Основные мотивы лирики Лермонтова

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
Наверное, для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым.
Вот уже несколько лет они соперничают в моей душе, а долгое время я не знала, кому отдать предпочтение.
То на долгие недели пленял меня беспечно-ироничный автор «Евгения Онегина», то вдруг я попадала в плен к неистово-мрачному создателю «Демона».
Чтение Пушкина для меня всегда отдых, развлечение.
Погружение в Лермонтова, наоборот, — напряженная работа сердца и мысли.
Пушкин ясен, как солнце, Лермонтов загадочен, как луна. Именно загадочностью пленило меня его творчество. Я была поражена, когда на уроке литературы учитель обратил наше внимание на дату написания стихотворения «Парус».
В 1832 году Михаилу Лермонтову было всего 18 лет. Еще большей неожиданностью было для меня увидеть, что в полном собрании сочинений этому стихотворению предшествует не один десяток произведений. В 16 лет Лермонтов написал «Одиночество», а «Жалобы турка» были написаны в 14 лет! Невольная зависть к ровеснику шевельнулась в моей душе. Ничего похожего не происходило со мной, когда я читала лицейскую лирику Пушкина.
У «солнца русской поэзии» в отрочестве не было подобных стихотворений. Я начала читать все подряд и буквально «заболела» Лермонтовым.
Захотелось побольше узнать о поэте, проникнуть в тайну столь ранней творческой зрелости.
Мне посоветовали обратиться к книге Даниила Андреева «Роза мира», где есть глава, посвященная творчеству Лермонтова.
Книга великого человека о гении русской литературы помогла найти ответы на волновавшие меня вопросы.
Даниил Андреев убежден, что Михаил Юрьевич Лермонтов был вестником, которому свыше была назначена удивительная миссия.
По мысли Андреева, многие русские писатели и поэты, в том числе Пушкин и Гоголь, должны были донести до людей высшие истины, открывшиеся им в иных мирах.
Андреев подробно анализирует, в чем состояла миссия Пушкина, но разговор о Лермонтове начинает словами: «Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры». Попробуем найти подтверждение мыслям Даниила Андреева в стихах М. Ю. Лермонтова.
В 1832 году в возрасте 18 лет поэт пишет:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Удивительно, что в этих стихах слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли произведения, рифмуются. «Другой» перекликается с «душой», а слово «душа» сопровождается эпитетом «русская». Становится понятным, что Лермонтов — «иной избранник» именно потому, что рожден в России. «Русская душа» — это душа «гонимого миром странника». Рифма «странник — избранник» подчеркивает важность для поэта именно такого смысла. Итак, Лермонтов сам находит себе имя. Он «гонимый миром» избранный «странник. с русскою душой». Так говорит о нем Д. Андреев. Откуда и куда лежит путь этого странника? Почему он «гонимый миром»? И чем же в конце концов отличается от души Байрона? Ответы на эти вопросы мы снова найдем в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Вот стихотворение «Ангел». Читаешь первый раз и конечно же воспринимаешь его как искусную балладу, дивную, чарующую фантазию. Однако для Даниила Андреева «Ангел, несший его [Лермонтова] душу на землю и певший ту песнь, которой потом «заменить не могли ей скучные песни земли», есть не литературный прием. а факт». Перечитываешь стихотворение и вдруг понимаешь, что, если принять точку зрения Андреева, ответы на поставленные выше вопросы приходят сами собой. Они перед глазами!

. Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.

Именно «миром печали и слез» гоним «неведомый избранник».

И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

Найти слова этой песни здесь, на земле, — вот предназначение «странника». Это призвание мучительно, ибо обрекает поэта-вестника на одиночество среди «пестрой толпы» светского общества и среди поколения, грядущее которого «и пусто, и темно». Не здесь ли истоки переживаний, вылившихся в строки стихотворений «И скучно и грустно», «На севере диком стоит одиноко», «Выхожу один я на дорогу. «? Лермонтов пишет о душе:

. И долго на свете томилась она
Желанием чудным полна.

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Может быть, в этих строчках — разгадка неповторимости «русской души», постоянно устремленной к высшим мирам, тяготящейся оковами земного существования.

Чем ты несчастлив? —
Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!

Мы привыкли к словам М. Горького: «Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!» А в отрывке из стихотворения Лермонтова «Небо и звезды» сквозит скорбь небесной души, заключенной в человеческом теле, осознание ничтожности человека перед Вселенной. Но нравственная чистота поэта в том и заключается, что он, в отличие от «светской черни», чувствует свое несовершенство и способен осознать величие мировой гармонии. За десятилетия до первого полета человека в космос Лермонтов писал:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом.

Эти строки по сей день не перестают изумлять читателей, литературоведов и. космонавтов. Никто из покорителей космоса не мог и предположить, что можно написать такое, не увидев землю в иллюминатор космической станции.

Духу Лермонтова были знакомы удивительные прозрения, но самому поэту приходилось жить среди тех, кого в стихотворении «Смерть поэта» он назвал палачами Свободы, Гения и Славы.

Становится понятным постоянное обращение к теме тоски, одиночества, неудовлетворенности окружающим миром. У Лермонтова, в отличие от Пушкина, практически нет стихов о дружбе, а стихи о любви наполнены горечью и разочарованием. Невозможно представить Лермонтова, пишущего «На холмах Грузии. «, как невозможно соотнести пушкинский гений со строчками из «Неба и звезд». Кому же в «минуту душевной невзгоды» может довериться «гонимый странник»? Что или кто может утешить его страждущую душу? Только природа родной земли, слияние с ее красотой и покоем дарят поэту минуты возвышенного отдыха.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка.

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Вот так обретает поэт свое счастье. Один на один с природой, без людей, в стороне от «мира печали и слез»! Строки эти пронизаны любовью к родной стране. Любовь к Родине томила Лермонтова всю жизнь. Он многое знал о ее настоящем и даже о ее будущем. Настоящее тяготило его мелочностью, нравственным и социальным несовершенством.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.

В Российском государстве жизнь строится по законам лжи, насилия, лицемерия и подлости. Здесь хладнокровно могут убить поэта («Смерть поэта»), здесь честного человека и в былые времена ждала плаха («Песнь о купце Калашникове»).

Будущее России страшит поэта.

. Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет.
. И пищей многих будет смерть и кровь.

Сегодня мы с горечью можем сказать, что ужасное пророчество сбылось, и это еще одно доказательство того, что Лермонтов — поэт особой миссии, оставшейся, увы, незавершенной.

Сбылось и печальное предсказание Лермонтова о своей судьбе. С юных лет он знал, что финал его жизни будет окрашен кровью, а жизнь будет коротка, как росчерк падающей звезды.

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит.

Нашелся в России еще один хладнокровный убийца с пустым сердцем, и не стало еще одного русского поэта.

Судьбы Пушкина и Лермонтова пытались осмыслить многие русские классики: Ф. Достоевский, А. Григорьев, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Ходасевич, И. Анненский. Каждый из них по-своему определял место великих поэтов в русской и мировой литературе.

Когда И. Бунину было уже за шестьдесят, он неожиданно понял, что ошибался, считая Пушкина первым русским поэтом. На склоне жизни писатель убедился: первый русский поэт — Лермонтов. Перечитывая Лермонтова, все больше соглашаешься с этим мнением.

Д. Андреев писал:

«Если бы не разразилась пятигорская катастрофа, со временем русское общество оказалось бы зрителем такого жизненного пути, который привел бы Лермонтова-старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно».

Возможно, Лермонтов открыл бы нам путь покаяния и очищения от грехов мира сего через приобщение к той красоте, которая, по словам Ф. Достоевского, «спасет мир».

Лермонтов унес с собой тайну русского сердца, оставив нам лишь намек на разгадку. Разгадать эту тайну не дано никому, но приобщиться к ней, войти в мир Лермонтова и вернуться в «мир печали и слез» с обновленной душой может попробовать каждый. Мир поэзии Лермонтова — это космос, и трудолюбивый читатель — неотъемлемая часть его, без которой этот космос далеко не полон.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Сочинения по произведениям и творчеству классиков русской литературы, сочинения по исходному тексту, биографии писателей.

Стихотворение А. С. Пушкина « К морю» (Восприятие, истолкование, оценка)

Море… Умом мы понимаем, что море – это огромное количество соленой воды, в которой обитают животные и растения. Из учебников географии мы знаем, что моря влияют на круговорот воды в природе и влажность воздуха. Но ни одна книга и ни один ученый не сможет описать эмоции, которые рождаются в твоем сердце, когда ты стоишь на каменистом берегу моря! Бесконечная водная гладь, переливающаяся всеми цветами радуги, отражающая солнце, таящая в себе множество тайн и загадок. Море влечет к себе своей свободой, сильной энергией, величественностью. А если смотреть на море с высокой горы, то можно увидеть, что Земля – круглая, и еще больше ощутить бесконечность воды, ее волнение и постоянное движение.

Поэты – люди с очень тонкой душой, воспринимающие окружающую действительность иначе, чем все остальные. Поэзия романтизма (конец 18 – начало 19 века) давала таким творческим людям, как А.С.Пушкин, возможность выражать свои эмоции и мысли через образы идеального, возвышенного. «К морю» — яркий образец этого направления.

Стихотворение было написано в 1824 году, когда Пушкин в последний раз увидел море перед двухгодичной ссылкой в Михайловское. Томимый тоской, поэт пишет первоначальный вариант лирического произведения, позже он добавляет строфы о Наполеоне и Байроне.

Море для Пушкина – «свободная стихия», символ той свободы, которую невозможно заковать в цепи или отправить в ссылку. В своем стихотворении он прощается с морем, а вместе с ним и со своей свободой. Лирический герой поет гимн морю:

…Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

…Смиренный парус рыбарей

Твоею прихотью хранимый.

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

В стихотворении появляются образы двух великих людей: Наполеона и Байрона. Поэт проводит аналогию между своей судьбой и судьбой Наполеона, который оказался узником на острове Святой Елены. Примечательно, что, уже познав горечь гонений, Пушкин использует в своем стихотворении так называемый «эзопов язык». Он не называет остров, на котором «угасал Наполеон», а, используя перифраз,намекает нам на то, что имеется в виду:

…Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружалась в хладный сон…

…Там угасал Наполеон.

О Байроне также не говорится напрямую. Но, памятуя, о том, что английский поэт умер в год написания стихотворения, мы понимаем, что речь идет о нем. С образом Байрона связан еще один немаловажный мотив стихотворения: невозможность лирического героя слиться с природой, морской стихией, океаном, невозможность стать таким же свободным:

Ты ждал, ты звал. я был окован;

Вотще рвалась душа моя

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

Кульминационным моментом в стихотворении можно считать тринадцатую строфу. В ней поэт высказывает свое мнение о власти:

…Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Так как в основе стихотворения лежат размышления автора, то мы можем в жанровом отношении назвать произведение элегией.

Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, ровное чередование мужских и женских клаузул, а также перекрестная рифма создают образ морских волн, неутомимо, в постоянном ритме набегающих на берег. Такая ритмика сбивается только один раз: в тринадцатой строфе. Добавление всего одной лишней строки в четверостишие сразу выбивают строфу из всего стихотворения. Она становится подобна возгласу, внезапно оброненному автором. Кольцевая композиция стихотворения создается повторением темы прощания с морем в первом и предпоследнем стихах.

Невозможно не обратить внимания на общую эмоциональную окраску произведения. Большое количество восклицательных знаков указывает на высокий накал чувств поэта. Риторические вопросы акцентируют погруженность лирического героя в свой внутренний мир. Диалог с морем – это одновременно диалог с самим собой.

Удивительно, но во всем стихотворении Пушкин говорит о море не в среднем, а в мужском роде. В этом видится стремление поэта, во-первых, соотнести и сравнить себя с морем, а во-вторых, мужской род «наделяет» море суровым и могучим, «мужским» характером.

В двух последних строфах лирический герой прощается с морем, пытаясь в последние минуты наполнить себя его силой, чтобы потом «слышать гул» в вечерние часы, чтобы забрать образ моря с собой, пронести его через пустыни и леса. После этих строк остается впечатление, будто поэт больше никогда не увидит водную гладь и поэтому прощается с ними навсегда.

Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника. Море близко и дорого Пушкину, потому что оно – живое воплощение мятежной и свободной стихии и мощи. Эти качества особенно привлекают поэта, ими же обладали Наполеон и Байрон, «властители дум» молодого поколения тех лет.

Несомненно, стихотворение «К морю» заняло свое достойное место в поэзии А.С.Пушкина, продолжило и развило тему свободы в вольнолюбивой лирике поэта.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Соотнесите стихотворения пушкина с мотивами лирики поэта

1. Назовите годы жизни А.С.Пушкина
А) 1802-1841
Б) 1789-1828
В) 1799-1837
Г) 1805-1840

2. Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?
А) «К другу стихотворцу»
Б) «Мечтатель»
В) «Воспоминания о Царском Селе»

3. Какие стихотворения А.С.Пушкина посвящены теме поэта и поэзии?
А) «В Сибирь»
Б) «Памятник»
В) «Пророк»

4.Соотнесите стихотворения А.С.Пушкина с мотивами лирики поэта.
А) Тема поэта и поэзии
Б) Вольнолюбивая лирика
В) Любовная лирика

А) «Поэт и толпа», «Пророк»
Б) «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»
В) «Анчар», «Вольность»

5. Из какого поэтического произведения А.С.Пушкина взят приведённый ниже отрывок?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…

А) «Евгений Онегин»
Б) «Осень»
В) «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

6. Какой из приведённых эпиграфов относится к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
А) «И жить торопится, и чувствовать спешит»
Б) «Береги честь смолоду»
В) « На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

7. Основная тема поэмы «Медный всадник»
А) Противоборство личности и государства
Б) Тема любви
В) Тема верности «маленького человека»

8. Какую оценку Петру Первому даёт автор в поэме «Медный всадник»?
А) Пётр – великая личность
Б) Пётр- деспот, тиран
В) Двойственная оценка Петра

9. Какова роль вступления к поэме «Медный всадник»?
А) представлен один из ликов Петра Первого – человека и государственного деятеля
Б) Описана история любви Евгения и Параши
В) Описана жизнь Евгения
Г) Описано противостояние Евгения и Петра

10. М.Ю.Лермонтов родился
А) В Тарханах
Б) В Петербурге
В) В Москве
Г) В Пятигорске

11. В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1830 году?
А) В Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге
Б) В Московский университет
В) В Царскосельский лицей
Г) В Петербургский университет

12. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова явилось ответом на убийство А.С.Пушкина?
А) «Поэт»
Б) «Дума»
В) «Смерть поэта»

13.Назовите основной мотив в лирике М.Ю.Лермонтова
А) Зависть
Б) Свобода
В) Одиночество
Г) Усталость

14. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведений М.Ю. Лермонтова
А) И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам….
Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.
Б) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
В) Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты – его паденья час!
Г) Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз
Д) О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!

А) «Родина»
Б) «Бородино»
В) «Смерть поэта»
Г) «Как часто, пёстрою толпою окружён…»
Д) «Дума»

15. Восстановите композицию поэмы «Демон»
А) Завязка
Б) Кульминация
В) Развязка

А) Гибель Тамары, поражение Демона
Б) Взаимоотношения Демона и Тамары; драматические сцены: убийство жениха Тамары, её смятение и муки, попытка Тамары спастись в монастыре, идейный поединок Тамары и Демона
В) Клятва Демона, покорившая Тамару

16. В поэме М.Ю.Лермонтова показана борьба
А) Духа зла с «лучом божественного света»
Б) Демона со своим «я»
В) Демона с Тамарой

17. Почему героя поэмы «Демон» можно в полном смысле назвать «героем века»?
А) В нём сконцентрированы основные противоречия, присущие лучшим людям 30-х годов
Б) Сочетание могучих порывов к деятельности и вынужденной пассивности, искание идеала и горькое осознание безуспешности этих поисков
В) Ощущение политического гнёта и стремление к воле
Г) Жажда счастья и бесцельность жизни

18. . Назовите годы жизни Н.В.Гоголя
А) 1802-1850
Б) 1809-1850
В) 1809-1852
Г) 1805-1845

19. Какие из приведённых ниже литературных произведений принадлежат Н.В.Гоголю?
А) «Вечер накануне Ивана Купала»
Б) «Майская ночь, или Утопленница»
В) «Вий»
Г) «Ревизор»
Д) «Тарас Бульба»
Е) «Невский проспект»

20. Основной порок общества в повести «Нос»
А) Лицемерие
Б) Чинопочитание
В) Подхалимство

Лермонтов: судьба поэта и основные мотивы лирики

Мать Лермонтова умерла, когда ему было три года, поэтому воспитывала его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева-Столыпина. Она не разрешала мальчику общаться с отцом, таким образом, ребенок рос без родителей. Впоследствии это вызвало множество комплексов.

Судьба поэта Лермонтова

Но именно эта семейная трагедия подтолкнула мальчика к тому, чтобы писать стихи. Он рано сформировался как поэт, в 15 лет уже полноценно писал (например, стихотворения Парус и Нищий принадлежат этому периоду). Собственно, из-за раннего начала творчества Лермонтов и успел написать много, ведь погиб он молодым.

Сначала с ним занимались домашние учителя, а в 1827 году он поступил в пансион при Московском университете, а потом, в 1830 году, — на филологический факультет МГУ. Несмотря на то, что Университет в то время был центром культурной жизни Москвы, философские споры были неинтересны Лермонтову, он ни с кем не дружил, лекции записывал невнимательно.

В 1832 году в Москве случилась эпидемия холеры, и Университет закрыли. Бабушка перевезла Лермонтова из Москвы в Петербург, там он хотел продолжить учебу, но не удалось — программы в университетах были разными, перевод ему не разрешили. Поэтому Лермонтов выбрал карьеру военного и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проучился два года. Он стал корнетом и начал службу в гвардейском гусарском полку. Ему очень нравилась веселая светская жизнь гусаров, и следующие два года он провел легко и беззаботно.

Но все изменилось в 1837 году, когда после гибели А.С. Пушкина Лермонтов написал стихотворение Смерть поэта. Распространил он его поначалу в списках, т.к. боялся цензуры. Но император об этом все равно узнал, и Лермонтов оказался под следствием.

Его сослали на Кавказ, где шла война. В те годы там обетало множество ссыльных — декабристов и штрафных офицеров. Командовал ими младший сын генерала Раевского, благодаря которому на Кавказе образовался свободомыслящий островок александровской эпохи. Но Лермонтову и это было не близко. Он написал стихотворение Дума, где объяснял, что прошлое поколение ему не интересно. Однако с одним человеком из того поколения он все же подружился — с Одоевским.

В 1838 году, благодаря стараниям бабушки, Лермонтов был прощен и переведен обратно в Петербург, где начал служить в полку Гродно. Следующие два года — его творческий расцвет. Лермонтова приняли в пушкинском кругу, признали его талант.

В 1840 году Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посла (из-за замужней г-жи Щербатовой). Поскольку оба не хотели дуэли, то выстрелили в воздух. Но посол все равно сообщил об этом императору, и Лермонтова снова сослали — на этот раз в Тенгинский пехотный полк, и там ему уже пришлось воевать в полную силу. За это Раевский представил Лермонтова к ордену, но Николай I не согласился.

Весной 1841 года Лермонтов поехал в отпуск в Пятигорск, где встретился со своим старым приятелем — Мартыновым. У них были своеобразные отношения: Лермонтов регулярно издевался и недобро подшучивал над Мартыновым. И когда он в очередной раз так поступил, причем в широком кругу, Мартынов не выдержал и вызвал его на дуэль.

15 июля 1841 года Лермонтов был убит Мартыновым на этой дуэли.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Главное отличие Лермонтова от Пушкина состоит в том, что он никогда не отказывался от романтизма в поэзии. Он писал на те же темы, но с другой точки зрения, раскрывал их согласно романтической традиции.

1) Философская лирика во многом она выросла из вольнолюбивой лирики Пушкина. Тот требовал свободы для поэта, а Лермонтов — свободы для любого человека. В отличие от Пушкина, Лермонтов не верил, что все зависит от судьбы. Так возникает стихотворение Парус, посвященное гордой личности, которая желает борьбы.

2) Патриотическая лирика. В отличие от Пушкина, Лермонтов не принимает свою страну целиком и полностью. Он любит Россию странною любовью — ему нравятся родные пейзажи и дух народа, но само государство, империю и ее историю он ненавидит. Стихотворения на эту тему очень противоречивы.

3) Интимная лирика. В отличие от Пушкина, у Лермонтова нет дружеской лирики, поскольку и друзей-то не было. Ее заменяет тема поколения, которую он вводит в литературу. Например, в стихотворении Дума (1838 год) Лермонтов дает оценку и своему поколению, и предыдущему — декабристам. Он отрицает необходимость служения Отечеству. Собственное поколение Лермонтов считает потерянным, однако и в предыдущем, по его мнению, ничего хорошего не было, ведь декабристы только мечтали. Лермонтов пишет Бородино, где приходит к выводу, что стоящие люди жили только в 1812 году, а потом остались лишь невыразительные.

Любовная лирика Лермонтова очень пессимистична. Он всегда пишет либо о несостоявшейся любви, либо о закончившейся, и в центре стихотворения — всегда он сам, страдающий и покинутый. Если сравнить Я вас любил. Пушкина и Нищего Лермонтова, то сразу видно, что Лермонтов — эгоист. Для Пушкина важно было счастье любимой женщины, пусть даже она и не с ним. Лермонтов же смакует собственные страдания, претендует на жалость и сочувствие.

4) Тема поэта и поэзии. Лермонтов продолжает идею Пушкина: пишет собственное стихотворение Пророк, где представляет, что случится, когда пророк отправится глаголом жечь сердца людей, и решает — ничего хорошего не будет. По его мнению, место поэта — в пустыне, где он никому ничего не должен.

С пушкинским Разговором книгопродавца с поэтом Лермонтов спорит в стихотворении Журналист, читатель и поэт: он решает, что люди все равно не оценят творчества, поэтому не нужно показывать им свои произведения.

Смерть поэта — это, в свою очередь, полемика с пушкинским Памятником. Лермонтов считает, что поэту вовсе не нужна вечная слава и признание его таланта после смерти — хорошо было бы, если б ценили при жизни.

5) Психологическая лирика. Лермонтов первый заостряет литературное внимание на психике. Ему интересны не столько поступки героев, сколько то, что происходит у них в голове. В стихотворении В полдневный жар в долине Дагестана он пытается описать сознание человека. Лирический герой там спит, а сон для Лермонтова равен смерти.

Подводя итог, следует заметить, что Лермонтов разительно отличается от Пушкина — это люди разных эпох, с разными характерами. Нерационально ставить их в один ряд.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Оценка творчества Пушкина Белинским: образы Пушкина
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Пророк» Лермонтова: пафос непокорности, вольности, бунтарства

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: