Основные темы и мотивы лирики М

I. Своеобразие творческого пути М. Ю. Лермонтова (движение от романтизма к реализму, романтические мотивы в зрелой лирике, возврат поэта в позднем творчестве к темам ранней лирики, постоянный интерес к проблеме личности).

П. Разнообразие тем и мотивов в лирике поэта:

1) отрицание существующей действительности — «Жалобы турка» (1829), «Умирающий гладиатор» (1836), «Прощай, немытая Россия» (1840);

2) бездуховность общества, маскарадность света — «Исповедь» (1831), «Как часто, пестрою толпою окружен. » (1840), «Из-под таинственной, холодной полумаски. » (1841);

3) судьба поколения — «Монолог» (1829), «Дума»(1838);

4) образ родины, обращение к отечественной истории, поиски идеалов в прошлом — «Новгород» (1830), «Поле Бородина» (1831), «Бородино» (1837), «Родина» (1841);

5) обращение К природе как одухотворенной красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души — «Кавказ» (1830), «Вечер после дождя» (1830), «Когда волнуется желтеющая нива. » (1837), «Дары Терека» (1839), «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко. » (1841), «Утес» (1841);

6) тема любви и дружбы, емкость понятия любви, страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания — «К друзьям» (1828), «Ужасная судьба отца и сына. » (1831), «Я не люблю тебя; страстей. » (1831), «Подражания Байрону» (1831), «Памяти А. И. Одоевского» (1839), » » (1840), «А. И. Смирновой» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю. » (1841);

7) тема гордого одиночества, непонятости — «Одиночество» (1830), «Исповедь» (1831), «Чашажизни» (1831), «Парус» (1832), «Узник» (1837), «Никто моим словам не внемлет. я один. » (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1837), «Пленный рыцарь» (1840);

8) мотивы усталости и безысходности — «И скучно и грустно» (1840), «Из Гете» («Горные вершины. «) (1840), «Выхожу один я на дорогу. » (1841);

9) тема самопознания, космические мотивы, противоборство земных и небесных сил — «Мой демон» (1829, 1831), «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. «) (1829), «Небо и звезды» (1831), «Земля и небо» (1831), «Когда б в покорности незнанья. » (1831), «Ангел» (1831), «Мой дом» (1831), «Бой» (1832);

10) тема избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона — «Наполеон» (1829), «1830. Мая 16 числа», «Отрывок» («Три ночи я провел без сна — в тоске. «) (1831), «Св. Елена» (1831), «Нет, я не Байрон; я другой. » (1832), «Воздушный корабль» (1840), «Последнее новоселье» (1841), «Пророк» (1841);

11) образ поэта, судьба его творений — «Я жить хочу! Хочу печали. » (1832), «Смерть поэта» (1837), «Кинжал» (1837), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал. «) (1837), «Журналист, читатель и писатель» (1840), «Пророк» (1841).

III. «. Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности» (В. Г. Белинский) (условность выделения в лирике поэта определенных тем, мотивов, взаимопроникновение поэтических образов и символов, подчиненность общему пафосу поэзии).

Презентация «Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова»
презентация к уроку по литературе на тему

В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

Скачать:

Вложение Размер
lermontov.pptx 879.81 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

М. Ю. Лермонтов «Ночное светило русской поэзии»

В русской литературе М . Ю. Лермонтов продолжал дело А . С. Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта» возвестило о рождении нового таланта, достойного наследника Пушкина. Погиб поэт!- невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой.

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова ● Осознание собственной избранности Нет , я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я — или бог — или никто!

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Основные темы и мотивы лирики М . Ю. Лермонтова ● Мотивы смерти В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя. Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их желтые вершины И жгло меня — но спал я мертвым сном.

Дуэль с Н. С. М артыновым Официальное сообщение о его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера… скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов»

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова ● Пророческие мотивы Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел…

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова ● Осуждение своего времени, поколения Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы.

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова ● Одиночество, разочарование И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят — все лучшие годы !

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Одиночество у Лермонтова – знак избранничества. Герой Лермонтова одинок потому, что он выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. Осознание своего избранничества соединяется в стихотворениях поэта с чувством ненависти и презрения к толпе.

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова ● Любовная лирика: Любовь предстаёт как тяжёлое испытание; Непонимание; Разочарование; Особые нравственные и интеллектуальные требования к любимой

Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам, И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней, И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней. Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их?

Памятники М. Ю. Лермонтову

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации представлен необходимый материал для раскрытич данной темы: стихотворения раннего и зрелого Лермонтова с попутными замечаниями, вопросами для анализа, выводами.

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от.

Данная презентация может служить иллюстративным сопровождением к беседе учителя с учащимися по теме «Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.

Материал к уроку литературы, который является первым в цикле занятий по лирике М.Ю.Лермонтова. Использование презентации возможно с 7 по 10 класс.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
Наверное, для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым.
Вот уже несколько лет они соперничают в моей душе, а долгое время я не знала, кому отдать предпочтение.
То на долгие недели пленял меня беспечно-ироничный автор «Евгения Онегина», то вдруг я попадала в плен к неистово-мрачному создателю «Демона».
Чтение Пушкина для меня всегда отдых, развлечение.
Погружение в Лермонтова, наоборот, — напряженная работа сердца и мысли.
Пушкин ясен, как солнце, Лермонтов загадочен, как луна. Именно загадочностью пленило меня его творчество. Я была поражена, когда на уроке литературы учитель обратил наше внимание на дату написания стихотворения «Парус».
В 1832 году Михаилу Лермонтову было всего 18 лет. Еще большей неожиданностью было для меня увидеть, что в полном собрании сочинений этому стихотворению предшествует не один десяток произведений. В 16 лет Лермонтов написал «Одиночество», а «Жалобы турка» были написаны в 14 лет! Невольная зависть к ровеснику шевельнулась в моей душе. Ничего похожего не происходило со мной, когда я читала лицейскую лирику Пушкина.
У «солнца русской поэзии» в отрочестве не было подобных стихотворений. Я начала читать все подряд и буквально «заболела» Лермонтовым.
Захотелось побольше узнать о поэте, проникнуть в тайну столь ранней творческой зрелости.
Мне посоветовали обратиться к книге Даниила Андреева «Роза мира», где есть глава, посвященная творчеству Лермонтова.
Книга великого человека о гении русской литературы помогла найти ответы на волновавшие меня вопросы.
Даниил Андреев убежден, что Михаил Юрьевич Лермонтов был вестником, которому свыше была назначена удивительная миссия.
По мысли Андреева, многие русские писатели и поэты, в том числе Пушкин и Гоголь, должны были донести до людей высшие истины, открывшиеся им в иных мирах.
Андреев подробно анализирует, в чем состояла миссия Пушкина, но разговор о Лермонтове начинает словами: «Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры». Попробуем найти подтверждение мыслям Даниила Андреева в стихах М. Ю. Лермонтова.
В 1832 году в возрасте 18 лет поэт пишет:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Удивительно, что в этих стихах слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли произведения, рифмуются. «Другой» перекликается с «душой», а слово «душа» сопровождается эпитетом «русская». Становится понятным, что Лермонтов — «иной избранник» именно потому, что рожден в России. «Русская душа» — это душа «гонимого миром странника». Рифма «странник — избранник» подчеркивает важность для поэта именно такого смысла. Итак, Лермонтов сам находит себе имя. Он «гонимый миром» избранный «странник. с русскою душой». Так говорит о нем Д. Андреев. Откуда и куда лежит путь этого странника? Почему он «гонимый миром»? И чем же в конце концов отличается от души Байрона? Ответы на эти вопросы мы снова найдем в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Вот стихотворение «Ангел». Читаешь первый раз и конечно же воспринимаешь его как искусную балладу, дивную, чарующую фантазию. Однако для Даниила Андреева «Ангел, несший его [Лермонтова] душу на землю и певший ту песнь, которой потом «заменить не могли ей скучные песни земли», есть не литературный прием. а факт». Перечитываешь стихотворение и вдруг понимаешь, что, если принять точку зрения Андреева, ответы на поставленные выше вопросы приходят сами собой. Они перед глазами!

. Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.

Именно «миром печали и слез» гоним «неведомый избранник».

И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

Найти слова этой песни здесь, на земле, — вот предназначение «странника». Это призвание мучительно, ибо обрекает поэта-вестника на одиночество среди «пестрой толпы» светского общества и среди поколения, грядущее которого «и пусто, и темно». Не здесь ли истоки переживаний, вылившихся в строки стихотворений «И скучно и грустно», «На севере диком стоит одиноко», «Выхожу один я на дорогу. «? Лермонтов пишет о душе:

. И долго на свете томилась она
Желанием чудным полна.

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Может быть, в этих строчках — разгадка неповторимости «русской души», постоянно устремленной к высшим мирам, тяготящейся оковами земного существования.

Чем ты несчастлив? —
Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!

Мы привыкли к словам М. Горького: «Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!» А в отрывке из стихотворения Лермонтова «Небо и звезды» сквозит скорбь небесной души, заключенной в человеческом теле, осознание ничтожности человека перед Вселенной. Но нравственная чистота поэта в том и заключается, что он, в отличие от «светской черни», чувствует свое несовершенство и способен осознать величие мировой гармонии. За десятилетия до первого полета человека в космос Лермонтов писал:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом.

Эти строки по сей день не перестают изумлять читателей, литературоведов и. космонавтов. Никто из покорителей космоса не мог и предположить, что можно написать такое, не увидев землю в иллюминатор космической станции.

Духу Лермонтова были знакомы удивительные прозрения, но самому поэту приходилось жить среди тех, кого в стихотворении «Смерть поэта» он назвал палачами Свободы, Гения и Славы.

Становится понятным постоянное обращение к теме тоски, одиночества, неудовлетворенности окружающим миром. У Лермонтова, в отличие от Пушкина, практически нет стихов о дружбе, а стихи о любви наполнены горечью и разочарованием. Невозможно представить Лермонтова, пишущего «На холмах Грузии. «, как невозможно соотнести пушкинский гений со строчками из «Неба и звезд». Кому же в «минуту душевной невзгоды» может довериться «гонимый странник»? Что или кто может утешить его страждущую душу? Только природа родной земли, слияние с ее красотой и покоем дарят поэту минуты возвышенного отдыха.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка.

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Вот так обретает поэт свое счастье. Один на один с природой, без людей, в стороне от «мира печали и слез»! Строки эти пронизаны любовью к родной стране. Любовь к Родине томила Лермонтова всю жизнь. Он многое знал о ее настоящем и даже о ее будущем. Настоящее тяготило его мелочностью, нравственным и социальным несовершенством.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.

В Российском государстве жизнь строится по законам лжи, насилия, лицемерия и подлости. Здесь хладнокровно могут убить поэта («Смерть поэта»), здесь честного человека и в былые времена ждала плаха («Песнь о купце Калашникове»).

Будущее России страшит поэта.

. Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет.
. И пищей многих будет смерть и кровь.

Сегодня мы с горечью можем сказать, что ужасное пророчество сбылось, и это еще одно доказательство того, что Лермонтов — поэт особой миссии, оставшейся, увы, незавершенной.

Сбылось и печальное предсказание Лермонтова о своей судьбе. С юных лет он знал, что финал его жизни будет окрашен кровью, а жизнь будет коротка, как росчерк падающей звезды.

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит.

Нашелся в России еще один хладнокровный убийца с пустым сердцем, и не стало еще одного русского поэта.

Судьбы Пушкина и Лермонтова пытались осмыслить многие русские классики: Ф. Достоевский, А. Григорьев, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Ходасевич, И. Анненский. Каждый из них по-своему определял место великих поэтов в русской и мировой литературе.

Когда И. Бунину было уже за шестьдесят, он неожиданно понял, что ошибался, считая Пушкина первым русским поэтом. На склоне жизни писатель убедился: первый русский поэт — Лермонтов. Перечитывая Лермонтова, все больше соглашаешься с этим мнением.

Д. Андреев писал:

«Если бы не разразилась пятигорская катастрофа, со временем русское общество оказалось бы зрителем такого жизненного пути, который привел бы Лермонтова-старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно».

Возможно, Лермонтов открыл бы нам путь покаяния и очищения от грехов мира сего через приобщение к той красоте, которая, по словам Ф. Достоевского, «спасет мир».

Лермонтов унес с собой тайну русского сердца, оставив нам лишь намек на разгадку. Разгадать эту тайну не дано никому, но приобщиться к ней, войти в мир Лермонтова и вернуться в «мир печали и слез» с обновленной душой может попробовать каждый. Мир поэзии Лермонтова — это космос, и трудолюбивый читатель — неотъемлемая часть его, без которой этот космос далеко не полон.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Сочинения по произведениям и творчеству классиков русской литературы, сочинения по исходному тексту, биографии писателей.

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

М.Ю. Лермонтов – величайший поэт и писатель 19 века, был поистине талантлив и всесторонне развит. Темы его литературных произведений охватывают великое множество и поныне актуальных тем и затрагивают каждую личность и её чувства и эмоции в отдельности от общества.

Основные темы и мотивы лирики направлены на поиски духовности, свежего глотка свободы, различимы признаки борьбы с настроенным против него общества и его мнения. Это просматривается в таком произведение как, «Парус», где мысли лирика направлены в размышления о вольности и трудной

Михаил Юрьевич размышляя о смысле жизни и природе создания человека, ищет великое предназначение. Он видит его в единении природы человека, непрерывных поисках себя и ежедневных сражениях знания и невежества. Стремление к идеалу, к совершенству, нравственному одухотворению.

Одиночество, тема усталости и отрешенности от общества буквально сквозит в каждом стихотворении поэта. Разочаровавшись в праздной бессмысленной жизни, пустой и бессмысленной, Лермонтов ищет упокоения в поисках гармонии с самим собой, с природой, размышляя в стихотворениях «Когда волнуется

Не последнее место в творчестве поэта и прозаика занимает тема трагической любви, угасшей, волшебной в прошлом, и полной разочарования в настоящем.
( «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «А.Г. Хомутовой»).

Широко рассуждает поэт о современном и грядущем поколении, размышляя о дальнейшей судьбе российского народа, о власти и самодержавии. Его стихотворения наполнены праведным гневом и отрицанием, полный любви к Отечеству, поэт жаждет возрождение великого (стихотворения «Дума», «Прощай, немытая Россия» и «Жалоба Турка»).

Раскрывая предназначение поэта, как оратора, как несущего слова народу и от его имени, на смерть А.С.Пушкина он пишет пронзительное стихотворение «Смерть поэта», полное гнева и восхищения борцом, грозя и вынося вердикт убийцам и современникам творца – они недостойны такого высокого мятежного и сильного духа.

Протестуя и обличая лживые порядки, Лермонтов с одной стороны силится справиться с беспомощностью и бессилием против жестоких порядков, другой его дух наполнен надеждой, что в будущем грянет справедливость, которая сбросит оковы общества, его грозное обращение летит в сторону главенствующей власти, убивающей любимую Родину.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: