Особенности любовной лирики А

Талант А. Ахматовой ярко проявился в её любовной лирике. Впоследствии критики отмечали, что любовные драмы, развёртывающиеся в её стихах, происходят будто в молчании. Ничто в них не разъясняется, не комментируется, слов очень мало, но каждое из них несёт огромную психологическую нагрузку. Предполагается, что читатель или должен догадаться или обратиться к своему личному опыту, и тогда стихотворение окажется очень широко по своему замыслу. Его тайная драма, скрытый сюжет относятся ко многим людям.

Лирика А. Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») – почти исключительно любовная лирика. Её новаторство как художника первоначально проявилось именно в этой вечной теме. Эти стихи сразу же привлекли к себе внимание современников. Так, Б.Эйхенбаум высказал мысль о «романности» любовной лирики А. Ахматовой. В лирическом романе-миниатюре поэтесса достигла большого мастерства:

Как велит простая учтивость,

Подошёл ко мне, улыбнулся…

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его напрасно.

Отошёл ты. И стало снова

На душе и пусто, и ясно.

В этом стихотворении трагедия десяти лет рассказана в одном кратком событии, одном жесте, взгляде, слове. Нередко миниатюры А. Ахматовой были в её излюбленной манере принципиально незавершёнными. Они походили, скорее, не на роман, а на вырванную из него страничку, не имеющую ни начала, ни конца и заставляющую читателя самого додумывать, что же происходило между героями прежде. В. Гиппиус называл подобные стихотворения «гейзерами». В этих стихах-фрагментах чувство словно мгновенно вырывается наружу из плена молчания, безнадёжности, отчаяния. Стихотворение «Хочешь знать, как всё это было. » (1910) – одно из наиболее характерных в этом плане:

Хочешь знать, как всё это было? –

Три в столовой пробило,

И прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:

«Это всё… Ах, нет, я забыла,

Я люблю вас, я вас любила

Фрагмент давал поэтессе возможность насытить стихотворение острым психологизмом. Иногда такие дневниковые записи были более распространёнными, включали в себя не двух, а трёх, четырёх действующих лиц, черты интерьера, пейзажа.

Многие говорили о загадке А. Ахматовой. Вызывало недоумение странное многоголосие её любовной лирики. В любовный роман Ахматовой входила эпоха. Поэтесса внесла свою интерпретацию в изображение этого чувства, высокую идею равенства мужчины и женщины в отношениях. Многие ошибочно видели в стихах А. Ахматовой лишь внешнюю сторону – угнетённость, разочарование любовью. Это связано с трагической судьбой её мужа Н. Гумилёва, пострадавшего во время репрессий. Мне кажется, что исключительной чертой А. Ахматовой была не слабость и безвольность, а сила духа. Любовная лирика поэтессы переживала эволюцию. Ахматовой казалось, что она писала лишь о горестях, блужданиях, бурях в своей жизни. Но на самом деле она описывала народные страдания. Ощущение непрочности бытия пронизывает лирику поэтессы в те годы. Мотив замкнутости, отъединённости является ведущим в то время:

Ты пришёл меня утешить, милый,

Самый нежный, самый кроткий…

От подушки приподняться нету силы,

А на окнах частые решетки.

«Ты пришёл меня утешить, милый…»

Она сравнивает себя с кукушкой в часах:

Знаешь, долю такую

Пожелать я могу.

«Я живу как кукушка в часах…»

В лирике А. Ахматовой всё сильнее звучат мотивы мгновенности, бренности человеческой жизни, ее греховности. Лирическая героиня ищет спасение от этих процессов в религии. Но молитва неожиданно сплетается с чувством любви и томления:

Протертый коврик под иконой,

В прохладной комнате темно.

И густо плющ темно-зеленый

Завил широкое окно.

«Протертый коврик под иконой».

Именно в послереволюционной лирике поэтессы появляется мотив совести. Эта тема широко раздвинула рамки любовной поэзии, традиционные ситуации треугольника. Она показала нам страдания и боль, несоизмеримые с конкретной ситуацией. В стихах всё чаще появляются библейские мотивы. Лирика А. Ахматовой расширяется до осмысления судеб своей страны. В 20-30-е годы меняется тональность её любовных стихотворений. Любовный эпизод продолжает казаться неразвернутым последовательно, не имеет ни конца, ни края. Любовное признание кажется читателю отрывком из случайного разговора. Героиня ахматовских стихов чаще всего говорит сама с собой, в состоянии порыва, полубреда. Она не считает нужным разъяснять происходящее. Передаются лишь основные сигналы чувств. Поэтому лирика А.А. Ахматовой и создаёт ощущение интимности, сердечной открытости.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Александр Блок. Стихи о любви

Поэзия Александра Блока — это поэзия серебряного века. Блок жил и творил на рубеже веков и полюбился нам как поэт русского Символизма. Любовная лирика Блока отражает личные переживания поэта и меняется вместе с автором на протяжении жизни, раскрывая его духовный мир. Лирика Блока подобна музыке, настолько мелодично звучат его стихи. Хрупкий, романтичный, божественный образ любви в первых произведениях с годами принимает более реальные черты и обыденность. Блок поспевает в своих произведениях образ Прекрасной Дамы. Реальный и мистический образ переплетаются, порождая тайну в его произведениях., открывая высокий смысл жизни.

Всю жизнь ждала. Устала ждать.
И улыбнулась. И склонилась.
Волос распущенная прядь
На плечи темные спустилась.

Ей было пятнадцать лет. Но по стуку
Сердцаневестой быть мне могла.
Когда я, смеясь, предложил ей руку,
Она засмеялась и ушла.

Если только она подойдет —
Буду ждать, буду ждать.
Голубой, голубой небосвод.
Голубая спокойная гладь.

Есть в дикой роще, у оврага,
Зеленый холм. Там вечно тень.
Вокруг — ручья живая влага
Журчаньем нагоняет лень.

Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце, звеня:
Ты говорила: «Приду,-

Я завьюсь снеговой паутиною,
Поцелуи — что долгие сны.
Чую сердце твое лебединое,
Слышу жаркое сердце весны.

Зимний ветер играет терновником,
Задувает в окне свечу.
Ты ушла на свиданье с любовником.
Я один. Я прощу. Я молчу.

Ищу спасенья.
Мои огни горят на высях гор —
Всю область ночи озарили.
Но ярче всех — во мне духовный взор
И Ты вдали. Но Ты ли?
Ищу спасенья.

Я любил и люблю, не устану любить,
Я попрежнему стану молиться,
Ты, прекрасная, можешь поэта забыть
И своей красотой веселиться!

Когда святого забвения
Кругом недвижная тишь, —
Ты смотришь в тихом томлении,
Речной раздвинув камыш.

Любовная лирика

****** 1ч. называется «Письмо из прошлого» ******

— Да, алло — она кричала в трубку, — да, я слушаю вас. Говорите!

Никто не ответил. Она положила трубку, но не успела даже дойти до кухонной двери, как телефон зазвонил снова.

— Ну, говорите же, — сказала она сразу.
— Здравствуй, — сказал голос и замолчал.

Она присела, отстранила трубку и испуганно посмотрела на неё.
Потом опять осторожно приложила её к уху и шёпотом сказала:

— Прости. У меня галлюцинации?

В трубке ничего не ответили, только было слышно, что на том конце…
… показать весь текст …

Ого, привет! Сто лет сто зим.
Сейчас одна. И ты один?.

Нет не грущу уже. Смеюсь.
Любовь? Да к черту- не ведусь!)

семья? Зачем? Детей? Рожу.
Кому? Себе. А что? Ему?)

ты в шоке? Брось. Ты сам такой.
Уже другой? Да бог с тобой!)

бывает же.
Ну что к тебе,
… показать весь текст …

Это важно, когда тебя ждут..

Это важно, когда тебя ждут
Говорят — «Ты скорей возвращайся».
И скучают, покой берегут,
Не хотят на минуту прощаться.

Когда просят тебя об одном —
«Ты себя береги, одевайся.
Я скучаю безумно, я жду
Поскорее ко мне возвращайся».

Ты уходишь на миг, тебя ждут
Без тебя, всё секунды считают.
И ты чувствуешь, то тепло рук,
… показать весь текст …

Возьми меня с собою постареть

Возьми меня с собою постареть
Пока еще не думаем об этом
И кажется, нам многое успеть
Но скоротечна жизнь и старость неизбежна

Возьми меня с собою жизнь прожить
Когда-то ты поймешь, что это классно
Когда с тобой старушка варит пасту
И пирожки печет на медленном огне

Возьми меня с собою доживать
Заботиться, сдувать с тебя пылинки
Ты будешь злиться и считать соринки
… показать весь текст …

Желаю всем любви! Но не такой как СОЛНЦЕ — оно садится… Не такой как ЛУНА — она не греет… Не такой как ВЕТЕР — он гуляет… А такой как НЕБО… оно бесконечно! Любите и будьте любимы. От души…

Муж и жена должны быть подобны руке и глазам… Когда руке больно, глаза плачут. А когда плачут глаза, руки вытирают слезы.

Не обижайте тех, кто любит вас,
Не придирайтесь, нет ведь идеальных.
Чтоб не исчезла искорка из глаз
От ссор, совсем ненужных и банальных…

Не подвергайте испытаниям любовь,
Она хрупка, чувствительна, ранима…
Не допускайте, чтобы стыла кровь,
В родное сердце не впускайте зиму…

Не прячьте чувства от любимых глаз
За черствостью речей и хладнокровием,
Ведь те, кто очень сильно любит вас,
С годами станут вашим же подобием…
… показать весь текст …

Хочу с тобой побыть наедине…
Соскучилась… К тебе безумно тянет…
Бросай всё, к чёрту! Приезжай ко мне!
Разлука всё сильней на душу давит…
Пусть неизбежность то, что ты и я
Не будем вместе жить, и спать в обнимку —
И что с того? Ты — мой, а я — твоя!
И, с нами, наше счастье — по крупинкам!
Мне нужен ты — не нужен мне другой.
Подумаешь, жить вместе мы не будем!
Зато мы любим, телом и душой —
Друг друга безгранично, страстно любим!
Обсудим мы при встрече: что? Когда?
Как быть? А почему? Куда? Быть может…
… показать весь текст …

Нет! С нелюбимым — я бы — не смогла.
Пусть ночью горько отревусь в подушку,
Но на вопрос подруги -как дела?-
Я пожалею бедную подружку.

Жить с нелюбимым?- подавать обед,
Смотреть украдкой, сухо, без улыбки,
А вечером… подумать страшно,-нет!-
Ночь с нелюбимым — это хуже пытки.

Жить с нелюбимым — это жить во лжи.
А жизнь одна — другой совсем не будет.
А он… а как ему, — скажи, —
Жить с женщиной, — которая — не любит…

Так хочется ночью тебе позвонить и сказать, что не спится…
Услышать твой сонный разбуженный голос… и в нем раствориться…
Сказать « Мой родной, мне так грустно вдруг стало очень,
И я позвонила сказать, что скучаю…» — ну так… между прочим…

Что был, мол, тяжелый день… проблемы… другие заботы…
Что на улице дождь… и не балуют солнцем прогнозы погоды…
А вечером закуталась в плед и за комп… и с лимоном чаю…
Листала страницы инета… но мысли к тебе все, любимый… скучаю…

Сказать, что мне холодно… и что разлука с тобою не греет…
А сердце любовью запретной болеет, и жить без тебя не умеет…
Что мечтаю скорей дотянуться до нашего теплого, нежного мая…
Но я не могу позвонить… ведь с тобою спит рядом д р у г, а я…

Лирика Лермонтова

Лирика классика русской поэзии Лермонтова с ее многообразием форм и тематической неисчерпанностью содержания в сочетании с музыкальной мелодичностью стиха — признанное достояние русской и мировой культуры. Лирический герой Лермонтова — это образ самого поэта, поэтическое раскрытие реального авторского «Я». Лирический герой Лермонтова еще и способ раскрытия личных переживаний и авторского сознания, реализованного в поэзии. Внешний мир в зрелой лирике как бы разделен на два противоборствующих лагеря — светское общество, выраженное главным образом в мотивах протеста и его отрицания («Как часто, пестрою толпою окружен» и др.); крестьянская или солдатская стихия («Бородино», Родина» и др.). Поэтическое «Я» Лермонтова с годами становится все ближе к народной жизни, тогда как в ранней лирике народ бил представлен безликой, инертной массой, над которой возвышался демонический образ мятежника-одиночки («. А он, мятежный, просит бури», «Тучи небесные, вечные странники. мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»). Лирический герой чужд обществу, «гонимый миром сознания», смело бросивший вызов «земле и небесам», отвергающий тихие пристани человеческой любви, христианского смирения, житейский покой. Он своим сознанием стоит значительно ближе к «простым» людям, разделяя их «страсть и мятежный порыв к свободе», горечь от утраченных надежд («Сосед», «Соседка», «Валерик»). Лермонтовский лирический герой постоянно пребывает в поиске познания подлинных переживаний обыкно-венного «простого человека, который, как и он — лирический герой — страдает от ощущения своего одиночества. Однако „трагизм бытия“ — этого нравственного чувства поэта, созвучен с чувством » простых» людей — «милой соседки», умирающего «брата-армейца», светской женщины, не утратившей целомудрия.

Лирика Лермонтова характеризуется разнообразием выразительных средств, обилием метрических и строфических форм, свободой ритмических вариаций, богатством мелодических и смысловых интонаций, звуковых построений стиха. Поэзия Лермонтова носит отчетливо новаторский характер.

Лермонтов пробует силы и в ритмической прозе, в лирических обращениях, в которых некоторые места имеют характер стиха. Этот опыт наблюдаем в его ритмической прозе «Синие горы Кавказа, приветствую вас! . вы взлелеяли детство мое. ». В этом своеобразном произведении «ритмической прозы» любовная лирика Лермонтова к Кавказу и теплые воспоминания о его пребывании на Кавказе в годы детства и молодости. «Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно», — пишет в этом произведении Лермонтов, восхищаясь «лучами восходящего солнца» и завидуя людям, живущим «как вольные птицы».

Лирика Лермонтова отразила важные для всей русской литературы, равно как и общественного сознания, поиски подлинных духовных ценностей в реальной жизни. Голос лирического героя нередко звучит открыто, непосредственно и потому предельно понятно читателю («И скучно и грустно», «Ветка Палестины», «Выхожу один я на дорогу» и др.). А порой его голос звучит вызывающе грозно («А вы, надменные потомки; Известной подлостью прославленных отцов. Есть грозный суд: он ждет. »).

Символические образы в лирике Лермонтова чаще всего отражают трагическую сущность жизни поэта — во многих его пророчески грустных предвидениях («Засох и увял он от холода, зноя и горя», «. На свете мало, говорят, мне остается жить!»; «Болезнь в груди моей и нет мне исцеления, я увядаю в полном цвете!») отчетливо слышится мотив предвидения скорой кончины, безвременного ухода из жизни; поэт порой осмысляет смерть, как нечто близкое к понятию счастья.

Многообразен ритмико-интонационный строй лирики Лермонтова. В его стихотворениях «Кавказ», «Соседка», «Пленный рыцарь», «Завещание» ритмика столь богата и свежа, а рифмовка так разнообразна и порой неожиданна, что теряется жесткость строгой организации стиха, ощущается личная свобода восприятия текста.

Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз; Как сладкую песню отчизны моей. Люблю я Кавказ.

Как видим, первая строка («дней») рифмуется с четвертой строкой («моей»), а вторая строка («от вас») совершенно неожиданно рифмуется с третьей («раз») и совсем неожиданно пятая строка — короткая, как выстрел, одновременно рифмуется со второй («вас») и третьей («раз»). Укороченная пятая строка «Люблю я Кавказ» выступает рефреном во всем стихотворении, придавая ему особое ритмико-интонационное построение поэтической речи.

В стихотворении «Соседка» и рифмовка и ритмика совершенно другие:

Не дождаться мне, видно, свободы, А тюремные дни будто годы; И окно высоко под землей, И у двери стоит часовой! Здесь рифмуются первая строка со второй, третья — с четвертой. Схема рифмовки — а а б б.

Интонация стихотворения грустная, лирический герой теряет надежды дождаться свободы; рифмовка слов «свободы — годы» и «земной — часовой» вызывают щемящее чувство обреченности героя. В стихотворении от первой строки до последней слышится мотив безысходности, несбыточной мечты о возможной встречи с такой же узницей, как и он, ибо их разделяет «двойная решетка окна», которую не одолеть. Иногда эта безысходность сменяется светлой мечтой о встрече с узницей, которую он успокаивает: «не грусти, дорогая соседка. Захоти лишь — отворится клетка». И успокоенный сам, он рисует в своем воображении картину возможной тайной встречи, которая все же вряд ли состоится, т. к. свободы герою никак не дождаться: Избери только ночь потемнее. Да отцу дай вина похмельнее, Да повесь, чтобы ведать я мог. На окно полосатый платок.

Однако общая тональность стихотворения «Соседка», хоть и наполнена светлым чувством надежды («И, как божии птички, Вдвоем мы в широкое поле порхнем»), остается печальной, наполненной ощущением безысходности, невозможности получить желанную свободу.

В этой же тональности начинается и стихотворение «Пленный рыцарь», который «молча сидит под окошком темницы», закованный в загадочный «панцирь», со щитом «заколдованным».

В каменный панцирь я ныне закован. Каменный шлем мою голову давит. Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.
В следующей строфе (в четверостишии) герой расшифровывает атрибуты пленника, которые содержат оказывается иной смысл:
Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы. Каменный панцирь — высокие стены. Щит мой — чугунные двери темницы.

В опустошенной душе лирического героя нет ни «молитвы» о спасении, ни песни о своей любимой. Ему плохо и «душно в темнице», и он просит «мчись же быстрее, летучее время», чтобы дотянуть до финала, когда «смерть» станет его «властелином».

В стихотворениях «Соседка», «Кавказ», «Пленный рыцарь», «Листок», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» и др. запечатлено общее пессимистическое, всегда наполненное откровенной грустью и печалью настроение поэта, не покидавшее его до конца жизни.

«Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она всегда сквозит во всех его стихах. Это не отвлеченная мысль, стремящаяся украсить себя цветами поэзии: нет, раздумья Лермонтова — его поэзия, его мученье, его сила», — писал о нем А. Герцен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector