ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О

Гений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одинокость — вот лишь небольшая частица мотивов его лирики. Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «Вольность» — своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». И какие бы политические страсти не кипели, Пушкина, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт некогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт ощутил, что новое время нуждается в не только новых тем, но и нового их решение. Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастности, которая была присущий только интимной лирике, например, стих «К Чаадаеву».

Одна из главных тем творчества Пушкина — тема поэта и поэзии. Рылеев был его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихе «Разговор книгопродавца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

  • И так любовью утомленный,
  • Наскучат лепетом молвы,
  • Заранее отказались вы
  • Вот вашей лиры вдохновенной.
  • Теперь, оставят шумный свет,
  • И муз, и ветреную моду,
  • Что же изберете вы?
  • Поэт: Свободу.

В поэзии «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стиха отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он придет к выводу, который его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой: «И бога глас ко мнет воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волей моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!». Любовная лирика Пушкина удивительно богатая и разнообразная. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт поднимает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание). Например, известная поэзия «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкина не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не в его пользу. Пример — поэзия «Я вас любил». Любовь, за Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественный залог души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь — поэзия «На холмах Грузии лежит ночная мгла. »: И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любит оно не может. Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластное человека. В стихах о природе Пушкина воссоздавал свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, в конце концов, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивление, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкина склоняет главу перед самым дивом жизни, которой в его лирике прекрасное в любых проявлениях. К философской лирике принадлежат и создавай, где Пушкина излагает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятия раб и властитель, в его воображении эти лица равноправные, поэтому возникают такие строки:

  • Но человека человек
  • Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обеих. Рабство — это возвратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. Пушкин — первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

Гуманизм Пушкина и его путь от романтизма к реализму

В своем творчестве великий русский поэт А. С. Пушкин затрагивал многие темы, которые стали традиционными для всех русских литераторов. О чем же писал Пушкин, что его творчество так неоспоримо смогло завоевать любовь многих поколений?

Предметами литературного изображения были общечеловеческие ценности свободолюбие, дружба, любовь и естественно Родина.

Произведения Пушкины пропитаны необычайным гуманизмом, который был еще не распространенным в литературном процессе.

Поэзия Пушкина носила утверждающий характер, она была в первую очередь орудием для духовного просвещения нации. Ведь поэт это в первую очередь зеркало, которое в литературной форме отображает жизнь всего народа.

Особенность лирики Пушкина

Характерной чертой идеологической лирики Пушкина является его преклонение перед настоящей, верной дружбой. В своем стихотворении « К Чаадаеву» Александр Сергеевич в первую очередь благодарит своего верного друга за то, что, не смотря на давление со стороны власти, он не предал своих клятв и оставался верным своим позициям.

Друзья для Пушкина были не только близкими людьми, с которыми он проводил досуг, но еще и идейными соратниками, всегда находящимися рядом в трудное время. Знаменитый русский литературный критик Белинский говорил о том, что читая произведения Пушкина можно стать настоящим патриотом и человеком.

Это выражение как нельзя точно характеризирует всю свободолюбивую сущность пушкинской поэзии. Ведь настоящий человек это личность, которая в первую очередь защищает интересы, свободы и права окружающих людей. Именно это является высшей степенью проявления человеческого гуманизма.

Реализм у Пушкина

Реализм начинает появляться еще в раннем творчестве поэта. Огромное впечатление на Пушкина произвело восстание декабристов. Стих «Анчар» — это своеобразная ода погибшим в борьбе за свободу собственного государства декабристов — верные сыновья своего отечества стали жертвой беспощадного тирана и его окружения.

Многие произведения Александра Сергеевича насыщены элементами борьбы за свободу, поисками нравственного политического идеала. Ярким примером является произведение «Вольность» .

В этом стихотворении автор смело показывает не только свою гражданскую позицию, но и убеждения всего народа, который устал жить под постоянным гнетом царского режима.

Пушкин понимает, что ни он, ни его современники не смогут победить авторитарную машину императорской системы, поэтому, в своих произведениях обращается в первую очередь к новым поколениям, которые станут настоящими освободителями русского народа.

В своих стихотворениях Пушкин резко осуждает крепостнический строй, называя его настоящим варварством и пережитком прошлого. Будучи дворянином, Александр Сергеевич ведет отчаянную борьбу с произволом помещиков: ведь ограничение прав и свобод низших незащищенных слоев населения ведет к культурному разрушению всей нации.

Такая позиция автора привела к тому, что множество его произведений оказались под запретом цензуры. Однако свободолюбивая сущность поэта не позволяла, чтобы политические преследования поставили точку в его творчестве.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Любовная лирика Пушкина: «К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил. »
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Евгений Онегин»: поиск современного героя, пушкинская эпоха в романе

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Гуманизм лирики Пушкина

Философская лирика А.С.Пушкина
Вопросы смысла бытия, жизни и смерти, познания мира и поиска своего места в мире, волновали Пушкина, как всякого мыслящего человека. И, как на каждого из нас, существенное влияние на образ мыслей, психологию мировосприятия оказывали объективные обстоятельства. Преисполненный надежд на усовершенствование общественного устройства, окруженный умными, благородными друзьями, юный Пушкин проповедовал наслаждение жизнью, насыщенной весельем, радостью, игрой:
Давайте жить и веселиться, Давайте жизнию играть. Пусть чернь слепая суетится, Не нам безумной подражать.
Смерть воспринимается поэтом то как путешествие «в страну свободы, наслаждений, в страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, где мысль одна плывет в небесной чистоте», то как кромешный мрак, абсолютное забвение, ничто. Пушкин трагически воспринимает смерть, все его существо противится превращению жизни в полное отсутствие проявлений человеческой индивидуальности:
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно. И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго житъ хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
В дальнейшем жизнь принесла поэту множество тяжелых утрат — так пришло осознание хрупкости человеческого существования, ранимости души. Поэт стал мудрее, опытнее, превратности судьбы стали восприниматься с философской снисходительностью. По-юношески максималистская назидательность, бывшая плодом пытливого ума и книжного мировосприятия, сменилась простой — итогом философского осмысления пережитых жизненных коллизий:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило. Пушкин переживает противоречие между мечтой и реальностью, несбыточность многих надежд и склонность людей драматизировать жизненные неудачи. Стремление к абсолютному достижению поставленных целей идеалистично; жизнь самоценна, а ее восприятие человеком относительно: с течением времени оценка жизненных обстоятельств меняется, что позволяет находить очарование в казавшихся неприятными воспоминаниях. Поэтическая философия поэта — простая, ясная и нужная каждому человеку мудрость. Пушкин и в философских стихах обращался к человеку: он был одновременно и мудрецом, постигшим высший смысл бытия, и обычным человеком, — и поэтому Пушкин оказался поэтом всечеловеческого значения.
Стихи чисто философского содержания встречаются у Пушкина очень редко: творческая манера поэта чужда отвлеченности, и абстрактные понятия обычно воплощены в конкретные образы, согреты человеческим чувством и преломляются через призму жизненного опыта. Стихотворение «Движение» — философская миниатюра, посвященная проблеме существования материи. Движение и покой — вот вечный философский вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен он в стихотворении наглядно просто. Однако поэт не поддается софистской про стоте: жизнь намного сложнее умозрительных заключений и примитивных аналогий. Абсолютная истина скрыта в глубинах мироздания и, возможно, не поддается логическому осмыслению. Поэт опровергает упрощенность философского подхода к познанию бытия простым примером, предостерегающим от поспешных выводов и философских обобщений: «Ведь каждый день пред нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей». Вновь и вновь обращается Пушкин к теме жизни и смерти, но противопоставление этих форм существования, неизбежность перехода жизни в смерть уже не воспринимается поэтом безнадежно трагически. Освящая таинство поэтического творчества, возвышая «поэзии прелестной благословенные мечты», Пушкин непроизвольно задумывается о быстротечности жизни и непрочности духовных ценностей человека:
Но, может быть, мечты пустые — Быть может, с ризой гробовой Все чувства брошу я земные, И чужд мне будет мир земной. Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя, Не буду ведать сожалений, Тоску любви забуду я.
Поэт сожалеет о превращении души, запечатлевшей порывы высокого вдохновения, духовных откровений и минутные впечатления, множество разнообразных чувств в нечто непонятное и безликое. Лирический герой не хочет смириться с перспективой обращения всех человеческих устремлений в ничто, с идеей погружения человеческого духа в пучины безвременья, но ужаса перед лицом вечности уже нет. Есть простые человеческие сомнения в отсутствии всякой связи между жизнью и смертью, попытка представить жизнь человеческой души после физической смерти тела.
В стихотворении «Воспоминание» Пушкин запечатлел ночные раздумья о прожитой жизни, «тяжких дум избыток», мучительные переживания о допущенных ошибках. И хоть лирический герой утверждает, что «С отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю», он не отказывается от прожитого жизненного опыта: «Но строк печальных не смываю». Автор понимает, что на пути человека к счастью, духовному совершенствованию случаются ошибки, заблуждения, но жизнь нельзя изменить. И мудрость заключается не в отказе от прошлого, а в осмыслении пережитого с позиции накопленного опыта. Жизненные впечатления непосредственны, конкретны, индивидуальны и неповторимы, и как бы они ни воспринимались впоследствии, именно они образуют линию — человеческой жизни, а уровень их осмысления показывает степень духовного развития человека.
Поэт — не философ, он не познает мир с помощью научных методов, а воплощает свои мысли в художественной форме. В 1828 году, когда царская цензура ужесточилась, поэтом овладели тяжелые чувства. Наступивший после выступления декабристов период реакции в России болезненно воспринимался им, выросшим в атмосфере ожидания благотворных социальных перемен, духовной независимости, свободомыслия, творческой раскрепощенности. — Личные переживания поэта о серости тогдашней российской действительности («и томит меня тоскою однозвучной жизни шум») и невыносимом психологическом давлении вылились в эмоциональный философский монолог:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана ?
ИЛЬ зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена ?
Но не только внешние события вызывали поэтический отклик поэта. В пронзительно остром стихотворении «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», отрывистый ритм которого точно передает нервное состояние человека, не могущего заснуть, чутко воспринимающего малейший шорох в ночной тишине, лирический герой напряженно стремится понять смысл бытия. Что означает «спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня»? Ночью обостряется не только восприимчивость человека к звукам, но и склонность к философствованию. Автор только ставит вопросы, не отвечая на них, но краткость и точность формулировок, наслоение вопросительных предложений убедительно передают тревожную атмосферу ночного бдения, напряженную, как пульсация крови, работу человеческого сознания, оставшегося один на один с огромным, непостижимым мирозданием:
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
И все же преобладающее настроение пушкинской философской лирики периода зрелости — светлая грусть по прошедшему, мудрость вечного обновления жизни. В этих стихах нет страха перед неизбежностью смерти как физического исчезновения, но есть философское осмысление разумности, высшей целесообразности жизненного процесса, его неизменности и цикличности:
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. В этих строках поражает сила человеческого духа, самообладание и мудрость автора. Стихотворение написано настолько ясным, точным языком, что кажется идущим из глубины души. Поэт достиг совершенства как духовного, так и поэтического, и поэтому стихотворение универсально, пробуждает бурю чувств и умиротворяет, воспринимается одновременно как эпитафия человечеству и как гимн его вечной юности, гармонии всего мироздания.

Гуманизм лирики Пушкина

Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала

Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе,

Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).

Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.

Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.

Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.

Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –

Летят за днями дни, и каждый день уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.

Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: