Философское в лирике А

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Философской лирикой принято называть стихотворения, темой которых стали размышления об общих законах бытия — жизни и смерти, цели прихода человека в этот мир, скоротечности бытия, добре и зле.

Философская лирика занимает значительное место в богатом и разнообразном творчестве Пушкина. В ней отражается то поэтическое познание мира, к которому всю жизнь стремился Пушкин, неуловимо присутствует его философское мироощущение.

Жизнь и поэзия для него были — «одно». То, что ещё з Лицее Пушкин осознал себя Поэтом, которого «благословил» на творчество Г. Р. Державин, наложило особый отпечаток на его мировоззрение.

Тема «поэта и поэзии», размышления о роли поэта в мире были очень важны для Пушкина. Его Поэт, кажется, одновременно принадлежит двум мирам: реальному и поэтическому. Пушкин признаёт его право быть погружённым «в заботах суетного света», казаться «всех ничтожней», но в момент вдохновения поэт чудесно преображается — он уже не властен над собой, его чутким слухом правит «божественный глагол», он полон «лирического волнения» (описанного в «Осени») и, кажется, лишь в эти мгновения живёт по-настоящему. Пушкин нередко сравнивает поэта с пророком:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар? —

горестно восклицает он в «Деревне». Отношение к поэтическому дару как дару свыше и к поэту как пророку раскрывается в его стихотворении «Пророк». Библейские реминисценции («шестикрылый серафим»), торжественный, мерный ритм, «высокая» лексика («влачился», «вещие зеницы», «горний полёт») показывают, каким значительным содержанием наполнена для Пушкина пророческая роль поэта: «глаголом жечь сердца людей». Поэтическое творчество превращается в служение, исполнение Божьей воли.

Образ пушкинского Поэта в жизни характеризует литературное одиночество, он «сам свой высший суд». В сонете «Поэту» идеал Пушкина оказывается «твёрд, спокоен и угрюм», свободен от прихотей «любви народной». Размышления о поэте и народе выливаются в противопоставление поэта «толпе»:

Поэту мирному до вас!

Таким образом, свобода и независимость становятся основными условиями творчества.

Тема свободы является одной из важнейших тем лирики Пушкина. Свобода для него не просто жизненная ценность, а состояние души, само творчество невозможно без абсолютной «поэтической свободы» и всех её «составляющих» :

Без слез, без жизни, без любви.

В ранней «вольнолюбивой» лирике Пушкина свобода предстает отвлечённым понятием, идеей, которой «горят сердца», словом-символом, с которым не только у декабристов (духовно близких Пушкину в то время), но и у всей «передовой молодежи» ассоциировался целый мир понятий, и явлений. В оде «Вольность» Пушкин рисует идеал общественной Свободы, философию Свободы, в смысловом поле которой находятся «вольность», «Власть», «Закон», «тираны» и «рабы». Такой свободой «дышало» тогда все его поколение. Тема человеческой, гражданской свободы, отношении «раба» и «владыки» появляется в философской притче «Анчар» и бесконечно расширяется в контексте неоднозначных размышлений о зле, гневе природы и преступном самовластии человека.

В период южной ссылки философия свободы у Пушкина изменяется: появляется «романтическое» понимание свободы как свободы личной, душевной, которая достигается в одиночестве, добровольном изгнанничестве.

Я вас бежал, отечески края, —

говорит герой элегии «Погасло дневное светило».

Ёмким символом свободы для Пушкина становится море— «свободная стихия». В стихотворении «К морю» поэт связывает с ним и свою политическую свободу («поэтический побег»), и личную, видя в человеческой душе ничем не сдерживаемое море страстей: «глухие звуки, бездны глас и своенравные порывы». В море Пушкин видит воплощение философии байронизма, его Байрон «создан духом» моря, так же «могущ, глубок и мрачен». Символическое прощание Пушкина с морем словно показывает, что для него романтическая свобода — прекрасный, но недосягаемый идеал.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Страницы милые опять персты раскрыли;

Я снова умилен и трепетать готов.

Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: “Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?” И сам отвечал: “Все стало предметом”.

В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта.

Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

Одной из самых главных в творчестве поэта для меня стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:

. мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются — и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг. люблю. твоя. твоя.

Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:

Но ты от горького лобзанья

Свои уста оторвала;

Из края мрачного изгнанья

Ты в край иной меня звала.

Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера я хотела бы привести свое любимое стихотворение “Я вас любил: любовь еще, быть может. ”, в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Кульминацией этой темы можно по праву считать стихотворение “Мадонна”, в котором А. С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее:

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Тема дружбы становится одной из центральных тем в лирике А. С. Пушкина. В ранний период творчества, когда юный творец учился в Царскосельском лицее, дружба воплощала собой лишь счастье и беззаботность:

Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!

Да здравствуют нежные девы

И юные жены, любившие нас!

По мере взросления поэта тема дружбы эволюционирует, и А. С. Пушкин видит в дружбе не только радость, но и трагичность. Поэт испытывает огромную боль за утраченных друзей, и мне особо дорого стихотворение “19 октября”, которое было написано в 1825 году. В этом произведении чувствуется разочарование. Пушкин отмечает верность и преданность старых друзей.

С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет.

Сравнивая “19 октября” 1825 года и “19 октября” 1827 года, легко заметить произошедшие изменения в душе лирического героя. Если в 1825 году поэт думает о верности своим друзьям, о том, что многие товарищи потеряны: “Кого от вас увлек холодный свет? Кто не пришел? Кого меж вами нет?”, то в 1827 году совершенно другое настроение посещает автора. Стихотворение наполнено весельем, радостью и оптимизмом: “Бог помочь вам, друзья мои. ”

Принято считать, что одной из основных тем поэзии А. С. Пушкина является тема свободы. Читая любимые произведения русского поэта, сколько граней свободы можно увидеть в его творчестве! Свое начало тема свободы берет в оде “Вольность”, где идеалом молодого поэта оказывается конституционная монархия:

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Однако уже через два года А. С. Пушкин отказывается от сугубо политического понимания свободы. Это легко заметить в стихотворении “Деревня”, в котором проявляется интерес поэта к свободе частного человека:

О, если б голос умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой Витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Такое восприятие свободы открывает множество возможностей для лирического героя: самосовершенство

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Также в творчестве А. С. Пушкина можно увидеть еще одно понимание свободы: романтическое восприятие вольности. Одним из моих самых любимых стихотворений является произведение “К морю”, в котором проявляется принцип романтического двоемирия. Лирический герой мыслит себя человеком необыкновенным, он не может найти чего-либо равного себе в обществе и поэтому обращается к миру природы, к стихии:

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

Вершиной темы свободы становится стихотворение “(Из Пиндемонти)”, которое является гимном личной свободе. Особенно мне близки строки, посвященные воспеванию чести и достоинства человека:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать, для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.

Так как Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, времени и вечности, нельзя забывать о философской лирике поэта.

Молодой лирик воспринимал смерть очень трагично, но сознавал, что жизнь не прекращается, так как А. С. Пушкин мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается преодолеть трагедию смерти:

Молодое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Проблема времени и вечности, на мой взгляд, одна из главных проблем в философской лирике А. С. Пушкина.

Лирический герой осознает, что человек живет в рамках времени, а природа вечна, и поэтому она равнодушна к трагедии человека:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Также в философской проблематике я хотела бы выделить тему поэта и толпы. А. С. Пушкин осознает одиночество поэта в мире обывателей, которые не могут понять, а главное — оценить его творчество:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Дар поэта обрекает личность на одиночество, на выделенность из толпы, на страдания, но это противопоставление толпе может быть осмыслено как благо в стихотворении “Поэт”:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы.

Мне кажется, что самым выдающимся стихотворением, которое посвящено теме поэта и поэзии, является произведение “Пророк”.

А. С. Пушкин утверждает высокую миссию поэта:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Это стихотворение является моим самым любимым, так как поэт показывает, что приходится пережить человеку, которому назначено судьбой стать пророком:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И труднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

В конце жизненного пути А. С. Пушкин возвращается к теме поэта и поэзии в стихотворении “Памятник”, где лирика волнует тема поэтического бессмертия. В этом произведении сливаются свобода политическая и свобода творящей личности. Основной смысл содержится в строках:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Вера в то, что произведения останутся в сердцах и душах поколений, наполняет жизнь поэта смыслом и значимостью не только для А. С. Пушкина, но и для почитателей его таланта.

Чем взрослее я становлюсь, тем произведения великого русского лирика приобретают для меня все новый и новый смысл. Каждый раз, перечитывая уже с детства знакомые произведения, я открываю для себя нового Пушкина, потому что на протяжении всего жизненного пути поэт следовал своим нравственным идеалам, которые являются столь близкими мне.

Рефераты, курсовые работы, дипломы

главная

Рефераты, курсовые работы, дипломы!

На нашем сайте представлена большая коллекция рефератов, курсовых и дипломных работ. Все работы Вы можете скачать совершенно бесплатно! Коллекция постоянно пополняется и растет. Если Вы не нашли нужный реферат или курсовую, зайдите через пару дней — возможно, необходимая Вам работа появится в нашей коллекции рефератов и курсовых.

Последние поступления Архитектура Древнего Египта
Реферат: Архитектура Древнего Египта Самая главная новация — захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же.

Основные тенденции и течения развития архитектуры
Реферат: Основные тенденции развития отечественной культуры XX века. Архитектура Каждое время рождает свою архитектуру — конструктив самосознания, более или менее честный скелет.

Важнейшие заслуги в освоении космоса
Содержание 1)Введение 2)Осваиваем космос 3)Заключение Введение Быть может, уже много тыщ лет назад, глядя на ночное небо, человек.

Неувязка Тунгусского метеорита
Иркутский государственный институт Лицей Курсовая работа на тему: неувязка тунгусского метеорита. Иркутск 2000 Оглавление: Введение.

Социально-экономическое значение БЖД
Реферат: Социально-экономическое значение охраны труда • Дополнительный отпуск (от 6 до 36 дней). Он не только уменьшает длительность периода неблагоприятного воздействия на.

Параметры СДЯВ
Реферат: Обеспечение системы документооборота Настоящая глава является частью «Технического предложения», разработанного в соответствии с «Соглашением о намерениях.

Роль биологии в наши дни
Реферат: Практическое значение биологии. Роль бионики для человека Биомеханика — одно из направлений бионики, специализирующееся на исследовании морфологических особенностей живых.

Эволюция микроорганизмов
Реферат: Эволюция микроорганизмов Геологическая летопись нашей планеты – останки вымерших существ — неопровержимо доказывает, что жизнь на планете менялась: одни виды животных и.

Главные приемы бухгалтерской отчетности
столичный ИНСТИТУТ ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТАПо курсу: АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ (денежной) ОТЧЕТНОСТИ По теме: главные ПРИЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ Выполнила.

Амортизация главных фондов как источник инвестирования средств
Институт интернационального права и экономики им. Грибоедова КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Финансы предприятий» на тему: Амортизация главных фондов как источник.

Демографический взрыв и сохранность жизнедеятельности
КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМЗАЩИТЫ КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ Доклад по сохранности Жизнедеятельности. На тему: Демографический взрыв и сохранность.

Классификация коллективных средств защиты и правила поведения людей в убежищах
[pic] базы ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Защита населения от орудия массового поражения и остальных современных средств нападения противника достигается наибольшим воплощением всех защитных.

Место Африки в современном мире
Реферат: Африка в современных международных отношениях Но контуры региональной системы безопасности выглядят пока достаточно расплывчатыми. Ее договорная структура, критерии.

Мировые энергетические ресурсы
Реферат: Энергетические ресурсы мира и РБ 7,2 млрд. кВт Суммарная установленная мощность всех энергоисточников достаточна для полного самообеспечения республики электроэнергией.

Межевание земель. Порядок выполнения отвода земельных участков для стройки магазинов
О Г Л А В Л Е Н И Е |п/п |заглавие раздела |Стр. | |1 |Знакомство с комитетом (сколько служащих, занимаемые |2 | | |должности, обязанности). | | |2 |Порядок ведения земельного.

Селективное заканчивание скважин
Селективное заканчивание скважин Вячеслав Щапин, генеральный директор ЗАО «РИТЭККубаньнефтемаш» Заканчивание скважин является более принципиальным и экономически значимым.

Совершенствование механизма камеральных налоговых проверок
Реферат: Камеральная налоговая проверка 3 При установлении фактов нарушения сроков представления декларации, непредставления сведений, неисполнения банком решения о.

Состав и структура расходов по управлению государственным долгом
Курсовая работа: Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других.

Понятие принципов уголовного судопроизводства
Реферат: Понятие и система принципов уголовного процесса Принципами уголовного процесса называются основные правовые положения, определяющие построение всех стадий, форм и.

Правовое регулирование расчетов с применением банковских карт
Реферат: Правовое регулирование расчетов с использованием банковских карт Развитию расчетов с использованием банковских карт способствует возможность получить наличные средства в.

Мир природы и человека в лирике Тютчева
Реферат: Природа и человек в лирике ФИ Тютчева Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим «Я». «Все во мне, — и я во всем» -.

Отношение Сонечки к Раскольникову
Реферат: Анализ романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского «Закон правды» осуществляется в столкновении героев, их нравственных позиций, и даже «всеведущий».

Николай II — последний российский царь
ЭКОНОМИКО-денежный ИНСТИТУТ РЕФЕРАТ На тему: «НИКОЛАЙ II.

Аввакум Петров
Аввакум Петров С.В. Перевезенцев (1620 –1682) Протопоп Аввакум Петров — наикрупнейший деятель ранешнего старообрядчества, писатель, публицист, автор.

Становление индустриального общества в России
Реферат: Становление индустриального общества в России Притоку иностранного капитала в промышленность в форме прямых инвестиций мешала неупорядоченность российских финансов. В 50.

Причины потери Москвы в 1812 году
Доклад: Причины и последствия пожара в Москве 1812 года Е.В. Тарле считал, что Ростопчин активно содействовал возникновению пожаров, ссылаясь на донесение пристава Вороненки. Под.

Основные принципы уровня здоровья и функциональных резервов организма
Реферат: Основы здорового образа жизни студента Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что.

Организация работы приемного отделения стационара
Реферат: Организация работы приемного отделения стационара — обеззараживанию подлежат все изделия медицинского назначения, включая эндоскопы и инструменты к ним, после их.

Жизненные формы растений и животных
Жизненные формы растений и животных Знакомство с жизненными формами принципиально не лишь для понимания значения комплекса экологических факторов, работающих на данный вид. Ряд.

Волжские берега
Волжские берега При отсутствии регулирования речного стока на равнинных реках (а к ним относится и Волга) происходят естественные русловые процессы. При использовании реки как аква .

Системы и модели образования в мире
Реферат: Основные функции и модели образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого.

Методы педагогической психологии по Ананьеву
Реферат: Б.Г.Ананьев и современная психология Среди многих проблем, получивших разработку в исследованиях Б.Г.Ананьева, мы выделили методологические. Методологические вопросы -.

Обычное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения
А. Б. Спеваковский обычное В СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННОГО ОЛЕНЕВОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В свете возрастания роли публичных наук в .

Истоки и смысл тоталитаризма
[pic] Введение……………………………………………………………………………… 2 1. Сущность тоталитаризма и предпосылки его возникновения ….. 3 2. Тоталитаризм в России…………………………………………………. 28 3.

Научные основы организации производства
Реферат: Теоретические основы производства и организации сбыта продукции Прямая форма реализации товаров имеет ряд преимуществ. Во-первых, при такой форме.

Мировая цветная металлургия
Реферат: Мировая цветная металлургия (в т.ч. алюминиевая промышленность) Основная часть производимого в Канаде, Австралии, развивающихся странах первичного алюминия.

Психология этнических групп
Контрольная работа: Психология этнических групп Подобное сравнение держится не столько на реальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этих различий, в.

Агрессивное поведение детей и подростков
Курсовая работа: Агрессия у детей и подростков Навязывание моделей агрессивного поведения реализуется в масс-медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой.

Христианство и философия
Реферат: Христианство и философия скачать Реферат: Цельс: Христианство и.

Воспитательные традиции христианских народов
Сочинение: Воспитательные традиции христианских народов Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например), включая в себя бег.

Важнейшие особенности процесса развития АПК в России
Сочинский Государственный институт Туризма и Курортного Дела Реферат: На тему: Важнейшие особенности процесса развития АПК в России. Выполнил Голиков А.С. Студент 3.

Организация селекционного процесса по выведению нового сорта черешни
Министерство сельского хозяйства русской ФедерацииДепартамент кадровой политики и образования Мичуринский государственный агарный институт Полодовощной институт им. И. В.

Понятие и сущность социальной защиты населения
Курсовая работа: Социальная защита различных слоев населения Происходящие в России процессы, вызываемые макроэкономическими причинами, сопровождаются сокращением.

Функции и дисфункции социальных институтов
Реферат: Социальные институты общества Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего.

Спектральный анализ
Реферат: Применение спектрального анализа Полагаться на глаз при оценке распределения энергии нельзя. Глаз обладает избирательной чувствительностью к свету: максимум его.

Магнитное воздействие токов
Реферат: Воздействие электромагнитных полей используют специальные противолазерные очки, щитки, маски, технологические халаты и перчатки. Для уменьшения опасности поражения за.

История физической культуры
История физической культуры Контрольная работа по физической культуре Харламова Н. Набережные Челны 2000 Введение «Нет ничего благороднее солнца.

Сумо
Сумо История сумо уходит корнями в глубочайшую древность. Уже в китайских исторических и литературных монументах конца I тысячелетия до н.Э. Упоминается боевое искусство сянпу.

Понятие античной философии
Контрольная работа: Античная философия Мир идей нужен был еще и потому, что этим Платон объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям. Помимо этого.

Философия глобальных проблем человечества
Контрольная работа: Философия глобальных проблем Биологическая организация человека позволяет ему приспособиться к достаточно широкому кругу условий. Однако и его возможности.

Социально-экономическая сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве
Курсовая работа: Государственные финансы, их роль в социально-экономическом развитии общества 2 На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление.

Методы прогнозирования и перспективы объема продаж
Реферат: Методы прогнозирования объёмов продаж Прогнозирование объема продаж – неотъемлемая часть процесса принятия решения; это систематическая проверка ресурсов компании.

Крупные города России и их экологические проблемы
Реферат: Экологическая обстановка в России В коммунальном хозяйстве водопотребление составляет в среднем 32 л в сутки на одного человека и превышает нормативное на 15-20%. Высокое.

Уровень урбанизации регионов Земли
Контрольная работа: Соотношение сельского и городского населения. Проблемы урбанизации мировой экономики Один из этапов урбанизации — субурбанизация. Многие горожане теперь.

Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина

Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина

В историю России Александр Сергеевич Пушкин вошёл как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы.

Лирика Пушкина органически сочетает в себе высокую человечность; гуманность; богатство, глубину и ясность мысли; гармонию формы и, если воспользоваться словами самого поэта, образует в своей слитности союз «волшебных звуков, чувств и дум». Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо.

В философской лирике Пушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта.

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году в переломный для творчества Пушкина период перехода от романтизма к реализму. В сознании поэта слились воедино мятежная стихия моря и свобода. Он прощается не только со «свободной стихией», но и с романтическим мироощущением.

Начинается стихотворение элегически-величаво, торжественно:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей;

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Созерцание моря, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, о тех надеждах и мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки. Это были мечты о побеге в неведомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободным стихиям. Но эти замыслы потерпели крушение, романтическому путешествию не суждено было состояться: поэт остался «у берегов», очарованный «могучей страстью» (имеется в виду чувство, вызванное Е.К.Воронцовой). Чары любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря:

Ты ждал, ты звал… я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я…

Поэтическое изображение моря сочетается с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона. Звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли гениальные современники Пушкина.
В последних строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые бескрайние просторы, в последний раз любуется его «торжественной красой»:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В лирике Пушкина тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные мгновения встречи с чарующей красотой.

Даже среди шедевров любовной лирики Пушкина, где говорит «язык сердца», стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825г.) – одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических. Здесь чувства без остатка растворены в словах, а слова как бы сами ложатся на музыку. С тех пор как Михаил Иванович Глинка в 1840 году написал свой знаменитый романс, эти пленительные стихи навсегда соединились с музыкой.

Считается, что стихотворение «К***…» посвящено Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин познакомился с Керн в Петербурге, в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года, когда она гостила у своей тётки П.А.Осиповой в Тригорском, где часто бывал Пушкин. Неожиданный приезд Анны Петровны всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появление Керн вызвало «пробуждение» в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, волнение любви.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. У Пушкина это облик земной женщины, явившейся перед поэтом во всём блеске и очаровании своей красоты. Глубоко сокровенное, затаённое воспоминание согрето трепетным и горячим чувством:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Последующие строфы стихотворения автобиографичны, но эмоциональная тональность не снижается. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «В томленьях грусти безнадежной, / В тревогах шумной суеты»; воссоздаёт иной настрой чувств в период южной ссылки, («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»); говорит о «мраке заточенья» Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведённых «в глуши»:

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

В душе поэта вновь возрождается чувство, вновь прилив жизненных сил, вновь приход творческого вдохновения:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья».

Отношение к поэтическому дару как дару свыше и к поэту как к пророку раскрывается в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк».

Согласно древним верованиям, кудесники и пророки возвещали людям волю богов – им было доступно проникновение в грядущее. Вместе с тем в стихотворениях Пушкина и поэтов пушкинского круга пророк обычно выступает не только как прорицатель, провидец, но и как неподкупный судья, глашатай истины, смелый обличитель общественного зла.

В своём стихотворении Пушкин использует библейскую символику, библейские мотивы, но придаёт им ярко выраженное политическое содержание. Стихотворение было написано в тяжёлую для Пушкина пору духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов, о трагической участи его друзей и товарищей.

Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, способствует чудесному превращению поэта в пророка:

Духовной жаждою томим,

В пустыне жалкой я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Всё, чего касается серафим, связано с чувствами человека. Поэт наделяется способностью видеть и слышать то, что ранее ему было недоступно, постичь сокровенные тайны бытия, обрести дар мудрого всеведенья. В минуту творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую зоркость, обострённость видения и слуха. Он отрешается от своего обычного состояния и может постичь внутренним взором недосягаемые «горние» высоты и подводные глубины; слышать, как бесшумно плывут диковинные морские чудовища; внимать тихому, едва заметному росту, «прозябанью» лозы:

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, –

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И, наконец, наступает момент наивысшего духовного подъёма: через ряд мучительных превращений происходит обретение мудрости, обретение истины. Взамен «грешного» языка в уста поэта вложено «жало мудрыя змеи», вместо сердца в его груди – «угль, пылающий огнём» Поэт которому стало подвластно всё, слышит голос, повелевающий ему:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Это суровое, торжественное воззванье, побуждает поэта стать глашатаем правды, проповедником истины.

Композиционно многие стихотворения поэта основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма.

В стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830г.) трагическая тональность первой части: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море» сменяется мажорным аккордом»:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Тревожное звучание элегии – отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным становится то, что составляет высший смысл существования, – чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания.

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нём воспоминания и настраивает на философские размышления. Знакомый пейзаж напоминает о днях молодости и в то же время указывает на неумолимое движение жизни. Поэт едет по знакомой дороге из Михайловского в Тригорское и «На границе владений дедовских» снова видит три сосны, которые приветствовали его прежде шорохом своих вершин:

Всё тот же их, знакомый уху шорох –

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась.

Настроение поэта сменяется чувством веры в грядущее. Вид трёх сосен, стоящих теперь в окружении «молодой семьи», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях, что рано или поздно на его место придёт новое поколение, которое поэт приветствует:

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум…

И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…» – о вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять своё место, исполнить своё предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: