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…»

Особенности поэтического мировоззрения Тютчева

Ф.И. Тютчев принадлежал к литературному поколению русских романтиков-»любомудров» (В. Одоевский, И. Киреевский, С. Шевырев, Д. Веневитинов), что, в первую очередь, и определило своеобразие художественного мировосприятия этого великого русского поэта. Его лирику можно рассматривать как «дневник души», живущей личными предчувствиями и всеобщими предзнаменованиями, откликающейся как на мимолетное впечатление частного человека, отдельную яркую деталь окружающего мира, так и на грандиозные перемены, глобальные исторические события. Ранние стихотворения Тютчева 1823 – 1825 годов («Слезы», «Проблеск», «К Н.») отражают увлеченность христианской мистикой, приверженность традициям поэзии Жуковского. В них присутствуют мотивы прозрения и озарения, образы «ангела слез», «ангельской лиры», «серафимских лиц», «адского пламени», «божественного огня». Земное в них противопоставляется небесному, тленное, суетное – вечному, бессмертному: И только смертного зениц Ты, ангел слез, дотронешься крылами – Туман рассеется слезами, И небо серафимских лиц Вдруг разовьется пред очами. («Слезы») Период поэтической зрелости Тютчева совпадает с проявлением «античного» начала в его творчестве. Античность воспринимается поэтом также в романтическом ключе. В романтическом мировосприятии ему оказываются близки идея всеединства мира, ощущение «вселенской жизни», цельности мироздания, в которое органично включается и существование человека. Однако чувство вселенской гармонии для Тютчева – это не застывшая красота, не однообразие и неподвижность природных форм, а постоянная изменчивость, вечное обновление, игра, динамика, фантазия. Данная идея воплощается в ключевых для всего творчества поэта образах стихии – воды, грозы, ливня. Таково, например, знаменитое хрестоматийное стихотворение «Весенняя гроза», утверждающее мотив всеобщего движения природы, обновления мира: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Одновременно, в этом стихотворении возникает символический образ золотых дождевых нитей, соединяющих небо и землю, утверждающих цельность мира, неразрывность его связей. Этот визуальный образ органично дополняется звуковым, подчеркивающим всеотзывчивость и гармонию природных форм: «И гам лесной и шум нагорный – // Все вторит весело громам». Мы видим здесь также, что романтическое видение мира Тютчева очень близко языческому, пантеистическому. Поэт создает свой вариант мифа о весенней грозе как вселенском космическом явлении, несущем обновление, свободу, радость. Романтические образы грозы и весны неизменно присутствуют и по-разному варьируются во многих стихотворениях Тютчева («Успокоение», «В душном воздухе молчанье…», «Весенние воды», «Весеннее успокоение», «Как весел грохот летних бурь…», «Итальянская весна»). Вместе с лирическим героем читатель переживает предчувствие грозы как предвосхищение новизны, возрождения, обновления природы: В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Звонче голос стрекозы. Мы также становимся свидетелями катастрофических последствий грозы, как, например, в стихотворении «Успокоение»: Гроза прошла – еще курясь, лежал Высокий дуб, перунами сраженный, И сизый дым с ветвей его бежал По зелени, грозою освеженной. Однако поэт подчеркивает, что гармоничное устройство природы не делает трагичным и окончательно бесповоротным гибель отдельных ее форм, потому что смерть приводит не к концу, а к новому рождению, отражая идею всеобщего превращения, круговорота. Так, в этом же стихотворении гроза не выступает символом смерти дерева – она очищает воздух, освежает зелень; после дождя птицы начинают петь в роще, на небе появляется радуга. Таким образом, ключевой особенностью творческого мировоззрения Тютчева является то, что природа для него не просто поэтический фон, пейзаж души лирического героя, но особый предмет символического изображения, проекция человеческих переживаний, необходимый материал для философских размышлений о мире – его происхождении, развитии, взаимосвязях и противоположностях. В тютчевском мировоззрении мы наблюдаем абсолютную гармонию мысли и чувства: герой-лирик неотделим у него от героя-мыслителя, романтически возвышенный мечтатель – от серьезного, глубокого философа. Не случайно Юрий Тынянов назвал творчество Тютчева «поэзией мысли». Эта ч

Лирика Ф.И. Тютчева

Поэтическое мировоззрение имеет свою структуру. Эта структура может быть определена как “образ мира художника”, и этот образ развивается из некоторого “первоистока”. В стихотворном обращении к А.А. Фету Тютчев определил свой образ мира, свой поэтический дар как “инстинкт пророчески-слепой”. Этот инстинкт поэта, “пророчески-слепой”, обращает нас к мифу. Для Тютчева — и в этом он сходится с Платоном и Шеллингом — высшая цель поэзии есть творчество мифов. Почти все великие создания его суть мифы — мифы о природе. Основу мифа составляет глубинное переживание, пластически воплощённое в язык поэзии.

В основе мира природы Ф.Тютчева — мифологический мир стихий, первооснов Вселенной. В том же стихотворении «А.А. Фету» поэт определяет свой поэтический дар и как способность “чуять, слышать воды”. Излюбленная стихия поэта — “водная стихия”. Кажется, нет в природе такой формы существования влаги, которая не была бы отмечена Ф.Тютчевым.

Разнообразные формы воды в поэзии Ф.Тютчева обнаруживают связь с такими давно известными идеями-первообразами, как Хаос — Бездна — Беспредельное. Корни такого поэтического мировоззрения — в полумифологических созерцаниях древнейших милетцев Фалеса, Анаксимандра: вода есть первооснова всего мира, она есть Беспредельное, откуда всё исходит и куда всё возвращается. Эта древнейшая этико-метафизическая концепция является основой мировосприятия Ф.Тютчева. Конечно, речь идёт не о каких-то заимствованиях, отношение поэта к стихиям огня и воды коренится в подсознательных слоях его души. Фалес, Анаксимандр, Гесиод, Гераклит, Платон — имена античных философов, чьи созерцания органично вплелись в поэтический мир Ф.Тютчева, не нарушая его стройности и целостности.

Центральной проблемой тютчевской картины мира является оппозиция “Бытие—Небытие”. Она имеет своё наполнение:

Бытие
Жизнь
Реальное
“Жизни некий
преизбыток”
Любовь
Юг
Россия
Небытие
Смерть
Ирреальное
Уничтожение
человеческого “я”
Самоубийство
Север
Запад

Промежуточные звенья заполняются рядом символических образов:

сон, сумрак, дремота.

К этому же тяготеют “лихорадочные грёзы” природы и жизнь, которая “грустно тлится”.

Итак, один из доминирующих признаков Бытия лежит в пространстве “жизнь — отсутствие жизни”, полнота жизни — и её ущербность. В этом смысловом пространстве перемещаются отдельные тексты, причём особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариативности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, в каком-либо другом может получить противоположную оценку. В этом ключе стихотворения Ф.Тютчева могут быть прочитаны как единое целое.

Обратимся к стихотворениям «Проблеск» (1825), «Видение» (1829), «Тени сизые смесились…» (1836). Все они условно могут быть отнесены к “ночным стихотворениям” поэта.

Анализ стихотворения «Проблеск» (1825)

Обобщающий вопрос к анализу стихотворения: что такое “проблеск”?

1. Определите композицию стихотворения, мотивируйте.

В стихотворении выделяются две части:

I часть — 1–3-я строфы — развёрнутый образ “сумрака глубокого”; форма диалога (“Слыхал ли?”). Первая часть представляет мир внешний.

II часть — 4–8-я строфы — внутренний мир души лирического героя; диалога нет, что подчёркивается использованием местоимения “мы”, множественным числом глагольной лексики.

2. Анализ первой части.

  • Выделите характерные образы тютчевской поэзии в первой строфе. Прокомментируйте их.

“Сумрак”, “полуночь”, “сон” — это грань перехода дня в ночь, “сна” в “звон”. Именно “сумрак”, “полуночь” становятся активным действующим началом: “…полуночь, ненароком, // Дремавших струн встревожит сон”, свершит преображение.

  • Охарактеризуйте лирического героя.

Чуткая, вещая душа (“О вещая душа моя!”) лирического героя внемлет всему, что происходит в сумрачном мире Вселенной, призывает собеседника — “Слыхал ли?” — стать свидетелем таинства.

  • Как поэт описывает само таинство преображения?

Гонцом ночи, будоражащим “дремавшие струны” арфы и человеческой души, становится Зефир: его дыхание тревожит “воздушную арфу”, извлекая “то потрясающие звуки, // То замирающие вдруг…” И “лира // Грустит, в пыли, по небесах!” Лира, арфа — инструмент преображения души в высокое, чистое, бессмертное.

  • Какими средствами поэт подчёркивает значимость происходящего?

Аллитерация (“взрывает” — “скорбит” — “в струнах” — “лира” — “грустит”) подготавливает читателя к таинству преображения.

3. Анализ второй части.

  • Проследите, как развиваются поэтические образы первой части.

Вторая часть открывается описанием слияния души лирического героя с сумраком (“Душой к бессмертному летим!”). Стремление вырваться с “земного круга” — круга жизни — “сна” приводит к обретению мига истины. Пятая строфа — кульминация в развитии поэтической мысли стихотворения. Анафора (“как”), внутренняя антитеза (сумерки, но “сердцу радостно, светло!”), метафора (“По жилам небо протекло!”) рисуют миг слияния с Вечностью. Это подчёркивается и сменой авторского “я” на обобщённое “мы”. Истина обретается через примирение с прошлым, которое “как призрак друга, // Прижать к груди своей хотим”, и веру: “Как верим верою живою…” Аллитерация на “р” достигает в пятой строфе своего наивысшего напряжения. “Проблеск” становится катарсисом — потрясением, очищением и обретением гармонии и покоя.

Однако уже в шестой строфе поэтическая интонация неожиданно изменяется. Движение души “к бессмертному”, к проблеску сменяется стремительным падением в земной круг жизни — в “волшебный сон”. Постоянный звук “р”, подчёркивавший неожиданность, исключительность переживаемого, к последней строфе иссякает и исчезает совсем, сменяясь “м”, “с”, “ч”, нагнетая ощущение усталости, утомления.

  • Что же такое “проблеск”?

Перед нами как бы “перевёрнутая” аристотелевская трагедия. “Арфы лёгкий звон” пробуждает к внутренней, глубинной духовной работе, кульминацией которой становится катарсис, слияние с небом — миг истины. Но “проблеск” не несёт покоя и гармонии, он завершается трагически: заглянуть в Бездну — Беспредельное можно лишь на краткое мгновение (“И не дано ничтожной пыли // Дышать божественным огнём”). За мгновением истины следует наказание “утомительными снами”.

Всеобъемлющий мир “сумеречного” состояния Вселенной соткан в стихотворении «Видение».

Анализ стихотворения «Видение» (1829)

Cтихотворение состоит из двух строф. Проследим, как в них развивается поэтическая мысль — смысл.

  • Прокомментируем художественные образы и поэтические особенности первой строфы.

Стихотворение открывается метафорическим образом сумрака — “есть некий час” — грани “двойного бытия”. Императив “есть” в сочетании с эпитетом “некий” провозглашает особое мифологическое время, присущее Вселенной. Во втором стихе образ сумрака раскрывается как “час явлений и чудес”. В мире происходит таинство преображения: действительность преображается в мифологические образы, душа человеческая растворяется в сумерках. Поэтический мир стихотворения реализуется в мифологических образах колесницы — Хаоса — Атласа — Муз.

Образ древнегреческой колесницы символизирует круг — античный образ души. Но движение близится к концу, колесница неуклонно катится “в святилище небес”, к своему логическому завершению пути — смерти, так же как человеческое существование есть всегда движение от начала к концу. Таким образом, в первой строфе поэтически воплощён вечный закон мироздания.

Образ сумрака, часа “всемирного молчанья”, часа “явлений и чудес”, создаётся поэтом при помощи аллитерации на “ч”: “час”— “в ночи” — “молчанья” — “час” — “чудес”.

  • Комментарий второй строфы.

Вторая строфа открывается образом ночи “как хаоса на водах”. “Хаос на водах” — Беспредельное — поглощает всё сущее: “Беспамятство… давит сушу”. Возникает мотив растворения, движения жизни в сумерках, где “смесились” все грани.

Мифологический образ Хаоса возвращает нас к мотивам сотворения Вселенной. По Гесиоду, раньше всего возник Хаос — как всё, но не упорядоченное ещё, в отличие от Космоса. Сотворение мира по Тютчеву — бесконечный процесс движения вечного Хаоса, окружённого первичными водами в царстве тьмы:

Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой…
(«Как океан объемлет шар земной. »)

Память сменилась Беспамятством: в забвении прошлое, вся история, нет времени, нет бытия — мир в изначальном состоянии. Царит вечность и есть Боги; Муза, чья главная функция связывать прошлое, настоящее, будущее, сейчас дремлет и видит “пророческие сны”.

И ещё одно “сумеречное стихотворение” Ф.Тютчева — «Тени сизые смесились. ».

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились. » (1836)

Cтихотворение состоит из двух строф.

1. Анализ первой строфы.

  • Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек в первой строфе.

тени сизые
сумрак зыбкий
гул дальний
полёт незримый
тоска невыразимая

  • Оцените значение эпитетов.

Точные, единственно возможные. Тени действительно “сизые” — они переливаются множеством оттенков, поэтому сумрак “зыбкий”. А постепенный уход дневной жизни и внешней точней и не выразить — “гул дальний”.

  • Проанализируйте значение глагола “смесились”.

“Смесились” — устаревшая форма глагола “смешиваться” — не столько механическое смешение, сколько слияние.

Перед нами не просто словесные образы, а как бы реальный сумрак на исходе реального дня, в реальной комнате, где слышен “мотылька полёт незримый”. Удивительный дар поэта находить слова многосмысленные придаёт первому стиху характер какого-то неясного, сказанного шёпотом (аллитерация на свистящее “с”), но вполне ощутимого откровения. Реалии дневного мира растворяются: “цвет поблекнул, гул уснул”; само бытие человеческое становится зыбким: “Жизнь, движенье разрешились // В сумрак зыбкий, в дальний гул…”

  • Проанализируем значение глагола “разрешились”.

Разрешиться можно от бремени. У Тютчева сквозь одно значение “мерцает” другое: разрешиться — превратиться. Так возникает ощущение начала драмы.

  • Чем символичен образ “полёта незримого” мотылька?

Этот образ становится кульминационным в создании внутренней реальности сумерек: с одной стороны, слух в сумерках утончается так, что слышен трепет крыльев мотылька; с другой — физически ощутимо одиночество человеческой души. Этим объясняется трагическое восклицание: “Час тоски невыразимой. ” В нём можно услышать страх, одиночество, ужас.

  • Прокомментируем последний стих первой строфы.

Передаётся ощущение растворения “я” во Вселенной.

2. Анализ второй строфы.

  • К кому обращается автор во второй строфе?

Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку — вся глагольная лексика использована в повелительном наклонении.

  • Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака?

Сумрак обретает текучую природу: “лейся… залей… утиши…”. Человеческая душа стремится к покою и тишине. Призыв звучит не просто “сумраку литься”, но “всё” залить. Местоимение “всё” делает равнозначными мир души и Вселенную. Лирический герой жаждет “самозабвенья”. Как заклинание звучит трагически торжественное: “Дай вкусить уничтоженья…”

  • В чём необычность этого стиха?

Вкушают обычно блаженство. Опять возникает тютчевская “вибрация” смыслов: оказывается, есть не только ужас уничтожения, но и сладость.

3. В чём особенность композиции стихотворения?

Последняя строчка лишь одним словом “смешай” замыкает магическое кольцо стихотворения: вначале тени сизые “смесились”, а теперь и “я”, уничтожаясь, смешиваюсь с ними.

Таким образом, перед нами стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек.

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности Человеческое «я» по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке Мастерство поэта в создании фонетических И живописных образов, сочетание звукописи С неожиданной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

Какие образы стихотворений можно считать образами-символами? Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

«Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть.

По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали». В начале урока — небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно… », «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни — молодости годы…», «Поэту» («Любовь и Труд — под грудами развалин…»), «Русскому писателю».

Вопросы классу на выявление восприятия Какие жизненные проблемы волновали поэта? Каким вам представляется его облик в этих стихах? Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема: 1.

Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии. 2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».

3. Переломный момент в жизни Некрасова — сближение с Белинским. Некрасов — апологет «гоголевского направления» в литературе.

4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».

Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» 1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена)?

2. В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя? 3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка? 4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним? 5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь? Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления?

Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года). «Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной… “, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…“, — тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861). «Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты.

И нет ни одной отрадной мысли. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете…

Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А.С. Норову от 14 ноября 1856 года). 5. В 1847—1866 годах.

Некрасов — издатель и редактор «Современника». Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847—1866 годов. Их жанровое многообразие: Стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др. ); Лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой — бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прости» и др. ); Стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни — молодости годы…», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин» и др.); Стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др. ); Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год — уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.). 6. В 1867—1877 годах.

Некрасов — редактор и издатель журнала «Отечественные записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период: Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»; Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»); Лирический цикл «Последние песни» (1876—1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба. »). 7. 8 января 1878 года — смерть Некрасова. Его поэтическое завещание — стихотворение «Зине». Зина — жена Некрасова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector