Основные мотивы лирики Лермонтова

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
Наверное, для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым.
Вот уже несколько лет они соперничают в моей душе, а долгое время я не знала, кому отдать предпочтение.
То на долгие недели пленял меня беспечно-ироничный автор «Евгения Онегина», то вдруг я попадала в плен к неистово-мрачному создателю «Демона».
Чтение Пушкина для меня всегда отдых, развлечение.
Погружение в Лермонтова, наоборот, — напряженная работа сердца и мысли.
Пушкин ясен, как солнце, Лермонтов загадочен, как луна. Именно загадочностью пленило меня его творчество. Я была поражена, когда на уроке литературы учитель обратил наше внимание на дату написания стихотворения «Парус».
В 1832 году Михаилу Лермонтову было всего 18 лет. Еще большей неожиданностью было для меня увидеть, что в полном собрании сочинений этому стихотворению предшествует не один десяток произведений. В 16 лет Лермонтов написал «Одиночество», а «Жалобы турка» были написаны в 14 лет! Невольная зависть к ровеснику шевельнулась в моей душе. Ничего похожего не происходило со мной, когда я читала лицейскую лирику Пушкина.
У «солнца русской поэзии» в отрочестве не было подобных стихотворений. Я начала читать все подряд и буквально «заболела» Лермонтовым.
Захотелось побольше узнать о поэте, проникнуть в тайну столь ранней творческой зрелости.
Мне посоветовали обратиться к книге Даниила Андреева «Роза мира», где есть глава, посвященная творчеству Лермонтова.
Книга великого человека о гении русской литературы помогла найти ответы на волновавшие меня вопросы.
Даниил Андреев убежден, что Михаил Юрьевич Лермонтов был вестником, которому свыше была назначена удивительная миссия.
По мысли Андреева, многие русские писатели и поэты, в том числе Пушкин и Гоголь, должны были донести до людей высшие истины, открывшиеся им в иных мирах.
Андреев подробно анализирует, в чем состояла миссия Пушкина, но разговор о Лермонтове начинает словами: «Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры». Попробуем найти подтверждение мыслям Даниила Андреева в стихах М. Ю. Лермонтова.
В 1832 году в возрасте 18 лет поэт пишет:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Удивительно, что в этих стихах слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли произведения, рифмуются. «Другой» перекликается с «душой», а слово «душа» сопровождается эпитетом «русская». Становится понятным, что Лермонтов — «иной избранник» именно потому, что рожден в России. «Русская душа» — это душа «гонимого миром странника». Рифма «странник — избранник» подчеркивает важность для поэта именно такого смысла. Итак, Лермонтов сам находит себе имя. Он «гонимый миром» избранный «странник. с русскою душой». Так говорит о нем Д. Андреев. Откуда и куда лежит путь этого странника? Почему он «гонимый миром»? И чем же в конце концов отличается от души Байрона? Ответы на эти вопросы мы снова найдем в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Вот стихотворение «Ангел». Читаешь первый раз и конечно же воспринимаешь его как искусную балладу, дивную, чарующую фантазию. Однако для Даниила Андреева «Ангел, несший его [Лермонтова] душу на землю и певший ту песнь, которой потом «заменить не могли ей скучные песни земли», есть не литературный прием. а факт». Перечитываешь стихотворение и вдруг понимаешь, что, если принять точку зрения Андреева, ответы на поставленные выше вопросы приходят сами собой. Они перед глазами!

. Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.

Именно «миром печали и слез» гоним «неведомый избранник».

И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

Найти слова этой песни здесь, на земле, — вот предназначение «странника». Это призвание мучительно, ибо обрекает поэта-вестника на одиночество среди «пестрой толпы» светского общества и среди поколения, грядущее которого «и пусто, и темно». Не здесь ли истоки переживаний, вылившихся в строки стихотворений «И скучно и грустно», «На севере диком стоит одиноко», «Выхожу один я на дорогу. «? Лермонтов пишет о душе:

. И долго на свете томилась она
Желанием чудным полна.

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Может быть, в этих строчках — разгадка неповторимости «русской души», постоянно устремленной к высшим мирам, тяготящейся оковами земного существования.

Чем ты несчастлив? —
Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!

Мы привыкли к словам М. Горького: «Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!» А в отрывке из стихотворения Лермонтова «Небо и звезды» сквозит скорбь небесной души, заключенной в человеческом теле, осознание ничтожности человека перед Вселенной. Но нравственная чистота поэта в том и заключается, что он, в отличие от «светской черни», чувствует свое несовершенство и способен осознать величие мировой гармонии. За десятилетия до первого полета человека в космос Лермонтов писал:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом.

Эти строки по сей день не перестают изумлять читателей, литературоведов и. космонавтов. Никто из покорителей космоса не мог и предположить, что можно написать такое, не увидев землю в иллюминатор космической станции.

Духу Лермонтова были знакомы удивительные прозрения, но самому поэту приходилось жить среди тех, кого в стихотворении «Смерть поэта» он назвал палачами Свободы, Гения и Славы.

Становится понятным постоянное обращение к теме тоски, одиночества, неудовлетворенности окружающим миром. У Лермонтова, в отличие от Пушкина, практически нет стихов о дружбе, а стихи о любви наполнены горечью и разочарованием. Невозможно представить Лермонтова, пишущего «На холмах Грузии. «, как невозможно соотнести пушкинский гений со строчками из «Неба и звезд». Кому же в «минуту душевной невзгоды» может довериться «гонимый странник»? Что или кто может утешить его страждущую душу? Только природа родной земли, слияние с ее красотой и покоем дарят поэту минуты возвышенного отдыха.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка.

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Вот так обретает поэт свое счастье. Один на один с природой, без людей, в стороне от «мира печали и слез»! Строки эти пронизаны любовью к родной стране. Любовь к Родине томила Лермонтова всю жизнь. Он многое знал о ее настоящем и даже о ее будущем. Настоящее тяготило его мелочностью, нравственным и социальным несовершенством.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.

В Российском государстве жизнь строится по законам лжи, насилия, лицемерия и подлости. Здесь хладнокровно могут убить поэта («Смерть поэта»), здесь честного человека и в былые времена ждала плаха («Песнь о купце Калашникове»).

Будущее России страшит поэта.

. Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет.
. И пищей многих будет смерть и кровь.

Сегодня мы с горечью можем сказать, что ужасное пророчество сбылось, и это еще одно доказательство того, что Лермонтов — поэт особой миссии, оставшейся, увы, незавершенной.

Сбылось и печальное предсказание Лермонтова о своей судьбе. С юных лет он знал, что финал его жизни будет окрашен кровью, а жизнь будет коротка, как росчерк падающей звезды.

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит.

Нашелся в России еще один хладнокровный убийца с пустым сердцем, и не стало еще одного русского поэта.

Судьбы Пушкина и Лермонтова пытались осмыслить многие русские классики: Ф. Достоевский, А. Григорьев, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Ходасевич, И. Анненский. Каждый из них по-своему определял место великих поэтов в русской и мировой литературе.

Когда И. Бунину было уже за шестьдесят, он неожиданно понял, что ошибался, считая Пушкина первым русским поэтом. На склоне жизни писатель убедился: первый русский поэт — Лермонтов. Перечитывая Лермонтова, все больше соглашаешься с этим мнением.

Д. Андреев писал:

«Если бы не разразилась пятигорская катастрофа, со временем русское общество оказалось бы зрителем такого жизненного пути, который привел бы Лермонтова-старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно».

Возможно, Лермонтов открыл бы нам путь покаяния и очищения от грехов мира сего через приобщение к той красоте, которая, по словам Ф. Достоевского, «спасет мир».

Лермонтов унес с собой тайну русского сердца, оставив нам лишь намек на разгадку. Разгадать эту тайну не дано никому, но приобщиться к ней, войти в мир Лермонтова и вернуться в «мир печали и слез» с обновленной душой может попробовать каждый. Мир поэзии Лермонтова — это космос, и трудолюбивый читатель — неотъемлемая часть его, без которой этот космос далеко не полон.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Сочинения по произведениям и творчеству классиков русской литературы, сочинения по исходному тексту, биографии писателей.

Лермонтов: судьба поэта и основные мотивы лирики

Мать Лермонтова умерла, когда ему было три года, поэтому воспитывала его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева-Столыпина. Она не разрешала мальчику общаться с отцом, таким образом, ребенок рос без родителей. Впоследствии это вызвало множество комплексов.

Судьба поэта Лермонтова

Но именно эта семейная трагедия подтолкнула мальчика к тому, чтобы писать стихи. Он рано сформировался как поэт, в 15 лет уже полноценно писал (например, стихотворения Парус и Нищий принадлежат этому периоду). Собственно, из-за раннего начала творчества Лермонтов и успел написать много, ведь погиб он молодым.

Сначала с ним занимались домашние учителя, а в 1827 году он поступил в пансион при Московском университете, а потом, в 1830 году, — на филологический факультет МГУ. Несмотря на то, что Университет в то время был центром культурной жизни Москвы, философские споры были неинтересны Лермонтову, он ни с кем не дружил, лекции записывал невнимательно.

В 1832 году в Москве случилась эпидемия холеры, и Университет закрыли. Бабушка перевезла Лермонтова из Москвы в Петербург, там он хотел продолжить учебу, но не удалось — программы в университетах были разными, перевод ему не разрешили. Поэтому Лермонтов выбрал карьеру военного и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проучился два года. Он стал корнетом и начал службу в гвардейском гусарском полку. Ему очень нравилась веселая светская жизнь гусаров, и следующие два года он провел легко и беззаботно.

Но все изменилось в 1837 году, когда после гибели А.С. Пушкина Лермонтов написал стихотворение Смерть поэта. Распространил он его поначалу в списках, т.к. боялся цензуры. Но император об этом все равно узнал, и Лермонтов оказался под следствием.

Его сослали на Кавказ, где шла война. В те годы там обетало множество ссыльных — декабристов и штрафных офицеров. Командовал ими младший сын генерала Раевского, благодаря которому на Кавказе образовался свободомыслящий островок александровской эпохи. Но Лермонтову и это было не близко. Он написал стихотворение Дума, где объяснял, что прошлое поколение ему не интересно. Однако с одним человеком из того поколения он все же подружился — с Одоевским.

В 1838 году, благодаря стараниям бабушки, Лермонтов был прощен и переведен обратно в Петербург, где начал служить в полку Гродно. Следующие два года — его творческий расцвет. Лермонтова приняли в пушкинском кругу, признали его талант.

В 1840 году Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посла (из-за замужней г-жи Щербатовой). Поскольку оба не хотели дуэли, то выстрелили в воздух. Но посол все равно сообщил об этом императору, и Лермонтова снова сослали — на этот раз в Тенгинский пехотный полк, и там ему уже пришлось воевать в полную силу. За это Раевский представил Лермонтова к ордену, но Николай I не согласился.

Весной 1841 года Лермонтов поехал в отпуск в Пятигорск, где встретился со своим старым приятелем — Мартыновым. У них были своеобразные отношения: Лермонтов регулярно издевался и недобро подшучивал над Мартыновым. И когда он в очередной раз так поступил, причем в широком кругу, Мартынов не выдержал и вызвал его на дуэль.

15 июля 1841 года Лермонтов был убит Мартыновым на этой дуэли.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Главное отличие Лермонтова от Пушкина состоит в том, что он никогда не отказывался от романтизма в поэзии. Он писал на те же темы, но с другой точки зрения, раскрывал их согласно романтической традиции.

1) Философская лирика во многом она выросла из вольнолюбивой лирики Пушкина. Тот требовал свободы для поэта, а Лермонтов — свободы для любого человека. В отличие от Пушкина, Лермонтов не верил, что все зависит от судьбы. Так возникает стихотворение Парус, посвященное гордой личности, которая желает борьбы.

2) Патриотическая лирика. В отличие от Пушкина, Лермонтов не принимает свою страну целиком и полностью. Он любит Россию странною любовью — ему нравятся родные пейзажи и дух народа, но само государство, империю и ее историю он ненавидит. Стихотворения на эту тему очень противоречивы.

3) Интимная лирика. В отличие от Пушкина, у Лермонтова нет дружеской лирики, поскольку и друзей-то не было. Ее заменяет тема поколения, которую он вводит в литературу. Например, в стихотворении Дума (1838 год) Лермонтов дает оценку и своему поколению, и предыдущему — декабристам. Он отрицает необходимость служения Отечеству. Собственное поколение Лермонтов считает потерянным, однако и в предыдущем, по его мнению, ничего хорошего не было, ведь декабристы только мечтали. Лермонтов пишет Бородино, где приходит к выводу, что стоящие люди жили только в 1812 году, а потом остались лишь невыразительные.

Любовная лирика Лермонтова очень пессимистична. Он всегда пишет либо о несостоявшейся любви, либо о закончившейся, и в центре стихотворения — всегда он сам, страдающий и покинутый. Если сравнить Я вас любил. Пушкина и Нищего Лермонтова, то сразу видно, что Лермонтов — эгоист. Для Пушкина важно было счастье любимой женщины, пусть даже она и не с ним. Лермонтов же смакует собственные страдания, претендует на жалость и сочувствие.

4) Тема поэта и поэзии. Лермонтов продолжает идею Пушкина: пишет собственное стихотворение Пророк, где представляет, что случится, когда пророк отправится глаголом жечь сердца людей, и решает — ничего хорошего не будет. По его мнению, место поэта — в пустыне, где он никому ничего не должен.

С пушкинским Разговором книгопродавца с поэтом Лермонтов спорит в стихотворении Журналист, читатель и поэт: он решает, что люди все равно не оценят творчества, поэтому не нужно показывать им свои произведения.

Смерть поэта — это, в свою очередь, полемика с пушкинским Памятником. Лермонтов считает, что поэту вовсе не нужна вечная слава и признание его таланта после смерти — хорошо было бы, если б ценили при жизни.

5) Психологическая лирика. Лермонтов первый заостряет литературное внимание на психике. Ему интересны не столько поступки героев, сколько то, что происходит у них в голове. В стихотворении В полдневный жар в долине Дагестана он пытается описать сознание человека. Лирический герой там спит, а сон для Лермонтова равен смерти.

Подводя итог, следует заметить, что Лермонтов разительно отличается от Пушкина — это люди разных эпох, с разными характерами. Нерационально ставить их в один ряд.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Оценка творчества Пушкина Белинским: образы Пушкина
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Пророк» Лермонтова: пафос непокорности, вольности, бунтарства

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Основные мотивы в лирике Лермонтова

сочинение

Где не погибло слово,
там и дело еще не погибло.

Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет в стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов:

Печально и гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.
Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять. Мне представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к пробуждению гражданской совести у своего поколения.
Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося человека ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания. Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:

Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар ?

Нетрудно догадаться , кого имел ввиду автор . Они — это придворная знать , продажные журналисты , идейные защитники самодержавия . Вначале Лермонтов только намекает на тех , кто был замешан в трагических событиях . Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина . Его погубили « надменные потомки известной подлостью прославленных отцов » . В этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати , оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе с декабристами . Именно они таятся « под сенью закона » . Поэт громко и открыто заклеймил высокопоставленных преступников . С тех пор всем , кому дорого русское слово , стало известно имя Лермонтова , преемника традиций Пушкина . Стихотворению « Смерть поэта » очень близко по теме и настроению другое — « Как часто пестрою толпою окружен » . Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов . Поэт чувствует себя одиноко среди них . Возвращаясь мыслями к детству , он как бы отдыхает душой . Стихотворение волнует нас не только потому , что в нем обличается высший свет . Нас пленит духовный мир самого поэта , его мысли и чувства .
Лермонтов очень любил свою родину , поэтому в его произведениях родина — предмет любви , поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних творениях поэта можно встретить его размышления о судьбе России . В Стихотворении « Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую гибель самодержавия : « …царей корона упадет » . Возникает резонный вопрос : что принесет падение царской власти ? По мнению Лермонтова , отнюдь не процветание и благоденствие . Прежде всего должен быть уничтожен закон :

Когда детей , когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон .

Россия представлялась поэту как « страна рабов , страна господ » . Ненависть и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай , немытая Россия … » Это , по — моему , одно из самых громких и ярких заявлений Лермонтова . В этом произведении прозвучало оскорбительно — дерзкое , и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение родной страны — « немытая Россия » . Такого русская литература еще не произносила ! Лермонтов , свободный и гордый человек , не может жить в « стране рабов , стране господ » , быть под постоянным надзором властей . И в то же время , он ненавидит Россию безропотную , покорную , где царят беззаконие и произвол . Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной природы . Однако , мне кажется что в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж отсутствует . Поэт говорит о тех мыслях и чувствах , которые вызывает у него природа . Доказательством этому служит стихотворение « Родина » . Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию . Это , своего рода , казенный патриотизм . Поэт признает его ложным . Уже в первой строфе автор называет свою любовь к родине странной . В чем же заключается эта странность ? Вероятно , в двойственном отношении к родине . Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта . Поэт любуется полным гумном , избами с резными ставнями на окнах . А вот так называемый официальный патриотизм его не трогает . Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным . Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу и счастье русского человека . И мне кажется , что его стихи согреты чувством великой любви к народу .
Все таки , я думаю , Лермонтов был очень одинок . Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики : одинокий парус , одинокая сосна , одинокая пальма , одинокий утес . Поэт безнадежно одинок . Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми . Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство — любовь . В его любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной любви . Она приносит не радость и счастье , а грусть и страдания . Лермонтов грустит , причем искренне , о том , что в жизни все так ничтожно . Да и сама жизнь — пустая и глупая шутка . Как ни странно , ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни , не уводит его в мир мечтаний и грез . Полагаю , стихотворение « Выхожу один я на дорогу » принадлежит к лучшим его творениям . Вместе с автором мы видим величие ночи , очарование торжественной тишины и покоя . Это гимн красоте гармонии природы , которая не знает противоречий . Далее , от ночного пейзажа мысль переходит к человеческому обществу , в котором бушуют страсти и душевный тревоги . В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен на душевных переживаниях человека . Лермонтов — глубокий и тонкий психолог , который чутко раскрывает психологию своих героев , их мгновенные настроения и переживания .
Лермонтов — поэт настоящего , но чтобы хорошо знать настоящее , надо иметь хорошее представление о прошедшем . Лермонтов не был историком , однако , в своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты . Как истинно русский человек , как гражданин — патриот , он не мог не любить своей истории . Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество , стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса , его усилия были тщетны . Таких людей он не нашел . Лермонтов пишет стихотворения , в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений .
В « Бородине » впервые в русской истории , историческое событие было увидено глазами русского народа , Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и основным ее участником — русским солдатом , от имени которого говорит Лермонтов . Читая , живо представляешь себе простого русского солдата:

Забил заряд я в пушку туго
И думал : угощу я друга !
Постой-ка , брат , мусью !
Что тут хитрить , пожалуй к бою ;
Уж мы пойдем ломить стеною ,
Уж постоим мы головою
За родину свою .

« Бородино » — глубоко русское произведение . В нем автор воскресил великие понятия родины и народа , чести и долга в их первоначальном значении . Мы всегда останемся благодарны поэту за то , что в скорбные дни национальной трагедии , когда пол — России топтали сапоги немецких оккупантов , его строки будили в нас чувство долга . Тогда все войска оборонявшие Москву , повторяли крылатые строки : « Ребята ! Не Москва ль за нами ? Умремте ж под Москвой… »
В литературном наследии Лермонтова немало произведений , посвященных русской истории . Поэма « Последний сын вольности » — это красочный рассказ о жизни новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность . В поэме « Боярин Орша » , поэт обращается к временам Ивана Грозного .
Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства , свойственные поколению старого времени . Именно о таких людях он говорит в песне про купца Калашникова . Автор уходит в глубину веков и создает жизненную правдоподобную ситуацию , которая требует от главного героя свершения подвига во имя чести и долга . Мне кажется , что обращение Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной гордости за дела своих предков , желанием пробудить у современников интерес к славным страницам русской истории , и тем самым поднять их гражданский дух в мрачные годы николаевской реакции . И я согласен со словами В . Г . Белинского , сказавшего , что он « вопрошал и допрашивал прошедшее , чтобы оно объяснило ему настоящее и намекнуло о будущем » .
М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К другу», «Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи о поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них -отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство внутреннего разлада с миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо, свою идейно-художественную программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи с общественными условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» ведется разговор трех людей, представляющих основные движущие силы литературы того времени. Я считаю, что центральной фигурой этого стихотворения, отражающей точку зрения автора, является читатель, требующий от поэта правды и силы. Читатель задает твердый и жесткий вопрос, обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда же,

Расставшись с сложной мишурой,
Мысль обретет язык простой,
И страсти голос благородный?

В стихотворении «Пророк», Пушкин говорит о великом общественном значении поэзии — «глаголом жечь сердца людей.» Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Такое различие позиций двух великих русских поэтов объясняется различием эпох, в которых они формировались. Пушкин — в период патриотического подъема Отечественной войны 1812 года; Лермонтов — в период беспросветной николаевской реакции. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело. Я думаю, что это стихотворение прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Наверное, для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым. Вот уже несколько лет они соперничают в моей душе, а долгое время я не знала, кому отдать
предпочтение. То на долгие недели пленял меня беспечно-ироничный автор “Евгения Онегина”, то вдруг я попадала в плен к неистово-мрачному создателю “Демона”. Чтение Пушкина для меня всегда отдых, развлечение. Погружение в Лермонтова, наоборот, — напряженная работа сердца и мысли. Пушкин ясен, как солнце, Лермонтов загадочен, как луна. Именно загадочностью пленило меня его творчество. Я была поражена, когда на уроке литературы учитель обратил наше внимание на дату написания стихотворения “Парус”. В 1832 году Михаилу Лермонтову было всего 18 лет. Еще большей неожиданностью было для меня увидеть, что в полном собрании сочинений этому стихотворению предшествует не один десяток произведений. В 16 лет Лермонтов написал “Одиночество”, а “Жалобы турка” были написаны в 14 лет! Невольная зависть к ровеснику шевельнулась в моей душе. Ничего похожего не происходило со мной, когда я читала лицейскую лирику Пушкина. У “солнца русской поэзии” в отрочестве не было подобных стихотворений. Я начала читать все подряд и буквально “заболела” Лермонтовым. Захотелось побольше узнать о поэте, проникнуть в тайну столь ранней творческой зрелости. Мне посоветовали обратиться к книге Даниила Андреева “Роза мира”, где есть глава, посвященная творчеству Лермонтова. Книга великого человека о гении русской литературы помогла найти ответы на волновавшие меня вопросы. Даниил Андреев убежден, что Михаил Юрьевич Лермонтов был вестником, которому свыше была назначена удивительная миссия. По мысли Андреева, многие русские писатели и поэты, в том числе Пушкин и Гоголь, должны были донести до людей высшие истины, открывшиеся им в иных мирах. Андреев подробно анализирует, в чем состояла миссия Пушкина, но разговор о Лермонтове начинает словами: “Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры”. Попробуем найти подтверждение мыслям Даниила Андреева в стихах М. Ю. Лермонтова. В 1832 году в возрасте 18 лет поэт пишет:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Удивительно, что в этих стихах слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли произведения, рифмуются. “Другой” перекликается с “душой”, а слово “душа” сопровождается эпитетом “русская”. Становится понятным, что Лермонтов — “иной избранник” именно потому, что рожден в России. “Русская душа” — это душа “гонимого миром странника”. Рифма “странник — избранник” подчеркивает важность для поэта именно такого смысла. Итак, Лермонтов сам находит себе имя. Он “гонимый миром” избранный “странник. с русскою душой”. Так говорит о нем Д. Андреев. Откуда и куда лежит путь этого странника? Почему он “гонимый миром”? И чем же в конце концов отличается от души Байрона? Ответы на эти вопросы мы снова найдем в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Вот стихотворение “Ангел”. Читаешь первый раз и конечно же воспринимаешь его как искусную балладу, дивную, чарующую фантазию. Однако для Даниила Андреева “Ангел, несший его [Лермонтова] душу на землю и певший ту песнь, которой потом “заменить не могли ей скучные песни земли”, есть не литературный прием. а факт”. Перечитываешь стихотворение и вдруг понимаешь, что, если принять точку зрения Андреева, ответы на поставленные выше вопросы приходят сами собой. Они перед глазами!

. Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.

Именно “миром печали и слез” гоним “неведомый избранник”.

И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

Найти слова этой песни здесь, на земле, — вот предназначение “странника”. Это призвание мучительно, ибо обрекает поэта-вестника на одиночество среди “пестрой толпы” светского общества и среди поколения, грядущее которого “и пусто, и темно”. Не здесь ли истоки переживаний, вылившихся в строки стихотворений “И скучно и грустно”, “На севере диком стоит одиноко”, “Выхожу один я на дорогу. ”? Лермонтов пишет о душе:

. И долго на свете томилась она
Желанием чудным полна.
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Может быть, в этих строчках — разгадка неповторимости “русской души”, постоянно устремленной к высшим мирам, тяготящейся оковами земного существования.

Чем ты несчастлив? —
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!

Мы привыкли к словам М. Горького: “Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!” А в отрывке из стихотворения Лермонтова “Небо и звезды” сквозит скорбь небесной души, заключенной в человеческом теле, осознание ничтожности человека перед Вселенной. Но нравственная чистота поэта в том и заключается, что он, в отличие от “светской черни”, чувствует свое несовершенство и способен осознать величие мировой гармонии. За десятилетия до первого полета человека в космос Лермонтов писал:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.

Эти строки по сей день не перестают изумлять читателей, литературоведов и. космонавтов. Никто из покорителей космоса не мог и предположить, что можно написать такое, не увидев землю в иллюминатор космической станции.
Духу Лермонтова были знакомы удивительные прозрения, но самому поэту приходилось жить среди тех, кого в стихотворении “Смерть поэта” он назвал палачами Свободы, Гения и Славы.
Становится понятным постоянное обращение к теме тоски, одиночества, неудовлетворенности окружающим миром. У Лермонтова, в отличие от Пушкина, практически нет стихов о дружбе, а стихи о любви наполнены горечью и разочарованием. Невозможно представить Лермонтова, пишущего “На холмах Грузии. ”, как невозможно соотнести пушкинский гений со строчками из “Неба и звезд”. Кому же в “минуту душевной невзгоды” может довериться “гонимый странник”? Что или кто может утешить его страждущую душу? Только природа родной земли, слияние с ее красотой и покоем дарят поэту минуты возвышенного отдыха.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Вот так обретает поэт свое счастье. Один на один с природой, без людей, в стороне от “мира печали и слез”! Строки эти пронизаны любовью к родной стране. Любовь к Родине томила Лермонтова всю жизнь. Он многое знал о ее настоящем и даже о ее будущем. Настоящее тяготило его мелочностью, нравственным и социальным несовершенством.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.

В Российском государстве жизнь строится по законам лжи, насилия, лицемерия и подлости. Здесь хладнокровно могут убить поэта (“Смерть поэта”), здесь честного человека и в былые времена ждала плаха (“Песнь о купце Калашникове”).
Будущее России страшит поэта.

. Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет.
. И пищей многих будет смерть и кровь.

Сегодня мы с горечью можем сказать, что ужасное пророчество сбылось, и это еще одно доказательство того, что Лермонтов — поэт особой миссии, оставшейся, увы, незавершенной.
Сбылось и печальное предсказание Лермонтова о своей судьбе. С юных лет он знал, что финал его жизни будет окрашен кровью, а жизнь будет коротка, как росчерк падающей звезды.

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит.

Нашелся в России еще один хладнокровный убийца с пустым сердцем, и не стало еще одного русского поэта.
Судьбы Пушкина и Лермонтова пытались осмыслить многие русские классики: Ф. Достоевский, А. Григорьев, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Ходасевич, И. Анненский. Каждый из них по-своему определял место великих поэтов в русской и мировой литературе.
Когда И. Бунину было уже за шестьдесят, он неожиданно понял, что ошибался, считая Пушкина первым русским поэтом. На склоне жизни писатель убедился: первый русский поэт — Лермонтов. Перечитывая Лермонтова, все больше соглашаешься с этим мнением.
Д. Андреев писал:
“Если бы не разразилась пятигорская катастрофа, со временем русское общество оказалось бы зрителем такого жизненного пути, который привел бы Лермонтова-старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно”.
Возможно, Лермонтов открыл бы нам путь покаяния и очищения от грехов мира сего через приобщение к той красоте, которая, по словам Ф. Достоевского, “спасет мир”.
Лермонтов унес с собой тайну русского сердца, оставив нам лишь намек на разгадку. Разгадать эту тайну не дано никому, но приобщиться к ней, войти в мир Лермонтова и вернуться в “мир печали и слез” с обновленной душой может попробовать каждый. Мир поэзии Лермонтова — это космос, и трудолюбивый читатель — неотъемлемая часть его, без которой этот космос далеко не полон.

4504 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: