Основные мотивы в лирике Некрасова)

Некрасов — поистине народный поэт. И нет такого поэта или писателя, о который ярче и правдивее изобразил бы народ и жизнь народную в своих произведениях. Он не только сочувствовал, но и отождествлял себя с крестьянами России. Его стихи потрясают правдивыми картинами рабства и нищеты, нотами горького покаяния:

Народ! Народ!
Люблю тебя, пою твои страданья.
Но где герой, кто выведет
Из тьмы тебя на свет.

Творчество Некрасова довольно разнообразно по тематике, но все же основным мотивом его произведений остается любовь к Родине, к простому человеку. Еще в 1848 г. в одном из стихотворений автор отождествляет свою музу с образом крестьянки:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел, я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная».

Некрасов как никто другой умел проникнуть в мир других людей, что позволило ему правдиво изобразить характер крестьян. По мнению поэта, любить народ означало ненавидеть его угнетателей и отдать все свои силы в борьбе за его освобождение. Поэтому личное в его поэзии просто неотделимо от народного. Так, в произведении «Рыцарь на час» борьбу за счастье народа Некрасов называет «великим делом любви».
Чувство любви и сострадания к обездоленным, к нищей Родине пронизывает практически всю его поэзию. Русский народ-богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса и снежные зимы — вот тот неиссякаемый источник, из которого Некрасов черпал свое вдохновение. В стихотворении «Тишина» есть такие строки:

Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!

Нелегкая судьба крестьян-тружеников всегда волновала поэта. Мир его поэзии — это мир, увиденный «сквозь слезы» глазами самого народа. Он страстно мечтал увидеть людей свободными:

Мать-отчизна!
Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!

И все же Некрасов верил, что народ все вынесет и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».
Будущее страны он представлял как жизнь свобедного и процветающего общества:

. Освобожденный от оков,
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд.
Над вечною рекою.

Образ русской женщины занимает в творчестве Некрасова одно из главных мест. «Величавая славянка» стала героиней многих стихотворений и поэм Поэт разделяет ее страдания и от непосильной работы, и от бесконечных унижений. Но Некрасов изображал женщину не только как измученную крестьянку. В его поэзии присутствует и другой образ — образ настоящей красавицы, обладающей, к тому же, редкостной добротой, заботливой и трудолюбивой. Русскую женщину Некрасов воспевает за стойкость, красоту, как внешнюю, так и внутреннюю, за гордость, достоинство и заботу о своих ближних:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом, цариц.

Некрасов писал и о любви, но его любовь достаточно своеобразна Другие поэты предпочитали изображать прекрасные и волнующие мгновения этого чувства, у Некрасова же любовь — нечто земное, поэтому отношения между влюбленными людьми сложны и противоречивы: «Мы с тобой бестолковые люди. «, «Я не люблю иронии твоей. «, «Да, наша жизнь текла мятежно. «.
Помимо этого, в поэзии Некрасова отчетливо прослеживается гражданский мотив. Мысль о нравственном начале каждого человека пронизывает многие его произведения. Сам он считал себя человеком высокой морали, каковым и являлся на самом деле:

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал в жизни зла.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этом стихотворении, которое называется «Поэт и гражданин», Некрасов четко обозначает нравственную позицию каждого человека’ нельзя равнодушно взирать на страдания и беды других людей. Таким примером для него были Добролюбов, Белинский и Шевченко. Поэт высоко оценил их нравственный подвиг во имя Родины, которую они любили «как женщину».

Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни.

Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.

Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» — это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы – они рождали ненависть, сопротивление, стремление выбраться из этого мира. Поэтому так отрадно звучат в стихотворении строки:

И набок валится пустой и мрачный дом,

Где вторил звону чаш и гласу ликований

Глухой и вечный гул подавленных страданий,

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил.

С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, он рано открыл для себя «незримые, невидимые лиру слезы», стоны и печаль:

Волга! Волга. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля…

Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:

Сейте разумное, доброе, вечное…

Мотив заступничества за народ звучит во многих стихах Некрасова, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю.

Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир – это не только «страшный мир», есть в нем и другая сторона.
Мир света и надежды связан у поэта прежде всего с природой. Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов:

Там зелень ярче изумруда,

Нежнее шелковых ковров,

И, как серебряные блюда,

На ровной скатерти лугов

Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Пригреты теплым солнышком,

Ну а как же без стихов, посвященных любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»)? В них поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом…

Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя самые сокровенные чувства:

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!…

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки.

Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта, — предназначение поэта и поэзии — проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и облачая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Его преследуют хулы:

Оно ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Поэтически манифестом Некрасова стало стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога поэта с читателем, демократом по своим убеждениям. Читатель предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны – эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило

Проснись, громи пороки смело…

Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Муза – «печальная спутница печальных бедняков», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с Некрасовым через всю его жизнь:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела –

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила…

Да! Лирика Некрасова многоводна, как река. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…» – призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание великого русского поэта потомкам.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Основные мотивы лирики Некрасова

С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глубиной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления.

Особое место в его творчестве занимают женщины-крестьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и трудную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замечательные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда. В их душах таились сокровища доброты и благородства. Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная

Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремление современной ему передовой молодежи, будил ее сознание, призывал к действию:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило.

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать.

В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского он писал:

Узы дружбы, союзов сердечных

Все порвалось, мне с детства судьба

Посылала врагов долговечных,

А друзей уносила борьба!

Поэт очень жалеет, что «песни вещие их не допеты». Николай Алексеевич также высоко ценил труды критика:

Белинский был особенно любим…

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

На эту тему были написаны многие стихи, среди них «Поэт и гражданин», «Газетная», «Блажен незлобивый поэт».

Особенно мне нравится «Памяти Добролюбова». В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников, «штурманов будущей бури». Здесь, по его словам, «старался выразить … идеал общественного деятеля». С точки зрения поэта, это человек суровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине. Он целомудренно сдержан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:

Учил ты жить для славы для свободы.

Но более учил ты умирать…

Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отдавал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало светлое будущее:

Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой

Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордится им как истинным героем:

Но слишком рано твой ударил час

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды высоко ценятся. Некрасов скорбит, что такого человека потеряла русская земля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором

Сокровища душевной красоты

Совмещены были благодатно.

Н. А. Некрасов говорит, что

Когда б таких людей

Ты иногда б не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.

В «Памяти Добролюбова» немало художественно-изобретательных средств. Особую выразительность придают риторические восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмоциональность речи поэта. Например:

Как женщину, ты родину любил…

Такие эпитеты, как «любовнице суровой», «светлый рай», «вещее перо» и др. , помогают представить нам, оценить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и другие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.

Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.

Читальный зал

Исследования и монографии

О словарях, «содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации»

Варианты русского литературного произношения

Динамика сюжетов в русской литературе XIX века

Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа

К истокам Руси

О языке Древней Руси

Не говори шершавым языком

Доклад МИД России «Русский язык в мире» (2003 год)

Конкурсные публикации

Традиции русской лирики в творчестве Н. А. Некрасова

Некрасов наследует поэтические традиции Пушкина и Лермонтова, интерпретирует их в контексте изменяющейся социокультурной реальности. Многие темы великих предшественников подвергаются творческому переосмыслению. «Колыбельная песня» носит подзаголовок «Подражание Лермонтову». Меняется не только содержание, но и адресат произведения. В ироничной манере автор обращается к чиновнику, чья жизнь предстает гротескными картинами подличания и компромиссов. К художественным особенностям стихотворения относится его жанровая форма; стилизация под казачью колыбельную позволяет автору пародировать героическую традицию, представить ее на материале современной поэту действительности.

В «Современной оде» поэт создает опыт инверсии классического жанра. Художественная – ирония воплощается в патетике провозглашения благодарности тому, кто ее не заслуживает. Антитезами бездуховности становятся в некрасовской лирике образы природы и родины. Поэт обращается к традиционным эмблемам, пытаясь постигнуть глубину социальной трагедии.

«Тройка» представляет развернутое описание девушки, наблюдающей стремительный бег коней, символ скорости воспринимается как метафора непрожитой жизни. Повествователь размышляет о тягостной судьбе деревенской женщины, с искренним сожалением говорит о ее драматическом существовании. Мечте противопоставляется реальность: работа «черная и трудная» , и «выражение тупого терпения и бессмысленный вечный испуг» на лице. Кульминацией произведения становится образ сырой могилы, ожидающей героиню. Финальная часть – рефрен, оттеняющий безрадостную жизнь и ожидание чуда, которое никогда не произойдет.

В лирическом эскизе «Перед дождем» намечены привычные элегические интонации. Образ природы вырисовывается скупыми экспрессивными красками. Если бы в стихотворении было три катрена, можно было бы предположить, что автор оттачивает свое мастерство живописца. Но финальное четверостишие нарушает тему гармонии мироздания. Появление фигур жандарма и ямщика, озвученное злым криком, не оставляет надежд на благостную уравновешенность природного мира.

В 1846 г. Некрасов пишет стихотворение «Родина», в котором ощущаются настроения пушкинской «Деревни» и «Родины» Лермонтова. В традициях буколической поэзии автор вспоминает «знакомые места» , «темный сад» , «аллею» , но умиротворенное состояние нарушается приемом антитезы, известным по витийственной лирике предшественников. «Пиры» , «грязный разврат» , «мелкое тиранство» становятся исчерпывающей характеристикой социального мира, а в качестве формы его воплощения предлагается проекция трагического состояния на привычную повседневность. В последнем стихе поэт с отвращением осматривает родные места, наблюдая упадок ненавистного барства.

Трагическим пафосом пронизано одно из программных произведений Некрасова – «Несжатая полоса». Основным в нем становится прием олицетворения. Лирическому герою слышится в шепоте колосьев рассказ о несчастной доле пахаря, вынужденного из последних сил возделывать землю, чтобы отдать большую часть урожая помещику.

Не менее драматична и небольшая поэма «В деревне». Разговор двух «старушонок» раскрывает всю безысходность положения несчастных женщин, одна из которых после смерти кормильца обречена на неминуемую гибель. Трехчастность произведения показывает динамику авторского отношения к происходящему. В последнем стихе лирический герой пытается отстраниться от действительности, но небо, затянутое «черной сеткой» улетающих птиц, настойчиво свидетельствует о человеческом несчастье.

Некрасовское отношение к описываемому предстает в поэтической исповеди «На Родине». Двустишие – «. хлеб полей, возделанных рабами, нейдет мне впрок» – указывает на позицию художника, принимающего близко к сердцу тяготы подневольного труда.

Фольклорный ритм «Забытой деревни» воспроизводит содержание многих народных песен, выражающих надежду на доброго барина. Описание «славного» помещика связывается с историей крестьян, которые умирают, уходят в солдаты, выдаются замуж, но нет в их жизни перемен, связанных с верой в барина-благодетеля. Многие стихотворения Некрасова основаны на приеме перенесения наиболее кульминационных сцен в финал. «Забытая деревня» не является исключением. Помещика привозят в деревню, чтобы похоронить, а новый «сел в свою карету – и уехал в Питер» .

Образы детства в некрасовской лирике связаны с темой человеческого страдания. Уже само название – «Плач детей» – указывает на апофеоз трагедии. В «Крестьянских детях» выражена близкая идея. Поэт обращается к детям с призывом любить «вековое наследство» , «хлеб трудовой» , «скудное поле» , но в пределах одного четверостишия встречается образ «поэзии детства» и «недр землицы родной» , что означает понимание автором неизбежности разрушения прекрасного начала мира.

В стихотворении «Арина, мать солдатская» выражена мысль, что горе народное трудно передать: «Мало слов, а горя – реченька, горя реченька бездонная» .

Женские образы в творчестве Некрасова воплощены в поэмах «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». В первой автор повествует о женской доле: «с рабом повенчаться» , «быть матерью сына раба» , «до гроба рабу покоряться» . Но поэт верен гуманистической традиции русской литературы, в его творениях ощущается надежда на возможность преодоления безысходности. Патетическим гимном звучат слова, посвященные русской женщине в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Тема творчества в лирике Некрасова характеризуется во многом созданием нового комментария классических образов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» женщина, избиваемая на Сенной, уподоблена Музе, страдающей и униженной. В эстетической программе «Муза» автор размышляет о непохожих поэтических божествах. Муза, ласково поющая и прекрасная, отвергается художником, не понимающим, как можно предаваться звукам «сладкогласным» , когда вокруг царят бездушие и жестокость. Другая ведет героя сквозь «бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода» , учит почувствовать «свои страдания» и благославляет возвестить о них миру.

Художественная концепция творчества в стихотворении «Блажен незлобивый поэт» развивает тему одного из лирических отступлений «Мертвых душ» Гоголя. Композиционно оно построено на противопоставлении стихотворца, «в ком мало желчи, много чувства», кто находит «сочувствие в толпе» , «любя беспечность и покой» , поэту, «чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений» . В этом стихотворении разрабатывается и философская концепция пушкинского «Разговора книгопродавца с поэтом». Некрасов объединяет традиции предшественников, представляет драматическую перспективу художника, посвятившего свой талант осуждению порочной безмятежности общества, безучастного к страданиям людей.

В 1855 году Некрасовым создается горестное раздумье «Замолкни, Муза мести и печали». Мысль автора о безднах людского страдания, постигнуть которые не в силах ни один человек, завершается мыслью-побуждением «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» .

В диалогической форме решается проблема творчества в «Поэте и Гражданине». Лирический певец выражает высокий порыв, противопоставленный общественной позиции гражданина, призывающего: «Проснись, громи пороки смело» .

Пушкинские мотивы звучат в живописном эскизе «Стихи мои! Свидетели живые». Прием олицетворения помогает выразить тождество природного и духовного начал. Метафора «душевные грозы» развивается в объемную по философскому смыслу фразу: «. и бьетесь о сердца людские, как волны об утес» .

Тема смерти становится одной из ипостасей размышлений о назначении поэта. Тематически связаны два шедевра некрасовской лирики «На смерть Шевченко» и «Что ни год – уменьшаются силы». Образ праведного и страдальческого пути ассоциируется с общественной позицией художника. Есть люди, размышляет автор, которые могут «рассудку страсти подчинять» , они погибают слишком рано. Трагическая тональность «Памяти Добролюбова» заключена в пафосе всего стихотворения и определяет философскую концепцию бытия: «. учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать» .

В одном из последних стихотворений «Сеятелям» Некрасов использует прием аллегории. Под теми, кто бросает в землю семена, подразумеваются не только крестьяне, но и поэты, побуждающие людей на славные деяния. В этом заключается вера Некрасова в высокое назначение поэзии, ее способность создать идеальный образ мира, которому должна соответствовать действительность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

ЧУВСТВО ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ


    Осенняя образность в лирике Пушкина и Тютчева:

а) тема творчества в отрывке «Осень»; раскрытие генезиса художественного импульса; б) мотив увядания жизни 2 стихотворениях Тютчева.

Весенний пейзаж в творчестве русских поэтов:

а) антикизация весны в классицистических аллегориях Кантемира («Послание»). Аллегорический принцип описания натуры; б) картина весеннего рождения мира в VII главе «Евгения Онегина». Место в композиции романа, соответствие духовных рельефов натуры героини и обновляющегося мира; в) усиление выразительных средств в изображении стремительно изменяющегося пейзажа: «Весенняя гроза», «Весенние воды» Тютчева; г) «Зеленый шум» Некрасова: весна как муза-утешительница и антитеза социальной дисгармонии. Фольклорные мотивы в описании обновляющейся природы («Дума», «Катерина»); д) музыкальное интонирование весенних метаморфоз в лирике Фета («Ночь весенней негой дышит. », «Пришла, и тает все вокруг. »).
Использование колористических эпитетов и метафор в создании картины просыпающейся природы («В разрыве облак солнце блещет. »).

  1. Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство. – М., 1966
  2. Саводник В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. – М., 1911
  3. Касаткина В. Н. Музыка и живопись в стихах Тютчева. // «Мастерство русских классиков». – М., 1969
  4. Алексеев А. Д. Тема весеннего обновления в русской поэзии, живописи и музыке XIX века. // Типология русского реализма. – М., 1979

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: